Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ



Взаимодействие с родителями представляет собой частный слу­чай более общего вопроса: кто несет ответственность за воспита­ние, кто является экспертом в определении способностей ребен­ка — родители, специально обученные психологи, врачи, педаго­ги-воспитатели? В разные эпохи на этот вопрос давались разные ответы. Так, например, в некоторых религиях считается, что взрос­лые греховны и не могут воспитывать детей. Психологические ис­следования показывают, что воспитатели, наблюдающие поведе­ние конкретного ребенка на фоне группы сверстников, гораздо яснее представляют себе круг его интересов, особенности воспри­ятия и поведения, чем родители. Тем не менее в большинстве кон­ституций определено, что семья несет ответственность за воспита­ние гражданина, поэтому требования родителей должны быть уч­тены в дошкольном учреждении.

Среди этих требований называют: определение цели дошколь­ного воспитания; перечисление видов деятельности, организуе­мых воспитателем в детском саду; организацию питания, сна и отдыха, занятий физкультурой (в западной терминологии -спортом); соотношение занятий и свободной игры; оформление и распределение помещений детского сада; возможность ребенку знакомиться с окружающим; гибкость режима работы. Обычно родители исходят из того, что ребенку нужно обеспечить любовь и профессиональную заботу персонала. Важны также представления


 



Арамонова



общества о детях дошкольного возраста и экономический и соци­альный статус родителей, имеющих таких детей: насколько они уважаемы, какой поддержкой пользуются, какую работу могут получить.

Существует три основных родительских стиля: авторитарный (поведение контролируется в соответствии с абсолютными стан­дартами); авторитативный (поведение контролируется в соответ­ствии с нуждами развития); пермиссивный (контроля избегают, детей не порицают). Первый вариант считается устаревшим и подавляю­щим личность ребенка, что рикошетом обедняет и жизнь родите­лей, так как не позволяет им узнать свое дитя и подготовиться к будущему. Проблемы все разрешающих родителей часто определя­ются тем, что они боятся стать врагами ребенка, одернуть его, приучить его к каким-то правилам. Они либо слишком много чита­ли о самоценности детства, и абсолютизируют все детские прояв­ления, в том числе игру, либо недостаточно опытны и уверены в себе, чтобы различать среди детских проявлений такие, которые нужно поддерживать и поощрять, и такие, которые являются «про­веркой границ»: ребенок все время пытается узнать, что можно и что нельзя, что хорошо и что плохо, ожидая, что взрослые ему в этом помогут. Детские способы «разведки» — капризы, смелость, наглость, непослушание. Способ ответа взрослого — четкие «да» и «нет», строгость и решительность, ласка и поддержка. Именно адек­ватные реальности установки отличают родителей авторитатив-ного, наиболее поощряемого семейными консультантами типа. Эти родители достаточно хорошо представляют себе, как развивается ребенок, через какие этапы проходит становление личности. Их нельзя застать врасплох истерикой, сбить с толку неожиданными интересами и фобиями. Они пытаются как можно глубже понять своего ребенка и исходить из действительных потребностей его роста и развития. Они не боятся формулировать и проводить в жизнь некоторые принципы и правила. Они лояльны и действуют по об­стоятельствам. Это старый принцип «кнута и пряника», переос­мысленный в новой исторической обстановке.

Некоторые родители проявляют озабоченность главным обра­зом тем, насколько их дети готовы к поступлению в школу. Возраст начала школьного обучения колеблется в разных странах между 4 и 8 годами, поэтому проблема обучения детей чтению, счету, письму и решению элементарных логических задач (по типу тес­тов) решается в соответствии с этим: этому учат либо в детском саду или семье, либо в школе. Если подготовка ребенка к обычной школе не входит в основные цели дошкольных учреждений, то овладение этими навыками не является существенной частью их работы. Но в этом случае школа должна быть готова принять де­тей, отличающихся от большинства других, приходящих в школу. Поэтому часто после детского сада, созданного по инициативе


 


родителей, приходится перестраивать и систему работы школы. В этом случае нередко трудно согласовать установки родителей и педагогов. Родители иногда хотят чего-нибудь особенного для сво­их детей, им не нравится официальный государственный подход к воспитанию и обучению в дошкольном возрасте, они предпочита­ют частные детские сады, работающие по сформулированным ро­дителями принципам. Не всегда вписываются в общую систему детские сады с языковым или художественным уклоном или рабо­тающие по системе Монтессори, Штейнера. Интересны также про­екты, посвященные переходу родителей в воспитатели (такая воз­можность предусмотрена в некоторых законодательных актах).

Невозможно справиться с проблемами современных детей только в школе либо только дома. Часто школы в большей степени, чем семьи, наносят вред развитию личности: именно в школах дети знакомятся с курением, наркотиками, алкоголем, оружием. По данным ученых, только 70 % тех, кто сейчас учится в школе в США, ее закончит, а среди детей национальных меньшинств -еще меньше.

. Чтобы вовлечь родителей в сотрудничество со школой, суще­ствуют некоторые широко распространенные виды совместных дей­ствий. Учителям предлагается: разрабатывать программы, направ­ленные на помощь в обучении и предупреждение неуспеваемости, в осуществлении которых участвуют родители; информировать родителей письменно и устно, приглашать их на встречи, где они могут оценить качество обучения; создавать программы для обуче­ния грамоте взрослых (если школа расположена в бедной стране, бедном районе или в месте проживания иностранцев); проводить регулярные встречи с руководством; устраивать^общие обеды в столовой; организовывать поездки за город с родителями; привле­кать их к участию в других мероприятиях; приглашать выступить в школе; включать родителей в различные школьные комитеты и комиссии; обеспечивать присутствие родителей на общешкольных мероприятиях; разрешать родителям новичков находиться в шко­ле некоторое время по их желанию вместе с детьми; проводить собрания и другие мероприятия в удобное время (вечером).

В целях углубления работы с родителями педагогическому кол­лективу следует решить для себя вопросы: все ли собрания с роди­телями целенаправленны, имеют смысл для решения проблем? Легко ли им понять, что происходит в классе, как можно поста­вить его об этом в известность? Могут ли родители считаться дос­товерным источником информации о своем ребенке? Имеет ли ценность влияние родителей и можно ли назвать несколько осо­бых моментов, когда оно оказалось существенным? Родители при­ходят в школу для того, чтобы обсуждать деятельность педагогов позитивно или негативно? Персонал школы обсуждает родителей обычно негативно или позитивно? Информируют ли родителей о


хорошей успеваемости их детей? Какой процент родителей уча­ствует в общественной работе в школе, предоставлена ли всем та­кая возможность с учетом их пожеланий? Описывают ли учителя и родители свои отношения во враждебном тоне? Были ли у кого-то из родителей в свое время проблемы со школой? Достаточно ли учитываются пожелания родителей при организации учебного про­цесса и дополнительных занятий для детей?

Когда педагоги встречаются с родителями, они должны гово­рить с ними на одном языке, стремиться понять семейные прави­ла и ритуалы, специальную школьную терминологию исключить (по крайней мере в начале беседы), чтобы не отпугнуть мать или отца. Учителя и воспитатели должны стараться почувствовать, ка­кую реакцию вызывают их слова, когда эмоции преобладают над фактами, ориентироваться на сотрудничество, а не на соперниче­ство при решении вопроса о потенциальном влиянии на ребенка. Семьи могут сами предлагать педагогам варианты решения про­блем, особенно тогда, когда они замечают в поведении ребенка признаки насилия, давления (сексуальные домогательства, тяже­лые проблемы в коллективе, издевательства, влияние наркоти­ков). Прояснить проблемы в общении с ребенком помогают такие меры, как проведение взрослыми общих собраний, на которых составляется договор об искренности, высказываются предложе­ния советоваться, задавать вопросы, собирать информацию об ана­логичных случаях; составляют последовательный план действий по принятию надлежащих мер; готовят для участников конкрет­ные задачи, например, понаблюдать за чем-то, сообразуясь со сво­ими возможностями.

В детские сады и школы часто приглашают специалистов — пси­хиатров, психологов, социальных работников, логопедов. Оказы­вается, что в непринужденной обстановке легче задать волную­щий родителей вопрос, который они нередко боятся задать врачу, так как опасаются, что неопытностью могут навредить своему ре­бенку. Но любого родителя мучает, все ли в порядке с его ребен­ком, и он косвенно пытается получить ответ на беспокоящие его вопросы. Иногда в сотрудничестве с другими полезно сравнить стили семейного взаимодействия и выбрать новую линию поведения.

С трудными детьми и их родителями педагог должен строить свою деятельность, опираясь прежде всего на достигнутые, пусть и небольшие, успехи. Вначале следует добиваться согласия роди­телей на участие их ребенка в коррекционной программе, без это­го никаких мер принимать нельзя. На любом этапе работы необхо­димо спрашивать у родителей, что может помешать им участвовать в программе, устранять это препятствие, а затем, по завершении каждого этапа работы, обязательно обсуждать его результат. Вос­питаннику нельзя давать отвлекаться от темы и переутомляться, скучать в ожидании, пока, мол, будут достигнуты взаимно согла-


сованные цели. Важно поддерживать контакт с разными социальны­ми организациями, но при этом иметь в виду всегда конкретных людей, в них работающих: лично адресованная информация быс­трее доходит до цели и, как правило, дает результаты. Вообще, консультация специалиста это поддержка и семьи, и педагогичес­кого коллектива, а не вызов их компетентности.

Вопросы для повторения

1. В чем сходятся и расходятся взгляды государства и семьи на воспита­
ние и образование?

2. Какую роль могут и должны играть родители в работе детского сада и
школы?

3. Какие формы сотрудничества с родителями существуют?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.