Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Развитие общения у детей в первые 7 лет жизни



Описание развития любого аспекта психической жизни ребенка всегда представляет значительные трудности. Прежде всего необходимо определить для себя представление о самом процессе развития. В советской дет­ской психологии реализуется подход к развитию как превращению постепенно накапливающихся количественных изменений в коренные качественные, ос­нованный на принципах диалектического материализма [Д. Б. Эльконин, 1960; А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин — в кн.: Психология детей..., 1964; Психология лич­ности..., 1965; А. Н. Леонтьев, 1972]. Отправляясь от него, мы и пришли к характеристике развития общениядетей с окружающими людьми как смены нескольких

 


особых форм общения. Наиболее тщательно мы проследили этот процесс в сфере общения ребенка с взрослы, ми. В главе IIIмы и изложим эти материалы.

Понятие формы общения

Изменения отдельных аспектов, характеризующих раз­витие разных структурных 'компонентов общения — по­требностей, мотивов, операций и пр., в совокупности по­рождают интегральные, целостные образования, пред­ставляющие собой уровни развития коммуникативной деятельности.. Эти качественно специфические образо­вания, являющиеся этапами онтогенеза общения, были названы нами «формами общения» [А. В. Запорожец, М. И. Лисина — в кн.: Развитие общения у дошкольни­ков, 1974].

Итак, формой общения мы называем коммуникатив­ную деятельность на определенном этапе ее развития, взятую в целостной совокупности черт и характеризуе­мую по нескольким параметрам.Основными среди них являются следующие 5 параметров: 1) время возникно­вения данной формы общения на протяжении дошколь­ного детства; 2) место, занимаемое ею в системе более широкой жизнедеятельности ребенка; 3) основное со­держание потребности, удовлетворяемой детьми при данной форме общения; 4) ведущие мотивы, побуждаю­щие ребенка на определенном этапе развития к обще­нию с окружающими людьми; 5) основные средства общения, с помощью которых в пределах данной формы общения осуществляются коммуникации ребенка с людьми.

Прежде чем двигаться дальше, следует сделать одно разъяснение. Оно касается термина «содержание потреб­ности в общении».

В главе II, говоря о коммуникативной потребности, мы определили ее общую природу (стремление человека к самопознанию и самооценке через познание и оценку других людей и с их помощью); подчеркнули ее специ­фику (несводимость к каким-либо другим потребно­стям); выделили 4 критерия для описания процесса первичного становления потребности в общении (он за­вершается к 2 мес в сфере общения ребенка с взрослы­ми и к 2 годам в сфере его общения с другими детьми). Но после оформления потребности в общении процесс ее развития не заканчивается: скорее, можно сказать,


что он только начинается. На протяжении многих по­следующих лет коммуникативная потребность преобра­зуется, видоизменяется. На каждом возрастном этапе возникает новое содержание потребности в общении:что именно ищет ребенок в других людях, ради чего он к ним обращается и что с их помощью желает понять в самом себе.

Экспериментальные исследования общения детей с взрослыми привели нас к выделению в первые 7 лет жизни следующих 4 видов содержания потребности в общении: 1) потребности в доброжелательном внимании(0; 02—0; 06); 2) потребности в сотрудничестве(0; 06— 3; 0); 3) потребности в уважительном отношениивзрос­лого (3; 0—5; 0); 4) потребности во взаимопонимании и сопереживании(5; 0—7; 0). Содержание потребности ре­бенка в общении с другими людьми зависит от общего характера его жизнедеятельности и места в ней общения среди других видов активности.

В табл. 3 мы представили сведения, характеризую­щие основные генетические формы общения с взрослы­ми у детей от рождения до 7 лет. Их описание с разной степенью детальности представлено в наших публика­циях [Развитие общения у дошкольников, 1974, Прин­цип развития..., 1978, Проблемы общей..., 1978]. Коли­чество выделяемых нами форм, их названия и другие особенности постоянно уточняются и модифицируются. Возможно, стоит разделить ситуативно-деловое обще­ние на довербальную и вербальную коммуникации, ко­торые отличаются не только тем, овладел ли ребенок речью, но, главное, тем, каков ведущий тип его сотруд­ничества с взрослым [М. Г. Елагина — в кн.: Общение и речь..., 1985]. Но и в своем нынешнем виде схема форм общения приносит определенную пользу при описании развития коммуникативной деятельности детей. Перей­дем к характеристике каждой формы общения.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.