Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности регионов



Сложившаяся в России практика выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов имеет целый ряд особенностей, проблем и дискуссионных моментов (см., например, [1, 2]), но в данной статье мы остановимся на ключевой, на наш взгляд, проблеме. Это отсутствие количественных оценок расходных обязательств бюджетов разных уровней как в целом (минимально необходимых расходов федерального, региональных и местных бюджетов), так и разных территорий (минимально необходимых расходов отдельных регионов и муниципальных образований). Знание объемов минимально необходимых расходов позволило бы определять минимально приемлемый уровень бюджетных доходов территорий, т.е. адекватно распределять налоговые доходы по уровням бюджетной системы, обоснованно оказывать финансовую помощь нижестоящим бюджетам. При отсутствии количественных оценок расходных обязательств бюджетов все дискуссии о достаточности или недостаточности масштабов выравнивания бюджетной обеспеченности регионов являются малообоснованными.

В 1990-е и в начале 2000-х годов проблему количественных оценок расходных потребностей бюджетов разных уровней предполагалось решать посредством минимальных государственных социальных стандартов. В первой редакции Бюджетного кодекса РФ было сказано, что минимальные государственные социальные стандарты – это государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории Российской Федерации. Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг (в расчете на единицу услуг) должны были утверждаться федеральным органом исполнительной власти и использоваться при расчете соответствующих объемов финансирования.

Кроме того, в Бюджетном кодексе РФ говорилось, что «финансовая помощь из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, предоставляемая на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности, определяется на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг в целях финансирования расходов, обеспечивающих минимальные государственные социальные стандарты». Иначе говоря, в Бюджетном кодексе формулировалась содержательная цель предоставления финансовой помощи.

Однако ни до вступления в силу Бюджетного кодекса РФ, ни после минимальные государственные социальные стандарты так и не были разработаны, и в итоге из Бюджетного кодекса это понятие было исключено.

Результат отсутствия государственных минимальных социальных стандартов – это невозможность оценить реальные расходные потребности регионов и бесконечные споры между представителями федеральных и региональных властей о достаточности и недостаточности имеющихся в региональных бюджетах средств на финансирование региональных полномочий. Необходимо также отметить, что при вычеркивании из Бюджетного кодекса понятия минимальных социальных стандартов не были найдены альтернативные формулировки целей предоставления финансовой помощи нижестоящим бюджетам. Конечно, в Бюджетном кодексе РФ говорится о выравнивании бюджетной обеспеченности регионов, однако что предполагает это выравнивание – стремление к обеспечению равноценных условий жизни на всей территории страны или обеспечение регионов минимально приемлемым уровнем бюджетных средств или что-то среднее – в Бюджетном кодексе не указывается.

Противниками минимальных социальных стандартов были прежде всего представители Минфина России. Вместе с тем и они не могли не признавать тех проблем, которые порождаются отсутствием стандартов. Поэтому определенные подвижки в сторону стандартизации бюджетных услуг все-таки происходят, и в ближайшие годы какое-то решение проблемы должно быть найдено.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.