Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Что происходит с человеком в процессе освоения методики



Самое яркое проявление - это повышение уровня психоэнергетической чувствительности. И это повышение уровня чувствительности вызывает иногда большое напряжение и довольно странное переживание. Есть люди очень одаренные в этом плане. И для них это особенно трудно в первоначальный период. Что здесь нужно помнить? Первое, что нужно помнить - это ту заповедь, которую я получил от учителя, и благодарен ему за это, - что ко всему нужно относиться по-рабочему. Самый большой грех инструктора в этих ситуациях - это склонность к мистификациям трактовки различных психологических происшествий в сторону дешевой мистики.

Человек полетел во сне, или увидел свое тело, или вдруг почувствовал, как ему показалось, о чем думает другой человек. Или ощутил, что происходит в другой комнате. Таких случаев может быть миллион. Человек, естественно, обращается к инструктору: «Вот, со мной такое случилось. Что это, и как мне на это реагировать?» Если инструктор сам склонен использовать свою работу для повышения собственной самооценки или, еще того хуже, социального статуса, начинается мистификация, что часто находит свое выражение в заявлениях типа: «Это телепатия!»... Хотя в этом случае существует простой и ясный ответ: происходит перестройка подсознательных структур в связи с повышением чувствительности, сила зрения растет, а адекватной работы с подсознанием еще нет, или происходит активация почти заблокированного прежде правого полушария, активизируется образная система восприятия, какие-то вытесненные переживания. Вместо этого начинается: «Это телепатия, это 3-й глаз. Чакры-шмакры». Эта дешевка часто приводит к тому, что человек просто пугается. Он не приходил за третьим глазом. А ему говорят: «Третий глаз открывается». Он пугается. Начинает сбиваться в своей мотивации, в своей ориентации. И начинает нарушаться самое главное - принципиальная позиция. Я должен вам сказать, что ничто не вызывает во мне такого негодования, как профанация самой идеи. Весь пафос нашей деятельности в том, что мы придерживаемся позиции, которая утверждает принципиальную сознательность человека, принципиальную его активность. Его позицию диалога по отношению к миру. Книга называется «Наедине с миром». Вызывающе называется, рекламно. Я бы подчеркнул, что данная традиция и данная система знаний, в том числе и те части знания, которые вошли сейчас в научный и практический обиход, принципиально направлены на то, чтобы давать человеку в руки инструмент, средства и способы повышать свою активность, свою самостоятельность. И вот когда человек, называющий себя инструктором, используя склонность людей к пассивности, сознательно или бессознательно проповедует совершенно противоположное, создавая в группе опорные точки для манипуляций ради повышения своего величия, я считаю — это преступление. Такой человек вообще не имеет права говорить о том, что он имеет какое-то отношение к этой системе. Это принципиальное положение. А значит, каждый инструктор, претендуя на то, чтобы быть инструктором, должен брать на себя обязательство находиться в позиции активного человека. Воспитывать в себе позицию активного человека. И только в этом случае он может называть себя инструктором, потому что личный пример, как ни мудри, никуда не исчезнет. Люди видят, с кем они имеют дело.

Мало того что они видят, с кем они имеют дело чаще всего группа на первом этапе общения в течение месяца-двух старается подставиться под инструктора, убежать от активной позиции, использовать инструктора в качестве папы или мамы. Это нормальная тенденция, потому что люди приходят в группу с проблемами, решить которые они не знают как. Очень редко приходят люди по убеждению. Они составляют небольшую часть наших клиентов. Большая часть это - люди, которые ищут способы решения своих проблем, и они, естественно, с удовольствием переложат все на плечи Бога, инструктора, высшего авторитета, папы, мамы. Они всегда готовы к этому. И вся сложность нашей работы, ее подвижническая составляющая состоит в том, чтобы принципиально стоять на позиции активного. Меня часто называют жестоким человеком. Да, я жесток, потому что я к любому человеку обращаюсь так, как будто он уже самостоятельный. Это и есть: обращаться к его сущности. Вы часто спрашиваете, как же соблюдать закон при котором всякое общение должно способствовать развитию сущности того, с кем общаешься, если я сущности еще не вижу? Очень просто. К себе самому и к другому относись как к человеку самостоятельному, взрослому. Я так и с детьми разговариваю, и со стариками - мне все равно. И самое большое социальное напряжение возникало всю жизнь именно в этом. И сейчас возникает, несмотря на перестройку и прочие изменения в социальной жизни общества. Все равно это всегда будет вызывать напряжение. Это очень важно. Я понимаю: оттого, что я здесь все это говорю, никакой стопроцентной гарантии того, что вы всегда будете стоять на этой позиции, нет, хотя хочется, очень хочется в это верить. И я хочу, чтобы это знали все. Все, что будет зависеть от меня в этом плане, я буду всегда делать. Это место, в котором я не позволяю себе быть растождествленным даже ради самого большого просветления. Это моя работа. Пусть я в этом несовершенен, но это несовершенство - вещь необходимая для работы. Это мой сознательный выбор. Я здесь никогда не буду безразличен. Потому что в этом смысл существования Школы.

А источников такого знания очень мало. Вы сами видите, что проповедуется. Несмотря на тот широкий доступ, который сейчас возник, проповедуется на 80% пассивное. Раньше был царь или честь и совесть нашей эпохи - партия, теперь - всякая мистика, инопланетяне, Кашпировский, новые вожди с новыми идеями, гипнотизеры, манипуляторы. Все стонут от восторга. И подобный переход был и будет всегда труден, во все времена, в любой стране, при любом государственном строе. И в демократических Афинах Сократ должен был принять приговор и покончить жизнь самоубийством. И при фараонах, и при феодализме и т. д. Это всегда будет трудно. И вы должны это понимать, как бы вы себя не оценивали. Даже если вы очень маленькая капелька, но капелька. У меня даже нет слов и эмоций, чтобы до конца это выразить. Но те, кто меня знают хорошо, понимают, что это действительно самое больное.

Поэтому главная задача - постоянно быть внимательным к членам вашего учебного коллектива. И постоянно следить за тем, чтобы корректировать мистифицированное развитие событий. Для этого я вам всем очень рекомендую /если у вас хватит сил/ перелистать все 4 тома Тбилисского конгресса по бессознательному, там это рассмотрено очень в хорошем объеме, разносторонне. Чтобы дать себе какой-то толчок, какую-то структуру, чтобы самостоятельно потом размышлять о том, что творится в пределах того, что мы называем подсознанием, сверхсознанием.

И прежде всего нужно быть внимательным к самим себе, потому что сила суггестии средств массовой информации нарастает с каждым Днем. Однажды по телевизору была передача - на улице людей спрашивали: «Чего бы вы хотели чтобы было больше на телевидении?» И взрослые люди говорили: «Вернуть «Взгляд», развлекательно-информационные программы.» Маленькая девочка ответила: «Побольше про НЛО.» Т.е. суггестия средств массовой информации, всех этих высокооплачиваемых выступающих на стадионах мессий, лжепророков, нарастает с каждым днем. И это поддерживается так называемыми учеными, это поддерживается правительством и т. д. Внимательные и размышляющие люди, сядьте один раз и попробуйте прикинуть, сколько это все стоит. Вы поймете, что это не личная инициатива каждого. Это большая серьезная программа.

Вы должны сами, в первую очередь, противостоять этой суггестии. Ведь мне совершенно неважно - есть НЛО, или нет, есть параллельные миры или нет. Я с удовольствием могу согласиться, что все это есть. Но мне важно при этом знать: ближе я от этого к человеку или дальше, перестаю я быть рабом и роботом или наоборот все больше им становлюсь. И только с этой точки зрения меня интересует эта информация. И если я встречусь в н-ской зоне с НЛО, меня будет интересовать то же самое: имеет ли смысл мне общаться с ними для развития их сущности или нет. Потому что я в папах и мамах не нуждаюсь. В друзьях, товарищах из других миров - да, соратниках - да, но не в папах-мамах, или спасителях. Это гордая позиция, но она легко превращается в гордыню, о чем прекрасно нас предупреждал Иисус. И нужно быть предельно точным, чтобы ваша человеческая гордость не превратилась в гордыню. Это другая проблема и другая опасность.

Кстати, вы должны знать, что есть простые средства, которые имеет смысл использовать в период резкого обострения чувствительности. Например, бывает, что у людей горят подошвы, они не могут спать, мокрые полотенца прикладывают. Во-первых, нужно человека предупредить, что это пройдет, это временно. Во-вторых, в таких случаях можно просто предложить ему чай с мятой, мускатный орех. Это самые простые средства от так называемых психических ожогов.

Вторая проблема, следующая за повышением чувствительности. Надо хорошо знать /не лениться тратить на это время/ наиболее распространенные информационные блоки, относящиеся к психике человека. Это, прежде всего, так называемая астральная система чакр, т.е. семичакровая система со всеми ее названиями и мифологией. Потому что уже во втором классе половина людей знает, что такое сушумна, пенгала, сахасрара и прочие. Это естественно. Первое, что вы должны выяснить, нет ли среди ваших клиентов людей, которые читали на эти темы то, что вы не читали. Если такие люди есть, срочно поручите им сделать большое обзорное сообщение. Потому что иначе вы будете говорить с ними на своем языке, а они будут переводить и даже не сообщат вам об этом. Вы им будете говорить - первый центр, а они будут переводить: значит так, муладхара, свадхистхана и манипура вместе или пол манипуры уже входит во второй центр. Вы будете думать, что они делают одно, а они будут делать совершенно другое. Вы будете говорить про «огненный цветок», а они будут думать про «золотой цветок» из китайской традиции. Для вас это еще один прекрасный способ самообразования.

Некоторые говорят, что я много знаю. Так благодаря чему я знаю? Когда выяснилось, что эта методика интересует людей вне театра, одна из первых вне театральных групп образовалась в клубе молодых ученых. Я первое занятие провел, второе. Нет диалога, нет резонанса, - ничего не возникает, я не могу работать. Я говорю: «Ребята, давайте договоримся: вы мне принесете основное из вашей библиотеки, только основное. Я прочту, и мы начнем друг друга понимать.» Они принесли стопку книг. От пола до крышки стола. Я месяц все свободное время сидел и читал. А до этого я прочел может 5-6 мистических книг; оккультных, о Тибете, - все в вперемешку. И когда я это прочел, я смог с ними общаться. Потому что у них была полная голова: от египетской «Книги мертвых» до какого-нибудь Папюса и прочее. В этом месте нужно быть очень внимательным. Инструктор должен чувствовать информационную ситуацию.

Вы учтите, что в группе всегда существует неформальное общение. И это прекрасно, это будет. Люди обмениваются между собой информацией, оценками и т.д. Происходит свободная циркуляция. Если вы попытаетесь удержать свой авторитет, то вы, конечно, переиграете как руководитель, как педагог. Только потому, что вы читали вот это, а они читали то. Вы будете кричать, что то, что вы прочли лучше, хотя и то и другое в равной степени - повод для размышлений, хотя гораздо проще, быстро это выяснив, поручить людям сделать сообщение. И человеку приятно, он знаниями своими поделился, и группе хорошо, потому что все попали в один информационный блок, и вам хорошо, потому что вы тоже немножко образовались и сможете учитывать какие-то информационные блоки.

Все учесть невозможно. Это люди. Это загадка, таинство. Но есть вещи, которые нужно держать все время во внимании. Если у вас человек начал качаться на нулевке или улетать во время пульсаций, значит одно из двух: или его надо выгнать к чертовой матери /самый легкий путь/, обеспечив свою безопасность, или просто оставить одного и выяснить, зачем он пришел: наркоманией заниматься под видом психотренинга или все-таки стать самостоятельным человеком.

Самое трудное состоит в том, что существует побочный эффект усиления силы зрения. Можно написать отдельную книгу о том, как люди придумывают всякие способы защиты, чтобы не видеть то, что видят. Любой профессиональный психолог знает, что существуют огромные тома под названием психологическая защита. Но, когда человек начинает заниматься, если он занимается всерьез, если это любимый ваш ученик, пример для всех, то он попадает в ужасную ситуацию. Он начинает видеть больше, чем ему надо. Он не за этим сюда пришел. Он не знает того, что здесь эти вещи взаимосвязаны. И тогда он тратит огромное количество сил, если у него хватит рационализации, на то, чтобы не видеть то, что он начал видеть. Человек в этом смысле - великолепное создание. Безумно изобретателен. Я помню, как в Даугавпилсе, разобрав на технологии умственного труда механизм построения защитных мотивов, /а жили мы все вместе, коммуной, - так сложились обстоятельства/ все начали друг друга вылавливать на защитных мотивах. Через три дня искусство построения защитных мотивов достигло небывалых высот. Вместо простых одноступенчатых и двухступенчатых конструкций появились целые художественные произведения, архитектурные композиции. Потому что под постоянным прессингом искусство это мобилизовалось. Потому что без защитных мотивов человек просто не может прожить, потому что не имеет возможности жить без них.

Как быть абсолютно открытой системой и при этом сохранить самотождественность, целостность? Это огромная профессиональная проблема, которая решается, но для этого нужно лет 15-16. Поэтому противоречие между силой и чувствительностью - это глобальное противоречие человеческой психики. Глобальное. Оно встречается везде и по любому поводу. Как правило, выигрыш в чувствительности ведет к снижению силы и устойчивости, а выигрыш в силе -к снижению чувствительности. Т.о. или дуб могучий, дуб зеленый, ничего не чувствует и поэтому сильный, или такая тонкая, хрупкая натура, которая падает в обморок при первой же возможности.

Вот это двойной объект внимания, который должен быть постоянно у инструктора по мере возрастания общей чувствительности группы и каждого человека в отдельности. Необходимо следить за тем, чтобы те люди, которые изначально чувствительны, изначально субтильны, больше внимания уделяли в самостоятельном тренинге таким вещам как нулевка, энергетическое равновесие. Вы должны быть всегда начеку в подстраховке таких людей, потому что помните: чувствительный человек требует силы, сильный человек - чувствительности. Когда Вася Ишунин на первом году обучения весь год проболел, потому что конструкция «Огненный цветок» вступила в противоречие с той психоэнергетикой, которую он освоил, занимаясь восточными единоборствами, я был спокоен, потому что Вася у нас относится к типу сильных. Но когда у нас появилось такое хм-хм и показывало феноменальные результаты в определениях тестовых и взаимных, особенно в приеме, то я включил все рубильники внимания, и красный огонек тревоги не выключался по тех пор, пока человек не заканчивал обучение.

Здесь нужно быть внимательным, во-первых, в отборочном тестировании. Нужно уметь, если сами не можете, привлекать профессионалов для того, чтобы выявить случаи клинической истерии, выраженной эпилептоидности и то, что называется аутичный шизоид. Это три категории граждан, наиболее подверженных деструктивным событиям. И если ваша квалификация не позволяет вам самостоятельно отвечать за них, не имея ни психологического, ни медицинского уровня и опыта, то лучше честно таких людей не брать. Один из наших инструкторов дважды ошибся, взявшись таких людей обучать. Ему то что, а мы с этими людьми до сих пор расхлебываем. Потому что возобладал гонор: я справлюсь. Видно же по тесту - нельзя брать человека. «Так он же результаты показывает!» Так он потому и показывает, что есть отклонения, и поэтому это опасно. Чего ему учиться, если он уже их показывает? Ведь он для другого пришел. Нужно быть очень внимательным и очень четко рассчитывать свои возможности в плане психокоррекции. Это дополнительные хлопоты. Если вы не психотерапевт, то нечего браться за таких людей, потому что я заранее могу вам рассказать, как будут развиваться события, и чем это кончится. Несмотря на то, что я два года проработал в клинике под руководством чрезвычайно опытного невропатолога, ежедневно совершая обходы, обучался диагностике, я не рискую в этих случаях. Эти три группы людей лучше не брать, а посоветовать им обратиться к психотерапевту, заняться ауто-тренировкой, т.е. предложить тормозные методики. Методики, которые заранее рассчитаны на развитие заторможенности. И если психотерапевт дает ему справку о том, что ему можно ходить к вам на занятия, тогда вы можете пробовать работать.

Помните, наша методика активизирующая, хотя, конечно, с ее помощью, с помощью базового упражнения «белая птица» можно проводить саморегуляцию, можно нарабатывать легкую форму пульсаций на красном раскаленном слабом огне. Но, в любом случае, она активизирует и нервную систему, и метаболизм. Поэтому нужно строгое дозирование, нужно предупреждать людей, что 5 раз в день делать «огненный цветок» не надо. На ночь есть «белая птица» до момента: «Я лежу на теплом желтом песке...» И в любом случае помните, что люди со слабыми тормозными процессами потенциально опасны, в том смысле, что они могут неправильно воспользоваться методикой. К ним нужно повышенное внимание, особая строгость в требовании точного выполнения инструкций.

И самое главное: самый страшный враг в профессии инструктора - скука. Скука заставляет заниматься постоянно модернизацией. В 1972 году мы получили с помощью специальной работы упражнение «огненный цветок» в классической его форме. За это время я уже пережил знаете сколько модернизаций, сколько игры с инструкцией? Я понимаю, что невежество - это знамя нашего общества. Человек, который работает с людьми, должен понимать, что заменить одно слово на другое - это значит изменить процесс внутреннего переживания. Вставляя несколько лишних слов, нужно точно знать, что изменилось внутри у людей, как по-другому пошла энергия, как по-другому работает возбуждение и торможение, что давит на правое полушарие, а что - на левое. Нужно знать очень много. А у людей иногда бывает полная безответственность. Полная. Я не могу отвечать и нести ответственность за коверкание базовых инструкций. Нет, люди умудряются. Им наплевать, что ты 20 лет этим занимался, что все это проверено тысячу раз, что ты тысячу примеров приводишь. Наплевать. У них творчество.

Если вы не можете заниматься исполнительским искусством, не занимайтесь им. Занимайтесь авторским искусством. Сочините свою систему, свои базовые упражнения. Это не мое сочинительство. Это Школьное базовое упражнение. Оно существует тысячу лет. И люди, которые переводили его с одного языка на другой, мучились. Иногда по 50 лет шел перевод. А вот это советское: человек все может, - это философия хамства по отношению к знанию. Это и привело нашу страну к, (любимое слово услышал), тотальной депрофессионализации, тотальной. Нигде, нигде невозможно найти профессионалов. Профессионалы как мамонты - их нужно выкапывать. Даже те, кто хотят быть профессионалами, должны найти способы, как же ими стать. Потому что нет этой информации нигде - ни в каких информационных банках. Поэтому надо ехать за границу на стажировку, посмотреть как выглядят профессионалы, чем вообще они от непрофессионалов отличаются.

Это счастье, что мне в жизни дважды повезло. Встретил Учителя, встретил Мастера - людей абсолютно профессиональных. И когда вы обучаете людей, вы должны привить им вкус к точности, а не превращать это в соционические игры.

Григорий Романович Рейнин рассказывал, во что превратили соционику. Она до сих пор из-под этого выбраться не может. Никто не хочет заниматься наукой соционикой. Когда произносят слово «соционика», серьезные люди начинают хохотать, пока им не покажешь практически, что это может быть на самом деле. Наука дискредитирована полностью. «Мы - соционики». И каждый налево и направо считает себя специалистом. Когда прекрасный инженер, изобретатель, лауреат гос. премии, вдруг, на старости лет, решил стать социоником, ничто же не сумняшися, со всем своим научным авторитетом в другой, технической области, - он весь Киев искалечил. В Киеве вышла книжка «Соционика - путь к счастью», под маркой «Общество Кашпировского». Молодой бойкий человек быстро понял, под кого надо лечь, чтобы прославиться. И лег и издал уже книжку. Большой специалист. Все. Это уже все. Тысячи людей будут обмануты.

Нужно выжигать в себе самих вот это советское, в самом дурном смысле слова: ненависть к знанию, ненависть к профессионализму, неуважение ко Вселенной. Гордость состоит в том, чтобы быть с мирозданием на равных, иметь партнерские отношения и выдержать это давление, а не в том, чтобы шапкозакидательством заниматься. Догоним, перегоним и создадим новый тип человека. Создали. На улицу боимся выйти в родном городе вечером. Там новый человек ходит.

Я сегодня говорю очень эмоционально, потому что я говорю о самом для меня главном и ценном, о том, что составляет для меня смысл пребывания среди людей. Я не ушел в Духовное сообщество, сколько раз мне это ни предлагали, по одной простой причине. Я осознаю свою работу в этом. Пусть маленькую, пусть столько, сколько сумею. Но она может создать хоть какое-то контрдвижение в этой всеобщей вакханалии, в этом всеобщем хамстве. Не потому, что мы с вами хамы, а потому что мы выросли в хамском государстве, государстве великого Хама, великой безграмотности. Потому что полуграмотный страшнее, чем неграмотный человек, т.к. его не обучили. Поэтому, это счастье, что еще существуют отдельные представители того мира. Когда их показывают по телевизору, тогда нужно бежать к телевизору, а не тогда, когда можно обойтись. Людей, таких как Лотман, как Зинченко, Мамардашвили еще недавно можно было увидеть. Вот этих людей нужно видеть, слушать и впитывать. Это как источники информации и как представители другого мира. Ничего нас не спасет, если мы не возродим уважение к миру, знанию, профессии. Нас не спасут никакие проповеди, потому что если у человека нечем, то сколько лозунгов не вывешивай, он не сделает. Чтобы он смог это сделать, «человеку нужно дать квалификацию», как замечательно сформулировали П.И.Ершов и П.В.Симонов в своей простой, на первый взгляд, работе «Темперамент, характер, личность». А если вы будете ставить перед ним одни лозунги, то он ничего сделать не сможет. Школа не признает никаких иерархических структур, но она существует и будет существовать как цельность, потому что существует иерархия знания, уважение, которое рождается не из того, что погоны навешивают, а потому что есть профессионализм.

И тогда становится понятным, почему отец мог обратиться с просьбой к восьмилетнему сыну принять его в ученики. Вот высшая форма уважения к знанию. Этот пример из жизни. Отец-индус, который являлся учителем учителей, как бы профессор, академик своей традиции, увидев в восьмилетнем сыне истину, свет истины, пал перед ним на колени и попросился к нему в ученики. Вот это профессионал. Я верю, что он мог быть учителем учителей. А братья только попозже попросились в ученики, когда уже отец попросился. Вот это квалификация.

Почему я сегодня так разговариваю? Вчера задали вопрос и попросили меня сегодня рассказать, какие основные сложности в работе инструктора. Я размышлял со вчерашнего дня. Вспоминал время от времени, прокручивал. Рецептов можно выписать огромное количество, но они не сработают, если вы сами будете стоять на другой позиции. Врагу- исцелился сам. И если вы внутри себя в тайне все равно любите мистификации, если вам дороже ...

Вопросы и ответы

Вопрос: Что можно сделать, если в группу пришел человек с высоким уровнем тревожности?

И. Н.: Понимаете, за тот короткий отрезок взаимодействия ничего особого сделать нельзя. Нужно быть внимательным к людям, чувствительным, субтильным от природы. Дело в том, что эмоциональная сила, как и мышечная, накапливается очень медленно. Поэтому, работая с человеком согласно каким-то методикам, вы гарантируете ему, что индекс эмоциональной устойчивости у него не изменится или даже слегка повысится. Но уровень тревожности может снизиться, не обязательно за счет самой методики. Человек попадает в группу, где никто ни на кого не кричит, люди доброжелательны. Он получает социальную нишу, и часто этого достаточно для того, чтобы снизить уровень тревожности. Человек начинает чувствовать себя спокойнее, по-другому воспринимать ситуации, считая, что это эффект от занятий ДФС. Это, конечно, иллюзия, но Бог с ней, с этой иллюзией, ведь вычленить довольно сложно, что к чему привело. Но инструктор должен знать, что это не только его заслуга, не только заслуга методики. Просто есть нормальная группа, где никто никого не бьет по голове, где все стараются быть вежливыми, интеллигентными, культурными, разговаривают на приятные темы, не дерутся за лидера, потому что лидер уже позиционно намечен.

Вопрос: Вот у вас есть такая фраза: «уважение к пространству»...

И. Н. Мне кажется, это очень просто. Наша телесность не заканчивается поверхностью кожи. Это известно. Существуют какие-то полевые продолжения, излучение, тепло, запахи, газы, частицы вещества, всякие энергетические вещи, т.е. вся совокупность того, что называется аура (прижилось такое слово). И эта часть нашей телесности тоже взаимодействует с пространством. И мы должны понимать такую вещь: пространство одно. Оно неделимо. Где бы мы не вычленили с помощью стен, потолков и пола кусок пространства, это все равно одно и то же пространство. Мы не можем вне фантастических теорий построить дом, внутри которого будет другое пространство. Пространство одно. ' Его геометрия может меняться. Но оно само, как таковое, одно. Таким образом, пространство - это та реальная вещь, в которой мы имеем дело с вечностью, бесконечностью, безмерностью, запредельностью. Причем имеем дело не на уровне логических объяснений, а на уровне реального взаимодействия. В этом пространстве происходят события: локальные события, глобальные события, но всякое событие порождает ситуацию. Ситуация - это есть выражение события в данный момент времени и в данном месте.

Если я, в так называемом личном пространстве, то есть в своей собственной квартире и не трачу никакого времени на работу с пространством, никаких г. сил, никакой заботы не вкладываю в эту кассу, то есть в пространство, а еще хуже, использую его как корзину для мусора, что делает большинство людей, значит я помню только, что вещь, а в чем все это есть - как-то выпадает. «Вот вещь, она - на столе, стол на полу, пол...» — вот как мы думаем обычно. А то что все это еще и в пространстве и, строго говоря, что именно пространство и есть главное в этом моменте, а не вещь, в него помещенная, мы забываем. Это и дает возможность всяким хорошо подготовленным шулерам манипулировать толпами; ведь главное, что они умеют и - знают, что есть такая вещь как пространство, и что если я получил квартиру, то главное в этой квартире, то есть самое ценное, за что на самом деле я плачу деньги - это пространство, отграниченное территорией этой квартиры. Потому что то, что я с ним делаю, то мне и возвращается.

И плюс к этому, я еще должен помнить, что это пространство есть часть которую невозможно отделить от другого пространства, от единого пространства. Оно одно, оно даже не единое. Пространство - это очень интересная штука. В отличие от мироздания, которое единое, пространство одно. Поэтому, в какой бы комнате я не поставил приемник, присоединив к нему антенну, я присоединяюсь к общему пространству. И в этом пространстве сейчас множество программы телевидения, приблизительно, 80-90 радиостанций, и мы во всем этом сидим.

А ведь 200 лет тому назад ничего кроме космических электромагнитных колебаний в этом пространстве не было. Не было ни радио, ни телевидения. Сел я медитировать по рецепту, созданному в Гималаях 1000 лет тому назад. Здесь сел, или в Гималаях - никакой разницы, пространство то одно. И вместо звездных посланий начал принимать радиостанцию, думая, что это звездное послание! Пришел я в свою квартиру и сел на аномалию. Думаю: что-то я себя сегодня плохо чувствую, наверное, порчу на меня Дуся навела. Что ж ты сел-то на аномалию? Да потому что я нигде, я в квартире.

Спросите у человека - что такое квартира? Он вам расскажет все, что угодно, кроме того, что это часть пространства. Вспомните, как в карате начинается тренировка. Все кругом ручками убирается, вычищается. Сделали, привели в порядок пространство, привели в порядок себя, вошли и начали. Большинство всяких феноменов - это правильное взаимодействие с пространством. Просто человека обучают тому простому факту, что он - находится в пространстве. И все остальное тоже в пространстве находится.

Мы с Вами не отличим Бургундское 1986 года от Бургундского 1975 года. Ну никак, нечем просто. Мы даже водку одну от другой с трудом отличаем. Нет у нас такого дифференцированного восприятия. Но когда мы начинаем заниматься какой-нибудь методикой саморегуляции, мы повышаем сенсорную чувствительность, особенно в области слабых взаимодействий, про которые мы, как правило, говорим, «почудилось». И тем самым сами себя ставим в невыгодное положение по отношению к пространству. Почему? Потому что мы раньше были как бы в доспехах и никакого пространства, вместе со всеми его влияниями, как бы не ощущали.

Но вот в результате занятий чувствительность возросла, и вдруг оказалось, что если раньше от того, что я забыл выкинуть окурки вечером или объедки на столе оставил, ничего, вроде, не происходило, а сейчас «виталики» прилетают, «олли» приходят, всякая мистика происходит. Раньше цветочек, который я когда-то поставил, гнил у меня в воде и вода уже гнила, а мне все было лень выбросить, ничего не происходило, то сейчас от этого зубы болеть начинают. Нужно очень хорошо усвоить простую вещь. Мы все находимся в пространстве, и все остальное тоже находится в пространстве. И отношения с пространством такая же часть личной гигиены, как отношения с чистым или не чистым телом. А теперь скажите: кто из вас, дожив до того возраста, до которого дожили, вообще этим занимался? Делал что-нибудь по поводу пространства? Целина! Это же море удовольствия! Только не мистифицируйте себя и вы откроете действительно источник бесконечного знания, силы, здоровья, счастья, чего хотите. Ибо в пространство все помешено, все, что вы можете себе помыслить, и даже то, что вы помыслить себе не можете. Григорий Романович сформулировал замечательную задачу. Он говорит: «На тренированном ментале можно мгновенно узнать все, о чем можешь спросить, а как узнать то, о чем спросить не можешь?» Мы нашли ответ - переживанием. Потому что переживание ухватит неизвестное, и, в первую очередь, спровоцирует работу сознания с подсознанием и сверхсознанием, это породит вопрос и в результате вы получит ответ на то, что вы уже знали на уровне переживания. При усмотрении истины слова не нужны, слова нужны для передачи ее другому.

Вопрос: - Игорь Николаевич, вот в свете того, что тут было сказано. Ритмы и уровни - что это такое в пространстве.

И. Н.: Во тьме того, что сейчас было сказано, светит одна единственная вещь: не все предназначено для понимания. Действительно, ну откуда я знаю, что такое пространство, уровни и ритмы. Понятия не имею. И, кстати, об этом не говорил. Заметьте. Я везде говорю о том, что уровни - это доминирование той или иной формы активности, а ритмы - это доминирование того или иного способа восприятия. В пространстве все есть. Это же способ описания, это методологический материал, не попытка определить, как оно на самом деле, чему соответствует эта штуковина в так называемой реальности... Вы знаете, меня это как-то никогда не волновало. Работает? Работает. Я думаю, что реальность многомерна. И привязанность к единственной интерпретации реальности или, говоря словами Кастанеды, к единственному способу описания мира - это страх. Это страх защитный. Страх был необходимым условием для того, чтобы человек выделил себя из мира. Это один из заборчиков, чтобы он смог сохранить самотождественность, сохранить самотождественность при нестабильной картине мира очень трудно. Гораздо проще создать одну картину на все времена и в ней, так сказать, передвигать фигурки. Но чем больше у вас в запасе совершенно различных картин мира, т.е. способов описания мира, тем больше вы адекватны реальности.

Вопрос: Быть внимательным к миру переживаний... Если можно, более конкретно.

И. Н.: Мы так воспитаны, к сожалению, так обучены, что в любых формальных ситуациях, как правило, следим только за словами. И хотя я всегда говорю, что главное - это не правильно сказать, главное чтоб тебя правильно поняли, этого еще мало. Переместив внимание с того, что ты говоришь, на то, как тебя понимают, нужно еще умудриться, хотя бы в общем виде, уловить как переживается то, что понимается. Вот это самое трудное - разговаривая, не следить за словами. Даже такие профессиональные люди как актеры, для которых воспроизведение человеческого поведения - это профессия, за редким исключением, если они не получили хорошей профессиональной школы, тоже больше всего времени тратят на то, чтобы отвязаться от текста, перестать все внимание вкладывать в слова, а быть внимательным к партнеру, к тому, кто тебя слушает; и не просто быть внимательным, но еще и стараться уловить, как он тебя понимает.

Мы с вами говорили, что работа с людьми сложна прежде всего тем, что если вы не сами этих людей отобрали, по принципу, что человек всю жизнь живет среди людей, которых сам себе выбрал в друзья, то есть в окружении самого себя практически, то тогда вы часто наталкиваетесь на совершенно незнакомые вам социально-психологические миры, и нужно тратить определенное усилие для того, чтобы проникнуть в этот мир и оттуда услышать то, что ты говоришь, и как это там понимается.

В этом, собственно говоря, самое начало настоящей, профессиональной работы с другим человеком, уметь так разместить свое внимание, чтобы слышать не себя, говорящего, а воспринимать его, понимающего. Это еще не мир переживаний, это еще мир мыслей, но это уже достаточно трудно. Для того, чтобы это успешно делать, нужно стать профессионалом в изучении различных внутренних миров. Конечно, их бесконечное множество, но все-таки существуют определенные структуры, которые повторяются. И если вы себя постоянно направляете в эту сторону, то постепенно начинаете ориентироваться хотя бы в основных структурах. Поэтому в первом периоде работы с людьми очень важно научиться извлекать обратную связь. Обратную связь о том, как тебя поняли. Для этого нужно регулярно устраивать такие занятия, на которых можно создать людям условия, чтобы они могли выговориться без дискуссии на какую-то нужную для инструктора тему. Просто, по очереди все высказываются. Без ссылок на предыдущего оратора. При проведении занятий такого типа нужно внимательно следить за тем чтобы оно не превратилось в позиционную борьбу, а все высказывания считались равноправными, необходимо отказаться от принципа достижения согласованного единого мнения, отказаться вообще от принципа единственной интерпретации. Почему? Потому что та единственная интерпретация, которую так любят педагоги достигать в классе, как правило никакого отношения к внутреннему миру людей не имеет. В итоге это получается согласованная конвенция. Все формально с ней соглашаются, но реально, т.е. в психологическом мире большинства людей, ничего не происходит. Разве что кто-то оказывается автором именно наиболее близкой к окончательной интерпретации, у него повышается внутренняя самооценка: «Ну я же говорил, я был прав, все к этому пришли.» Это очень трудоемкий стиль работы с группой, но он очень эффективен, потому что вы постепенно можете начать воспринимать, знать и учитывать, что же происходит в психологической реальности каждого. Бывают схожие миры, где психологическая реальность структурирована определенным образом. Помните, не надо ставить перед собой цель согласованной интерпретации. Почему?

Вот посмотрите, когда мы занимаемся с группой психоэнергетикой, то, как показали наши исследования, внутригрупповая согласованность оценок звучания на 20-30% выше, чем соответствие эталону, если грубо сказать, группа в целом показывает результаты по отношению к стимульному материалу на 20-30% ниже, чем внутригрупповая согласованность. Расхождения в группе постепенно уменьшаются. Это и есть та опасность, о которой мы говорили - группа нивелируют постепенно своих членов. Такое доминирование адаптационных механизмов приводит к тому, что постепенно все начинают более или менее одинаково думать без всяких усилий с вашей стороны. Все начинают звучание картинки слышать более или менее одинаково. Группа в целом может ошибаться, вы понимаете, но, скажем, 80% членов группы будут говорить, что это 1В, хотя там, скажем, ЗС. Этот эффект диффузного группового взаимовлияния, групповой суггестии снижает качество работы. Но он удобен, и практически большинство людей, работающих с людьми в группах, сами не зная того, к сожалению, постоянно стремятся еще больше усилить этот механизм, потому что тогда группа перестает быть множеством, а предстает перед вами как одно целое. Есть, конечно, какие-то дебоширы, нарушители, они немножко раздражают. Совсем плохие педагоги удаляют, отсекают сразу этих людей и тогда вообще приводят все к одному лицу. Потом группа становится абсолютно похожа на своего инструктора и весь диалог на этом кончается. Получается такое многоголовое существо, абсолютно одинаковое в данной области. Конечно, в жизни они разные, но в этой ситуации все становятся одинаковыми. И начинается такое само бормотание. Все бормочут одно и то же и всем хорошо, процесс обучения сводится к процессу групповой согласованности и никакого обучения как такового, как элемента развития не происходит. Происходит просто доминирование внутригрупповой адаптации, лидер тоже адаптируется и в результате получается нечто одно, в отличии от единого, которое всегда состоит из достаточно большого количества разнообразных элементов. А одно, оно и есть одно. Армейский идеал - рота как один человек, полк как один человек.

Как же можно, кроме ситуации независимых высказываний, в которых лидер тоже должен держать себя в совершенно нейтральной позиции и объявить заранее, что все эти высказывания имеют право быть? Для этого нужно просто помнить сам принцип многомерной реальности: можно посмотреть на одну и туже вещь с разных сторон. Есть замечательный пример в учебниках: прекрасная телятина и кусок дохлой коровы - это один и тот же объект по-разному интерпретированный. Единственный известный мне эффективный способ противодействия этому групповому нивелированию - это создание постоянной возможности переживания, т.е. охватывание того объема, который вы хотите передать, не только через понимание, но и через переживание. Потому что переживание групповым не может быть по определению. Когда в быту говорят: «вот мы все, как один, пережили восторг», - это иллюзия, потому что проявления могут быть только приблизительно одинаковыми. На самом деле, переживание, будучи моментом субъективной истины, всегда неповторимо. И внимание к миру переживании, внимание к тому, как происходит переживание той или иной темы, того или иного объема в группе, дает возможность довольно долго, хотя не более 3-х месяцев, т.е. не более того периода, который длится на энтузиазме сделать в группе что-то реальное. Вы все знаете, что энтузиазм длится ровно три месяца. Если вы хотите что-то сделать быстро, с группой, то имейте ввиду, что у вас на это отпущено три месяца, потому что через три месяца энтузиазм кончается и начинается совсем другая групповая жизнь. А три месяца - это период энтузиазма, период неофитства. В это время группой очень легко управлять, потому что она вся в порыве открытия.

Что такое быть внимательным к миру переживаний? Словами, конечно, рассказать очень трудно. Переживание для понимания не предназначено. Понимание и переживание могут взаимодействовать по принципу взаимного дополнения. Можно привести такой косвенный пример. Воспользуюсь одной обучающей притчей. Пришел человек с женой к шейху и говорит: «Моя жена толстая, никак не может забеременеть, сколько по врачам ни водил, какие диеты ей ни прописывали, не худеет и не беременеет.» Тот говорит: «А чего ее лечить? Чего ты зря ее водишь? Она помрет через три месяца.» Ну, что ж, авторитетный человек авторитетным голосом сказал. Жена не ест, не пьет, естественно, переживает. Похудела, через три месяца забеременела. Прибегает муж к этому шейху: «Ты меня обманул; она не умерла; она же наоборот - забеременела!» Он отвечает: «Я сделал то, о чем ты меня просил.» - И я помню у нас в группе в Вильнюсе были жаркие дискуссии: имел ли право этот человек солгать так жестоко, несмотря на то, что результат оказался правильный; этично это или не этично, морально или...

Понимаете, он человек знания. Он знает предмет своей деятельности. Он знает что есть человек, как он устроен и знает, что когда понимание не работает, а оно явно не работало, потому что по врачам ее сколько ни водили, сколько ей ни объясняли, она., не включалась, - есть только один путь - путь переживаний. Нужно четко включить соответствующее переживание. И тогда можно достичь иногда фантастических эффектов. Но вся сложность состоит в том, что ответственность здесь сугубо персональная, поэтому, естественно, эта система не очень распространена. Мы все-таки подсознательно веруем в то, что все можно понять. Я даже не знаю, как назвать это верование. Назвать это мракобесием, вроде нельзя: какое же мракобесие, если верим в понимание... Это невежество. Натуральное невежество, т.е. незнание природы человека, его устройства, его конструкции. И это невежество, укрепляемое системой образования и воспитания, превращается в совершенно подсознательную фантастическую веру в силу понимания. Мало того, что большинство из нас просто ограничены в своем понимании - мы ж не все философы, т.е. люди, профессионально занимающиеся пониманием, мало того, что сознание само по себе отграниченное, еще и наше образование никаких оснований для взгляда на себя как на энциклопедиста, титана эпохи Возрождения, не дает. Есть вещи вообще не предназначенные для понимания. Изначально, по сути, по природе своей не предназначены. Это не значит, что я сторонник иррационализма. Как раз наоборот. Иррациональная вера в рациональное, она ничем не лучше иррациональной веры в мистическое.

Я всегда говорю, что я принадлежу к сторонникам такого положения, о котором говорил Рамакришна: «Если человек говорит, что верует в Бога и никогда его не видел - это хуже, чем честный атеизм.» (Не видел в смысле не пережил или действительно не прошел какое-то мистическое общение). Он просто повторяет чужие слова. Может даже очень правильно, убежденно и искренне. Отличить человека, имеющего опыт реального переживания духовного от человека, который только знает об этом - не составляет никакого труда. Почему? Потому что переживание есть то самое трансформирующее начало в человеке, которое всегда оставляет след. В отличие от понимания, которое может не оставить никакого следа. Мы все сдавали много экзаменов в разных учебных заведениях, но как-то следа особого на нас это не оставило. Больше, пожалуй, оставило то, что мы прочитали случайно, или какую-то запретную книжку, или просто в руки попалась. А то, что по программе, оно входит, доносится до экзамена, выплескивается и забывается.

В этом смысле нужно постоянно изобретать такие способы взаимодействия, в которых понятийная структура, которую вы хотите передать, обязательно бы переживалась. И когда это пережито, вы уже с человеком ничего не сможете сделать - для него это субъективная реальность. Если же это не пережито, то следующий инструктор совершенно спокойно отменит предыдущего и так далее. В общем, в этом преимущество игры дискретными логическими структурами.

Согласно нашим методически разработкам всегда существует занятие, на котором люди записывают инструкцию самовнушения. Мы пришли к этому, поскольку накопилось огромное количество случаев, подтверждающих, что чтения или восприятия на слух недостаточно. Человек внимательно слушает, мы уже две недели занимаемся, - 15 занятий, и на каждом под мою личную диктовку он делает «цветок». Потом едем после занятия в метро рядом и он говорит: «Игорь Николаевич, мне так неудобно, но я хочу спросить. У меня всегда после того, как я сделаю цветок - болит голова». Я говорю: «Расскажи мне, как ты делаешь». Он говорит: «Ну, сначала набираю в первый центр, - и показывает на третий, - потом во второй, потом в третий», - и показывает на первый. Я минимум пять раз на доске рисовал схему!

Всегда найдется 1 -2 человека, которые почему-то поняли наоборот. Знаете, есть люди, которые говорят: первый ящик - это нижний, а есть люди, которые говорят, что первый ящик - это верхний. Это еще и типология. Вот поэтому необходимо обязательно одно очень занудное занятие, на котором диктуются слово в слово все базовые упражнения, чтобы люди записали.

У нас есть классический пример, когда женщина решила, что поскольку она до этого занималась йогой, то она может проделать эксперимент с «цветком». Принципиальный эксперимент. Она была убеждена, что мне космос диктовал текст «цветка», а я неправильно услышал. Была такая мистическая версия. Она стала делать по-другому. Кончилось тем, что у нее появился небесный жених, и вообще хорошо сложилась оккультная жизнь. Мы ее вовремя направили куда надо, ей выдали справку, что она не больная, а наоборот, феномен.

Мы с вами должны помнить, что методика - это фрагмент большой системы. И как всякая часть по законам целого имеет в себе отпечаток целого. Это очень серьезное дело, а не игрушка, это инструмент. Если человеку дать острую бритву, а он понятия не имеет, что такое бритва, и не имеет точных инструкций, то он может порезаться и другого порезать. Если взрослый человек дал ребенку поиграть с автоматом, заряженным боевыми патронами, и ребенок кого-то при этом нечаянно убил, то отвечает взрослый. А пояснения - это еще не инструкция. Кроме того, нужно периодически делать цветок в классической форме. Я уже, слава Богу, сколько лет занимаюсь, и все равно каждый год делаю тридцатку в классической, канонической форме, для того чтобы просто проверить настройку инструмента, поддержать конструкцию, подпитать. Это просто необходимо, это нормальное обращение со своим инструментом.

О психоэнергетике

Я думаю, что сегодня мы начнем наше общение с некоторых проблем энергетики. Все-таки инструктор должен представлять себе реальную ситуацию несколько шире, чем обучаемые, потому что если он не выходит за пределы возможности своих обучаемых, то он просто не видит, что происходит.

Первое, что бы я хотел сказать: конечно же, инструктор в первую очередь должен поставить себе задачу максимально освоить состояние «четыре». Именно в этом состоянии постепенно развиваются те инструментальные качества, которые приближают нас к целостности. Именно в состоянии «четыре» происходят те изменения в восприятии, которые позволяют нам перейти к распределенному вниманию, к восприятию группы как целого при возможности одновременно слышать каждого. Не говоря уже о том, что, усвоение этого состояния практически удовлетворяет потребность клиентов в поисках оздоровительных эффектов от занятий психоэнергетикой.

Неоценимую роль в этом играет 4В, потому что 4В как раз и является главным оздоровительным моментом во всей системе дифференцированных состояний.

Какие проблемы возникают на пути освоения этого состояния как бытийного? Прежде всего, конечно, проблемы своей психоэнергетической доминанты. В чем тут проблема? В течение жизни, в зависимости от природной доминанты, у человека складывается определенный стиль поведения, реагирования, восприятия, даже лексикон, потому что, как показывает опыт, выбор слов, особенно образов, образных выражений, сравнений, метафор очень во многом определяется психоэнергетической доминантой. Взаимодействие тела с психоэнергетикой в диапазоне одного психоэнергитического состояния, также сильно отражается на привычках тела.

Поэтому переход от технического формирования состояния «четыре» к состоянию 4В, 4С (пусть будет и4А) как к нормальным, естественным состояниям, т.е. переход с доминантного способа жизни в области психоэнергетического инструмента к резонансному (т.е. аккордному) - это серьезный, длительный процесс, он требует постоянной памяти и постоянного внимания.

И тут такой парадокс. Хотя любой человек, который однажды переживет полный вход в состояние 4В, понимает, что это приятнее, интереснее, его привычного состояния, что это замечательное состояние гармоничного живого целого, мало у кого хватает терпения и мотивации, чтобы этого достичь.

Инструктор, который работает с людьми, как минимум, во время занятий должен иметь базовым своим состоянием 4В, 4С в зависимости от ритма его природной доминанты. Этот вопрос принципиально важен. И если бы вам, благодаря вашему педагогическому мастерству, удалось бы в конце «продленки» привести своих «курсантов», студентов к вот такому осознаванию и переживанию, то это был бы самый замечательный, дополнительный к обучению результат, т.е. привести их к любви к состоянию 4В, к пониманию того, что ему нужна «четверка». Даже овладение и использование состояния 4Д - очень полезно, так как это состояние служит ключевым моментом настоящего развития психоэнергетической инструментальности. Можем образно сказать, что если нет «четверки», то психоэнергетический инструмент находится в расстроенном состоянии. У нас как бы есть рояль, настроенный только на одну треть.

Рассмотрим проблемы, возникающие у людей при освоении состояния 4, в зависимости от их доминанты. Обратимся к особенностям освоения, возникающим у людей с доминирующим первым центром. У них, как правило, возникают проблемы с «тройкой». Вот тут, как говориться, закон обратной силы не имеет. Если у «троечников» с «единицей» проблемы бывают редко, потому, что качели действуют, то у «единичников» проблемы с «тройкой» бывают очень часто. Дело в том, что такое витальное сознание, т.е. сознание, работающее на энергии первого центра, во-первых, мало кто знает, во-вторых, это мало кого интересует. К сожалению, у тех, кто занимается методикой ДФС выработался штамп мышления, по которому «единица» - это нечто антиинтеллектуальное, что совершенно неверно. Я постоянно, но, к сожалению, часто безуспешно борюсь с этой установкой Когда мы говорим о психоэнергетике, мы должны сами понимать и объяснять, что доминирующее звучание психоэнергетики не определяет качество других инструментов. Доминирование психоэнергитического первого центра, не означает, что у человека слабое сознание. Мы говорим о центрах, о доминирующем звучании психоэнергетичёского инструмента, а не о всей человеческой целостности. Но в силу желания свести все к одному объяснительному принципу, всегда находятся люди, которые с помощью одних обозначений объясняют всего человека. Так же, как есть люди, которые с помощью типа информационного метаболизма пытаются описать все инструменты, хотя понятно, что информационный метаболизм - это характеристика сознания. Так же, как есть люди, которые объясняют все темпераментами. Нужно для самих себя составить четкое представление о том, что является характеристикой какого инструмента. И проблема с «тройкой» возникает не потому, что из «единицы» трудно перейти в «тройку», а потому, что существует жесткая групповая установка: если у человека доминирует первый центр - значит у него плохая «тройка». Это полная глупость. Другой вопрос, что люди психоэнергетически «витальные» часто сильно зависимы от своего тела. В связи с чем? Тело обладает колоссальной потенцией, колоссальной жизненной энергией, а деть ее некуда, особенно людям так называемого умственного труда. Поэтому у них с телом с детства возникают самые разные проблемы, просто с детства. Иному бы впору быть чемпионом мира по какому-нибудь виду спорта, а он на кровати валяется целый день. Без физической нагрузки в такой ситуации очень сложно, а организовать осмысленно физическую нагрузку, тоже очень сложно. Похожая проблема бывает и у людей с доминантой два. Чтобы увидеть это, достаточно посмотреть на меня. Поэтому людям с доминирующей «единицей», будь то 1В или 1С (1А, как мы знаем, редко встречается в природе, там совсем другие вещи) нужно обратить внимание на то, что, во-первых никакой связи между качеством сознания как такового и психоэнергетической доминантой, никакой зависимости типа сила-слабость, нет. Во-вторых - есть проблема при доминировании витальной энергии. Очень сложно выстроить жизнь сознания, поэтому нужно направлять усилия для входа в «четверку». Для хорошей, настоящей загрузки сознания. Как раз этим людям, часто инстинктивно избегающим чтения философской литературы, нужно много загружать мозги и чтением, и компьютерными играми типа интеллектуального тренинга для того, чтобы просто понять, что на этой своей собственной витальной энергии они могут развить свое сознание до такой степени, которой «троечникам» физически это сделать не возможно.

Следующий момент уже для человека достаточно подготовленного, например, для инструктора. Ближайшая задача состоит в том, чтобы заняться освоением витального тела, выход в которое, как известно, идет напрямую через 1-й центр. Расширение объема 1-го центра, энергетический проход через этот центр и выход в, так называемое, витальное тело, т.е. подключение витальной части нашего сознания. В витальном теле пять чакр и, как минимум, две из них из области, которую мы привыкли относить к сознанию, т.е. с помощью психоэнергетики может раскрыться витальное сознание, если вы осваиваете состояния, которые обозначаются понятием «витальное тело». И это, конечно, очень интересная: очень своеобразная и очень редкая в развитом виде форма, вернее содержательная часть сознания; та его часть, которая очень редко объективизируется, особенно в нашей цивилизации. Витальная часть сознания раскрывает удивительно интересную образную систему, глубокое, рациональное и интеллектуальное проникновение в вопросы, связанные с живым, со взаимодействием живого, с природой живого. Какие там могут возникать проблемы? Как всегда проблемы мифа, проблемы мистификации, потому что существует масса популярной литературы, населяющей этот мир демонами, «виталиками», чудовищами.

Это все, конечно, образные, системы, они когда-то годились для обучения неграмотных людей. Люди просто были неграмотны, им приходилось на картинках объяснять и рассказывать всякие такие страсти. А потом, это было во времена, когда люди витально были очень сильны, хотя в большинстве ниже ростом и физически мельче современных людей, но с очень сильной витальной энергией. Это были другие времена и в обучении преследовались другие цели.

Нам с вами нужно понять, что витальная часть сознания очень интересна, очень глубока. Самое поразительное, что параллельно можно решать задачи социального статуса. Причем, не тем, что прославиться как сексуальный гигант, а тем, что появляется совершенно неожиданный глубинный взгляд, выраженный, может быть, и в текстах, в различных художественных произведениях. Я знал некоторых людей, которые стали очень приличными живописцами, скульпторами, когда с ними произошло ЭТО. Это очень интересный мир, очень насыщенный. Но это уже более глубокий энергетический ход, и он позволяет тем, у кого существует проблема (это «не обязательно подтянуть мощность 3-го центра психоэнергетически до 1-го так, чтобы можно было сработать в аккорд. Таких два хода вполне допустимы. Особенно большие сложности возникают даже не столько в 1В, сколько в 1С.

Теперь следующее: людям с доминирующей «двойкой», как правило, легче всего прийти к «четверке», потому что они просто подтаскивают, сбалансируя, 1-й и 3-й центр. У них проблемы с «четверкой» - проблемы ситуационные. Или проблемы, скажем, нарушенного метаболизма, или проблемы какой-то слабо развитой осознавательной части сознания, т.е. структурирования. Но эти проблемы можно всегда решить просто путем тренировки. «Двоечники» как мы их называем, в этом смысле находятся в наиболее выгодном положении для выхода в «четверку». У них есть свои проблемы в других местах, но в этом месте они действительно выигрывают. Я должен сказать, что человеку в 2С в силу присущей ему от доминанты суетливости, быстрой переключаемости, очень трудно сосредоточиться на одном, конкретном. У них часто накапливаются проблемы межличностных взаимоотношений, потому что человек с доминантой 2С адекватно в эмоциональной части воспринимается только таким же человеком, только таким, понимаете. Поэтому для людей в 2С, переход в четверку один из самых благотворных. И наиболее потрясающий эффект такого качественного скачка в жизни, который мне доводилось наблюдать за время работы с людьми, был у людей с доминантой 2С, когда они научились, начали развивать в себе и старались максимально пребывать в состоянии «четыре», потому что у них отпадало сразу огромное количество мелких житейских проблем и проблем личностных взаимодействий. Естественно, им становилось легче работать со своим сознанием как инструментом потому что легче решались проблемы концентрации внимания, структурирования, целостности.

Теперь «троечники», большинство «троечников» имеют проблему со 2-м центром. С первым там все просто: ест - проблемы нет, не ест - проблема есть. Обычно, когда у «троечника» проблема с «единицей» - значит он просто плохо ест. Что такое плохо ест? Это не значит обязательно мало, это значит плохо развит метаболизм. Есть он может и много, но по принципу «не в коня корм», поэтому в случаях, где есть проблема с 1-м центром из-за нарушенного метаболизма, нужно больше внимания уделить пережиганию пищи, т.е. есть пищу, одновременно делая огненную пульсацию. Пробовать движения с пульсацией на скакалке или хождение с пульсацией. Постепенно все приходит в норму и никаких проблем не возникает. «Троечники» часто очень плохо питаются, им кажется, что им и не надо. Особенно все, что касается белковой пищи. Я еще раз напоминаю, что при занятиях психоэнергетикой качество белковой пищи очень важно. Ничего не поделаешь. Хоть и обвиняют нас в том, что у нас красная энергия и прочее, - лучше иметь красную, чем никакой.

А вот проблема с «двойкой» у них большая. Как правило, у них истощенный 2-й психоэнергетический центр, и какое-то первое время вы должны обратить на это внимание в ваших группах. «Троечники» на излучение практически не работают в состоянии «два». Как только группа начинает делать 2В, 2С, 2А - так сразу в «троечников» эта энергия всасывается как вода в горшок с сухой землей. И даже если группа в 100 человек - они всосут, «троечники» в этом смысле немножко вампиры, образно говоря. Но это проходит. Просто нужно помнить, нужно людям говорить, что они должны дополнительно обратить внимание на проработку 2-го центра. Пульсация, более качественный набор энергии во 2-й центр. Не надо пугаться, если в группе кто-нибудь очень талантливый заметит: «...а, вон гад сосет энергию!» - ну и что же, почему не поделиться с товарищем, который находится в таком положении, у которого истощен 2-й центр? И это самое главное, на что нужно обратить внимание «троечника». Я за всю жизнь встретил «троечника» с нормальным 2-м центром всего один раз. Это был бывший спортсмен, а ныне тренер, который питается все время в сборной Советского Союза, социально обустроен, психологически адаптирован. Вот у него изначально проблем не было, хотя он и не занимался психоэнергетикой. Он только из третьего голоса учился, но очень быстро, потому что я с его спортсменами работал.

Вы должны обратить внимание на то, что у «троечников» чаще всего (хотя бывает не только с «троечниками») довольно быстро происходит такое странное переживание. В конце первой «нулевой» группы и чаще всего в «продленке» они могут прийти к вам и сказать: «Знаете, у меня такое чувство, что у меня полушария разделились». Люди пугаются этого. Вы должны понимать, что никакого, конечно, разделения полушарий не произошло, произошла резкая активация субдоминантного полушария. И эта резкая активация субдоминантного полушария может привести к некоторой экзальтированности. И ничего тут страшного нет. Нужно человеку объяснить что происходит, потому что человек, который в силу обстоятельств своей жизни давно забыл, что существует какое-то субдоминантное полушарие, образная система восприятия, континуальное видение, и возвращение этих состояний воспринимает совершенно мистически и впадает от этого в экстаз, ловит огромный кайф, часто начинает становиться в первые ряды борцов с рационализмом.

Прекрасный друг у меня был, Боря Тираспольский, крестник мой первый, подшефный. Когда с ним это произошло, то он стал просто кричать: «Долой умозрение!» Тут же вокруг него собралась компания «темных», необразованных и, часто, просто глупых людей с надеждой, что вот и им можно прорваться в духовность, потому что ведь Боря кричит. Я говорю: «Боря, родненький, ты то можешь кричать «Долой умозрение!», ты прочел целую библиотеку, ты с детства рос в интеллектуальной семье и поэтому у тебя вот такое переживание: «...ах, оказывается есть еще и вот это.» А у них все наоборот, у них как раз доминантное полушарие не работает». Поэтому инструктор должен очень четко различать, какая идет активация.

Пришел человек, у него пошла активация доминантного полушария он начнет философствовать. Он начнет говорить, что тренинг - это все мура, главное - осознавание. «Давайте будем говорить о просветлении, о картинах мира, об описании мира, об описании самого себя, вообще - давайте говорить, говорить, говорить. «Понятно: не работало, теперь заработало. Значит, у него сейчас период такой. Он будет книжки всевозможные предлагать... Хорошее дело. Потом все уравновесится, но нужно знать, что у него такой период.

А другой придет - начнет кричать «Долой сознание, долой умозрение, долой вообще эту теорию, давайте переживать, давайте биться в экстазе, давайте слушать музыку и т.д., созерцание, полет, астрал, ментал...» Все понятно. У человека активизация субдоминантного полушария, стихи начинает писать. Следовательно инструктору нужно помнить, что в процессе занятий полушарная асимметрия постепенно сглаживается. Это удивительное явление. Опять же приведу пример работы с Рудольфом Поварнициным. Когда мы только начинали занятия, то делали такой тест... У него левая рука в 1,5 раза уступала правой, и по выносливости и по частоте. И за 3 месяца они абсолютно сравнялись. Это, я помню, произвело просто колоссальное впечатление, когда он поступал в физкультурный институт. Говорили: этого быть не может потому, что этого не может быть. У спортсмена такой квалификации просто обязана быть асимметрия.

Это тоже нужно очень хорошо помнить, потому что это эффект от занятийпсихоэнергетикой и, в первую очередь, конечно, эффект от гармонизации психоэнергетического инструмента, постепенного отхода от принципиально доминантного способа жизни этого инструмента к его аккордному звучанию.

Теперь о влиянии этих процессов на организм. При интенсивных занятиях нужно напоминать людям про витамин «с», про кальций, про калий, про магний, о том, что бессолевая диета рискованна; что белковое голодание совершенно противопоказано при занятиях по этой методике. Особенно женщин начинает пугать то, что они начинают полнеть, т.е. они начинают есть намного больше, чем раньше. Это, естественно, т.к. тело не служит более биологическим, а служит социальным целям, то товар как бы падает в качестве, цена снижается и вызывает большое беспокойство. Вы должны их успокоить, что после некоторого периода (обычно это месяца 2-3) резкого набора вес спадает, восстанавливается органическая для данного организма норма. Ничего страшного здесь не произойдет. Вот когда люди профессионально начинают заниматься, тогда иногда приходиться жертвовать своей телесной социальной выразительностью во имя качества психоэнергетического инструмента. Это уже другое. Когда начинается доминирование самого инструмента над другими инструментами, в течение некоторого периода, потом надо решать проблему гармонизации взаимоотношений инструментов.

Этот момент переживают очень многие, и вы должны помнить, что это нормально, естественно, что ничего здесь опасного для социальной ценности вашей фигуры нет. Но зато для биологического здоровья и полноценного функционирования остальных качеств инструмента это полезно. Повышается устойчивость к вредным воздействиям окружающей среды, потому что вы переходите от принципа ограничения на входе, т.е. всевозможных диет, к принципу трансформации поглощаемого продукта; и на этом уровне тоже, естественно, ускоряется вывод ядов, вредных веществ, которые находятся в пище. Есть у нас гипотеза (нет пока еще статистики, глубоких исследований), что ускоряется вывод и радионуклидов. Это по поводу того, что происходит с телом в результате занятий психоэнергетикой в том объеме, о котором мы с вами говорили.

Я прошу вас не д




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.