Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Функции общения. Значение общения



Анализ понятия общения и раскрытие его понимания позволяют подойти к определению его функций и зна­чения. Существуют разные возможности выделения ос­новных функций общения в жизни человека. Так, на­пример, из нашей дефиниции легко вывести две такие функции общения, как 1) организация совместной дея­тельности людей (согласование и объединение усилий


для достижения общего результата) и 2) формирование и развитие межличностных отношений (взаимодей­ствие... с целью налаживания отношений). А из предло­женного понимания предмета коммуникативной деятель­ности, ее мотива и продуктов естественно следует, что общение выполняет также третью важную функцию — познание людьми друг друга.

Эти функции, с одной стороны, как бы проявляют главные направления, в которых обнаруживается «ра­бота» общения, а с другой — позволяют увидеть фунда­ментальное значение общения в жизни человека и объяс­нить тем самым возрастающую роль изучения данной проблемы в развитии всей системы психологических наук. Но вопрос стоит глубже: по существу, занявшись вплотную разработкой проблем общения, психологи по-настоящему реализуют марксистское представление об общественной сущности человека, о том, что он есть со­вокупность общественных отношений. К. Маркс писал, что человеку, как социальному существу, «свойственно общение» [К- Маркс, Ф. Энгельс, Соч., т. 12, с. 710]. Общественная сущность людей раскрывается в матери­альном и духовном общении. На этом основании Г. М. Андреева утверждает, что проблема общения спе­цифическая проблема именно марксистской социальной психологии. Для нашей науки человеческое общество немыслимо вне общения, «общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов» [1980а, с. 90]. К вопросу о роли общения в развитии человека мы еще вернемся, а пока подчеркнем, что в общении реализу­ются одновременно и межличностные и общественные отношения людей. Это заставляет многих исследовате­лей настойчиво повторять, что процессы общения — про­цессы социальные и их нельзя сводить к одним лишь межиндивидуальным [А. А. Леонтьев, 19796].

В последнее время все глубже раскрывается тесная связь общения с внутренним миром человека, с психикой в целом. Около 100 лет назад И. М. Сеченов отмечал, что «тот комплекс... душевных состояний, который со­ставляет основу и регулятор всякого общежития... ро­дится из общения» [1970, с. 434]. А нынче выясняется, что «общение и психика внутренне связаны: в актах общения осуществляется как бы презентация так назы­ваемого «внутреннего мира» субъекта другому субъекту, и вместе с тем сам этот акт предполагает наличие та-


кого «внутреннего мира» [Б. Ф. Ломов — в кн.: Пробле­ма общения..., 1981, с. 8]. Исследуя личностные формы общения, М. И. Бобнева пришла к выводу, что «сам внутренний мир личности формируется... именно в ходе и благодаря различным видам общения», а «личностное общение выступает в качестве субстанциональной фор­мы существования и проявления внутреннего мира лич­ности» [Проблема общения..., 1981, с. 242]. И далее она заключает: «По сути дела, внутренний мир — это и есть интериоризованная форма личностного общения» [там же, с. 253].

Можно задуматься над той увлеченностью, которая заставляет психологов толковать общение столь расши­рительно, что оно приравнивается по сути дела к внут­реннему миру личности в целом. Едва ли это толкова­ние вполне оправдано, но нет сомнения, что такое увле­чение — знамение сегодняшнего дня, когда мы отказы­ваемся от психологической робинзонады, так же как в прошлом веке ученые отказались от робинзонады в по­литической экономии, и стремимся рассмотреть челове­ка в его реальных сложных связях и отношениях с дру­гими людьми.

А вот в сфере психологии личности значение обще­ния не кажется нам преувеличенным. Мы полностью со­гласны с утверждением о том, что общение составляет необходимое условие формирования личности, ее созна­ния и самосознания. Уже В. Н. Мясищевым личность бы­ла раскрыта как сложная система отношений, развива­ющаяся в процессе ее деятельности и общения с другими людьми [1960]. Нельзя не согласиться с тем, что «вряд ли можно понять процесс формирования и развития лич­ности без анализа тех реальных связей с другими людь­ми, в которых этот процесс только и может осущест­вляться. Личность формируется в системе общественных отношений, в которые она включена социально необхо­димым образом посредством деятельности и общения... Общение выступает как реализация личностью общест­венных отношений и способ построения личных» [Б. Ф. Ломов — в кн.: Проблема общения..., 1981, с. 20].

Выше мы говорили, что общение есть процесс, в ко­тором партнеры относятся друг к другу как субъекты. Теоретическое исследование таких «субъект-субъектных» отношений показывает, что только в них вычленяется у человека качество «личностности» [М. И. Бобнева— в кн.: Проблема общения..., 1981], только с их помощью


утверждается действительная ценность другого челове­ка [К. А. Абульханова-Славская — в кн.: Проблема об­щения..., 1981] и открывается возможность того высо­кого отношения к нему, о котором говорил С. Л. Рубин­штейн, призывая «любить человека не за тот или иной поступок... а за него самого, за его подлинную сущность, а не за его заслуги» [1973, с. 374].

И наконец, безусловно решающее значение имеет об­щение для развития ребенка.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.