Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Изменение полномочий региональных властей в налоговой сфере



 

Одним из дискуссионных вопросов в сфере межбюджетных отношений является вопрос налоговых полномочий региональных и муниципальных властей, в частности, предоставления им права увеличивать налоговую нагрузку на «подведомственных» им территориях для решения проблемы пополнения доходов региональных и местных бюджетов или, наоборот, предоставлять налоговые льготы для максимально полного использования стимулирующей функции налогов. Как известно, в России налоговые полномочия региональных и местных властей довольно низки. Неограниченно увеличивать налоговую нагрузку власти на местах не могут: в Налоговом кодексе РФ установлен исчерпывающий перечень региональных и местных налогов, а также максимальные их ставки. Предоставлять налоговые льготы региональные / муниципальные власти могут только по региональным / местным налогам (соответственно)[12] и по федеральному налогу на прибыль (власти субъектов РФ могут снижать ставку налога для отдельных категорий налогоплательщиков, но не более чем на 4%). Мотивация такого подхода известна: лимитация максимальной налоговой нагрузки в регионах позволяет избежать ненужных социальных потрясений, а ограничение масштабов налоговых льгот – превращения регионов в оффшоры и/или иждивенцев федерального бюджета (подробнее см. [3]).

Однако кризис заставил федеральные власти несколько скорректировать свою позицию. Вообще вся федеральная налоговая политика в кризис – это поиск баланса между решением проблемы наполняемости доходной части бюджета в условиях сокращающихся налоговых поступлений и уменьшением налоговой нагрузки для предпринимателей для стимулирования их экономической активности. В части налоговых полномочий регионов федеральные власти сначала – в преддверии 2009 года – пошли на меры по сокращению налоговой нагрузки в регионах, однако в дальнейшем – накануне 2010 года – по увеличению налоговой нагрузки.

Так, федеральным законом от 26 ноября 2008 года № 224-ФЗ органам власти субъектов РФ в рамках упрощенной системы налогообложения было предоставлено право устанавливать дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% для налогоплательщиков, выбравших объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. До этого действовала единая ставка налога в 15%. Данная мера была направлена на поддержку малого бизнеса, для которого и была разработана упрощенная система налогообложения. В начале 2009 года Минрегион России проводил мониторинг антикризисной политики региональных властей[13], и по данным этого ведомства на 30 марта 2009 года в подавляющем большинстве субъектов Федерации либо приняли, либо готовили принятие решения о снижении налоговой нагрузки для малого бизнеса, и лишь 20 регионов не воспользовались предоставленным им правом.

В части увеличения налоговой нагрузки речь идет о транспортном налоге, по поводу которого осенью 2009 года разгорелись довольно бурные политические дебаты. Специфика этого регионального налога в том, что в Налоговом кодексе РФ устанавливаются базовые ставки налога в рублях на лошадиную силу по разным видам транспортных средств и в зависимости от их мощности. До 2010 года органы власти субъектов РФ имели право увеличивать или уменьшать эти базовые ставки, но не более чем в 5 раз, при этом увеличивающие (уменьшающие) коэффициенты могли быть дифференцированными по разным категориям транспортных средств. Стремясь переложить бремя пополнения доходов региональных бюджетов на налогоплательщиков, федеральные власти подготовили закон, суть которого сводилась к увеличению базовых ставок транспортного налога в 2 раза. Но такое решение в конечном итоге принято не было, базовые ставки остались на прежнем уровне, но с 2010 года региональные власти могут увеличивать (уменьшать) их уже не в 5, а в 10 раз[14]. Фактически разница между первоначальной и принятой версиями закона в том, что в первом случае повышение транспортного налога произошло бы «автоматически», а во втором случае для этого требуется специальное решение региональных властей.

Сводными данными о действующих ставках транспортного налога в субъектах Федерации мы не располагаем[15]. Однако известно, что к концу 2009 года отнюдь не во всех регионах базовые ставки налога были увеличены даже в прежние предельные 5 раз, и повсеместного повышения налога не было. Вместе с тем есть пример Калининградской области, где областной закон об увеличении ставок транспортного налога стал поводом для нескольких многотысячных митингов протеста.

Таким образом, события последних месяцев подтвердили правильность позиции федеральных властей в отношении ограничения предельной налоговой нагрузки в регионах и муниципалитетах, но вопрос расширения налоговых льгот так и остался открытым.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.