Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СВОБОДА И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ



Деятельность дошкольных учреждений определяется докумен­тами, регламентирующими прежде всего их финансирование. Мы говорим здесь о типичном западном дошкольном учреждении. Ра­бота над финансовыми отчетами занимает большую часть рабоче­го времени директора (заведующего) детским садом. В остальном персонал детского сада, сообразуясь со своими знаниями и опы­том работы, выбирает общую линию педагогической деятельнос­ти и составляет конкретные планы на учебный год, полугодие, месяц, а коллектив педагогов группы — на неделю и день. Мини­стерство просвещения или местное управление школ может выд­винуть требования по содержанию дошкольного и начального школьного образования, однако они не носят характера обяза­тельной для исполнения программы. Педагоги любого уровня име­ют возможность встречаться со своими коллегами, районными и городскими инспекторами для консультаций и обмена мнениями. Очень важным считается также периодическое повышение квали­фикации всеми членами педагогического коллектива.

Под программой обычно понимается определенным образом раз­работанный куррикулум, т. е. планирование и контроль, цели, за­дачи, материалы, методы работы по определенному направлению,


которые взяты из опыта данного педагогического коллектива, от­дельного педагога либо нескольких педагогов, придерживающих­ся данного направления, и дают на практике обычно хороший результат (например, программа обучения катанию на коньках, программа знакомства с космосом, программа обучения игре на скрипке по такому-то методу и т. п.). В некоторых странах суще­ствуют программы более общего характера, которым рекомендуют следовать: например, во Франции — когнитивного развития детей по системе Жана Пиаже, в Америке — программы развития ода­ренности по системе Б. Блума. Профессиональные журналы, сбор­ники статей, научно-практические конференции используются как арена для обсуждения хода и итогов работы. Программ так много, что дискуссия не может носить слишком острого характера.

Для начальной школы выпускается большое количество взаи­мозаменимых учебников; руководство школы (коллегиальный орган, в который входят, как правило, представители родителей, учени­ков, городской школьной администрации и т.д.) решает, какими учебниками стоит пользоваться, но учитель может и сам решить, на чем остановиться. Он может не брать готовых учебников, а ко­пировать отдельные главы из разных источников и раздавать их ученикам. Все учебники должны быть одобрены органами образо­вания и соответствовать определенным критериям, в том числе: психологическим, эстетическим, научно-содержательным, педа­гогическим. Учебники рецензируются комиссиями из компетент­ных лиц, имеющих разную профессиональную подготовку. (Тем не менее через комиссии проходит и много учебников, содержащих ошибки, неверные или устаревшие сведения, не соответствующих возрастному уровню, при рыночной экономике это естественно.)

«Шаг за шагом» — программа для детей и родителей (авторы К. А. Хэнсен, Р. К. Кауфман, К. Б. Уолш; профинансирована Д. Со­росом). Разработана для 19 стран Центральной и Восточной Евро­пы и бывшего Советского Союза. Программа учитывает в первую очередь американский опыт, американский образ жизни и ценно­сти. В ее основе — положение о необходимости подготовить поко­ление людей, которым независимо от того, где они будут жить, придется сталкиваться с изменениями в социальной, политичес­кой, экологической, научной, технической и промышленной сфе­рах, поэтому они должны быть критически мыслящими, любоз­нательными, готовыми к переменам, например к изменению про­фессии, к изучению нового на протяжении всей жизни, к поста­новке и разрешению неожиданно возникающих проблем. В то же время люди XXI в. должны проявлять творчество, фантазию и изоб­ретательность и заботиться об окружающем (людях, обществе, стра­не, среде). Программа основана на стремлении индивидуализиро­вать условия обучения каждого ребенка за счет предоставления ему возможности выбора занятий, контакта с семьей, с культур-


 




ной, религиозной, местной общиной или жителями микрорайона. Исходя из того, что дети максимально интенсивно развиваются, когда увлечены процессом обучения, педагоги организуют среду детского сада и начальной школы в виде центров активности та­ким образом, что она 'сама побуждает детей к исследованию, про­явлению инициативы и творчеству. Владея знаниями о том, как происходит развитие ребенка, взрослые формируют обстановку и предоставляют материалы для обучения, поощряют игры и раз­ные формы социального взаимодействия детей, учитывают темп развития каждого и необходимость пройти через все закономер­ные этапы, а также то, что когнитивное развитие связано с глубо­кими качественными трансформациями мышления.

Для программы «Шаг за шагом» были выбраны идеи конструк­тивизма, учета особенностей развития и прогрессивного образо­вания (т. е. самоценности детства, уникальности личности, ориен­тированности на ребенка). От педагогов, работающих по програм­ме, требуется большая работа по планированию и организации деятельности, по наблюдению и созданию отчетных документов, в частности индивидуальных папок для каждого ребенка. Програм­ма не имеет конкретного наполнения: она только задает принци­пы, типы, методы организации и контроля работы, приводит при­меры деятельности. Экспериментальное опробование программы происходит, в частности, в Прибалтике, и в нем участвуют тыся­чи детей.

В большинстве стран момент готовности ребенка к школе опре­деляется психологом по его поведению в специально построенной си­туации. Как правило, детям задают вопросы (в возрастающем по сложности порядке): как ребенка зовут, как зовут его маму, папу, мальчик он или девочка, где он живет, куда сейчас пришел, ка­кой день недели и какое число сегодня, вчера, завтра, какое вре­мя суток, в какое время суток происходят определенные события; просят показать части тела, сориентироваться, где право -- где лево; демонстрируют и просят назвать изображения отдельных предметов и животных и показать, какие предметы подходят друг к другу, как они называются общим словом; предлагают выпол­нить простые команды на усвоение предлогов места, описать из­менение в ситуации, назвать восемь цветов и указать на предмет по признаку цвета, нарисовать такой же предмет по точкам на клетчатой бумаге, найти одинаковые и разные изображения, срав­нить количества предметов (больше, меньше, равно), пересчитать предметы и назвать количество, показать по команде определен­ное количество пальцев, провести линию через определенное ко­личество предметов, назвать цифры и числа (до 100), решить зада­чи на сложение и вычитание в пределах первого десятка, назвать буквы, прочитать слова из 3 — 7 букв (как больших печатных, так и маленьких строчных и прописных), просят прочитать короткий


 


рассказ и ответить на вопросы по его содержанию, просят напи­сать свое имя и фамилию, отдельные буквы и слова. Если школа специализированная, то педагоги могут выставить дополнитель­ные требования к поступающим.

Психолог и приемная комиссия школы решают, готов ли ребе­нок к поступлению в школу. Если нет, ему могут посоветовать прийти через год (повторить подготовительный класс). То же каса­ется и ежегодной успеваемости: иногда ученика оставляют на вто­рой год, хотя это, как показывают соответствующие наблюдения, редко приносит ощутимые результаты. Если у педагогов есть заме­чания по поведению ребенка, он может попросить родителей об­ратиться к специалистам, которые должны дать свои рекоменда­ции в отношении дальнейшего обучения. По окончании началь­ной школы педагоги могут решить, справится ли ребенок с даль­нейшей программой или он должен учиться по облегченному ва­рианту.

Учебный год делится на несколько периодов, количество кото­рых может быть рекомендовано, но в конце концов окончательно определяется самим педагогическим коллективом школы. В конце периодов и в конце учебного года могут проводиться проверочные работы на разных уровнях. Считается, что научиться писать, чи­тать и считать все дети должны к концу начальной школы, так как каждый развивается в своем темпе, а основная задача — уравнове­шенный, здоровый, позитивно настроенный гражданин, равно­правный член общества, без стресса воспринимающий предлагае­мые ему для решения задачи. Если ребенка слишком рано застав­лять решать задачи, до которых еще не дорос, он вступает в конф­ликт с людьми, ставящими перед ним эти задачи, а это в конце концов приводит к ненависти к обществу, которое тебя не пони­мает. В частности, в начальной школе стараются не ставить оце­нок, давая лишь индивидуальную характеристику особенностей поведения ребенка в коллективе и его участия в учебном процес­се, адресованную родителям. В настоящее время в западном обще­стве ведется дискуссия о том, как вообще избежать необходимости оценок и не сводить отношения ребенка с педагогами к успевае­мости на занятиях.

Одна из главных целей деятельности с детьми — приобретение опыта счастья, опыта удачных совместных действий с другими и ус­пешного преодоления своих слабостей. Ребенок может выразить свою личность, познать самого себя тогда, когда ему предоставлена воз­можность разнообразной деятельности. Игра — мир, в котором жи­вет ребенок, где соединяются, пересекаются, синтезируются дви­жения, чувства, мышление, социальные связи, речь. Спрятавшись за ролевым персонажем, дети могут спокойно и свободно выразить затаенные чувства, представить себя на месте другого. В этом мире есть однозначно добрые и злые персонажи и события, которые ве-


дут постоянную борьбу друг с другом, причем добро побеждает зло. Ребенок хочет выигрывать и добивается победы, понимая, таким образом, что бороться стоит. Если у него есть партнер — другой ребенок, то его жизненный опыт обогатится за счет переживания горечи поражения, умения делать уступки, достигать компромисса.

Ребенок играет не потому, что хочет развиваться, а потому, что игра приносит ему чувство удовлетворения, удовольствие и радость. В западной педагогике (в основном Ж. Пиаже и С. Сми-лянски) выделяется три этапа развития игры: 1) сенсомоторная активность, деятельность, движение, наблюдение, ощущения от самого себя и окружающего, символическая игра; параллельная игра; 2) ролевая игра, когда ребенок имитирует или проживает деятель­ность взрослого или известного ему персонажа, добавляя к пере­живаниям изрядную толику воображения; 3) игра с правилами, вырастающая из ограничений и запретов предыдущего этапа к со­блюдению осознанной последовательности действий; социальная игра. Новейшие исследования касаются содержания и формы игр, в которые играют дети в разных социокультурных сообществах, этнических формированиях, а также соотношения в игре мысли, чувства, речи и действия. Важно также отслеживать групповую ди­намику игровых сообществ. Установлено, что игры не уходят из по­вседневности детской жизни: их сюжеты в значительной мере транс­формируются под влиянием телевидения, видео, компьютеров, производителей предметов массовой культуры. Престижно знать, во что сейчас принято играть, как ведут себя герои мультсериалов, какие игрушки должны быть дома у каждого, какие элементы одеж­ды в моде. Массовое сознание формируется уже с трехлетнего воз­раста. Именно с кичем пытаются бороться родители, выбирающие для детей альтернативные образовательные учреждения.

Взрослому не рекомендуется делить игры ребенка на хорошие, дидактически ценные и малоинтересные, плохие: согласно резуль­татам исследований развития структуры головного мозга дети в большинстве случаев склонны к таким движениям и действиям, которые важны для их развития, какими бы глупыми и примитив­ными они ни казались со стороны. Считается, что не следует зап­рещать такие игры, лучше принимать любые проявления детей тепло, всерьез, с одобрением, как ценное достижение. (Вредные и опасные игры необходимо ограничивать.) Если взрослый играет с ребенком, он должен делать это не из одолжения, а серьезно и искренне.

Р. Эртер рассматривает игру как деятельность особого рода, в которой действие совершается ради себя самого и постоянно ме­няется отношение субъекта игры к действительности. В игре важны повторение, ритуалы, а также отношение с объектом — предме­том, определяемым в культурно-экологической перспективе, при­чем партнер на первых порах тоже представляет собой как бы объект


игры. Совершенствование игры происходит от ориентированности на самого себя к ориентированности на партнера, при этом меня­ется сама личность человека, а социальное познание происходит в общении с партнерами. Значение игрового действия все время ме­няется, схема действия преобразуется, планирование действия ста­новится расчлененным; в игре отрабатываются важнейшие комму­никативные действия и сценарии.

В современной западной педагогике наибольшее значение при­дается свободной ролевой игре. В игре проявляются и развиваются со­циальные, когнитивные, языковые и креативные способности ре­бенка, выявляются типы личностного поведения и корригируются агрессивные, необоснованные, неверно понятые поступки. Ребенок должен проявить себя в ролевых взаимоотношениях, узнать свои слабости и свою силу, прийти к устойчивым психическим реакци­ям, выявить разницу между фантазией и реальностью, побывать в разных ролях, почувствовать преимущества и недостатки опреде­ленных положений. Большинство терапевтических методик имеют форму игры. Западные воспитатели и преподаватели начальной шко­лы ведут систематические записи, фиксируя, кто из детей с кем играет и во что, как развивается сюжет, что нового появляется в играх. Важно понять, как обогащаются содержанием игры сверст­ников за счет контактов друг с другом и с окружающим миром.

Физическое развитие приобретает особое значение в связи с тео­риями о здоровом образе жизни, профилактикой заболеваний и представлениями о том, что внешний вид человека и его спортив­ная форма влияют на его успешность и благополучие, а также на самостоятельность и свободу поведения. Получила распространение мотология (Э. И. Кипхард) -- учение о нейромоторном (рефлек­сы, координация) и сенсомоторном (наблюдение, реакции) раз­витии. Эта наука включает в себя разные направления, в том числе такие, как мотопедагогика (развитие личности при помощи дви­жений) и мототерапия (физкультура, ориентированная на конк­ретного ребенка).

Вопросы для повторения

1. Какую роль играет финансирование в работе детских садов и школ?
Почему они финансируются неодинаково? Как можно распределять фи­
нансы в учреждении?

2. Как выбирается и применяется определенная модель образования?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.