Анализ понятия общения и раскрытие его понимания позволяют подойти к определению его функций и значения. Существуют разные возможности выделения основных функций общения в жизни человека. Так, например, из нашей дефиниции легко вывести две такие функции общения, как 1) организация совместной деятельности людей (согласование и объединение усилий
для достижения общего результата) и 2) формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие... с целью налаживания отношений). А из предложенного понимания предмета коммуникативной деятельности, ее мотива и продуктов естественно следует, что общение выполняет также третью важную функцию — познание людьми друг друга.
Эти функции, с одной стороны, как бы проявляют главные направления, в которых обнаруживается «работа» общения, а с другой — позволяют увидеть фундаментальное значение общения в жизни человека и объяснить тем самым возрастающую роль изучения данной проблемы в развитии всей системы психологических наук. Но вопрос стоит глубже: по существу, занявшись вплотную разработкой проблем общения, психологи по-настоящему реализуют марксистское представление об общественной сущности человека, о том, что он есть совокупность общественных отношений. К. Маркс писал, что человеку, как социальному существу, «свойственно общение» [К- Маркс, Ф. Энгельс, Соч., т. 12, с. 710]. Общественная сущность людей раскрывается в материальном и духовном общении. На этом основании Г. М. Андреева утверждает, что проблема общения специфическая проблема именно марксистской социальной психологии. Для нашей науки человеческое общество немыслимо вне общения, «общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов» [1980а, с. 90]. К вопросу о роли общения в развитии человека мы еще вернемся, а пока подчеркнем, что в общении реализуются одновременно и межличностные и общественные отношения людей. Это заставляет многих исследователей настойчиво повторять, что процессы общения — процессы социальные и их нельзя сводить к одним лишь межиндивидуальным [А. А. Леонтьев, 19796].
В последнее время все глубже раскрывается тесная связь общения с внутренним миром человека, с психикой в целом. Около 100 лет назад И. М. Сеченов отмечал, что «тот комплекс... душевных состояний, который составляет основу и регулятор всякого общежития... родится из общения» [1970, с. 434]. А нынче выясняется, что «общение и психика внутренне связаны: в актах общения осуществляется как бы презентация так называемого «внутреннего мира» субъекта другому субъекту, и вместе с тем сам этот акт предполагает наличие та-
кого «внутреннего мира» [Б. Ф. Ломов — в кн.: Проблема общения..., 1981, с. 8]. Исследуя личностные формы общения, М. И. Бобнева пришла к выводу, что «сам внутренний мир личности формируется... именно в ходе и благодаря различным видам общения», а «личностное общение выступает в качестве субстанциональной формы существования и проявления внутреннего мира личности» [Проблема общения..., 1981, с. 242]. И далее она заключает: «По сути дела, внутренний мир — это и есть интериоризованная форма личностного общения» [там же, с. 253].
Можно задуматься над той увлеченностью, которая заставляет психологов толковать общение столь расширительно, что оно приравнивается по сути дела к внутреннему миру личности в целом. Едва ли это толкование вполне оправдано, но нет сомнения, что такое увлечение — знамение сегодняшнего дня, когда мы отказываемся от психологической робинзонады, так же как в прошлом веке ученые отказались от робинзонады в политической экономии, и стремимся рассмотреть человека в его реальных сложных связях и отношениях с другими людьми.
А вот в сфере психологии личности значение общения не кажется нам преувеличенным. Мы полностью согласны с утверждением о том, что общение составляет необходимое условие формирования личности, ее сознания и самосознания. Уже В. Н. Мясищевым личность была раскрыта как сложная система отношений, развивающаяся в процессе ее деятельности и общения с другими людьми [1960]. Нельзя не согласиться с тем, что «вряд ли можно понять процесс формирования и развития личности без анализа тех реальных связей с другими людьми, в которых этот процесс только и может осуществляться. Личность формируется в системе общественных отношений, в которые она включена социально необходимым образом посредством деятельности и общения... Общение выступает как реализация личностью общественных отношений и способ построения личных» [Б. Ф. Ломов — в кн.: Проблема общения..., 1981, с. 20].
Выше мы говорили, что общение есть процесс, в котором партнеры относятся друг к другу как субъекты. Теоретическое исследование таких «субъект-субъектных» отношений показывает, что только в них вычленяется у человека качество «личностности» [М. И. Бобнева— в кн.: Проблема общения..., 1981], только с их помощью
утверждается действительная ценность другого человека [К. А. Абульханова-Славская — в кн.: Проблема общения..., 1981] и открывается возможность того высокого отношения к нему, о котором говорил С. Л. Рубинштейн, призывая «любить человека не за тот или иной поступок... а за него самого, за его подлинную сущность, а не за его заслуги» [1973, с. 374].
И наконец, безусловно решающее значение имеет общение для развития ребенка.