Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Разработка целевых комплексных программ развития регионов.



Сущность и условия программно-целевого регулирования.Про­граммно-целевой подход к решению региональных проблем следует рассматривать как инструмент региональной политики, одновремен­но обеспечивающий как формирование этой политики в целом, так и ее реализацию в виде конкретных программ разного уровня и назна­чения.

Причем отсутствие программ в большинстве регионов и муници­пальных образований является одним из свидетельств отсутствия и региональной политики как таковой, поскольку она может разра­батываться и осуществляться только на базе всесторонней оценки региональных ситуаций, выявления и ранжирования региональных проблем, нахождения путей их решения при различных вариантах ре­сурсного обеспечения, при ясности в вопросе о том, кто и в какие сро­ки может выполнить соответствующие действия и т. п.

Под программой как инструментом региональной политики пони­мается специально разработанный перечень заданий (мер, действий), ориентированных на полное или частичное решение конкретной со­циально-экономической проблемы регионального характера. Такой перечень может рассматриваться в качестве инструмента региональ­ной политики только при соблюдении ряда обязательных требований (условий). К ним относятся:

легитимность, что предполагает разработку и реализацию про­грамм в соответствии с действующим законодательством и ис­ключает создание ситуаций, противоречащих этому законода­тельству;

нормативность программ любого уровня (федеральный, муни­ципальный), что предполагает их утверждение соответствующим органом и обязательность для исполнения всеми сторонами;

реальность — принципиальная достижимость поставленной це­ли, наличие соответствующих ресурсов, готовность сторон к вы­полнению заданий;

вариантность — наличие нескольких вариантов полного или ча­стичного достижения целей программы при различных уровнях ресурсного обеспечения;

комплексность целей и задач — постановка только таких целей и задач, которые могут быть выражены в параметрах, поддающих­ся учету и контролю, и по которым может быть дана однозначная оценка их достижения и решения;

контролируемость — наличие условий для постоянного отсле­живания хода результативности и эффективности выполнения программных заданий;

ответственность, что предполагает установление прямой и пол­ной ответственности конкретных лиц и организаций за исполь­зование ресурсов, выполнение отдельных заданий и программы в целом.

Региональные программы являются разновидностью комплексных целевых программ.

Целевые комплексные программы по своему содержанию подраз­деляются еще на ряд видов: по уровню значимости программы могут быть межгосударствен­ные, государственные и собственно региональные;

по территориальной принадлежности — внутрирегиональные (республиканские, краевые, областные, городские) и межрегио­нальные;

по функциональной ориентации — научно-технические (иннова­ционные), социально-экономические, производственно-техниче­ские, инвестиционные, организационно-хозяйственные, экологи­ческие и т. д.).

Этапы разработки целевых комплексных программ.Разработка целевых комплексных программ в настоящее время осуществляется поэтапно.

Составляется перечень важнейших проблем. Выделяется опреде­ленная проблема и выдается исходное задание на разработку програм­мы для ее решения, в котором определяются цели и участники про­граммы, лимиты ресурсов, другая необходимая информация.

Уточняются количественные параметры, характеризующие цели программы, и определяются задачи ее реализации по периодам. Ос­новная цель программы, как правило, распределяется по ее составля­ющим, образуя упорядоченную иерархию задач, отражающих внут­реннюю структуру решаемой проблемы.

Исходя из построенной иерархии целей формируются состав зада­ний и комплекс мероприятий для реализации программы с указанием последовательных этапов ее выполнения.

Рассчитываются основные показатели программы, ресурсное обес­печение и полные затраты на пего. Формируются перечни материаль­ных ресурсов с указанием поставщиков и получателей, определяется экономический эффект.

Осуществляются оформление программных документов, согласова­ние и утверждение программы.

Программы увязываются во времени, по ресурсам и исполнителям.

Классификация региональных программ.Региональные программы классифицируют по нескольким признакам: территориальная принад­лежность, функциональная ориентация, содержание решаемых про­блем, масштабность решаемой задачи, отраслевая локализация, харак­тер возникновения проблем и т. д.

Каждая региональная программа, таким образом, характеризуется одновременно несколькими классификационными признаками. На­пример, конкретная региональная программа может быть по уровню значимости — федеральной, по территориальной принадлежности — областной, по функциональной ориентации — экологической, по мас­штабности (комплексности) программной проблемы — узкоспециали­зированной, по продолжительности реализации — среднесрочной и т. д. При отборе проблем для программной разработки и реализации на федеральном уровне следует исходить:

♦ из особой их значимости для осуществления крупных структур­ных изменений и повышения эффективности развития конкрет­ных отраслей и регионов, образования и социальной сферы, для обеспечения экологической безопасности и рационального при­родопользования;

♦ из сжатости сроков решения этих проблем и необходимости кон­центрации ресурсов;

♦ из взаимосвязанносхи соответствующих мероприятий (заданий), обеспечивающих целевое управление межотраслевыми связями технологически сопряженных отраслей и производств. ,,

Приоритетность проблемы делает ее предметом будущей програм­мы, а конкретность цели определяет всю последующую процедуру раз­работки и утверждения программы.

Проблемы программно-целевого регулирования и меры их реше­ния.Поскольку программы (как и другие используемые в Российской Федерации методы государственного регулирования территориально­го развития и селективной поддержки регионов) пока еще не исходят из системного представления о критических региональных ситуаци­ях, было бы полезным составить перечень потенциальных зон про­граммного регулирования, включив сюда ограниченное число локаль­ных отсталых и депрессивных территорий, где отсутствуют рыночные механизмы и естественно-природные условия саморазвития (прежде всего самостоятельного выхода из депрессии), а также таких террито­рий, где это имеется и нужна лишь целевая поддержка будущих «то­чек опережающего роста». Такие зоны следовало бы объявить сфера- методики их сравнительной оценки и ранжирования, государственно выраженного интереса к их объективной оценке российскую регио­нальную политику вообще нельзя рассматривать как приоритетно ори­ентированную. Однако в том случае, когда речь идет о необходимости наиболее эффективного распределения весьма небольших средств на реализацию однотипных мер государственной поддержки регионов (в первую очередь программ), ранжирование решаемых проблем и конкурсный отбор предложений о разработке и реализации соответ­ствующих программ представляются необходимыми. Для этого могут быть предложены следующие меры:

♦ разработка порядка формирования ежегодно обновляемого офи­циального перечня наиболее острых региональных проблем — потенциальных объектов программ. Конкретные, поддающиеся решению проблемы (а не регионы и их социально-экономическое развитие) должны стать объектом программ;

♦ установление формализованной процедуры отбора приоритет­ных проблем из указанного перечня, для реализации которых мо­гут быть гарантированы бюджетные ресурсы;

♦ организация по тем же критериям конкурса предложений для включения их в проект правительственных предложений о раз­работке, начале реализации и продолжении федеральных про­грамм в будущем финансовом году; отбор должен быть организо­ван гласно и открыто;

♦ установление порядка прохождения предложений о разработке программ через процедуры разработки и утверждения федераль­ного бюджета на очередной год; обязательность представления в Государственную думу материалов конкурсного отбора про­грамм.

Осуществление таких предложений не представляет серьезных труд-гостей, а незначительные дополнительные затраты могут сразу же оку-шться за счет исключения малоэффективных программ. В то же вре-1Я это позволит если и не полностью, то хотя бы в определенной части в зоне действия программ) впервые ориентировать региональную по­ртику на конкурсно выявленные приоритеты.

Расходование государственных бюджетных средств на разработку реализацию программ требует постоянного контроля. Предлагается вести оценку эффективности и результативности программ.

Эффективность региональных программ.Под эффективностью егиональных программ следует понимать прямую экономическую эффективность (выгодность) решения поставленных задач именно на основе реализации включенных в программу заданий; иначе говоря, следует определить, насколько предложенный вариант достижения цели экономически выгоднее всегда имеющихся альтернативных ва­риантов. Кроме того, полезно и практически возможно оценить эконо­мическую эффективность предложенных в программе специальных механизмов (стимулов, льгот). Было бы полезно также оценивать эф­фект (или экономию) затрат на решение поставленной проблемы в программном варианте по сравнению с вариантом, когда подобная программа не будет разрабатываться и выполняться (т. е. оценить по­следствия развития региональной ситуации без использования пред­ложенной программы).

Результативность программы следует понимать, во-первых, как ме­ру соответствия ее ожидаемых результатов поставленной цели, во-вто­рых, как степень приближения к последней и, в-третьих, как прямые позитивные воздействия на социальную, демографическую, экологи­ческую ситуацию в регионе, а также на определяющие ее параметры экономического развития. При оценке результативности программы по второму из этих критериев важно максимально корректно выра­зить качественно-количественные параметры программной цели, а в ряде случае — и конкретизирующих ее задач. Это должно быть делом са­мих разработчиков программ, обязательным условием включения предлагаемых ими заданий в состав любой программы, финансируе­мой из федерального бюджета.

Следует ввести в практику порядок, по которому экспертиза вы­полнения программ должна быть комплексной и не замыкаться толь­ко на финансовых вопросах. Главное для каждой программы — до­стижение результатов и обеспечение эффективности каждой програм­мы, и в этом направлении следует переориентировать деятельность института экспертизы проектов целевых программ и хода их реали­зации.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.