Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПЕДАГОГИКА СЕЛЕСТЕНА ФРЕНЕ



Знаменитый французский педагог Селестен Френе (1896 — 1 966) — основатель педагогики взаимодействия и коммуникации. Это взаимодействие между всеми участниками педагогического про-


 




цесса — между детьми, между взрослыми, между взрослыми и детьми. Говорят, что нет таких идей, которые принадлежали бы только ему одному: все они разрабатывались группой его сторон­ников в ходе дискуссий и практической работы. Имя Френе объе­диняет людей, питающих горячий интерес ко всякой живой мыс­ли, к каждому конкретному человеку и к его индивидуальному способу познания. Будучи сам страстным человеком, Френе соби­рал вокруг себя людей, в которых видел своих потенциальных со­юзников, — людей, недовольных своим опытом, но не складыва­ющих руки, скучающих в рамках рутинных методик, но мечтаю­щих об увлеченной профессиональной деятельности, — и зажигал их общей идеей. Неоценимой была поддержка, которую он оказы­вал молодым. Он любил провинциалов, интересовался преимуще­ственно сельскими школами и скептически, если не пренебрежи­тельно, отзывался обо всех указаниях вышестоящего начальства. Последователи Френе преподают разные предметы, но неизменно ставят перед собой задачу вовлечь каждого ученика в процесс об­мена мыслями, заставить размышлять и говорить о складываю­щемся у него знании, о ходе процесса познания.

Для Френе характерен отказ от всяческого догматизма. Ученик должен поверить в свои силы и развиваться благодаря постоянно совершенствующемуся вербальному самовыражению. Учитель дол­жен быть открыт для ученика и коллег, должен свободно делиться мнениями, получать удовольствие от работы. Учителя, собираю­щиеся для обмена идеями и педагогическими находками, с вос­торгом и интересом относятся друг к другу, не боятся рассказать о трудностях и возникающих вопросах. Они никогда ни в чем до конца не уверены, хотя достаточно очевидно, что они никогда не напи­шут в тетради, проверяя домашнее задание, что оно сделано пло­хо или посредственно, а лишь — что следует постараться сделать лучше, и это получится, без сомнения. Отсюда следует, каким язы­ком они пользуются при общении с детьми: говорят, не ментор-ствуя, поощряя высказывание своих мыслей, внимательно отно­сятся к попыткам подобрать подходящие слова.

С. Френе родился в Таре (Морские Альпы) 15 октября 1896 г. (в один год с Л. С. Выготским, Р. Якобсоном и Ж. Пиаже) в кресть­янской семье. Радостные воспоминания детства были связаны с природой и простой деревенской жизнью, даже с тяжелым трудом родителей во дворе, в поле и с кругом циклически повторяющих­ся повседневных обязанностей. Френе сформировался как человек неподкупной честности и естественной открытости, с благодар­ностью думающий о людях здорового труда, гармонически мудрых благодаря опыту естественного мировосприятия. В этом смысле Френе явился продолжателем идей Руссо. Мрачные воспоминания и размышления вызывала у него только школа-казарма, как он ее называл: тесное, мрачное помещение, строгий учитель и бессмыс-


ц-иные виды школьных работ — списывание, зубрежка, воспро-м шедение заученных наизусть текстов. Именно из-за того, что раз­рыв между школой и жизнью произвел на Френе такое большое впечатление, он решил стать учителем и поступил в Эколь нор­маль на педагогический факультет. После второго курса, в 1915 г., его призвали в армию, на войну, и он служил офицером до тех мор, пока не получил тяжелого ранения в легкое. По окончании пойны, проведя четыре года в госпиталях, вернулся домой пол­ным инвалидом. С 1920 г. стал преподавать в двухклассной деревен­ской школе; постепенно начал переносить как можно больше за­нятий на открытый воздух: ему было трудно дышать в помещении. Он отказался от рассуждений на темы морали; вместо этого уче­ники в течение недели должны были думать о каком-нибудь деви-)с типа: «Я хочу быть почтительным к своим родителям»; «Я хочу (>ыть всегда готовым прийти на помощь своим товарищам». Во Франции школа уже тогда была отделена от церкви, поэтому эти­ка преподавалась отдельно от религии. Френе хотел, чтобы учени­ки искали способы претворить нравственные лозунги в жизнь, чтобы и в области морали не было сухих застывших догм. Самое чажное добрые взаимоотношения в школьном коллективе и под­держание порядка и чистоты в классах. С 1920 г. Френе вел дневник, где отмечал все особенности поведения каждого ученика, вопро-•1.1 и проблемы, творческие проявления и провалы. Тогда же он познакомился с произведениями Маркса, Энгельса и Ленина и шнял просоциалистические идеалистические позиции, близкие ко взглядам его друга Р. Роллана. Его любимыми авторами были

. Франциск Ассизский с его христианским социализмом и иезуит Гелар де Шарден. В 1925 г. он посетил с международной делегацией учителей школы в Ленинграде, Саратове, Москве и Сталинграде был потрясен бедностью и скудостью условий, в которых велось обучение.

В поисках новых, адекватных детскому развитию способов пе-эедачи знаний Френе познакомился с М. Монтессори и ее ассис­тенткой X. Паркхерст, переписывался с бельгийским врачом и пе­дагогом О. Декроли, завязал особенно тесные контакты со швей-дарским педагогом А. Феррьером. Он изучил систему реформиро-занных школ X. Литца в Антоне (Германия), где в комфортабель-шх условиях дети самообучались почти без вмешательства учите-тя. Приняв принцип самостоятельности учеников, Френе стал изоб-эетать средства и способы воплощения его на практике. Ему были элизки идеи Руссо, которые больше подходили для бедной дере­венской школы. Он считал важным трудовое воспитание и настаи-зал на том, что «бодрые головы и ловкие руки» лучше, чем наби-ые знаниями умы.

В 1923 г. С. Френе сдал экзамен на преподавателя высшей шко-1ы, и ему было предложено профессорское место в Бриньоле, но


 


он отказался от него, вернувшись в свою школу. Он был одержим идеей — вывести из нужды широкие слои бедного населения за счет улучшения качества образования. Для Френе было важно, в каких условиях живут его ученики, как формируется их отноше­ние к обществу: где бы Френе ни преподавал, он всюду организо­вывал для крестьян, поденщиков, рабочих, ремесленников торго­вые кооперативы, поскольку считал их более прогрессивный фор­мой организации труда. Старой школе — школе сугубо интеллек­туальной, школе слова и книги — Френе решил противопоставить воспитание жизнью, для жизни и в труде. В его школе не было ника­кой уравниловки, никакой нормы, никакого конформизма и при­нуждения. Ученики называли его «папа Френе», а его супругу Эли­зу — «маман Френе» — с любовью и уважением.

В 20-е годы во Франции сформировалось движение «Новая шко­ла», в котором Френе принял участие. Среди важнейших идей это­го направления были такие: школа по возможности должна нахо­диться в сельской местности. Обучение следует доверять самим ученикам, работающим в группах или поодиночке. Часто они сами определяют или выбирают, чем им заняться, и потому оказыва­ются лучше подготовленными к решению задач, поставленных жизнью. Дисциплина и порядок регулируются в значительной мере ответственностью учеников и школьным самоуправлением. Жизнь в школе строится по семейному образцу. До обеда происходят за­нятия интеллектуальными видами деятельности, после обеда -уроки рисования, ручного труда, рукоделия, физкультуры, работа в саду, в лаборатории, в мастерской или экскурсии. Особо поощ­ряется ручной труд, способствующий развитию наблюдательности и мышления (в том числе изготовление линогравюр, переплетные работы, работа по металлу), а также физическая и художественная творческая активность. Ничего абстрактного, даже математика и грамматика должны быть приближены к жизни. Ученики должны экспериментировать, строить, искать, приобретать собственный опыт. Когда идеи новой школы осуществились, они превратились в застывшую рутину и перестали интересовать Френе.

И тогда он занялся созданием более живого дела — педагоги­кой «современной школы», которой и посвятил себя до конца сво­их дней. Обратившись к проблемам возрастной психологии, Фре­не заметил, что жизнь не состояние, а становление. Этот про­цесс должна объяснять психология, на него должна влиять педа­гогика. Всякий раз, когда ребенок сталкивается с чем-то новым, на какой бы стадии своего развития он ни находился, сначала он проходит через период «ощупывающего» исследования окружаю­щего и предметов, затем следует период постепенного самовыс­траивания и упорядочивания, а потом период активного труда. Выдающийся педагог нашел новое средство объединить учени­ков школы и воплотить свои идеи — он создал школьную типог-


рафию. Возникла эта мысль потому, что Френе никак не мог на­долго задержать внимание учеников на каком-нибудь тексте; они могли переписать и пересказать текст, но, как только учебник закрывался, текст переставал быть интересен. По случаю приоб­ретя печатный пресс, Френе начал изучать способы работы с ним в школе. В отличие от бельгийца Декроли, нанимавшего про­фессионального печатника, который каждую неделю набирал подготовленные учениками сочинения, Френе поручал набор и печать текстов ребятам. Именно тогда его идеи получили широ­кое распространение во всем мире.

Благодаря типографии, по словам самого ее основателя, в школе стало светлее, теплее, солнечнее, радостнее, разнообразнее. Она побуждала детей к самовыражению в тексте или в рисунке. Френе занялся совершенствованием печатной машины и сделал ее на­столько простой в обращении, что она стала доступной детям 4 — 6 лет и «пришла» в детский сад (материнскую школу). Можно было печатать не только тексты с буквами разной величины, но и ли­ногравюры, ноты, открытки, карты. Занимаясь набором слов, дети изучают буквы, испытывают тягу к письму, по своей инициативе заботятся об орфографии. В детском саду воспитанники устно рас­сказывают или диктуют текст учителю, который записывает его на доске, откуда потом дети его списывают, а затем самостоятельно набирают и печатают. Школьники первых классов могут выпол­нить всю работу сами с начала до конца. Ежедневно все готовят свои рассказы или тексты, потом прочитывают или произносят их в классе, и тогда сообща выбирается лучший, который и стано­вится заданием на этот день. Все делают к нему иллюстрации, а потом подшивают к «Жизнеописанию класса». Туда же помещают избранные стихи и литературные тексты писателей, а также тек­сты, являющиеся итогом общего обсуждения той темы, над кото­рой шла работа в классе.

Печатание требует доведения работы до конца, прерваться на середине невозможно. У детей воспитывается понимание необхо­димости работать чисто, аккуратно, с полной отдачей. Все набор­ные процессы требуют большой ловкости, точных навыков. Под­готовка к печати половины одной страницы машинописного тек­ста, если над каждой строчкой работает кто-то один, занимает у класса всего 15 — 20 минут (стандартный лист у Френе — А5). В то же время такая работа близка к местным интересам: обсуждаются дела и события, происходящие в данной деревне, городе, извест­ные всем факты. Каждый получает в совершенстве выполненный оттиск учебного или социально-культурного содержания, кото­рый может унести с собой, показать родителям, передать другим. Совместный труд сплачивает ребят, учит работать в коллективе, строить отношения с окружающими. Путем печатания текстов мож­но поделиться с другими своей радостью, когда получается то,


 




что хотелось сделать. Школа становится учебным полигоном, готовя ко взрослой жизни, давая возможность приобрести опыт человечес­ких отношений.

Первоначально школа Френе была так бедна, что не могла ку­пить бумагу, поэтому приходилось печатать на оборотах старых бюллетеней для голосования. Фиксировались все события школь­ной и деревенской жизни, все, что взволновало ребят. Сначала над создателем школьной типографии смеялись, но число его сторон­ников постоянно росло. Стало очевидно, что наибольшее впечат­ление производит на ученика текст, который он сам набрал и напечатал. Впечатления учеников первоначально возникают «здесь и теперь» и немедленно отражаются в тексте. Как психолог Френе в течение многих лет собирал наблюдения, а затем обобщил их (как дети постепенно учатся рисовать птиц, человека, машины, дома). Аналогично им было прослежено становление способности к чтению и письму.

Дошкольники сначала учатся отражать свои впечатления — ис­тории из жизни — в рисунке, а затем к ним прибавляются слова. Обучая детей грамоте, учитель то и дело записывает на доске от­дельные слова и фразы — ключевые для актуальных детских мыс­лей и рассказов. Дети пока только перерисовывают, они еще не знают ни букв, ни слов, но уже понимают, что написал учитель, что это значит. Перерисовывая, они следят за начертанием буквы, а потом находят ее в кассе. Дети набирают слова крупными буква­ми (36 пунктов) и практически самостоятельно постигают, что слова состоят из букв, а предложения — из слов.

У учеников школ, работающих по методу Френе, не бывает легастении (неграмотности, обусловленной особенностями рабо­ты головного мозга). Их словарный запас быстро растет, они легко соблюдают правила орфографии. Обмен корреспонденцией суще­ствует внутри школы начиная с самого младшего возраста. Обмен письмами с другими школами стимулирует увеличение количе­ства создаваемых ребятами текстов. Школы, состоящие в перепис­ке, посылают друг другу по одному экземпляру каждого созданно­го текста раз в неделю или раз в две недели. Таких посылок учени­ки ждут с нетерпением.

Каждый ученик набирает свою строчку в любом общем тексте; каждый периодически создает свой собственный текст; каждый получает один экземпляр любого текста, который подшивает себе в тетрадку; все тексты вывешиваются на стене в классе, и с ними ведется дальнейшая работа. Все это требует координации усилий множества людей, поэтому соблюдение распорядка дня и правил взаимодействия обязательно. Для Френе было важно, чтобы луч­шие из лучших, тематически подобранные тексты собирались в сборники для чтения; чтобы создавались частотные словари слов по возрастам. Он считал, что в классе не должно быть больше 25 уче-


пиков. Учебники никогда не могут быть достаточно хорошими, поэтому их не должно быть вообще, ибо они нивелируют индиви-нальность ученика. Вместо этого используются высококачествен­ные художественные тексты и стихи — на отдельных листочках, справочные статьи по самым разным предметам на карточках (ка-илогизация по системе Дыои). Учебный день начинался с песни, с определения распорядка занятий, разделения по группам. Все (анятия каждого ребенка фиксировались, заносились в таблицу. < 'амоорганизация детского коллектива была поразительной. Учи-юль находился как бы на заднем плане, только помогая и советуя. 11озже Селестен Френе обратился и к другим средствам обучения: радио, кинофильмам, пластинкам, ко всему, что успело появить­ся нового в его время.

С конца 20-х годов школьные типографии завоевали множество сторонников и во Франции, и в других странах. Был основан педа-i огический журнал для сторонников «новой школы». Их стало так много, что крошечная деревенская школа уже была не способна нместить всех желающих, поэтому Френе перешел на работу в дру­гую, неподалеку от Канн. Там он преподавал уже вместе с женой. Супруга Френе — Элиза (они поженились в 1926г.) — была ху­дожницей. Она занималась развитием творческих, музыкально-ху­дожественных способностей детей, издавала книги и журналы о работах ребят, пробовала заниматься с детьми различными худо­жественными техниками. Для супругов Френе было чрезвычайно важным собирать вокруг себя единомышленников, обмениваться с ними соображениями о путях совершенствования метода.

Новое место жительства было богато красотами природы и ис­торическими памятниками, но социальные контрасты оказались чдссь разительнее. Школа была в плачевнейшем состоянии. Френе иступил в конфликт с властями, борясь за улучшение условий образования. Многое пришлось делать своими руками или при по­мощи родителей. В ходе международного конгресса в Ницце в 1932 г. в городишко Сен Поль приехало много иностранцев, желавших познакомиться со школой Френе, в том числе и представитель СССР. Некоторые детские сочинения, написанные просто и ис­кренне, показались представителям власти недостаточно религи­озными (хотя сам педагог никогда не внушал детям никаких атеи­стических мыслей), и против Френе была организована кампа-шя, длившаяся два года. Он вышел из нее победителем, о его адеях заговорили во всем мире (в том числе в России — С. Т. Шац-сий). Педагогу, однако, пришлось покинуть школу и сосредото-шться на общих идеях всего реформационно-педагогического дви­жения. Он неоднократно заверял, что аполитичен, к религиозно­му воспитанию отношения не имеет. Тяжелые болезни вынудили )рене проводить много времени в больницах, после чего он ку­пил дом в местечке Ване, где начал создавать воспитательный


приют. Р.Роллан стал приезидентом основанного Френе «Между­народного детского фронта», ставившего перед собой задачу защи­тить права ребенка, свободу его развития и оградить от плохих фильмов и т. п.

С началом войны Френе был интернирован: он активно сочув­ствовал антифашистам. В заключении он писал книги по психоло­гии и педагогике, приобретая и новый опыт — из разговоров с другими заключенными. Он собирал, в частности, их воспомина­ния, их впечатления от родительского воспитания. Его жена вы­нуждена была не только бороться за существование приюта, но и зарабатывать на жизнь как прачка, чтобы содержать живущих с ней сирот. К счастью, у супругов было много друзей, в том числе и среди охранников, помогавших всем чем можно. В 1941 г. Френе освободили из лагеря, и он ушел в подполье — в Сопротивление. В мае 1944 г. руководил повстанческими группами, а когда юг Фран­ции был освобожден, вернулся в разграбленный приют. Вместе с возвращающимися из заключения сторонниками Френе постепенно восстановил его работу.

При жизни Френе ежегодно на неделе перед Пасхой его «на­родные воспитатели» собирались на свои конгрессы, а летом уст­раивали стажировки, во время которых более опытные учителя знакомили новичков с приемами работы. В 1965 г. труд Френе удо­стоился особой похвалы Ж. Пиаже. Френе писал своим коррес­пондентам каждый день, отвечая на все письма, обращаясь на ты к «дорогим товарищам».

После смерти Френе его приверженцы разделились на два лаге­ря: теоретиков, пытающихся обобщить и развить его идеи, и прак­тиков, настроенных на прямую передачу практического опыта. Многие отказывают Френе в научности, считают его автодидак­том — это неверно, он гениально впитывал и синтезировал идеи, умел кооперироваться с другими и сообща добиваться успеха.

Сегодня нет уже той острой борьбы за социальное равенство, которая вдохновляла Френе. Маятник качнулся в другую сторону: говорят, что школа не справляется со своими обязанностями, по­тому что детям слишком многое дозволено. Вместо того чтобы за­ставлять учеников читать, писать и считать, учитель ходит с ними на прогулки. Самое страшное, что поразило школу в последние годы, -волна насилия. Педагогика Френе, ориентирующаяся на нужды само­го ребенка, — один из возможных ответов на эти вопросы, хотя уже ясно, что не единственный. Для французов педагогика Френе — предмет национальной гордости. Иногда говорят, что этот подход требует многих и долгих разъяснений родителям: здесь нет отме­ток, уважаются индивидуальный темп и ритм каждого, что не оз­начает отсутствия работы. Врачи-педиатры часто направляют в та­кие школы детей с недостатками развития, и их интеграция в кол­лектив и школьные успехи оказываются поразительными. В после-


тих законодательных актах по поводу образования во Франции спъ чуть ли не прямые цитаты из Френе.

Не только социально-культурный, но и научно-технический прогресс повлиял на распространение идей Селестена Френе. Из­менился порядок набора печатных текстов, в детские сады при­шли компьютеры и ксероксы, картотеки данных сменились Ин-к-рнетом. Сегодня больше, чем раньше, издается школьных и «дет-. адовских» газет и журналов. Почти в каждом дошкольном учреж-к'нии периодически появляются выпуски, в которых помещаются детские рисунки, рассказы, фотографии, сведения для родителей. 15 детских садах снимают видеофильмы, записывают аудиокассеты и компакт-диски, показывают спектакли. Существует информаци­онная сеть для воспитателей детских садов. Учащиеся разных школ ошцаются друг с другом виртуально, один учитель может одновре­менно вести урок в нескольких школах. Но оттого, что все эти спязи стали проще и доступнее, достигнут ли автоматически педа­гогический успех? Очевидна польза Интернета и компьютера для сетей с недостатками развития, для детей из маленьких городов и леревень, для детей, заинтересованных в повышении качества своей работы. Но известно также, что напечатанное на принтере сочине­ние на нескольких страницах ценится меньше, чем набранный пручную текст из нескольких строк, размноженный тиражом в несколько экземпляров. Благодаря широкому распространению произведений современного искусства, с одной стороны, и со-пременных материалов и техник художественного труда — с дру­гой, внешнее качество работ детей с раннего детства повышается, становится близким к профессиональному, но внутреннее их со­держание в общем не меняется. Пока неизвестно, как будут отно­ситься к своим родителям дети, выросшие в компьютерную эпоху (поколение WWW), но очевидно, что увеличилось число детей, которые не в состоянии занять себя ничем, если рядом нет телеви-юра и компьютера.

Идеи Селестена Френе применяются во всем мире. Представля-сгся, что их использование в российских условиях (с учетом но-нейших технических достижений) — необходимая ступень в раз­витии отношения нашего общества к детям.

Вопросы для повторения

1. Как представлял себе основные стороны человеческой жизни С. Фре-
пе? Какова роль учителя и воспитателя в жизни ребенка?

2. Почему речь и слово имеют такое важное значение в современной
лизни? Как объяснить основные успехи педагогики С. Френе? Какие чер-
п,| этой педагогики можно было бы рекомендовать для внедрения?

3. Чего могут достичь воспитатели, постоянно и неформально обсуж-
мая друг с другом свои педагогические проблемы и проблемы детей?


 




4. Как эволюционировало в последнее время устное и письменное об­
щение? Какую роль играет информация в современном обществе?

5. Что влияет в большей степени на поведение детей — самостоятель­
ное переживание или рассказ о нем, свой или чужой рассказ о каком-то
фрагменте реальности?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.