На лекции рассматриваются принципы (подходы) к организации региональной политики в России, но не региональные аспекты федеральной поддержки регионов. Задача семинара показать, какие именно регионы становятся объектами федеральной поддержки, какова, условно говоря, «география» региональной политики в России.
[1] Поводом для этой дискуссии, развернувшейся, например, на страницах газеты «Ведомости», послужила подготовленная в 2005 году в Министерстве регионального развития РФ Концепция стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации.
[2] Возможные варианты – обеспечение равноценных условий жизни на всей территории страны, предоставление минимальных социальных гарантий на всей территории страны и др. (зарубежный опыт региональной политики рассмотрен, например, в [3, 4]).
[3] Научное обоснование этого подхода см. [3].
[4] В 2008 году доля региональных и местных бюджетов в расходах бюджетной системы на социально-культурные мероприятия составила около 43%. Столько же пришлось на государственные внебюджетные фонды и 14% – на федеральный бюджет (расчеты автора по данным Федерального казначейства РФ).
[5] Перечень программ на 2009 год остался прежним.
[6] Постановление Правительства РФ от 23 ноября 2005 г. № 694 «Об Инвестиционном фонде Российской Федерации».
[7] В результате этой работы было принято Постановление Правительства РФ от 1 марта 2008 г. № 134 «Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации», в которое в дальнейшем неоднократно вносились важные поправки.
[8] В рамках уже названного Постановления Правительства РФ от 1 марта 2008 г. № 134.
[9] Постановление Правительства РФ от 23 июня 2008 г. № 468.
[10] См. стенограмму заседания Президиума Правительства РФ 12 января 2009 г. (http://www.government.gov.ru). Какие именно проекты не будут финансироваться, обнародовано не было, что является наглядной иллюстрацией «непрозрачности» деятельности Инвестиционного фонда.
[11] Под региональными бюджетами в этой статье имеются в виду консолидированные региональные бюджеты, т.е. сумма собственно региональных и всех видов местных бюджетов.
[12] В соответствии с Налоговым кодексом РФ, региональными налогами являются налог на имущество организаций, транспортный налог и налог на игорный бизнес, местными налогами - налог на имущество физических лиц и земельный налог. В общем объеме налоговых поступлений в стране региональные и местные налоги составляют очень небольшую долю (в 2009 г., по нашим расчетам на основе данных Федерального казначейства, – 6,1%).
[14] Федеральный закон от 20 ноября 2009 года № 282-ФЗ.
[15] К сожалению, федеральные власти не ведут подобного рода мониторинг, по крайней мере публично, и, на наш взгляд, это один из важных недостатков федеральной региональной политики.
[16] Предусмотренное Налоговым кодексом РФ деление налогов на федеральные, региональные и местные отражает не столько разделение налогов по уровням бюджетной системы, сколько распределение полномочий в налоговой сфере между органами власти разных уровней. Тем не менее региональные налоги зачисляются в региональные бюджеты, местные налоги – в местные бюджеты. Кроме того, наряду с федеральными, региональными и местными налогами, Налоговым кодексом РФ предусматриваются так называемые специальные налоговые режимы, в т.ч. системы налогообложения для малого бизнеса (налог, взимаемый по упрощенной системе налогообложения, и единый налог на вмененный доход) и единый сельскохозяйственный налог, 90% поступлений по которым идут в региональные и местные бюджеты, а 10% – в государственные внебюджетные фонды.
[17] Федеральные законы от 26 ноября 2008 года № 224-ФЗ и от 30 декабря № 305-ФЗ.
[18] Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 310-ФЗ.
[19] Наши расчеты по данным Федерального казначейства РФ.
[20] В этом ключевое отличие дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности региональных бюджетов от дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Распределение последних по субъектам РФ утверждается законами о федеральном бюджете, а расчет причитающихся регионам средств идет на основе специально разработанной для этих целей методики.
[21] Напомним, что, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, дотации – это нецелевые трансферты, субвенции – целевые трансферты на финансирование переданных полномочий (субвенции региональным бюджетам из бюджета федерального – трансферты на финансирование переданных регионам федеральных полномочий). Определение иных межбюджетных трансфертов в Бюджетном кодексе РФ не дается, к ним относят те перечисления, которые не подпадают под определение дотаций, субсидий или субвенций.