Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ВОСПИТАТЕЛЬ И УЧИТЕЛЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ



Хороший воспитатель — тот, кто помогает ребенку развиваться, быть в гармонии с самим собой и окружением. Хороший учитель -тот, кто помогает ученикам хорошо учиться, верить в свои силы и


 




быть любознательными. Чтобы правильно развиваться и успешно учиться, нужно применять разнообразные стратегии поведения и усвоения знаний, которые детям передают взрослые. Хороший уче­ник умеет извлекать пользу из любой ситуации, в которой находит­ся, нравится она ему или нет, знакома или незнакома, требует от него активного или пассивного участия, индивидуальной работы или сотрудничества. Внутреннее спокойствие и чувство собственно­го достоинства обычно отличают представителей западного мира. Дети привыкают слушать, не перебивая, внимательно относиться к другому человеку, не навязывать ему свою помощь, но и не афи­шировать ее. Это достигается не насильным насаждением правиль­ного поведения, а за счет того, что так относились к ним самим.

Педагог должен соблюдать следующие принципы: не спеши, дай ребенку время самому открыть для себя виды и формы поступков; помогай, но не делай за ребенка того, что он может сам; не вме­шивайся в отношения детей между собой, но внимательно следи за тем, когда у них возникает потребность в руководстве; поддер­живай советом и образцом; относись ко всем детям позитивно, серьезно, как к коллегам, принимай их такими, какие они есть; воспитывай в себе чувство юмора и пытайся с его помощью разре­шать конфликты и выходить из сложных ситуаций; трудности и недостатки собственной деятельности обсуждай открыто с това­рищами по работе, не бойся обращаться за советом.

Педагогу обязательно следует участвовать во всех начинаниях ребенка, обсуждать происходящее в беседе, понимать оттенки чувств и настроения, выслушивать желания и наблюдения детей, пытаться смотреть на мир их глазами. Важный элемент — доверие к тому, что ребенок умеет и хочет делать сам, создание предпосылок для самостоятельной деятельности, стимулирование поиска решений, со­здание условий для реализации его способностей, стремление понять, как ребенок сам себя оценивает, чего боится, к чему стремится. Если взрослый остается в общении самим собой, стремится к искрен­ности, честности, непритворному выражению чувств, то таким же будет и ребенок. Требовательность к другим и к себе не означает авторитарности, командного стиля руководства. Взрослый обяза­тельно должен научиться быть приветливым, дружелюбным, но демонстрировать это не при помощи тесного физического контак­та, а словами, жестами, мимикой. Когда взрослый постоянно на­ходится с детьми, он может следить за тем, чтобы ребенок прояв­лял самостоятельность в выборе деятельности, одежды и т. д., со­здавая для него пространство выбора; когда взрослый участвует в игре, он следит на равных правах, например, за соблюдением оче­редности в принятии решений. Все, что происходит в игре и в учебе, должно, в конце концов, стать положительным опытом деятельности для ребенка. Позитивное отношение к процессу обу­чения определяет его позитивные результаты.


 


Поощрение социальных контактов, общественного поведения свя­зано с применением педагогом самых разных методик — от орга­низации совместной работы в малых коллективах до формирова­ния принципов демократического самоуправления и анализа ос­новных социальных проблем, критики социальной политики, об­щественных ценностей и проявлений массового сознания. В не­больших группах, образуемых на занятии или уроке, дети обсуж­дают, как лучше решить поставленные перед ними задачи, выдви­гают и обсуждают гипотезы, формулируют ход работы и подводят ее итоги. Ролевое разыгрывание проблемных ситуаций начинается в детском саду и продолжается даже в пенсионном возрасте. Кон­кретная социальная задача требует учета множества факторов раз­ных уровней, умственного обоснования, практических усилий и речевого оформления решения. Собственная идентичность выра­батывается в столкновении с чужими личностями, проживаемы­ми как изнутри роли, так и в реальной жизни. На основе приобре­тенного опыта важно понять, каковы принципы социальной по­литики в той или иной области, как следует ее проводить.

Умственное воспитание осуществляется воспитателями и учите­лями не только в скрытой форме, как развитие интеллектуального потенциала, но и в проявлении этих способностей, чтобы приня­тые решения нашли адекватное внешнее воплощение в устной и письменной форме. Иными словами, следует научить детей не толь­ко думать, но и понятно рассказывать о том, как они пришли к тем или иным выводам. Индуктивное мышление предполагает, что дети умеют собирать, организовывать и перерабатывать данные, класси­фицировать объекты, формулировать понятия, обобщать, объяс­нять, делать выводы. Другим средством является установление иерар­хии понятий и формирование категорий. Детей обучают также спо­собам запоминания фактов и сведений, организации знаний и про­цесса их усвоения, теоретическим подходам к материалу, придумы­ванию свежих идей и свободе творчества, что косвенно ведет к со­зданию более тесных контактов внутри группы и эмпатии.

Личностное развитие достигается педагогом за счет поощрения познания детьми самих себя. Чувствовать вместе с другими, но не так, как они, понимать ход мысли другого, но находить свой соб­ственный, углубляться в осознание мотивов своего поведения и узнавать допустимые границы, брать на себя ответственность, в том числе и за самого себя, — таково содержание этого процесса.

В результате это позволяет воспитанникам, в частности, умень­шить дискомфорт, способствовать релаксации, избавиться от фо­бий (навязчивых страхов), изменить привычки, научиться конт­ролировать поступки. Один из способов — перенос навыков, сфор­мированных в одних областях жизни, на другие.

Конфликты или споры являются неизбежной частью рабочей ат­мосферы образовательного учреждения. Конфликты могут происхо-

6 Парам'.ч-кжа .;! А


дить как между коллегами, так и между ребенком и взрослым, группой детей и воспитателем, частью класса или целым классом и учителем, с родителями или одним из родителей, между руко­водством и персоналом (в последнем случае конфликты отчасти регулируются трудовым законодательством). Конфликты бывают продуктивными и непродуктивными. То, какую роль сыграл кон­фликт в жизни коллектива, становится ясно после того, как он исчерпан. Конфликты бывают постоянными и краткими. Иногда они ассоциируются с неудобным помещением, в котором трудно распределить сферы деятельности; с соотношением обязанностей людей, не переносящих друг друга по каким-то личностным сооб­ражениям; с одиозной личностью, поведение которой постоянно вызывает жалобы или подозрительность у большинства членов коллектива. Подготовленность педагогов к обсуждению професси­ональных проблем различна; так, один из партнеров оказывается более компетентным теоретически, другой -- интуитивно, тре­тий — практически на основе опыта работы или житейского опы­та воспитания собственных детей. Обычно достаточно простого об­суждения позиций партнеров, чтобы понять и простить взаимные претензии.

По мнению западных коллег, критичность является признаком свободы и цивилизованности. Она выражается не в регистрирова­нии недостатков и даже не в предложении способов их преодоле­ния, а в контролировании собственной деятельности в соответ­ствии с выявленными неотрегулированными ее моментами и в помощи другим в контроле за их деятельностью. Такая критика направлена на сотрудничество, на саморазвитие педагогического учреждения (прогресс в работе коллектива), на максимально эф­фективное достижение желаемых результатов.

Профессиональные споры, как известно, позволяют реализо­вать самокритику, контроль и критику на различных стадиях пла­нирования и выполнения намеченного. Предпосылкой взаимодей­ствия является наличие разных точек зрения на предмет обсужде­ния. Чтобы реализовать положительный потенциал обсуждения, в нем обязательно должны быть моменты, отражающие разные по­зиции говорящих. При обсуждении, даже если собеседники схо­дятся во мнениях, они должны найти пункт, по которому в прин­ципе возможны расхождения, и выдвинуть аргументы за и против той и другой позиции. Результатом спора не должны быть обиды, затаенные мысли о реванше или мести и т. д.

Рекомендуется знать и выполнять правила, которые позволяют предотвратить конфликт: нельзя повышать голос; нельзя «перехо­дить на личности»; нельзя использовать обвинения, бранные сло­ва, выражать открытое сомнение в правдивости высказывания оп­понента (лучше задавать дополнительные наводящие вопросы: может оказаться, что сомневающийся просто не владеет необхо-


димой информацией). Лучше сказать что-нибудь мило, чем сказать что-нибудь милое (принцип Й.Энгелькампа). Спор должен проис­ходить не на эмоциональном, а на фактическом и интеллектуаль­ном уровне. В разговоре следует периодически смотреть в глаза со­беседнику и улыбаться; между репликами лучше делать паузы, чтобы каждый мог высказаться до конца. Нужно демонстрировать «доб­рую волю», заинтересованность в сотрудничестве, стремиться к совместному достижению обоюдоприемлемого результата, идти на уступки, пытаться сформулировать суть позиции собеседника и своей собственной, высказывать сочувствие, утешение и т. п., а также в случае опасности перерастания обсуждения в скандал сме­нить модальность («Ты должен, обязан...» сменить на «Лучше было бы...» и т.д.) или тему разговора. Открытые обсуждения имеют определенное преимущество: их результат является общим ито­гом, базой, на которой может строиться дальнейшая совместная деятельность, в которую каждый внес свой вклад.

Вообще, рабочий климат в коллективе, создание позитивной обстановки, таких условий, при которых легко и приятно рабо­тать, занимают достаточно большое место в работе педагогическо­го коллектива дошкольного образовательного учреждения или шко­лы. Если отношения между взрослыми чреваты конфликтами, труд­но создать спокойную, стабильную и творческую обстановку для развития детей.

Вопросы для повторения

1. Как за рубежом изменилась роль педагога в последнее время? В чем
его отличие от педагога российского?

2. Что влияет на формирование личности ребенка, по данным запад­
ных ученых? Почему в России к этому вопросу относятся иначе?

3. Как педагог становится педагогом? Чем должен быть доволен хоро­
ший педагог?

4. Какова роль конфликтов и споров в создании рабочей атмосферы в
коллективе?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.