Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕВОДУ



 

Необходимость подготовки большого числа профессиональных переводчиков возникла сравнительно недавно, хотя перевод — это, несомненно, очень древний вид человеческой деятельности. Без пере­водчиков было бы невозможно общение разноязычных племен и народ­ностей, существование государств и империй, населенных многочислен­ными и многоязыковыми народами, утверждение культуры господству­ющих наций, обладающих большим социальным престижем, распрост­ранение религиозных и социальных учений. Вместе с тем в большинстве случаев число переводчиков в стране было относительно невелико, и они обычно не получали какого-либо специального образования. Хотя некоторые переводчики в прошлом работали на достаточно высоком профессиональном уровне, а наиболее талантливые из них создавали порой переводческие шедевры, в целом качество большинства перево­дов было невысоким. Как правило, высокой точности переводов и не требовалось, переводческий произвол подчас оправдывался и поощрял­ся, профессиональные требования к переводчику формулировались лишь в самом общем виде.


 

Мы уже отмечали, что это положение коренным образом стало меняться во второй половине двадцатого столетия. В мире произошел так называемый «информационный взрыв». Резко увеличился объем информации, которой обмениваются люди и народы. Возросли между­народные контакты, на карте мира появились новые государства, воз­никли многочисленные международные организации, всемирные движе­ния, региональные союзы государств. Научно-техническая революция вызвала огромную потребность в обмене научной информацией между разными странами. Неизмеримо возрос объем международной торговли дипломатической деятельности, международной переписки. Расширились культурные связи между народами, массовый характер приобрел между народный туризм.

Эти изменения в жизни человечества вызвали невиданную доселе потребность в переводах и переводчиках. Профессия переводчика стала массовой, и возникла необходимость в большом числе высококвалифи­цированных переводчиков. Таких переводчиков нужно было целеуст­ремленно и планомерно готовить, и во многих странах появились раз­личные учебные заведения, ставящие перед собой задачу обучения буду­щих профессиональных переводчиков.

Однако для того, чтобы осуществить обучение будущих перевод­чиков, необходимо было ответить на три вопроса: зачем учить переводу, чему учить и как учить. Первый вопрос может показаться нелепым: мы ведь отметили, что подготовка переводчиков стала важной социальной задачей, отвечающей новым потребностям общества. Но дело в том, что против необходимости и возможности учить переводить выдвигаются возражения с двух прямо противоположных позиций. С одной стороны, утверждается, что для того, чтобы переводить, необходимо и достаточно знать два языка и предмет, о котором идет речь в переводимом тексте. Следовательно, изучая языки и приобретая знания в различных облас­тях, человек тем самым учится и переводить. В самом деле, уже на первых этапах обучения иностранному языку преподаватель предлагает обучаемым перевести на иностранный или родной язык отдельные фра­зы или отрезки текста, и ученики оказываются в состоянии это делать, хотя никто специально не учил их переводу. Таким образом, первое возражение против обучения переводу сводится к тому, что умение пе­реводить возникает у всех попутно и переводчиком может быть любой, знающий иностранный язык.


 

С другой стороны, существует прямо противоположное мнение, согласно которому переводу нельзя научить, поскольку умение перево­дить это природный дар, подобно музыкальным или литературным способностям, и поэтому переводчиком, как и поэтом, надо родиться. Есть прирожденный талант будешь переводчиком, нет таланта — никто не сможет научить тебя хорошо переводить. Итак, переводчиками могут быть лишь немногие избранные.

Оба этих возражения опровергаются как теоретическими соображе­ниями, так и переводческой практикой. Безусловно, явление «естественно­го» перевода существует, и люди, владеющие иностранным языком, способны передавать содержание иноязычного текста, не получив никакой спе­циальной подготовки в области перевода. У некоторых способность «есте­ственно» переводить оказывается настолько развитой, что они могут переводить на вполне профессиональном уровне. Однако в большинстве случаев «естественный» перевод является лишь предпосылкой к созданию подлинно профессиональной переводческой компетенции.

Дело в том, что естественный перевод — это перевод весьма неточный, не отвечающий требованиям. За редким исключением знания языков и предмета оказывается недостаточным, чтобы удовлетворить требованиям, предъявляемым к профессиональному переводу, независи­мо от того, каким образом человек приобрел необходимые знания.

Как известно, академик Л.В.Щерба предлагал различать два вида двуязычия: «чистое» и «смешанное». Позднее в теории языковых кон­тактов использовались термины «координированное» и «субординированное» двуязычие, фактически с тем же содержанием. При «чистом» двуязычии системы двух языков формируются и существуют в сознании человека независимо друг от друга и не оказывают друг на друга ника­кого влияния. Человек свободно пользуется каждой из этих языковых систем, но испытывает трудности, когда ему нужно подыскать в одном языке соответствия единицам другого языка. Л.В.Щерба полагал, что двуязычие этого типа создается при изучении иностранного языка в раннем возрасте «методом гувернантки», когда определенный человек общается с ребенком исключительно на иностранном языке, а другие люди в его окружении используют при общении родной язык.

«Смешанное» двуязычие возникает при изучении иностранного язы­ка в более позднем возрасте, когда у человека уже сформировалась система понятий на базе родного языка. При этом единицы иностранного языка


 

усваиваются через единицы родного языка и соотносятся с ними в сознании человека. Обладающий таким двуязычием легко находит соответствия меж­ду единицами двух языков, охотно вставляет в речь на одном языке слова и выражении из другого языка. По-видимому, на таком двуязычии и осно­вана способность к «естественному» переводу.

Способность к «естественному» переводу давно известна и широ­ко используется при обучении иностранным языкам. Учащимся предла­гается осуществлять перевод как при проверке понимания иноязычных высказываний, так и в качестве упражнения в употреблении изученных языковых единиц и структур. При таких учебных переводах предполага­ется, что для осуществления перевода достаточно иметь необходимые языковые знания и не требуется специально обучать умению переводить.

«Естественный» перевод успешно применяется и в целом ряде повседневных ситуаций, когда владеющий иностранным языком высту­пает в роли посредника, оказывая помощь не владеющим этим языком в магазине, в отеле, при осмотре достопримечательностей и т.п.

Понятно, что ни учебный, ни «повседневный» перевод не требуют какой-либо специальной подготовки и не предполагают существования особой учебной дисциплины, занимающейся обучением переводчи­ков. Появление такой дисциплины связано с некоторыми особенностями профессиональной переводческой деятельности, которые возникли во второй половине двадцатого века. Мы уже говорили о том, что в этот период значительно повысились требования к качеству работы перевод­чика. На основе профессионально выполненных переводов принимаются ответственные государственные решения, выполняются сложные техни­ческие операции, заключаются многомиллионные контракты. Малейшая ошибка переводчика может привести к серьезным политическим конф­ликтам, техническим авариям или большому финансовому ущербу.

Повысились требования и к литературным переводам. Ушло в про­шлое узаконенное своеволие переводчиков-литераторов, позволявших себе менять при переводе имена действующих лиц или место действия, «исправ­лять и улучшать» переводимого автора, дописывать за него значительные отрезки текста. От переводчика стали требовать адекватное воспроизведе­ние содержания и индивидуально-авторского стиля оригинала.

Оказалось, что за редким исключением способности к «естественно­му» переводу недостаточно для осуществления высококачественного про­фессионального перевода. Многие люди, хорошо владеющие двумя языка-


 

ми, не могут выступать в качестве высококвалифицированных переводчи­ков даже в знакомой предметной области. Выяснилось, что переводчиков надо специально готовить. Если раньше сравнительно немногочисленные кадры переводчиков могли обучаться по принципу «учись переводить пере­водя», постепенно приобретая необходимые знания и умения уже в практи­ческой работе или проходя курс «индивидуального ученичества» у какого-нибудь мастера перевода, то массовая подготовка специалистов, отвечаю­щих новым высоким профессиональным требованиям, вызвала необходи­мость в создании специальных курсов обучения переводу, в разработке учебных программ, пособий и методики обучения этой дисциплине.

Однако можно ли научить переводу? Не является ли способность профессионально переводить врожденной так же, как способность осуще­ствлять «естественный» перевод возникает непроизвольно при изучении иностранногоязыка? Ведь недаром говорят о таланте переводчика и об искусстве перевода. Возможно, хорошим переводчиком нужно родиться?

Как мы увидим ниже, перевод представляет собой весьма слож­ный вид речемыслительной деятельности, которая предполагает наличие специфических знаний и умений и осуществляется в значительной степе­ни интуитивно. В результате обретения таких знаний и умений (в про­цессе обучения или путем длительной практики) развивается интуитив­ная способность надлежащим образом решать переводческие проблемы. Естественно, что успешность создания и достигаемый уровень такой способности в значительной степени зависят от индивидуальных данных обучаемого. Возможно, что наиболее выдающихся результатов в пере­водческой деятельности могут добиваться лишь те лица, которые обла­дают врожденной предрасположенностью (талантом) именно к этому роду занятий. Известны также случаи, когда особо одаренные перевод­чики без специальной подготовки и особых усилий с самого начала де­монстрировали высокое переводческое мастерство. Однако опыт пока­зывает, что перевод не является уделом лишь немногих особо одаренных людей и что большинство обучаемых могут достичь необходимого про­фессионального уровня в этой сфере деятельности. Разумеется, успех обучения в немалой степени зависит от организации учебного процесса, учебной программы и методики преподавания.

Итак, переводу надо обучать как особой учебной дисциплине, и овладение умением переводить не является (исключительно) прерогати­вой особо одаренных людей. Это положение в настоящее время обще-


 

признанно, и то всех учебных заведениях, готовящих переводчиков, обучаемым предлагаются занятия по теории и практике перевода. В основе методики обучения переводу лежит убеждение в том, что способностью переводить человек обладает генетически, как и способностью овладе­вать языками, и хотя каждый отдельный человек обладает этой способ­ностью в неодинаковой степени, она может быть развита и доведена до профессионального уровня.

Обучение переводу имеет не только чисто прикладное значение — создание у обучаемых необходимой переводческой компетенции. Оно выполняет также важные общелингвистические и общеобразовательные функции. Занятия переводом побуждают учащихся обращать внимание на тончайшие нюансы семантики и коннотативных аспектов языковых единиц раскрывают своеобразие системной организации и функциони­рования языков, особенности «картины мира», создаваемой каждым языком, общее и особенное в культуре и мышлении представителей разных языковых коллективов. Создание переводческой компетенции способ­ствует всестороннему развитию личности будущих переводчиков: фор­мирует у них внимательность и чувство ответственности, умение пользо­ваться справочниками и дополнительными источниками информации, делать выбор, быстро принимать правильные решения, обнаруживать и сопоставлять многочисленные лингвистические и экстралингвистические данные. Профессиональная подготовка переводчика предполагает высокую культуру, широкую энциклопедическую эрудицию, коммуникабель­ность, такт, постоянное пополнение знаний, многообразие интересов. Все эти качества проявляются в двух языках и двух культурах.

Обучение переводу во многом определяется языковой подготовкой учащихся, в зависимости от которой существуют две учебные ситуации.

В первой ситуации в процессе обучения участвуют учащиеся, сво­бодно владеющие как языком оригинала, так и языком перевода. В этом случае обучение переводу сводится к формированию собственно пере­водческой компетенции, развитию переводческих умений и навыков, умению использовать языковые средства на разных этапах межъязыко­вой коммуникации.

Во второй ситуации обучение переводу начинается в условиях недостаточного владения учащимися [хотя бы] одним из языков, сопря­женных в процессе перевода (являющегося для них иностранным), и осуществляемся параллельно с изучением этого языка. В этом случае


 

приходится учитывать отсутствие у обучаемых достаточной языковой подготовки и предварять (или дополнять) собственно переводческое обучение изучением особенностей языка (или языков), знание которого (которых) необходимо для решения переводческих задач.

Таков ответ на вопрос, зачем учить переводу. Немалые трудно­сти связаны и с поиском ответа на вопрос, чему надо учить, каково должнобыть содержание курса перевода.

В первую очередь, содержание любой учебной дисциплины опре­деляется особенностями изучаемого предмета и конечной целью обуче­ния. Сущность переводческой деятельности изучает, осмысливает и описывает теория перевода, положения которой лежат в основе программы подготовки будущих переводчиков.

Однако, основная задача курса перевода заключается не в сооб­щении студентам некоторой совокупности знаний, а в подготовке из них высококвалифицированных специалистов, способных выполнять перево­ды на профессиональном уровне. Поэтому значительная часть курса посвящается развитию профессиональных переводческих умений и на­выков, овладению элементами переводческой стратегии и техники, на­коплению опыта перевода текстов различной степени сложности. В ос­нове этой работы лежит концепция профессиональной компетенции пе­реводчика, определяющая объем и характер знаний и умений, которыми должен обладать переводчик. Конкретная структура содержания курса перевода строится с учетом места этого курса в учебном плане вуза и количества учебных часов. Основные принципы организации занятий по переводу будут нами рассмотрены особо.

Результаты изучения любой учебной дисциплины зависят не только отправильного выбора цели и содержания обучения, но и от того, как эта дисциплина изучается, от методики обучения. Методика обучения переводу остается до сих пор неразработанной, хотя в отдельных выска­зываниях и замечаниях о том, как надо учить переводу, недостатка нет, и преподаватели перевода накопили большой опыт подготовки перевод­чиков. Частичным отражением этого опыта и является содержание пос­ледующих лекций.

Организация и методы обучения переводу обуславливаются при­нятием, явно или неявно, ряда исходных постулатов.

1. Перевод рассматривается как сложный и многогранный вид умственной деятельности, которая может преследовать разные цели,


 

осуществляться в разных условиях, различными способами и под воздействием многих факторов.

2.Как всякая деятельность, перевод требует для своей реализа­ции определенных знаний, умений (сознательного выполнения оп­ределенных действий) и навыков (полуавтоматического и автома­тического выполнения определенных действий), которые должны быть созданы в процессе обучения.

3. Переводческая деятельность может осуществляться переводчи­ком сознательно (в результате анализа и обоснованных выводов) или интуитивно. Соотношение сознательного и интуитивного раз­лично у разных переводчиков и при переводе разных текстов и в разных условиях. Способность осуществлять сознательные и ин­туитивные переводческие действия (переводческая компетенция) может развиваться в процессе обучения и практической работы.

4. Реализация переводческой компетенции происходит при учас­тии всей языковой личности переводчика. Она предполагает наличие у него всесторонних когнитивных и лингвистических позна­ний, широкой общекультурной эрудиции, необходимых психоло­гических качеств и литературно-элоквентных способностей. Все эти качества должны развиваться и поощряться при обучении переводу.

5. Задача обучения переводу заключается не в усвоении каких-то норм, правил или рецептов, которые переводчик мог бы автомати­чески применять во всех случаях, а в овладении принципами, метода­ми и приемами перевода и умением их выбирать и применять по-разному в конкретных условиях, к разным текстам и для разных целей. Частные задачи, решаемые переводчиком в процессе перево­да, могут быть типовыми, позволяющими применять известный при­ем или способ решения, и индивидуальными, требующими нового решения на основе общих принципов переводческой стратегии и уче­та особенностей контекста и ситуации. Поиск решения включает и выводы о возможности использования известного приема или спосо­ба решения о необходимости его модификации или отказа от типово­го в пользу уникального, окказионального.

6. Объектом переводческой деятельности является информация, содержащаяся в исходном тексте. Содержание текста (сообще­ние) представляет собой семантически и формально законченное


 

целое, отдельные части которого взаимосвязаны, но неодинаково значимы для коммуникации. Соотношение целого и его частей по-разному выделяется в процессе перевода: в зависимости от вида перевода и его цели. Возможно более точное и полное воспроиз­ведение в переводе отдельных элементов текста, если они оказы­ваются более или менее важными. В этом смысле целое может быть (или не быть) относительно более значимо, чем его части.

7. Языковые единицы, составляющие текст, сами по себе не являют­ся объектом перевода. Однако через них формируется содержание текста, и присутствие в тексте определенных языковых средств име­ет семантическую значимость и может определять характер перевод­ческих задач и создавать особые трудности для перевода. В этом смысле существует проблема передачи значения языковых единиц при переводе как части глобального содержания текста.

8. Указанное соотношение определяет и характер учебных материа­лов, используемых в обучении переводу. В первую очередь, это тексты разного типа, позволяющие приблизить учебный перевод к условиям работы профессионального переводчика. Вместе с тем в учебных целях используются и отдельные части текста и отдельные высказывания, позволяющие выделить типичные переводческие труд­ности и задачи в минимально необходимом контексте.

9. В процессе обучения переводу должны изучаться не способы перевода используемого учебного материала (текста, высказыва­ния, слова), а методы решения типичных переводческих задач и стратегия поиска индивидуальных творческих решений. В этом смысле обучение переводу предполагает умение выделять в учеб­ном материале типичные переводческие задачи и формулировать общие принципы и частные приемы их решения. В разных видах перевода могут применяться как общие принципы и приемы, так и специфические методы для каждого вида.

10. Характер межъязыковой коммуникации предопределяет принципиальную множественность вариантов перевода одних и тех же отрезков оригинала. В связи с этим в процессе обучения перед студентами не ставится задача создать единственно правильный (или оптимальный) перевод предполагаемого текста. Вместе с тем процесс обучения включает критическую оценку учебных переводов и отклонение неприемлемых вариантов. В задачу преподава-


 

теля входит доказательная демонстрация неприемлемости, опира­ющаяся на сопоставительно-семантический, контекстологический, лингво-культурологический и стилистический анализ текстов ори­гинала и перевода. Такой анализ предполагает знание студентом необходимых терминов и понятий переводоведения и языкозна­ния. Эти знания студент получает при изучении соответствующих теоретических дисциплин, а обнаруживаемые пробелы восполня­ются комментариями преподавателя на занятиях по переводу.

 

 

РАЗДЕЛ 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

ПЕРЕВОДЧИКА

 

В предыдущем разделе мы уже говорили о явлении «естественного» перевода — способности человека, обладающего определенным уров­нем двуязычия и не обучавшегося умению переводить, передавать на одном из известных ему языков содержание высказываний на другом языке.

У некоторых людей способность «естественного» перевода от при­роды развивается до такой степени, что они могут выступать в качестве профессиональных переводчиков, создавая на одном языке высказыва­ния и тексты, коммуникативно равноценные высказываниям и текстам на другом языке. В большинстве случаев «естественный» перевод ока­зывается весьма приблизительным, не отвечающим требованиям, предъяв­ляемым к профессиональному переводу, и для достижения профессио­нального уровня требуется формирование особой переводческой компе­тенции, создаваемой либо целенаправленным обучением, либо длитель­ной практической деятельностью. Пo-видимому, «естественный» пере­вод служит основой для развития переводческой компетенции, хотя можно предположить, что некоторые навыки «естественного» перевода препят­ствуют ее формированию и должны быть преодолены.

В процессе создания профессиональной переводческой компетен­ции формируется своеобразная языковая личность, которая обладает рядом отличий от «нормальной», непереводческой личности. Эти отличия вы­являются во всех главных аспектах речевой коммуникации: языковом, текстообразующем, коммуникативном, личностном и профессионально-техническом. И прежде чем говорить об особенностях компетенции пе­


 

реводчика необходимо охарактеризовать эти аспекты любой коммуникации, независимо от того, осуществляется она с помощью одного языка или является двуязычной.

Каковы же условия успешной коммуникации?

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.