Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Свободные экономические зоны. Цели и задачи СЭЗ.



Мировая история свободных экономических зон (СЭЗ).Одним из средств региональной политики является установление государ­ством особых правовых, организационных, экономических режимов на отдельных территориях — создание так называемых свободных эко­номических зон. По мнению ряда исследователей, мировая история СЭЗ начинается еще в древности или в Средневековье. Указывается, например, что в 1547 г. Ливорно в итальянской области Тоскана был объявлен городом свободной торговли. Торговцы тогда добились пра­ва продавать там товары, не облагаемые налогом. Позднее, в XVII в., зоны свободной торговли были созданы в итальянском порту Триест и югославском Шибенике, а в XVIII в. — в Гибралтаре и даже в Банг­коке. В этих зонах были созданы льготные условия для ведения бес­пошлинной торговли.

Современная история зон свободного предпринимательства нача­лась в конце 1950-х гг., когда правительство Ирландии объявило о со­здании в международном аэропорту Шэннон, расположенном на запа­де острова, в устье одноименной реки, зоны свободной торговли, в которой иностранным бизнесменам разрешалось строить предприя­тия. Благодаря удобствам транспортно-географического положения находящегося на трансатлантическом воздушном пути аэропорта и представлению целого ряда льгот для инвесторов эта зона довольно быстро достигла успехов.

Особенно много СЭЗ возникло в 1970-е гг. как в развитых, так и в развивающихся странах. В начале 1980-х гг. СЭЗ появились и в бывших социалистических странах Восточной Европы. Преимуще­ственно это были зоны свободной торговли, главной целью создания которых стало стимулирование экспорта товаров и услуг и развитие транзитной торговли. В 1980 гг. в Китае было принято решение по со­зданию четырех специальных экономических зон на юго-востоке стра­ны; а позднее такой зоной был объявлен остров Хайнань.

В настоящее время общее количество СЭЗ в мире составляет, по разным оценкам, от нескольких сот до двух тысяч. Через них прохо­дит У 0 мирового торгового оборота, в них работает более 3 млн чело­век. СЭЗ стран мира имеют различные названия и выполняют похо­жие, но все-таки разные функции.

Формирование и развитие СЭЗ в России.Первым этапом станов­ления СЭЗ в России можно считать конец 1980-х гг., когда в рамках активизации внешнеэкономической политики через создание совмест­ных предприятий появились формально допустимые возможности со­здания зон свободного предпринимательства. Однако тогда ни один зональный проект так и не был реализован.

Второй пик популярности пришелся на начало 1990-х гг., что отра­зилось в ряде государственных решений. Так, летом 1990 г. постанов­лением Верховного Совета Российской Федерации зонами свободного предпринимательства были объявлены территории городов Ленин­града и Выборга, Приморского края, Калининградской, Сахалинской и Читинской областей, а спустя два месяца — территории Алтайского края, Кемеровской и Новгородской областей, города Зеленограда и Еврейской автономной области. В ноябре 1990 г. российское прави­тельство приняло постановление, предусматривающее создание первой СЭЗ в административных границах города Находки и Партизанского района Приморского края (СЭЗ «Находка»). В июне—ноябре 1991 г. подобные постановления были приняты по зоне свободного предпри­нимательства города Ленинграда, СЭЗ «Сахалин», СЭЗ «Янтарь» в Калининградской области, СЭЗ «Даурия» в Читинской области, СЭЗ «Технополис Зеленоград». Цели создания СЭЗ в этот период носили расплывчатый характер и включали развитие территории, привлече­ние иностранного капитала, рыночные нововведения. Отбор данных территорий проходил стихийно, а размеры зон колебались от неболь­ших участков до территорий крупных областей. Так, по площади СЭЗ «Даурия» (более 400 тыс. км2) намного превышает территории боль­шинства европейских государств. Множество проектов создания СЭЗ инициировалось местными органами власти, которые и добивались принятия соответствующего постановления на федеральном уровне, так как решение о создании СЭЗ обязательно должно быть принято на уровне страны в целом.

В то же время не получили государственной поддержки разрабо­танные планы формирования СЭЗ в Кронштадте, Таганроге, Респуб­лике Карелия и ряде других городов и регионов России, а также про­ект создания крупного международного Хасанского морского порта с функциями СЭЗ на стыке границ России, Китая и Северной Кореи.

Цели создания СЭЗ.Цели стран, создающих СЭЗ, могут быть раз­личными. Одни страны используют зоны в качестве интеграционного экономического механизма, другие — с целью привлечения иностран­ных технологий. Однако, несмотря на различия этих целей, есть и не­которая общность, в рамках которой можно выделить экономические, социальные и научно-технические цели.

Экономические: Социальные:

♦ комплексное развитие отсталых регионов;

♦ увеличение количества рабочих мест и обеспечение занятости населения;

♦ обучение и подготовка квалифицированных национальных рабо­чих, инженерных, хозяйственных и управленческих кадров;

♦ насыщение национального рынка высококачественными товарами. Научно-технические:

♦ использование новейших зарубежных и отечественных техно­логий;

♦ приобщение к новым формам управленческого труда;

♦ привлечение опыта и научно-исследовательских достижений ин­женерно-технических центров;

♦ повышение эффективности используемых производственных мощностей, инфраструктуры и конверсионных комплексов.

В соответствии с поставленными целями определяются конфигу­рация специальной зоны, система льгот и стимулов, которая необхо­дима для реализации поставленных целей. Число конкретных целей создания зоны, предопределяющих выбор системы льгот, должно быть ограничено и четко определено. Множественность и неясность целей ведут к необоснованному распространению льгот практически на все виды хозяйственной деятельности и нивелируют предполагаемый эф­фект. СЭЗ создаются по единой логической схеме, включающей в себя поощрение определенных видов и направлений хозяйственной дея­тельности путем их селективной поддержки.

Требования к размещению СЭЗ.Исходя из задач формирования той или иной зоны предъявляются соответствующие требования и к ее размещению. К требованиям общего порядка по размещению СЭЗ от­носятся:

♦ благоприятное транспортно-географическое положение по отно­шению к внешнему и внутреннему рынкам (ему отвечают, как правило, территории, отличающиеся приграничным положением и располагающие развитыми транспортными коммуникациями, особенно портовые города);

♦ развитый производственный потенциал, наличие производствен­ной и социальной инфраструктуры;

♦ наличие территории, располагающей уникальным по запасам и ценности природно-ресурсным потенциалом (в первую очередь запасами углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ре­сурсов и т. д.).

Определение и типология СЭЗ.Отталкиваясь от определения сво­бодной зоны, вошедшего в международно-правовую практику благо­даря VII Киотской конвенции 1973 г. по упрощению и согласованию таможенных процедур, можно сформулировать следующее общее оп­ределение СЭЗ: под свободными экономическими зонами следует пони­мать часть национальной территории (иногда выделенной из общей таможенной черты государства), имеющую расширенную самостоя­тельность в решении хозяйственных вопросов, особый режим управле­ния и преференциальные условия экономической деятельности для ино­странных и национальных предпринимателей.

Общепринятой типологии СЭЗ в настоящее время нет. Существует множество подходов, классифицирующих свободные экономические зоны. Можно сказать, что каждый исследователь, занимающийся этой темой, предлагает свою классификацию свободных экономических зон. Например, эксперты ОЭСР выделяют три основных типа: зоны свободной торговли, зоны предпринимательства, зоны реконверсии.

В мировой практике существуют два основных подхода к созданию СЭЗ — территориальный и режимный. В практике чаще всего исполь­зуется территориальный подход. При подобной форме организации механизма свободной экономической зоны льготный режим предо­ставляется предприятиям, расположенным на конкретной террито­рии. При режимном подходе определенные преимущества предостав­ляются предприятиям вне зависимости от их размещения. А уже в рамках каждого из этих подходов существует все многообразие видов свободных экономических зон.

Производя дальнейшую классификацию, современные исследова­тели используют дополнительные характеристики, которые позволя­ют объединить существующие в мире СЭЗ в четыре группы по следу­ющим критериям:

♦ по характеру деятельности или функциональному предназначе­нию (свободные зоны, экспортно-производственные зоны, науч­но-промышленные парки, офшорные зоны);

♦ по степени интегрированное™ в мировую и национальную эко­номику (выделяют два типа СЭЗ: зоны, ориентированные на внешний рынок (анклавы, исключенные из таможенной терри­тории государства), и зоны, интегрированные в национальную экономику); ♦ по отраслевому признаку;

♦ по характеру собственности (государственные, частные и сме­шанные).

В зависимости от способа оформления границ зоны и режима их функционирования СЭЗ делятся на два типа: анклавные (замкнутые) и интеграционные.

Анклавные СЭЗ полностью ориентируются на экспорт всей произ­водимой на ее территории продукции с целью получения выручки в свободно конвертируемой валюте. Они обычно создаются на террито­риях страны, естественным образом отделенных от нее (острова, по­луострова, морские побережья и т. п.), но могут создаваться и внутри города.

Интеграционные зоны тесно связаны с национальной и мировой экономикой, имеют более свободный режим их функционирования. Они наиболее характерны для стран с развитой рыночной экономи­кой, широко включенных в международное разделение труда.Характеристика типов СЭЗ.Зоны свободной торговли представ­ляют собой компактные территориальные образования, выделенные за пределы национальной таможенной территории. СЭЗ специализи­руются на операциях по складированию и обработке ввезенных това­ров в соответствии с условиями внутреннего рынка сбыта (упаковка, маркировка, контроль качества, простейшая доработка и т. п.). В зави­симости от выполняемых ими функций зоны свободной торговли под­разделяются на:

♦ зоны свободного транзита;

♦ свободные таможенные зоны;

♦ торгово-производственные зоны.

Зоны свободного транзита предназначены для обслуживания боль­шого интернационального грузопотока, в зонах обеспечивается мини­мум формальных процедур при пересечении товарами границ. В свобод­ных таможенных зонах устанавливается особый режим таможенного контроля, в торгово-производственных зонах торгово-коммерческая деятельность сочетается с промышленно-производственной.

Зоны свободной торговли создаются главным образом с целью уве­личения экспорта и поощрения иностранных инвестиций, а также стимулирования экономического развития в этих зонах. Преимуще­ство этого типа зон состоит в том, что они требуют незначительных стартовых капиталовложений и характеризуются быстрой окупаемо­стью.

Промышленно-производственные зоны создаются как территории со специальным таможенным режимом, где промышленные компании производят экспортную или импортозамещающую продукцию, поль­зуясь определенными фискальными и финансовыми льготами. По при­знаку преобладающих рынков сбыта промышленно-производственные зоны подразделяются на:

♦ зоны замещения импорта (внутренний рынок страны);

♦ экспортные зоны (внешние рынки);

♦ экспортно-импортозамещающие зоны (смешанная сбытовая ори­ентация).

В зонах научно-промышленного или технико-внедренческого типа сконцентрированы национальные и (или) зарубежные исследователь­ские, проектные и научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой фискальных и финансовых льгот. Наиболее близки­ми к данной модели зон являются научные парки и технополисы. Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режи­мом предпринимательской деятельности для фирм и институтов, ока­зывающих различные виды финансовых и нефинансовых услуг. К сер­висным зонам относятся также офшорные образования.

Комплексные зоны формируются путем введения особого, льготно­го по сравнению с общим, режима хозяйственной деятельности на тер­ритории отдельных административных образований.

Цели и варианты создания зон различного типа неодинаковы, одна­ко общими чертами большинства зон являются следующие:

♦ создание зон нацелено на решение задач развития определенной территории;

♦ зоны создаются на ограниченное время;

♦ в них предусматривается минимальное вмешательство государ­ства в дела предпринимательства, а налоговое бремя по сравне­нию с другими территориями сокращено.

На практике СЭЗ редко может быть четко отнесена к одному из ти­пов, поскольку в ней могут сочетаться элементы разных типов.

Условия создания СЭЗ.Мировой опыт создания свободных эко­номических зон показывает, что для успешного функционирования необходимо обеспечить ряд экономических и социальных условий, которые могут быть объединены в следующие группы:

♦ общеэкономические (национальные) условия (стабильность по­литической и экономической ситуации, совершенные законы И инструкции, конвертируемая валюта, низкий уровень инф­ляции);

♦ региональные условия (наличие на территории зоны квалифи­цированной рабочей силы или избыточного количества неквали­фицированных трудовых ресурсов, инфраструктурная освоен­ность территории, эффективная сфера обслуживания_ (банки, система страхования, сеть распределения товаров, профессио­нальный сервис), а также наличие нормальных условий жизне­деятельности населения);

♦ система льгот и стимулов для инвесторов, которая может вклю­чать низкие экспортно-импортные пошлины, льготное налогооб­ложение; свободная репатриация прибыли и ряд других условий.

Регулирование деятельности СЭЗ.Регулирование деятельности свободных экономических зон осуществляется через либерализованное внешнеторговое, налоговое, валютное и трудовое законодательство. Каждому типу зон соответствует свой набор базовых льгот и стимулов, которые дополняются специальными формами поощрения, которые направлены на решение конкретных задач (например, ускоренное со­здание транспортной инфраструктуры), либо на стимулирование от­дельных видов деятельности (банковские услуги и т. д.), либо на при­влечение в зону инвесторов определенного типа (мелких или круп­ных).

Можно выделить четыре группы льгот:

внешнеторговые льготы, предусматривающие введение особого таможенно-тарифного режима (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин) и упрощение порядка осуществления внеш­неторговых операций;

фискальные льготы, содержащие нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведе­ния предпринимателей. Эти льготы могут касаться налоговой ба­зы (прибыль, доход, стоимость имущества), отдельных ее компо­нентов (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР, транспорт), уровня налоговых ставок, постоян­ного или временного освобождения от налогообложения;

финансовые льготы, включающие различные формы субсидий, представляемых в виде низких цен на коммунальные услуги, сни­жения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, а также за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов;

административные льготы, предоставляемые администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг [39, с. 363].

Льготы могут применяться в самых различных комбинациях. Опыт показывает, что в относительно крупных производственных зонах це­лесообразнее использовать не территориальный, а функциональный подход, когда преференции получают не все находящиеся на террито­рии предприятия, а только те, которые отвечают целям и задачам раз­вития зоны.

В крупных зонах комплексного типа система льгот может быть ос­нована на сочетании территориального и функционального подходов: базовый, универсальный по характеру применения.набор преферен­ций дополняется льготами, локализованными в рамках определенных участков зональной территории, а также специальными льготами, про- низывающими экономику зоны по горизонтали (территориальный разрез) и по вертикали (отраслевой разрез).

Управление функционированием СЭЗ.Если следовать принятой классификации регионов, то свободные экономические зоны по сути своей являются программными регионами, границы которых необяза­тельно совпадают с административными границами. Обеспечение спе­циального режима на территории должно осуществляться на основе административного управления, что создает особые проблемы орга­низации механизма функционирования зоны.

СЭЗ является территорией с особым статусом, поэтому выбор мо­дели административно-хозяйственного управления зоной зависит от типа и размера территории, особенностей государственного устрой­ства страны, развитости частного сектора и т. п. При этом следует учи­тывать, что зона, будучи локальной социально-экономической систе­мой, должна располагать относительно обособленной системой хозяй­ственного управления, т. е. находиться вне юрисдикции отраслевых министерств и ведомств, курирующих различные сферы экономики.

Такая специфика управления зоной создает основу для конфлик­тов, которые могут возникать как на межведомственном уровне, так и между зоной и различными государственными инстанциями. Для эф­фективного управления функционированием зоны и предотвращения конфликтов необходимы:

♦ создание функциональной структуры управления зоной во главе с администрацией, которая наделяется значительными полномо­чиями, включая делегированные разными ведомствами;

♦ наличие в стране государственного органа по координации и кон­тролю развития зон, обладающего достаточной властью для за­щиты интересов последних, желательно, чтобы этот орган имел надведомственный статус;

♦ непосредственное подчинение администрации зоны уполномо­ченному государственному органу, минуя все промежуточные ад­министративно-территориальные властные инстанции.

В силу отмеченных выше особенностей свободной экономической зоны механизм управления зоной должен реализовать два типа функ­ций: административные функции, связанные с обеспечением особого хозяйственного режима, и экономические функции, связанные с раз­витием территории зоны и обеспечением реализации агломерацион­ных эффектов. Поэтому механизм управления СЭЗ включает два типа органов управления: администрация зоны, выполняющая функции организационно-правового и хозяйственного регулирования;

♦ корпорация развития зоны, решающая проблемы развития тер­ритории.

Корпорация зоны, как правило, действует на коммерческих прин­ципах. В ее задачи входят: представление хозяйственных интересов зоны внутри страны и вне ее; решение вопросов размещения новых производств; обеспечение привлечения и профессиональной подго­товки трудовых ресурсов; строительство и эксплуатация объектов ин­фраструктуры; обустройство и сдача в аренду земельных участков; создание специализированных (торговых, снабженческих, строитель­ных, транспортных, информационных и пр.)организаций.

Преимущества и недостатки функционирования СЭЗ.Опыт со­здания свободных экономических зон в разных странах показал, что они могут стать фактором роста региона, однако эффект открытия СЭЗ достигается по прошествии нескольких лет и при наличии ука­занных выше условий, определяющих успешность зоны.

Создание особого экономического режима в зоне и применение раз­личных льгот в налогообложении приводят к тому, что норма прибы­ли в зоне оказывается несколько выше, чем в окружающих ее регио­нах и национальной экономике в целом, что позволяет привлеченному в зону капиталу повысить норму прибыли; благоприятный экономи­ческий режим в зоне может привести к сокращению сроков окупаемо­сти капитальных вложений.

Однако режим СЭЗ может оказывать не только положительное вли­яние на развитие территории, национальный бизнес в зоне хотя и ис­пытывает обучающее влияние иностранного опыта, но попадает в сре­ду жесткой конкуренции с неравными стартовыми возможностями (низкий технический уровень производства, высокая себестоимость, несравнимый финансовый потенциал и т. д.), поэтому в СЭЗ не ис­ключено падение местного производства и снижение экономической активности местных производителей.

Конкретные рамки и размеры льгот устанавливаются на основе технико-экономического обоснования проекта развития СЭЗ, они оп­ределяются в зависимости от величины потерь, обусловленных предо­ставленными льготами (недопоступление доходов в бюджет) и эффек­том от разрешения проблем территории.

Анализ опыта функционирования СЭЗ показывает, что в своем раз­витии зоны, как правило, проходят четыре стадии: стадия создания, когда формируется инфраструктура, идет ак­тивный процесс притока иностранного капитала;

стадия развития, в которой наблюдается замедление притока иностранного капитала при быстром одновременном росте экс­порта;

стадия зрелости: прекращение роста иностранных инвестиций вследствие заполнения свободных рыночных ниш, вытеснение мелких фирм более крупными с передовой технологией, расши­рение связей с в незональнымпространством;

стадия упадка: сокращение иностранных инвестиций в резуль­тате сближения режима хозяйственной деятельности в зонах и вне их, а также истечения срока налоговых льгот, расширение участия в зонах национального капитала.

В течение жизненного цикла зоны, составляющего порядка 20-30 лет, она должна решить поставленные перед ней задачи, после чего особый режим хозяйствования зоны отменяется, зона по уровню ее экономического развития фактически сливается с развитым на ее ос­нове внезоиальным пространством.

Особенности специальных технико-внедренческих зон.Технопо­лисы, инновационные центры, научно-технические парки являются формами специальных зон технико-внедренческого типа. Это терри­тории с концентрацией исследовательских, проектных, научно-произ­водственных фирм, пользующихся государственной поддержкой. Они создаются на базе университетов и других учебных и научных учреж­дений либо путем конверсии промышленно-производственных зон. Основной идеей их создания является интеграция субъектов иннова­ционной деятельности в регионе и реализация на этой основе агломе­рационных эффектов.

Государственная поддержка технико-внедренческих зон выражает­ся в предоставлении финансовых ресурсов, создании инфраструктур­ных объектов, а также принятии и реализации специальных планов развития. Правительство субсидирует исследовательскую деятель­ность в технополисах, финансовая помощь оказывается мелким и сред­ним компаниям, участвующим в программе.

По форме технополисы представляют собой создаваемые или раз­вивающиеся при поддержке правительства научно-технические город­ки, в которых обеспечены условия для органичного слияния науч­но-исследовательской деятельности с наукоемким производством и подготовкой кадров (ученых, инженеров, техников, высококвалифи- цированных рабочих). Одновременно обустраиваются комфортабель­ные жилые зоны с хорошими культурно-бытовыми и экологическими условиями, чтобы привлечь в технополисы ученых и специалистов из других районов.

В основе функционирования научно-технических парков лежит принцип деятельности промышленных парков, представляющих со­бой зоны промышленной застройки с полным набором необходимых служб и системами транспортного, информационного, телекоммуни­кационного обслуживания.

Промышленный парк — участок земли, оборудованный необходи­мыми элементами инфрастуктуры (водоснабжение, энергоснабжение, транспорт, производственные здания), продаваемый или сдаваемый в аренду предпринимателям для организации промышленных предпри­ятий. Каждый такой парк может быть рассчитан на различное количе­ство предприятий в зависимости от его площади (емкости), а также от размеров размещаемых на его территории производственных единиц.

Научно-технические парки включают в себя сеть научно-исследо­вательских фирм, организаций, лабораторий, промышленных объек­тов, расположенных на компактной территории, что обеспечивает их реальное взаимодействие и практически исключает непроизводитель­ные затраты времени. Создание научно-технических парков дает воз­можность повысить инновационный цикл за счет того, что взаимодей­ствие между научным центром и производством позволяет расширить взаимное понимание проблем и потребностей, бизнес получает более быстрый доступ к новым разработкам; а также предоставляет возмож­ности использования научно-технических ресурсов; взаимодействие создает возможности для открытия новых видов бизнеса, выпуска но­вых видов продукции и т. д.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.