Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Взаимоотношения ребенка с окружающими людьми



Изучение связей между людьми представляет острей­ший практический интерес: ведь от того, как они скла­дываются, зависит настроение людей, их духовный ком­форт, «психологический климат» в семье, учебном заве­дении, на производстве. Взаимоотношения людей в огромной степени влияют на эффективность труда, на качество материального продукта и духовных ценностей, созидаемых коллективом.

Жизненная важность проблемы взаимоотношений обусловила возникновение в 30-е гг. нашего века особой отрасли психологии — «микросоциологии», или «психо­логии малых групп» [J. Moreno, 1934], цель которой изу­чить структуру группы, вскрывая взаимоотношения ее членов. Была разработана особая методика — социо­метрия,— позволявшая, по мнению ее создателей и сто­ронников, с математической точностью измерить и мак­симально объективно изобразить межличностные отно­шения в группе людей. В 60-е гг. социометрическое изу­чение взаимоотношений стало широко использоваться и в СССР, хотя советские психологи, отвергая исходные позиции социометрии как тестологического направления прагматического толка, развернули методологическую


критику идеалистических основ буржуазной социометрии [А. В. Петровский, 1970]. Социометрическое изучениe взаимоотношений детей разного возраста также получило широкое распространение [Л. И. Уманский, 1971; X. И. Лийметс, 1973; Я. Л. Коломинский, 1976; Отношения между сверстниками..., 1978].

Однако у нас вызывает серьезное сомнение адекват-юсть применения методики социометрического выбора к изучению взаимоотношений детей раннего и дошколь­ного возраста. Мы относимся также с большой осторож­ностью к характеристике дошкольной группы как «малой группы». Применение социометрии в этих случаях основано на молчаливом предположении, что и группа, взаимоотношения в группе дошкольников подобны нелогичным явлениям у старших детей и у взрослых, Поэтому их и можно изучать теми же самыми метода­ми. Между тем в дошкольной психологии нет фактов, которые бы убедительно подтверждали подобное пред­положение. Зато есть работы, свидетельствующие о том, что у детей 3—7 лет действуют качественно своеобраз­ные по сравнению с другими возрастами закономерно­сти. У детей 3 лет лишь начинают складываться отно­шения с некоторыми — немногими! — ровесниками [W- Hartup, 1970; В. L. White, 1975; Л. Н. Галигузова, 1978], развиваются они не быстро и долгое время носят весьма своеобычный характер, а их субъективное отра­жение также весьма своеобразно. Кроме того, на взаи­моотношения дошкольников совершенно специфическое влияние оказывают взрослые люди, их мнения и оценки [Р. Б. Стеркина, 1977; А. М. Счастная, 1980].

Социометрия в принципе не способна в полной мере учесть указанные особенности дошкольников. Ведь эта процедура вынуждает ребенка к выбору, даже если у него отсутствуют те психологические основания, кото­рые управляют выбором у старших детей,— не имея предпочтений, он все равно по требованию эксперимен­татора кого-то называет, кому-то преподносит подарок. Поэтому акт выбора у дошкольников может в действи­тельности быть артефактом. Нужно полагать, что социо­метрические опыты с маленькими детьми особенно сильно нуждаются в сопряжении с иными методами и требуют тщательного изучения того образования, которое в последующих возрастах станет группой. Впрочем, применение социометрии как единственно­го или даже главного метода изучения взаимоотноше-


нии вызывает возражения и но тон причине, что до сих пор не вполне ясна природа тон связи между людьми, которая при этом обнаруживается. Причина указанной неясности, на наш взгляд, та, что выбор товарища для какой-то совместной активности здесь полностью отсечен от реального взаимодействия с ним. Другими слова­ми, взаимоотношения совершенно отделяются от сов­местной деятельности людей и их общения между собой. Подобное отделение даже специально подчеркивается как методологически денное [Я. Л. Коломинский, 1981]. Анализ фактов показывает существенное несовпадение выбора партнера в воображаемой ситуации («Если бы ты шел в разведку, кого бы ты выбрал в товарищи?») и в реальной ситуации [Я. Л. Коломинский, 1976]. Тем самым уничтожается самая простая возможность про­верки словесного ответа через сопоставление его с действительным поведением человека. Резко затрудня­ется и понимание источников социометрического выбора.

Перечисленные выше недостатки социометрии дела­ют ее неприемлемой для наших целей изучения взаимо­отношений детей с окружающими людьми в раннем и дошкольном возрасте как одного из важнейших продук­тов общения. Поэтому мы предприняли исследование взаимоотношений в тесной связи с общением, полагая, что в общении складываются отношения ребенка с ок­ружающими людьми, в общении они проверяются и на общение обратно влияют.

Исходная гипотеза наших работ состояла в том, что характер взаимоотношений детей с другими людьми за­висит от того, насколько общение с ними соответствует уровню развития коммуникативной потребности, достиг­нутой данным ребенком. Если общение с партнером складывается так, что при этом удовлетворяется содер­жание коммуникативной потребности, то, думали мы, ребенок почувствует к нему симпатию, он станет пред­почитать его другим людям, которые требуют при кон­тактах с ребенком либо больше того, на что он способен (опережают уровень его коммуникативной потребности), либо намного меньше (отстают от него).

Выдвигая гипотезу о зависимости взаимоотношений от потребности в общении, мы опирались на следующие факты. В психологии давно -и хорошо установлено влия­ние потребностей человека на избирательность его отно­шения к воздействиям разного рода (подборка соответ­ствующих данных содержится у X. Т. Бедельбаевой


1978а], .М. И. Лисиной и X. Т. Шерьяздановой [1980]).

 

Люди скорее всего выделяют в потоке поступающей к ниминформации то, что связано с их нуждами, они точнее всего воспринимают и тоньше всего дифференцируют воздействия, наиболее прямо относящиеся к их интересам. Важное место коммуникативной потребности ре­бенка среди прочих его нужд определяет то предпочте­ние, которое дети отдают сигналам, «сходящим от взрос­лого, среди всех прочих сигналов действительности. Сле­довательно, потребности обусловливают феномен изби­рательности.

Но избирательность ярко обнаруживается также и во взаимоотношениях ребенка с другими людьми: он пред­почитает одних, равнодушен к другим, не любит третьих. Естественно предположить, что предпочтения во взаимо­отношениях, как и во всех прочих областях, опреде­ляются потребностями, и прежде всего потребностями коммуникативного характера. «Функция формирования и развития межличностных отношений — это, пожалуй, наиболее важная и сложная, но менее всего изученная функция общения» [Б. Ф. Ломов — в кн.: Проблема об­щения..., 1981, с. 11]. Я. Л. Коломинский, тщательно раз­граничивая общение и взаимоотношения, вместе с тем признает, что «общение — это такое информационное, предметное и т. д. взаимодействие между людьми, в про­цессе которого реализуются, проявляются и формируют­ся межличностные отношения» [1981, с. 10]. Таким обра­зом, интересующую нас проблему можно сформулиро­вать как проблему формирования избирательных привязанностей ребенка к другим людям в ходе общения с ними и под определяющим влиянием удовлетворения в этом процессе его коммуникативных потребностей.

Избирательные привязанности детей находят свое наиболее яркое воплощение в феномене дружбы. В. ра­ботах И. С. Кона [1979, 1980] убедительно показано, как, давно волнуют умы человечества проблемы дружбы — с времен античности и до наших дней. Дружбу изучают философы, социологи, психологи, о ней создают легенды и пишут художественные произведения. Но она по-преж­нему таит неразгаданные тайны, и мы все еще не знаем томом, как и за что выбираем себе друзей. Р. А. Смир­нова [1981] составила небольшую сводку тех особенно­стей, которые указывают психологи в качестве основы дружеских привязанностей между детьми в основном до­школьного возраста (табл.6).

109


Таблица 6

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.