Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Соотношение лекции и семинара



На лекции рассматриваются принципы (подходы) к организации региональной политики в России, но не региональные аспекты федеральной поддержки регионов. Задача семинара показать, какие именно регионы становятся объектами федеральной поддержки, какова, условно говоря, «география» региональной политики в России.

 

 


[1] Поводом для этой дискуссии, развернувшейся, например, на страницах газеты «Ведомости», послужила подготовленная в 2005 году в Министерстве регионального развития РФ Концепция стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации.

[2] Возможные варианты – обеспечение равноценных условий жизни на всей территории страны, предоставление минимальных социальных гарантий на всей территории страны и др. (зарубежный опыт региональной политики рассмотрен, например, в [3, 4]).

[3] Научное обоснование этого подхода см. [3].

[4] В 2008 году доля региональных и местных бюджетов в расходах бюджетной системы на социально-культурные мероприятия составила около 43%. Столько же пришлось на государственные внебюджетные фонды и 14% – на федеральный бюджет (расчеты автора по данным Федерального казначейства РФ).

[5] Перечень программ на 2009 год остался прежним.

[6] Постановление Правительства РФ от 23 ноября 2005 г. № 694 «Об Инвестиционном фонде Российской Федерации».

[7] В результате этой работы было принято Постановление Правительства РФ от 1 марта 2008 г. № 134 «Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации», в которое в дальнейшем неоднократно вносились важные поправки.

[8] В рамках уже названного Постановления Правительства РФ от 1 марта 2008 г. № 134.

[9] Постановление Правительства РФ от 23 июня 2008 г. № 468.

[10] См. стенограмму заседания Президиума Правительства РФ 12 января 2009 г. (http://www.government.gov.ru). Какие именно проекты не будут финансироваться, обнародовано не было, что является наглядной иллюстрацией «непрозрачности» деятельности Инвестиционного фонда.

[11] Под региональными бюджетами в этой статье имеются в виду консолидированные региональные бюджеты, т.е. сумма собственно региональных и всех видов местных бюджетов.

[12] В соответствии с Налоговым кодексом РФ, региональными налогами являются налог на имущество организаций, транспортный налог и налог на игорный бизнес, местными налогами - налог на имущество физических лиц и земельный налог. В общем объеме налоговых поступлений в стране региональные и местные налоги составляют очень небольшую долю (в 2009 г., по нашим расчетам на основе данных Федерального казначейства, – 6,1%).

[13] http://www.minregion.ru/activities/monitor/region_dev_monitor.

[14] Федеральный закон от 20 ноября 2009 года № 282-ФЗ.

[15] К сожалению, федеральные власти не ведут подобного рода мониторинг, по крайней мере публично, и, на наш взгляд, это один из важных недостатков федеральной региональной политики.

[16] Предусмотренное Налоговым кодексом РФ деление налогов на федеральные, региональные и местные отражает не столько разделение налогов по уровням бюджетной системы, сколько распределение полномочий в налоговой сфере между органами власти разных уровней. Тем не менее региональные налоги зачисляются в региональные бюджеты, местные налоги – в местные бюджеты. Кроме того, наряду с федеральными, региональными и местными налогами, Налоговым кодексом РФ предусматриваются так называемые специальные налоговые режимы, в т.ч. системы налогообложения для малого бизнеса (налог, взимаемый по упрощенной системе налогообложения, и единый налог на вмененный доход) и единый сельскохозяйственный налог, 90% поступлений по которым идут в региональные и местные бюджеты, а 10% – в государственные внебюджетные фонды.

[17] Федеральные законы от 26 ноября 2008 года № 224-ФЗ и от 30 декабря № 305-ФЗ.

[18] Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 310-ФЗ.

[19] Наши расчеты по данным Федерального казначейства РФ.

[20] В этом ключевое отличие дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности региональных бюджетов от дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Распределение последних по субъектам РФ утверждается законами о федеральном бюджете, а расчет причитающихся регионам средств идет на основе специально разработанной для этих целей методики.

[21] Напомним, что, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, дотации – это нецелевые трансферты, субвенции – целевые трансферты на финансирование переданных полномочий (субвенции региональным бюджетам из бюджета федерального – трансферты на финансирование переданных регионам федеральных полномочий). Определение иных межбюджетных трансфертов в Бюджетном кодексе РФ не дается, к ним относят те перечисления, которые не подпадают под определение дотаций, субсидий или субвенций.

[22] Региональные исследования, 2009, № 1 (22).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.