Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Федеральные трансферты регионам



 

Наряду с перераспределением налогов в пользу региональных бюджетов, в 2009 году федеральные власти пошли и на увеличение объемов межбюджетных трансфертов субъектам Федерации. В течение 2009 года федеральные власти неоднократно пересматривали размеры трансфертов, в таблице 3 отражены цифры первоначальной редакции федерального закона № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» – от 24 ноября 2008 года, и последней редакции – от 2 декабря 2009 года. Доля безвозмездных перечислений из федерального бюджета в доходах региональных бюджетов по итогам 2009 г. составила 25,1%, что существенно больше показателя 2008 года в 18,3%.[19].

 

Таблица 3. Изменение объемов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в условиях кризиса в соответствии с законами о федеральном бюджете

Виды трансфертов Объемы трансфертов, млрд.руб. Динамика трансфертов
2009, редакция от 24.11.08 2009, редакция от 02.12.09 2009, ред. от 02.12.09 в % к ред. от 24.11.08 2010 в % к 2009, ред. от 02.12.09
Межбюджетные трансферты, всего 1 228,8 1 296,3 1 129,0 105,5 87,1
Дотации, из них: 432,0 590,3 496,7 136,6 84,1
– выравнивание бюджетной обеспеченности 374,0 374,0 397,0 100,0 106,1
– поддержка мер по обеспечению сбалансированности бюджетов 43,4 203,9 90,0 469,8 44,1
Субсидии 492,4 396,8 346,4 80,6 87,3
Субвенции 227,8 218,2 232,8 95,8 106,7
Иные межбюджетные трансферты 76,7 91,0 53,1 118,6 58,4

Источник: составлено автором по законам о федеральном бюджете

 

Особо стоит обратить внимание на то, что увеличение объемов межбюджетных трансфертов произошло за счет дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов. Главная особенность таких дотаций заключается в том, что решение о распределении по крайней мере части этих дотаций по регионам принимается уже после начала бюджетного года распоряжениями Правительства РФ, т.е. это инструмент оперативного реагирования федеральных властей на возникающие в регионах проблемы[20]. При этом утвержденных методик распределения дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов не существует, и процесс принятия решений является крайне непрозрачным (процедура принятия решений о распределении дотаций является закрытой, а сами решения слабо мотивированными). Поэтому существование подобного рода дотаций всегда являлось вопросом спорным. В условиях кризиса вопрос стал еще более актуальным. С одной стороны, кризисные условия требуют от федеральных властей принятия оперативных решений. С другой стороны, кризис не должен перечеркивать всю ту работу по повышению прозрачности межбюджетных отношений, которая велась на протяжении многих лет.

На наш взгляд, выходом из сложившейся ситуации могла бы стать разработка методики распределения дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов. Понятно, что полностью от этого вида трансфертов отказаться нельзя, но повышать их прозрачность крайне необходимо.

Наряду с перераспределением налогов в свою пользу, в 2010 году федеральные власти пошли и на сокращение объемов межбюджетных трансфертов регионам – в таблице 3 приведены соответствующие показатели федерального закона от 2 декабря 2009 года № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».

В ходе дискуссий о структуре межбюджетных отношений в центре внимания в условиях кризиса оказались не только дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности региональных бюджетов, но и субсидии (структура трансфертов представлена в таблице 4).

 

Таблица 4. Изменение структуры межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в условиях кризиса

Виды трансфертов Структура трансфертов по законам о федеральном бюджете, % Фактическая структура трансфертов, %
2009, редакция от 24.11.08 2009, редакция от 02.12.09
Межбюджетные трансферты, всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Дотации, из них: 35,2 45,5 44,0 34,6 39,0
– выравнивание бюджетной обеспеченности 30,4 28,9 35,2 29,2 25,3
– поддержка мер по обеспечению сбалансированности бюджетов 3,5 15,7 8,0 4,1 12,9
Субсидии 40,1 30,6 30,7 38,5 35,7
Субвенции 18,5 16,8 20,6 15,9 19,2
Иные межбюджетные трансферты 6,2 7,0 4,7 11,0 6,1

Источник: составлено автором по законам о федеральном бюджете и данным Федерального казначейства

 

У субсидий – целевых трансфертов на софинансирование расходных полномочий регионов и муниципалитетов[21] – есть свои достоинства и недостатки. С одной стороны, федеральные субсидии создают стимулы для региональных властей проводить «правильную» с точки зрения федерального центра социально-экономическую политику. Достигается это за счет того, что, во-первых, при получении субсидий власти регионов должны выделить из региональных бюджетов средства на софинансирование тех или иных расходов (т.е. федеральные власти влияют на формирование структуры расходов региональных бюджетов). Во-вторых, дополнительным условием получения ряда субсидий (но не всех) является реализация определенных мер социально-экономической политики (мероприятий социально-экономических реформ). С другой стороны, субсидии снижают выравнивающий эффект федеральной финансовой помощи. Дело в том, что регионам выделяются десятки различных субсидий, распределением субсидий по регионам занимаются разные федеральные министерства и ведомства, все эти субсидии друг с другом никак не скоординированы, и в конечном итоге результаты их распределения по регионам непредсказуемы. Кроме того, даже несмотря на то, что при предоставлении субсидий соотношение расходов федерального и региональных бюджетов устанавливается, как правило, дифференцированно для субъектов РФ с разным уровнем бюджетной обеспеченности, экономически слаборазвитые регионы (основные получатели дотаций) оказываются подчас неспособными изыскать бюджетные средства на софинансирование расходов, на которые выделяются субсидии. В результате значительная часть субсидий попадает в регионы со средним и даже высоким уровнем экономического развития (подробнее об особенностях и проблемах субсидий см. [2]).

В итоге фактическая политика федеральных властей в отношении субсидий в условиях кризиса оказалась неоднозначной. С одной стороны, в Минфине России продолжают говорить о необходимости сокращения и упорядочения субсидий (и соответствующие решения на 2010 год были приняты, впрочем, это было обусловлено и стремлением сократить финансовую поддержку регионов). С другой стороны, в условиях кризиса появились и неплохо зарекомендовали себя новые виды субсидий. Одним из важнейших являются субсидии на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Федерации, появившиеся в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2008 года № 1089. Цели этих субсидий следуют из их названия, а базовым условием получения субсидий стала разработка властями субъектов РФ региональных программ занятости с последующим их утверждением в Минсоцздравразвития России. При этом софинансирование программ со стороны регионов требовалось минимальное – в размере 5% расходов. Без соответствующей федеральной поддержки региональные власти вряд ли бы стали разрабатывать и реализовывать программы по борьбе с безработицей, а самостоятельно бороться с безработицей федеральные власти не смогли бы, поскольку чиновники на местах гораздо лучше знают и понимают складывающуюся ситуацию.

Еще одним примером нового вида субсидий региональным бюджетам являются субсидии на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники, которые были введены в рамках поддержки автомобильной промышленности. Кроме того, в рамках антикризисной политики были задействованы и «старые» субсидии благодаря изменению порядка их предоставления (в частности, среди критериев отбора регионов для получения субсидий появились рост безработицы и наличие моногородов).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.