Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ



Существенный поворот в сознании современного человека про­исходит тогда, когда он понимает, что является составной частью круговорота веществ в природе. Когда люди живут на краю леса, пользуются только природными материалами, мусор закапывают в землю или делают из него удобрение — кажется, что и проблемы никакой нет. Но если посмотреть на огромные фабрики и заводы, на свалки, вырастающие около больших городов, и подумать, на­сколько больше мусора стало образовываться в домах, после того как люди стали покупать больше товаров в громоздкой импортной упаковке, то проблема маленькой не покажется. Рост производ­ства, а также частичная его автоматизация приводят к увеличению количества отходов. Мусора так много, что в нем уже можно про­сто захлебнуться. Повлиять на свое будущее могут только сами люди как потребители и производители.

В ряде стран создана развитая отрасль промышленности: утили­зация отходов и мусора. Этого добились тем, что:

— поощряли строительство предприятий по переработке стек­
ла, макулатуры, металлолома, мусора;

— закладывали компостные поля;


 




- создали систему сбора отходов в городах, установив специ­альные приемники для разных типов мусора, в том числе и для ненужной одежды и обуви;

— отводили участки под депонирование несгораемого мусора,
которые потом превращались благодаря мероприятиям по регене­
рации в природоохранные заповедники;

— регулировали создание экологически правильной упаковки
через специальную налоговую политику.

Все это функционирует только в том случае, если простые граж­дане — производители мусора — серьезно относятся к своим обя­занностям по охране окружающей среды. Новая экологическая идеология доходит до сознания масс через рекламу, средства мас­совой информации, брошюры, листовки. На каждом шагу челове­ка подстерегает вопрос: правильно ли ты выбросил мусор? Добро­детельное поведение состоит в том, чтобы производить как можно меньше мусора, не покупать лишнего, покупать только качествен­ные вещи (желательно из природного сырья), пользоваться ими как можно дольше, сортировать отходы так, чтобы их можно было утилизовать (использовать вторично). Нужно экономно тратить все природные ресурсы: воду, энергию, воздух, древесину и т. д. Из­даются специальные туристические карты, где особыми знаками нанесены экологически важные и интересные объекты: старые деревья, источники, пейзажи, депонии (мусорные свалки, пре­вращенные в леса) и т. п. Здоровый образ жизни, интерес к природе, поддержка партий, ориентирующихся на охрану природы, — не­обходимая составляющая прогрессивного мышления.

Экологический детский сад. Необходимость охраны окружаю­щей среды, интерес к правильному образу жизни, любовь к при­роде — причины, по которым экологических детских садов ста­новится все больше. Если даже не вся деятельность детского сада подчиняется экологическим критериям, то по крайней мере при перестройке старых зданий или закладке новых помещений ста­раются сделать одну стену сплошь стеклянной (дети как бы живут на улице) — лучше ту, которая выходит в сад; строят туалеты, где в бачок поступает дождевая вода; сортируют мусор. В экологи­ческих детских садах воспитанникам рассказывают, как правиль­но совершать покупки, и они становятся в своих семьях побор­никами экономного потребления. Это касается, например, выбо­ра одежды (нужна не новая и модная, а простая и прочная, выс­тиранная безвредными природными моющими веществами). В магазине учат выбирать еду без химических добавок, пользовать­ся многоразовыми холщовыми сумками, а не полиэтиленовыми пакетами, выбирать напитки в бутылках, которые можно сдать, а не в картонно-пластиковой посуде, не носить домой упаковку, а оставлять ее в магазине и т. д. В каждом экологическом детском саду есть компостная куча и свой огородик, цветник и садик. Рас-


саду выращивают заранее, а затем следят за ростом и плодоноше­нием всевозможных растений.

В экологическом детском саду большое внимание уделяется уходу за комнатными растениями, выращиванию растений из семян, борьбе с вредителями при помощи природных средств. Среди иг­рушек — деревянные бруски-кубики, шишки, раковины, камни, песок, овечья шерсть. Мебель сделана столяром из дерева и обра­ботана льняным маслом — она носит индивидуальный характер, с нее легко отмываются пятна и она долго служит. В качестве клея используется натуральный клейстер, приготовленный самими деть­ми. Типографии отдают детским садам обрезки бумаги. Лепят из глины или муки с солью, маслом и водой, окрашенной природ­ными красителями. Чтобы сделать краски, закупаются природные пигменты, которые затем разводят с клейстером и водой.

В таком детском саду взрослые готовят вместе с детьми — пекут хлеб с отрубями, предлагают мюсли, фрукты, овощи, орехи, мо­локо, травяной чай или минеральную воду, из сладкого — мед. Дети сами выбирают себе еду, наливают напитки, а затем моют посуду. Когда празднуют приход весны, варят суп из крапивы, а осенью готовят пищу из тыквы. Воду берут из колонки и берегут ее.

На участке строят шалаши и зеленые беседки, делают дорожки с разным природным покрытием, развешивают кормушки для птиц и скворечники, подвешивают куски старой древесины с просвер­ленными в ней дырками как домики для насекомых. Дети наблю­дают за жизнью малых существ — жуков, бабочек, ящериц, червя­ков, узнают об их образе жизни и о взаимосвязи всего живого на Земле. Сады такого типа особенно распространены в Центральной Европе.

Лесной детский сад. Концепция лесного детского сада выросла в Дании из потребности защитить детей от вредного воздействия города, под которым понимается сидение на одном месте, шум, синтетические материалы, автомобили, телевизор, бетон, отсут­ствие непосредственного контакта с природой, способной гово­рить с ребенком на общем языке — от души к душе. Содержать такие учреждения довольно дешево, но ответственно. Здесь нет заранее заданной программы, потому что все зависит от того, как сложится день, с чем встретятся дети, какая будет погода. На группу из 15 человек приходится два воспитателя. Помещение, где нахо­дится аптечка и другие необходимые вещи, — небольшой строи­тельный вагончик. Оборудование — минимальное или никакого. Весь день дети проводят в лесу, вдыхая его запахи, залезая на стволы деревьев, совершая пешие прогулки, обучаясь разглядывать дета­ли на большом расстоянии, оценивать свои физические силы, наблюдая за ростом растений и поведением животных в природе. Они лепят из глины, строят из веток и шишек, используют листья как кукольную посуду, а вывороченные корни дерева — как швед-


скую стенку или кукольный домик. Лесной ручей становится важ­нейшим местом для творческих игр.

Особое значение придается качеству одежды: она должна быть прочной, теплой, из натурального материала, непромокаемой, не стесняющей движений: Каждый ребенок приносит с собой рюк­зак, где может лежать любимая кукла или машинка и завтрак. Для завтрака каждый день выбирают новое место. Весь мусор, который остается от завтрака и не имеет природного происхождения, дети должны сложить и забрать с собой домой. В вагончике находится туалет и места для детей, если дождь будет таким сильным, что они не смогут выйти наружу. Для этих случаев у воспитателей в запасе коллективные игры и книги. Книгу можно почитать и на улице. Иногда дети используют и лесную беседку, а также место для гриля. В вагончике лежат лопаты, грабли, молотки, пилы, ка­наты и веревки, которые можно использовать в играх, не нарушая равновесия в природе. Туда же сносят бесценные находки, из ко­торых потом составляются коллекции: найденные на земле пустые птичьи гнезда, перышки, причудливые коряги, куски коры, дре­весные грибы и наросты. Из них потом тоже можно что-нибудь смастерить, а на ветках дерева устроить музей находок. Дети мимо­ходом, не напрягаясь, узнают огромное количество названий рас­тений и животных. Воспитатели должны быть подготовлены к тому, чтобы ответить на возникающие вопросы, разучить к случаю пе­сенку о скворце или о фиалке. Они могут показать, как смастерить из веток вертушку, как построить плотину, но еще лучше, если они подведут детей к догадке о том, как это сделать. Дети постоян­но экспериментируют с природными материалами, учатся удер­живать равновесие тела, балансировать на стволе дерева, пони­мать жизнь природы, устраивают ролевые игры. При обследовани­ях они показывают высокие результаты, свидетельствующие о том, что они ни в чем не уступают детям, проходившим подготовку к школе только по книгам.

Экология повседневной жизни. Экологическое воспитание в про-мышленно развитых и густонаселенных странах (например, в Гер­мании, в США, в Великобритании, в Японии, в Южной Корее) направлено не только на формирование чувства любви к природе. Это прежде всего правильное поведение в повседневной жизни -правильное с точки зрения сбережения естественных ресурсов: воды, воздуха, земли, энергии, растений и животных. На первый взгляд научиться этому ничего не стоит. На самом же деле нужно знать очень много практических вещей, чтобы вести себя грамотно с экологической точки зрения. Новые подходы к экологическому воспитанию в детском саду, школе и в обществе в целом включа­ют в себя несколько основных моментов:

- регулярный сбор и сортировка отходов, создание особых ящиков, бочек, контейнеров для разных типов отходов в тех мес-


тах, где они возникают, и их транспортировка к местам перера­ботки;

- сознательное желание избегать образования отходов, сокра­
щать количество производимого мусора, что влияет на поведение
человека как покупателя и потребителя;

- поощрение вторичной переработки, утилизации отходов,
которое регулируется налоговой системой;

- поощрение производства продуктов, способных быть вто­
рично переработанными, что сказывается на снижении цены эко­
логически качественных продуктов;

- уничтожение отходов, не поддающихся вторичной перера­
ботке, либо их хранение связано с вопросами получения энергии
и восстановления экологического баланса в природе;

- уменьшение количества упаковочных материалов (главной
составляющей мусора) путем ее реального сокращения (меньшая
по объему, более легкая, более продуманная, способная вторично
употребляться);

- обязанность производителей упаковки, транспортировщиков
и продавцов товаров в упаковке принимать ее обратно и участво­
вать в ее вторичной переработке.

В домашнем мусоре около 33% приходится на биологические остатки, по 16 — на макулатуру и мусор среднего размера, 10 -мелкий мусор, 9 — стекло, по 5% — искусственные материалы и смешанные материалы, остальное — металлы, текстиль, однора­зовые подгузники, проблемный мусор (остатки краски, лака, гра­дусники, батарейки, аккумуляторы и другие потенциально ядови­тые вещества). Если мусор сортировать в домашних условиях, что­бы биологические остатки отправлялись в компост, упаковка ис­пользовалась вторично, а стекло, искусственные материалы и ме­талл утилизировались, то общее количество мусора удается сокра­тить на 50%. Биологические остатки собирают сначала дома, по­том во дворе в так называемую «биологическую бочку», а затем компостируют в особых местах. В компост идут мелко порубленные ветки, листва, увядшие букеты, упаковка от яиц и фруктов, газет­ная бумага в небольшом количестве, но в основном — остатки пищи, отходы от приготовления пищи. В компост добавляют бак­терии и дождевых червей.

Специальные контейнеры, установленные на улицах, собира­ют макулатуру, бесцветное, зеленое и коричневое стекло. Населе­нию раздают мешки со специальной маркировкой, в которые со­бирают пакеты из-под молока и сока, алюминиевую фольгу, пе­нопласт, пластик, полиэтилен. В определенные дни наполненные мешки с ценными искусственными и смешанными материалами, которые можно утилизировать, выставляют на улицу, откуда их забирает мусорная машина. Предусмотрены особые мешки для металлолома, но собирают их сравнительно редко. Несколько раз в


 




год организуются акции по сбору мусора большого размера. От­дельно вывозят холодильники, в которых есть вредные вещества, а также батарейки от домашней техники: они очень опасны для окружающей среды. Есть специальные формы сбора проблемного мусора. Все прочие домашние отходы собираются в обычные пла­стиковые мешки, завязываются и выбрасываются во дворах в му­сорные контейнеры.

Специалисты по охране окружающей среды советуют покупать продукты, расфасованные в больших количествах, потому что в целом для них требуется меньше упаковки. Продукты лучше зак­рывать не полиэтиленовыми крышками и фольгой, а бумагой или тканью. Скатерти и салфетки из материи экологичнее соответству­ющих одноразовых изделий. Не следует покупать продукты в упа­ковке, большинство продуктов не испортится и без нее; упаковку лучше использовать многократно. Необходимо избавляться от лиш­них вещей, не создавать чрезмерных запасов, особенно если про­дукты могут испортиться. После еды предлагается убирать продук­ты в холодильник, хранить их в пластмассовой или стеклянной посуде с плотно закрывающимися крышками, мыть овощи снача­ла в непроточной, а затем в проточной воде, после мытья овощей или посуды мыть раковину. Нужно завести разные разделочные доски для разных видов продуктов; чаще стирать кухонные поло­тенца и фартуки, пользоваться по возможности бумажными поло­тенцами, которые после употребления отправляются в компост; периодически дезинфицировать кухонные принадлежности.

Правильное отношение к мусору формируется с раннего дет­ства. Так же, как и знание о необходимости чистить зубы, важно и знание о том, что прежде чем выбросить в общий мусор жеватель­ную резинку, ее нужно завернуть в бумагу. Таким же естествен­ным, как потребность быть аккуратно одетым, должно быть пред­ставление о разных видах мусора и необходимости его сортировать. Ребенок должен знать, что нельзя каждый раз в магазине покупать полиэтиленовую или пластиковую сумку, что туда нужно ходить с корзиной или холщовым мешочком.

Экологические программы для детских садов. Детей в детском саду учат, что покупать нужно качественные вещи, которые мож­но полноценно, многократно и долго использовать, можно чи­нить, после которых не остается много мусора. Детей учат не брать того, что им не нужно, не выбрасывать то, чем еще можно пользо­ваться, выбирать натуральные материалы для работы, предпочи­тать полезные продукты вредным.

В своей повседневной работе в детском саду воспитатели пода­ют детям пример экологически правильного поведения. Они поку­пают бумагу, в том числе и для детского творчества, переработан­ную из макулатуры (на такую бумагу нанесена специальная мар­кировка). Учат детей рисовать на обеих сторонах листа, полностью


его используя. Изрисованную бумагу используют для поделок. Вы­резая детали, учат детей начинать с края, а не с середины. При приобретении восковых карандашей смотрят, чтобы они были за­вернуты в бумагу, а не в пластик. Стараются поощрять детей рисо­вать карандашами, а не фломастерами, потому что от использова-ных фломастеров остаются пластмассовые футляры. Пишут ручка­ми со сменным стержнем, постепенно возвращаются к черниль­ным ручкам и металлическим цанговым карандашам. Отбирают для детей прочные деревянные игрушки и другие предметы из стойких природных материалов, которые легко чинятся. Рекомендуется от­казаться от одноразовой бумажной и пластиковой посуды, поку­пать напитки в стеклянных бутылках и банках, которые можно сдавать.

Чтобы дети с раннего детства научились сортировать мусор, в детских садах в каждой группе ставят разноцветные ведра, ящики или контейнеры для мусора. Дети могут собирать отдельно алюми­ний, бумагу и картон, стекло, металлы, синтетические материа­лы, биологический мусор, проблемный мусор, электрические ба­тарейки.

Обобщая содержание программ по экологии для дошкольных учреждений, можно выделить следующие разделы.

Мусор, где и когда он возникает. Дети должны знать о том, какой мусор им в жизни встречается, что они выбрасывают и почему. Детей просят вспомнить, куда девается мусор после того, как его выбросили.

Детей знакомят с переработкой мусора (сжигание отходов с це­лью получения энергии, создание бумажных изделий из макулату­ры, переработка металлолома, использование образующихся при сжигании шлаков для строительства дорог).

Детям рассказывают о том, что случается с людьми, которые копят мусор (сказочные, фантастические истории).

Дети разыгрывают сцены, связанные со сбором, отвозом и перера­боткой мусора.

Дети приносят из дома мусор, складывают все вместе в большой бак, а потом его сортируют.

Детей учат понимать вопросы и отвечать на них:.

- Весь ли мусор одинаковый? Чем отличаются друг от друга
выброшенные вещи? На какие группы можно разделить мусор?

- Проверьте, может быть, среди мусора оказалось что-то, что
можно использовать еще раз? Как?

— Как дома выбрасывают мусор? Какие мусорные ведра, кор­зины, ящики стоят в вашей квартире? Одинаковый ли мусор в них выбрасывают? Делаете ли вы это вместе с родителями?

Детям рассказывают о том, как можно уменьшить количество мусора; как сэкономить природное сырье; как сократить расход элект­роэнергии.


 




Детей знакомят с изготовлением бумаги из дерева и из макулату­ры, стекла из песка и из битого стекла.

Детям объясняют, что повторное употребление одной и той же стеклянной бутылки экономит изготовление 60 жестяных банок для такого же количества напитка, а также приводят другие приме­ры экономии в домашнем хозяйстве.

Детям объясняют, как и сколько выбирать и покупать продуктов в магазине, обращая внимание на их качество, свежесть, стоимость, удобства расфасовки и приготовления, а также с позиции эконо­мии естественных ресурсов. Кроме того, они получают сведения о том, как нести, хранить и обрабатывать продукты.

Детей знакомят с опасными (для здоровья или окружающей сре­ды) вещами и продуктами, учат осторожно с ними обращаться. К ним можно отнести: старые лекарства, батарейки, остатки лаков, кра­сок, растворителей и других химикалий, жидкости для проявки пленки (из фиксатива можно получить обратно серебро, его нельзя смешивать с другими веществами и выливать), вещества для про­питки древесины, холодильники, неоновые трубки, средства для защиты растений, ртутные термометры, бытовая химия (средства для фиксирования волос, полировки мебели, чистки плит, дезин­фицирующие препараты), кислоты, баллончики «спрей» с остат­ками содержимого. Детей учат быть внимательными к окружаю­щим их предметам, не пользоваться странными или опасными предметами.

Детям рассказывают, что представляет собой компост, как на­учиться создавать компост в деревне или на даче и в городе, под­черкивают важность компостирования по возможности всех био­логических отходов. Детям предлагается выбрать, какие отходы и мусор можно компостировать. Проводится экскурсия к компост­ному ящику и рассказывается, что в компост можно класть: вет­ки, стебли, листья, кору деревьев, кустарников и цветов; пище­вые остатки; отходы от приготовления овощей, яичную скорлупу, фильтры с кофейной гущей, мешочки с чайной заваркой. Реко­мендуется создавать в каждом детском саду компостер, в наполне­нии которого участвуют сами дети. Они могут потом наблюдать за тем, как из биологических остатков образуется компост: как по­вышается температура в ящике, как остатки перегнивают, как внизу образуется готовый перегной. Образованию перегноя способству­ют бактерии, грибки, дождевые черви. Он быстрее образуется при доступе воды и воздуха. Перегной представляет собой прекрасный заменитель торфа, он неоценим в сельском хозяйстве, в том числе и на приусадебном участке. Это естественное удобрение, не имею­щее себе равных. У него приятный запах, он рыхлый.

Детям читают книги о мусоре, рассказывают о жизни микроор­ганизмов под землей, о ходе естественной, природной переработки органических остатков.


Устраивается праздник отходов (мусора), подготовка к которо­му занимает две недели. В ходе подготовки дети конструируют, стро­ят, создают маски, костюмы, поделки и объекты из бросовых и подручных материалов. На праздник приглашаются родители.

В какой-нибудь выходной или в вечернее время в детском саду проводится «блошиныйрынок»: дети приносят игрушки, книжки, вещи, которыми они больше не пользуются (обязательно после консульта­ции с родителями). Этими вещами дети могут обменяться друг с дру­гом. Если в мероприятии участвуют родители, то вещи могут быть проданы за небольшую цену в пользу детского сада (на вырученные деньги можно купить что-нибудь нужное детям, например новые краски или конструкторы). Детям объясняют, что «блошиные рын­ки» препятствуют образованию и накоплению лишних вещей, избав­ляют нас от мусора. При этом важно проследить, чтобы от самого «блошиного рынка» осталось как можно меньше мусора.

С детьми проводятся экскурсии на помойки и свалки, чтобы они научились понимать важность переработки мусора и утилизации вторсырья. Большой интерес вызывает также посещение бывших свалок, ставших в результате специально предпринятых мер при­родными заповедниками.

Воспитатели вместе с детьми знакомятся с календарным пла­ном вывоза отходов и мусора на свалку. Детей учат разумному пове­дению в отношении выбрасывания (сдачи) мусора.

Чтобы все эти мероприятия были эффективными, нужно прежде всего добиться от всех взрослых, разделяющих ответственность за воспитание подрастающего поколения, единодушия в отношении экологического воспитания. Взрослые должны подавать образец поведения по отношению к мусору. Очень часто экологически гра­мотное поведение согласуется с принципами экономии, рацио­нальности, бережливости, эстетизма, продуманного отношения к покупкам, к своему времени, к организации окружающей среды. Все это не может не отразиться на качестве отношения детей к окружающему миру. Дети учатся предвидеть положительные и от­рицательные последствия принимаемых решений, действовать, принимая в расчет экологические последствия своих поступков. Такое экологическое воспитание направлено на каждого отдельного гражданина и на общество в целом.

Экологические программы для школ. Школам предложено вос­питывать у детей правильную экологическую позицию. Для этого можно проводить особые дни, недели, месячники по охране окру­жающей среды, в ходе которых учащихся знакомят с системой сбора и переработки мусора. Проводятся экскурсии на фабрики по сжиганию мусора, на компостные поля, на металлургические за­воды, где перерабатывается металлолом. Проводятся соревнования между классами школы: в каком из них образуется меньше всего мусора. Множество вопросов, связанных с переработкой мусора,


 




может быть включено в экологическую викторину. Рекомендуется устраивать выставки по охране окружающей среды и утилизации отходов. Школьная газета в каждом своем выпуске так или иначе должна затрагивать природоохранную тему. Нарушения порядка выбрасывания мусора' регистрируются, сообщения о них вывеши­ваются на черной доске.

По теме «Образование отходов и мусора» предлагается прово­дить следующие мероприятия.

- Сбор отходов, образовавшихся в школе за неделю. Демонстра­
ция этой горы мусора всем ученикам школы. Взвешивание мусора.

- Анализ мусора в классе и дома.

- Посещение всех помещений школьного здания и экскурсия
по городу, в ходе которых ученики отмечают все места, где обра­
зовалась грязь, скопился мусор, все, что запачкано, изрисовано,
сломано, все, что невозможно использовать. Обсуждают, почему
это произошло, можно ли что-нибудь сделать, чтобы исправить
положение, кто может это сделать.

- Субботники по сбору мусора. Выбирается участок (либо при­
легающий к школе, либо в лесу, либо на берегу реки), на котором
собирают мусор. Его сортируют и взвешивают. Мусор собирают
только в защитных перчатках.

- Ученики (все вместе или каждый по отдельности) создают
коллажи или инсталляции (скомпонованные по замыслу автора
объемные предметы) «Мусорная гора», «Мусорный ландшафт»,
«Памятник мусору», «Мусорное чудовище».

- На вечере, посвященном этой теме, школьники читают рас­
сказы и стихи, сочиненные ими, устраивают выставку фотогра­
фий, исполняют песни, разыгрывают сценки.

- В ролевых играх дети, получив определенную роль, показы­
вают, что думают и как ведут себя персонажи, доставшиеся им.

По теме «Покупай как можно меньше мусора» рекомендуется проводить следующие мероприятия.

- Посещение магазина, в ходе которого школьники учатся
внимательно читать этикетки на продуктах (что какой срок хране­
ния имеет, из чего изготовлено, какие вещества добавлены, какая
страна является производителем товара), сравнивать расфасовку,
упаковку, цену одного и того же продукта и др. Детей учат выби­
рать покупки так, чтобы не было много упаковки, чтобы продук­
ты были дешевыми, чтобы они были из натурального сырья с
наименьшим количеством добавок, чтобы было куплено ровно то
количество, которое необходимо для потребления. (Некоторые
наиболее качественные и экологически чистые продукты помече­
ны в Европейском Союзе знаком «голубой ангел».)

- Анализ упаковки с точки зрения того, является ли она необ­ходимой и достаточной либо же чрезмерна; предложения по отка­зу от лишней упаковки.


— Беседа на тему «Мода и мусор».

- Анализ рекламы товаров: действительно ли рекламируются
стоящие вещи, предложения по сокращению рекламы; антирек­
лама.

- Сравнение срока службы одноразовой и многоразовой упа­
ковки.

- Разработка свода правил для покупателя.

- Создание и оформление плакатов, листовок, информацион­
ных листков, которые препятствуют возникновению мусора, при­
зывают к экологически грамотному поведению.

- Проведение «блошиных рынков», акций по обмену предме­
тами в школе.

- Агитация за использование в обучении только экологически
оправданных предметов (карандашей, а не фломастеров, бумаги,
изготовленной из макулатуры, матерчатых сумок, а не полиэтиле­
новых пакетов и т. д.).

По теме «Убирай за собой мусор» предлагается провести следую­щие мероприятия.

- Рассказать, на основании публикаций, появляющихся в прес­
се, о проблемах, возникающих в связи с сортировкой и перера­
боткой мусора.

- Информировать при помощи схем и графиков о ходе перера­
ботки различных видов мусора.

 

— Обсуждать статьи на экологические темы в классе.

— Добиваться правильного поведения учеников дома в связи со
сбором и выбрасыванием мусора.

- Посещать места переработки мусора, сооружения из отхо­
дов.

По теме «Вторичная переработка и утилизация» рекомендуется проводить следующие мероприятия.

- Посещать центры, куда люди свозят ненужные им вещи (ме­
бель, одежду, обувь, предметы домашнего обихода, книги, ста­
рые автомобильные покрышки).

- Проверять, знают ли дети, какие отходы можно и нужно
компостировать, что относится к биологическому мусору (пище­
вые остатки, сорняки, листва, ветки, отходы растительного и
животного происхождения, мокрая газетная бумага, мелко поре­
занная упаковка от яиц и ей подобные материалы, кофейная и
чайная заварка и фильтровальная бумага, разрезанная на куски
мешковина), а что нельзя в него класть (стекло, керамику, кар­
тон, минеральные и синтетические материалы, табак и окурки).

- Демонстрировать, что идет в так называемый «желтый ме­
шок», т. е. поддается вторичной переработке благодаря новейшим
способам сортировки (например, из мусора выделяют металлы,
причем алюминий отдельно, и различные виды пластмассы); это
комбинированные материалы типа пакетов от молока и сока, фоль-


 




га, пластик и пластмасса, пенопласт, полиэтилен, металлические изделия, крышки, вакуумные упаковки (они должны сдаваться в чистом виде).

- Пояснять, что следует собирать отдельно картон; бумагу; стек­
ло трех видов, текстиль.

- Показывать, какой мусор нельзя использовать вторично и
поэтому следует складывать в общие баки для мусора: вату, дет­
ские подгузники, бумажные носовые платки, чулочные изделия
из синтетики, битую посуду не из стекла, электрические лампоч­
ки (кроме неоновых), мешки с мусором из пылесоса, сор, а также
все грязное.

- Объяснять, что различные виды покрытий для пола, ковры,
разрезанные на куски небольшого размера, обои, велосипедные
камеры, а также мусор большого размера нужно разделять на сго­
раемый и несгораемый; его складывают в специальные мешки и
собирают дважды в год.

- Учить пользоваться календарями для сбора мусора, которые
раздают по всем семьям.

- Предупреждать, что краски, лаки, электрические батарей­
ки, старые лекарства, ртутные градусники и другие ядовитые и
опасные вещества нельзя выбрасывать вместе с другим мусором;
это так называемый «проблемный мусор», который должен попа­
дать на специально отведенные для него пункты сбора.

- Устраивать экскурсии на фабрики по производству бумаги,
стекла, изделий из алюминия.

- Учить изготавливать поделки из мусора.

- Учить самим делать компостные ящики и кучи.

Чтобы довести до детей основной смысл экологического пове­дения, в начальной школе на него отводится несколько учебных часов. Однако всем учителям рекомендуется как можно чаще и по своему усмотрению включать соответствующие учебные темы в свои занятия, связывая их с другим актуальным предметным содержа­нием. Кроме того, на уроках по таким предметам, как биология, география, химия, физика, спорт, обществоведение, родной язык, этика, религиозное воспитание, на экологические темы отводятся специальные учебные часы. Проводятся экскурсии в лесничества и заказники. Предполагается, что учителям удастся донести до детей понимание взаимосвязи между экологией и экономикой.

Одних теоретических знаний по охране окружающей среды недо­статочно. Дети участвуют в замерах чистоты воды, уровня шума, сажают деревья, разбивают клумбы, сады и парки, берут под по­стоянное наблюдение и охрану ручьи, рощи, следя за порядком в природе. Организуются одно- и многодневные детские лагеря, где в естественных условиях школьникам объясняют, как зависит жи­вотный мир от хозяйственной и природоохранной деятельности человека. Учителя на практике подают детям пример разумного


отношения к окружающей среде, к ресурсам Земли и к своему собственному здоровью и благополучию. Так удается еще с детства заложить в сознание детей понимание того, как должен вести себя в современном мире человек.

Глобальная экология в мировом масштабе. Детей приучают к тому, что только кропотливая, мелочная, локальная забота об окружаю­щем может принести пользу всей планете. Им очень много расска­зывают (в итоге каждый знает и часто говорит об этом) об уничто­жении тропических лесов, об увеличении озоновой дыры, об опас­ности ездить на машине, которая отравляет атмосферу выхлопны­ми газами, и находиться долго на солнце, что чревато раком кожи. Чернобыльская катастрофа — символ и реальность нависшей над Землей угрозы. Формирование чувства страха перед возможной глобальной катастрофой сопровождается воспитанием внимания к окружающей природе и деятельной наблюдательности. Это озна­чает, что в ходе занятий детей ориентируют на экологическое мышление, постоянно выясняют ход их мыслей и дают материал для дальнейших размышлений, демонстрируют конструктивную готовность сотрудничать и не оставляют детские потребности без внимания. Природа приходит в город, а детей выводят ближе к природе: учат вести наблюдение при помощи лупы (простой, а также встроенной в крышку стаканчика для исследования проб воды или в крышку коробочки для исследования насекомых -наблюдение ведется за живыми существами), бинокля, блокнота, карандаша, свистков для подражания голосам птиц, мешочка для сбора интересных находок, перочинного ножика и определителей животных и растений. Большое значение придается одежде: не слиш­ком толстой и не слишком тонкой, не новой и не модной, защи­щающей от дождя.

Деревья — живые свидетели истории — стали привлекать в пос­леднее время повышенное внимание. Иногда старое дерево, нахо­дящееся под охраной, ломается от сильного ветра, но его не уби­рают и не выкорчевывают, а долго наблюдают за тем, что проис­ходит, как ветки отмирают или начинают врастать в землю, чтобы понимать, что происходит в природе на самом деле, когда чело­век не вмешивается в естественный ход вещей. Игры и рассказы вокруг старых деревьев, пней и поваленных стволов, пикник на бревне и простукивание дерева считаются полезными занятиями. Прямо в лесу составляют композиции из природных материалов, рисуют на отвалившейся коре деревьев, играют в «нить Ариадны» (ищут друг друга, в том числе и с завязанными глазами).

Параллельно детям рассказывают о необходимых мерах предос­торожности (например, нельзя есть немытыми даже лесные яго­ды, так как на них могут быть личинки глистов). По виду растений учат узнавать о характере почвы и о том, какие животные могут обитать в этой местности. Детям интересно сплести сеть или паути-


 




ну, посчитать, сколько каких насекомых в ней окажется. Важно, чтобы прогулки в природе проходили в разное время года по од­ному и тому же маршруту и по разным маршрутам в одно и то же время года. Летом интересно смотреть, как ночные бабочки слета­ются на освещенный белый экран. Огромное впечатление произ­водит ночная прогулка с фонариком (можно делать случайные от­крытия, обрисовывать лучом контуры предметов, искать спрятан­ные предметы, прислушиваться — откуда шум — и находить его источник светом). Если позволяют обстоятельства, можно разжечь в специально отведенном месте костер, поиграть с тенями, испечь картошку, хлеб, яблоки. Игры, предлагаемые детям, связаны с природной тематикой: про белок, ежей, лис, даже про снежного человека (если дело происходит зимой). Детей учат ориентироваться в лесу, читать следы, искать приметы. Так природа становится зна­комой незнакомкой, о которой что-то знаешь, хочешь узнать больше и помочь ее сберечь.

Вопросы для повторения

1. В чем суть экологического воспитания? Какие из этих проблем наи­
более актуальны для России?

2. Какой круг вопросов затрагивается в экологическом воспитании?
Что это может дать для воспитания личности?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.