Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Анализ стоимости отдельных систем



Оценка стоимости отдельных систем упрощается тем, что каждая система рассматривается более или менее изолированно от остальных в пределах общей системы структуры вида сил. Здесь мы уделим специальное внимание различным элементам самой системы и связанных с ней вспомогательных средств, которые должны быть учтены в процессе анализа стоимости. Как мы уже указали ранее, такой подход будет только одним из возможных подходов к анализу стоимости системы. Эту стоимость можно также определить путем анализа стоимости вооруженных сил как маргинальную стоимость, т. е. как изменение стоимости вида сил за счет включения данной системы в его структуру. Хотя преимущества последнего подхода с каждым годом завоевывают все большее и большее признание, такой анализ структуры вида сил не всегда бывает возможен. Кроме того, если требуется быстро дать общую оценку различных по составу систем, то метод анализа стоимости вида сил будет излишне совершенен. Более того, многие из основных методов оценки стоимости остаются неизменными как для отдельной системы, так и для их сочетания. Такие замечания дают основу для анализа стоимости вида сил.

Первое, что должен сделать исследователь - это убедиться, что он достаточно четко представляет себе анализируемую систему. Он должен начать свою работу с изучения описания и сбора общей информации. Степень детализации этой информации зависит от природы системы и от искусства исследователя в поиске и отборе требуемых ему характеристик. В табл. 15.1 приведен типичный перечень таких характеристик, которые дают общее представление о сложности задачи исследователя. Конечно, многие из них, особенно характеристики систем, которые могут быть приняты на вооружение в отдаленном будущем, можно определить только приближенно. В этом случае следует получить не одно, а ряд вероятных значений характеристик.

 

Таблица 15.1 - Примерный перечень общих тактико-технических требований и исходных предположений

 

I. Тактико-технические требования к материальной части (если возможно, пo основным элементам, например планеру или его силовой схеме, двигательной установке, Системе наведения).

A. Технические характеристики.

1. Планер самолета: скорость, боевой радиус полета, скорость набора высоты, потолок, дальность, грузоподъемность.

2. Электронное оборудование: частота, длительный или импульсный режим работы, основное назначение и скорость вычислений, точность (например, девиация и скорость ухода, разрешающая способность и пр.), устойчивость к умышленным помехам.

3. Силовая установка: число оборотов, удельный расход горючего, рабочая температура.

Б. Весовая сводка.

B. Прочие характеристики.

1. Планер:

а) габариты (например, длина фюзеляжа, площадь крыла размах крыла и пр.);

б) характеристики конструкции:

1) обшивка и стрингеры,

2) многослойная, вафельная конструкция и т.д.,

3) пористые металлоконструкции,

4) крепление сваркой или на болтах, литье, вытяжка, ковка, сварка и пр.;

в) основные виды металлов (по перечисленным в п. 6 элементам);

г) предельные температуры и нагрузки (по перечисленным в п. 6 элементам).

2. Электронное оборудование: объем; тип основных деталей (лампы, транзисторы, модули); число ламп, полупроводниковых приборов и каскадов; мощность питания; диаметр антенны (для радиолокационных станций).

Г. Поставщик.

II. Технические характеристики наземной обеспечивающей аппаратуры (аналогичны перечню, приведенному в разд. I).

III. Оперативные характеристики или предположения и относящиеся к этому данные.

A. Число соединений.

Б. География размещения (особенно на территории США или в других частях света).

B. Схема рассредоточения.

Г. Масштабы деятельности.

Д. Постоянная или подвижная система и относящиеся к ней описания.

Е. Защищенная или незащищенная система и величина допустимого давления ударной волны (если система защищена).

Ж. Принцип организации (крыло, группа и пр.) и число эскадрилий в крыле или группе.

3. Время приведения в боевую готовность и связанные с ним требования к личному составу.

И. Степень автоматизации системы, определенная, если возможно, по функциям, и вытекающие отсюда требования к личному составу и наземному обеспечивающему оборудованию.

К. Вероятная длительность (в годах) пребывания системы на вооружении строевых частей.

Л. Основные принципы подготовки личного состава.

Для ракетной системы: а) число ракет, которые должны быть израсходованы в процессе первоначальной подготовки; б) численность боевых пусков для поддержания боевой готовности в год.

М. Принципы тылового обеспечения, особенно требования к базам снабжения и ремонтно-складскому обслуживанию (кто обслуживает - командование вооружения или подрядчик?): Предусматривается ли центральный район обеспечения?

Н. Вспомогательные сооружения постоянного или временного типа.

О. Характер операций - длительный или кратковременный.

П. Основные особенности программы разработки, особенно число экспериментальных образцов.

Помимо информации, содержащейся в указанном перечне, исследователь должен иметь основную схему сравнения, пригодную, в общем, для всех систем и приспособленную к анализу стоимости. На основании нашего опыта желательно, чтобы схема анализа стоимости имела следующие особенности:

1. По основным периодам (фазам) развития системы стоимость разделена на следующие три основные группы: исследования и разработки, капитальные вложения (закупки оборудования и затраты на развертывание строевых частей), операционные расходы (на ряд лет).

2. Перечень должен быть возможно более широким, чтобы не пропустить какой-либо существенный элемент стоимости.

3. Категории стоимости должны обеспечить выделение элементов системы, оказывающих наибольшее влияние на полную стоимость и наиболее чувствительных к изменениям характеристик технических средств или концепции боевого использования.

По опыту работы с различными схемами анализа мы разработали типовую схему подразделений элементов стоимости, показанную в табл. 15.2. Здесь различные элементы стоимости объединены в три основные категории, соответствующие фазам цикла развития системы оружия.

Таблица 15.2 - Элементы стоимости систем

 

I. Исследования и разработки.

A. Разработки системы.

Б. Испытания и оценки системы.

B. Другие элементы стоимости системы.

II.Капитальные вложения.

A. Строительство сооружений.

Б. Материальная часть.

1. Боевые (основные) средства.

2. Специальное оборудование.

3. Прочее.

B. Запасы.

1. Первоначальный уровень запасов.

2. Запасное оборудование и запасные части (начальный запас).

Г. Первоначальная подготовка личного состава.

Д. Дополнительные затраты.

1. Первоначальные перевозки оборудования.

2. Первоначальные перевозки личного состава.

3. Промежуточное и обеспечивающее главные командования.

III. Операционные расходы.

A. Замена материальной части и сооружений.

1. Основные (боевые) средства.

2. Специальное оборудование.

3. Прочее оборудование.

4. Сооружения.

Б. Техническая эксплуатация.

1. Основные (боевые) средства.

2. Специальное оборудование.

3. Прочее оборудование.

4. Сооружения.

B. Денежное содержание и дополнительные выплаты.

Г. Боевая подготовка.

Д. Горюче-смазочные материалы (ГСМ) и специальные топлива.

1. Основное средство.

2. Прочее.

Е. Вспомогательные службы.

1. Перевозки материальной части и ГСМ.

2. Перевозки личного состава.

3. Прочее (включая техническое обслуживание средств управления).

Д. Затраты промежуточного и обеспечивающего главных командований {только те, которые учитываются в анализе стоимости отдельной системы[97])

При ознакомлении с описанным ниже материалом полезно помнить эти два рисунка. По хронологии следовало бы начать с разбора стоимости исследования и разработок, а затем перейти к капитальным вложениям и закончить операционными расходами. Однако благодаря природе исследований и разработок, где работы идут в течение долгого времени и связаны с большой долей неопределенности, оценка их стоимости представляет особые трудности. Порядок оценки трудно стандартизировать, и сами оценки в большой степени зависят от уровня профессиональной подготовки и качества суждений исследователя. Для читателя, не имеющего предварительной подготовки в вопросах анализа стоимости, было бы более целесообразным перейти к проблеме оценки стоимости исследований и разработок только после того, как он получит достаточное представление об оценках стоимости капитальных вложений и эксплуатации. Здесь принят именно такой порядок изложения.

Капитальные вложения. Сюда входят единовременные затраты, необходимые для ввода в состав боевых сил нового вооружения после того, как завершена разработка соответствующих технических средств и в результате испытаний установлено, что они имеют приемлемый уровень надежности. Это может быть либо совершенно новая система оружия, либо модификации существующей, например новые ракеты класса «воздух - земля» для существующей системы стратегических бомбардировщиков. В состав капитальных вложений войдут также необходимые затраты на отдельные элементы военно-воздушных сил, не связанные непосредственно с данной системой оружия: затраты на увеличение штата штаба Стратегического авиационного командования, необходимого для . обслуживания новых элементов управления; или на новые склады в системе тылового командования ВВС. Продолжая таким образом, мы можем составить полный перечень элементов, раскрывающих содержание этой категории расходов, показанной в табл. 15.2.

Сооружения. Ввод в строй новой системы оружия ВВС обычно связан с существенными затратами на капитальное строительство. Эти вложения будут особенно велики, если необходимо строить специальные авиационные базы. Но даже если новая система оружия может полностью или частично использовать технические сооружения заменяемой ею системы оружия, все равно окажутся необходимыми некоторые затраты на дополнительные технические средства авиабаз. Может потребоваться увеличение длины взлетно-посадочных полос или строительство дополнительных стартовых площадок, новых мастерских для технического обслуживания, зданий для дополнительного личного состава и пр.

Все эти затраты входят в статью «сооружения» независимо от того, новое это строительство или перестройка существующих объектов.

Для составления детального перечня элементов этой категории стоимости полезно воспользоваться принятой в ВВС США классификацией недвижимой собственности.

С ней должен быть хорошо знаком каждый занимающийся анализом стоимости систем оружия. Основные статьи этого перечня приведены в табл. 15.3.

 

Таблица 15.3 - Перечень основных видов собственности

 

Сооружения для обеспечения операции войсковых частей: покрытия аэродромов, средства заправки топливом, связные и навигационные средства, средства наземного обеспечения.

Сооружения для обеспечения боевой подготовки: учебные задания, учебные полигоны.

Мастерские для технического обслуживания самолетов, управляемых снарядов, самоходных средств, оружия, боеприпасов, электронного и связного оборудования, пр.

Складские сооружения: хранилище жидкого горючего, склады боеприпасов, холодильники, открытые и закрытые хранилища.

Госпитали и лечебные учреждения: здания госпиталей, лаборатории и поликлиники, зубные поликлиники, аптеки,

Административные сооружения: здания и подземные сооружения.

Жилые дома и общественные сооружения: жилые дома, казармы войсковых частей, общественные учреждения, сооружения для отдыха и обслуживания личного состава, общественные, бытовые и культурные учреждения (на территории войсковых частей), общественные сооружения для отдыха личного состава и культурные учреждения (вне расквартирования войсковых частей).

Вспомогательные устройства и инженерные сооружения: источники электроснабжения, источники теплоснабжения, канализационные и очистительные устройства, устройства водоснабжения, подъездные пути и дороги, железные дороги, дренажные устройства и ограды, противопожарное и другое сигнальное оборудование, различные сооружения. Земельные участки.

Материальная часть. Затраты на материальную часть обычно являются самой крупной статьей капитальных затрат, необходимых для создания новых боевых подразделений ВВС. Требуется приобрести множество видов материальной части, начиная от ракет, боевых самолетов, радиолокационных станций и связанных с ними средств обеспечения вплоть до кухонного инвентаря столовых.

По разработанной нами методике в состав капитальных затрат на материальную часть для боевой эскадрильи входят затраты на три основных вида технических средств:

1) основное (боевое) средство,

2) специальное оборудование и

3) прочее оборудование. Затраты на оборудование, необходимое для непосредственного обеспечения действий данной системы, производимые обеспечивающими главными командованиями, входят в состав дополнительных затрат по категории IIД.

К категории основных (боевых) средств относятся капитальные затраты на приобретение боевой техники строевых подразделений. Сюда входит общая стоимость собственно технических средств (включая все виды оборудования, поставляемого правительством)[98], за исключением запасного оборудования и запасных частей. Хотя оборудование последней группы и приобретается совместно со всеми прочими видами техники, оно относится к категории запасов (категория IIВ). Поскольку общая стоимость каждой единицы оборудования зависит в значительной мере от объема производства, оценка стоимости основного (боевого) изделия является комплексным процессом, учитывающим не только стоимость закупок материальной части для боевых подразделений, но также и стоимость оборудования, учитываемого по другим категориям. Поэтому метод, предлагаемый корпорацией РЭНД, предусматривает совместную оценку стоимости однотипного оборудования, отнесенного к различным категориям стоимости (исследования и разработки, основные (боевые) средства, вложения в обеспечивающие главные командования, первоначальное обучение (для ракетных частей), текущая замена технических средств и текущая боевая подготовка). Обычно оценка затрат достигается путем суммирования стоимости элементов по каждой статье. Пример схемы разбиения по основным элементам материальной части приведен в табл. 15.4, а по слагающим стоимости этих элементов - в табл. 15.5.

Таблица 15.4 - Элементы материальной части (примерный комплекс)

 

Элементы баллистической ракеты (или другого аэрокосмического аппарата)

Корпус

Конструкция

Передние кромки

Обшивка корпуса (включая топливные баки)

Элемент конструкции фюзеляжа

Вспомогательные системы (электрические)

Органы управления (электромеханические)

Силовая установка

Жидкостные ракетные двигатели

Блок насосных агрегатов

Трубонасос

Газогенератор

Камера сгорания

Топливные трубопроводы и их элементы

Верньерные двигатели и системы сброса давления

Силовые или крепежные элементы

Вспомогательные источники энергии

 

Твердотопливные ракетные двигатели

Корпус

Реактивное сопло

Топливо

 

Система наведения

Инерциальная

Инерциальный измерительный блок

Платформа

Датчики ускорений

Гироскопы

 

Вычислительные устройства

Органы управления и вспомогательное электронное оборудование

 

Радиокомандная

Дешифратор

Маяк

Антенна

 

Полезная нагрузка

Носовой конус

Обтекатель

Взрыватель и система наведения

Боевая часть

Основные элементы первичной радиолокационной станции

Антенна и волновод

Передатчик

Модулятор

Аппаратура сжатия импульсов

Приемники Энергии

Различные элементы

Фильтр скорости

Группа индикатора движущихся целей

Соединительные кабели

Прочее

Основные элементы самолета-бомбардировщика

Планер

Несущие плоскости

Фюзеляж

Хвостовое оперение Различные элементы

Силовая установка

Электронное оборудование

Навигационно-бомбардировочная система и система наведения бортовой ракеты

Система радиопротиводействия

Система управления полетом и заходом на посадку

Прочее

Ракета класса «земля - воздух»

Корпус

Силовая установка

Электронное оборудование

Ракета класса «воздух - воздух»

Прочие элементы

Основные элементы самолета-истребителя

Планер

Несущие плоскости

Фюзеляж

Хвостовое оперение

Прочие элементы

Силовая установка

Электронное оборудование

Система управления огнем

Системы управления полетом и заходом на посадку

Прочее

Бортовые управляемые и неуправляемые ракеты

Корпус

Силовая установка

Электронное оборудование

Прочие элементы

 

Таблица 15.5 - Слагающие стоимости готовых изделий

(Применительно главным образом к крупному оборудованию)

 

Производство

Заработная плата

Материалы

Сырье

Массовые изделия

Изделия, поставляемые субподрядчиками

Накладные расходы

Постоянные

Переменные

Станочное оборудование

Заработная плата

Материалы

Накладные расходы

Опытное производство

Заработная плата

Материалы

Накладные расходы

 

Доработки конструкции

Техническая документация

Общие и административные расходы

Прибыль

Производственные сооружения (если необходимо)

 

В категорию специального оборудования входят виды обеспечивающего оборудования, которое изготовляется специально для данного боевого (основного) средства. Для многих систем оружия будущего (особенно баллистических ракет и спутниковых систем) стоимость специального оборудования может быть велика. В некоторых случаях эта стоимость составляет большую часть первоначальных вложений. По самой природе специального оборудования ее составные компоненты могут существенно меняться от одной системы к другой. Три характерных случая приведены в табл. 15.6.

 

Таблица 15.6 - Специальное оборудование (пример)

1. Для системы баллистических ракет:

стартовые средства

средства технического обслуживания ракеты

средства управления

контрольно-поверочные средства

источники энергии, включая систему наддува

кабели и линии связи

специальные транспортные устройства (только для подвижных ракетных систем)

специальное оборудование технического обслуживания

специальные тренажеры (для подготовки личного состава)

2. Для спутниковой разведывательной системы:

стартовые средства контрольно-поверочное оборудование учебное оборудование средства сбора информации средства технического обслуживания оборудование системы связи

3. Для сверхзвукового самолета-истребителя:

аппаратура обслуживания планера

специальные тягачи и транспортировочные средства

оборудование обслуживания бортовых ракет

специальное испытательное оборудование и оборудование технического обслуживания

специальные тренажеры

 

Стоимость закупки оборудования, не учтенная по двум предыдущим категориям, войдет в категорию прочего оборудования. Эта категория включает в себя такие виды материальной части, как штатные вспомогательные самолеты боевых подразделений (если они закупаются из серийной продукции), транспортные средства общего назначения, строительное оборудование, станки, связное и испытательное оборудование общего назначения, оборудование столовых, специальное летное обмундирование и другое индивидуальное снаряжение, а также средства технического обслуживания общего назначения.

Запасы. Непрерывная и эффективная эксплуатация системы в значительной мере зависит от постоянного наличия некоторых запасов. Боевые и обеспечивающие организации ВВС должны иметь подручные запасы топлива, горюче-смазочных материалов, самолетных двигателей, а также материалов и запасных частей для технического обслуживания.

Затраты на создание первоначальных запасов оборудо­вания в период формирования боевых подразделений входит в категорию капитальных затрат - запасы. Корпорация РЭНД вкладывает широкое содержание в это понятие. Сюда войдут не только запасы, создаваемые во время

формирования боевых подразделений, но также доля запасов, приходящихся на данное подразделение на складах тылового командования ВВС и поставки припасов от подрядчика на склады.

Для удобства вычислений и отчетности эта категория подразделяется на две основные подкатегории: первоначальные запасы расходуемых материалов и топлива и запасное оборудование и части.

Первоначальная подготовка личного состава. Сюда войдет стоимость:

1) подготовки личного состава до уровня, необходимого для уверенного обращения каждого человека с новой техникой. Здесь предусмотрены как прямые расходы (денежное содержание и выплаты личному составу в период обучения, оплата инструкторов и пр.), так и косвенные расходы (доля денежного содержания и дополнительных выплат вспомогательному личному составу, доля стоимости содержания базы, накладные расходы учебных команд и пр.), а также соответствующая доля стоимости содержания пунктов технического обслуживания для учебно-тренировочных самолетов, если учебные полеты входят в программу подготовки;

2) ракет, расходуемых в учебных пусках, проводимых по программе боевой подготовки личного состава для новой системы оружия. Стоимость этих ракет исчисляется по изложенному выше комплексному методу оценки стоимости материальной части.

Различные вложения. В эту категорию входят следующие статьи расходов:

1) транспортные расходы: стоимость перевозки запасов и оборудования при формировании линейных частей, за исключением самолетов и материалов, используемых в строительстве сооружений авиационной базы. Предполагается, что самолеты идут собственным ходом, а стоимость строительства включает в себя как первоначальную стоимость, так и стоимость доставки необходимых материалов;

2) расходы на перевозку личного состава, которые включают стоимость перевозки личного состава и их семей на авиационную базу в процессе формирования линейных частей;

затраты на тыловые и учебные командования, включающие расходы, непосредственно связанные с созданием новой системы оружия, например затраты на:

тренажеры, в том числе запасные части для них, закупаемые авиационным учебным командованием специально для подготовки личного состава данной системы оружия;

материальную часть системы оружия, включая запасные части, закупаемые авиационным учебным командованием специально для подготовки личного состава данной системы оружия (например, истребители F-102, переданные учебному командованию для подготовки личного состава крыльев самолета F-102);

сооружения и оборудование пунктов технического обслуживания данной системы оружия, создаваемых командованием тыла ВВС.

Операционные расходы. В операционные расходы входят расходы, связанные с текущей деятельностью и поддерживанием требуемого уровня боеготовности частей после принятия системы на вооружение.

Исследователи корпорации РЭНД подразделяют эти расходы на следующие основные группы:

Замена оборудования и сооружений, куда входят затраты на текущую замену изношенной материальной части, специализированного и другого оборудования, а также текущий ремонт вспомогательных средств авиационной базы. Техническое обслуживание. Сюда относят суммарную стоимость поддержания боеготовности материальной части (в том числе и стоимость содержания ремонтных баз), специального и «прочего» оборудования, а также оплату материалов и услуг подрядных организаций по техническому обслуживанию технических средств авиабазы (исключая денежное содержание технического состава базы, которое учитывается по статье «денежное содержание и дополнительные выплаты личному составу»).

Денежное содержание и дополнительные выплаты личному составу. В эту статью входит основной оклад (включая надбавку за выслугу лет), надбавки к окладу на членов семьи, квартирная надбавка, надбавки для офицерского состава, надбавка за опасность, компенсация за специальное обмундирование для технического состава, оплата сверхурочных работ вольнонаемного состава, компенсация повышения уровня цен, подъемные, накопления в счет пособия при выходе в отставку, компенсация подоходного налога, а также дополнительные выплаты, например единовременные вознаграждения, командировочные расходы и прочее.

Боевая подготовка. Ежегодные расходы на боевую подготовку включают:

1. Стоимость подготовки личного состава для замены покидающих ВВС в результате ухода в отставку, увольнения со службы, перехода в запас и пр.

2. Стоимость ракет и топлива, израсходованного на учебные пуски при боевой подготовке. (Стоимость ракет определяется по описанному выше методу.)

Горюче-смазочные материалы и топливо. По этой статье учитывается готовая стоимость топлива и горюче-смазочных материалов как для основного (боевого) оборудования, так и для вспомогательных самолетов, входящих в табель частей.

Вспомогательные службы и прочее. В эту статью входит множество мелких эксплуатационных расходов, которые составляют обычно незначительную часть годовых расходов на содержание боевой или обеспечивающей системы. Из-за их относительной малости оценка дается только по укрупненным показателям, например:

1) транспортные расходы на доставку материальной части и расходуемых материалов;

2) расходы на перевозку личного состава и членов их семей в порядке текущей замены личного состава в мирное время;

3) другие дополнительные и операционные расходы, включающие стоимость материалов, запасных частей и оплату по контрактам обслуживания базы - административные службы и эксплуатация и техническое содержание оборудования, необходимого для обеспечения управления базой.

Затраты на исследования и разработки. По принятой схеме классификации расходов в эту категорию входят все расходы, необходимые на доводку системы оружия до состояния, пригодного для передачи на вооружение войск. Мы придерживаемся этого краткого определения с самых первых наших работ по разработке методики оценки стоимости систем оружия, проведенных в конце 40-х, начале 50-х годов. Чтобы исключить возможность неправильного толкования, следует указать, что в прошлом в это определение вкладывалось более узкое содержание, чем то, которое теперь дает ВВС.

Например, до 1957 г. ВВС финансировали разработку самолетов и экспериментальных образцов ракет как вид работ, связанных, скорее, с производством технических средств, чем с исследованиями и разработками. Испытательные сооружения финансировались из средств, выделяемых на общее строительство. Большая часть затрат на обслуживание испытательных установок оплачивалась из средств, предназначенных на техническое содержание баз, а ряд других более мелких элементов расходов, теперь относящихся к исследованиям и разработкам, ВВС финансировали по различным другим статьям. Таким образом, в 1957 г. стоимость этого вида работ согласно принятому корпорацией РЭНД широкому толкованию понятия исследований и разработок должна была составить около 2 млрд. долл., хотя ВВС считали, что она составит примерно 600-700 млн. долл.

Начиная с 1957 г. в ВВС понятие исследований и разработок было расширено, и теперь сюда относят все расходы на утвержденную программу исследований и разработок, за исключением денежного содержания личного состава и стоимости строительства некоторых сооружений на авиационных базах, связанных с исследованиями и разработками. Таким образом, в 1963 финансовом году расходы на исследования и разработки, по определению ВВС, составляли около 3,6 млрд. долл., а согласно определению РЭНД должны были составлять около 4,2 млрд. долл.

Одновременно с увеличением расходов на исследования и разработки появилась тенденция к сокращению боевых сил. Таким образом, доля расходов на исследования и разработки в полной стоимости системы оружия увеличилась. Кроме того, увеличилось число случаев, когда разработки систем оружия не удавалось завершить (ракеты «Навахо» - или «Гуз») или системы снимали с вооружения после закупки ничтожного числа серийных образцов (ракеты «Снарк» и «Юпитер»). Увеличение длительности разработки систем оружия, все возрастающие темпы научно-технического прогресса и сама природа нашей конкуренции с Советским Союзом приводили в ряде случаев к прекращению разработки ряда проектов на раннем этапе.

Воздействие подобных тенденций на методы финансового управления и программирование очевидно. Теперь для оценки отдельных предложений о создании системы оружия или определения объема ресурсов, требуемых для создания предполагаемой структуры вооруженных сил, необходимы более совершенные методы оценки стоимости долгосрочных исследований и разработок.

 

Таблица 15.7 - Категории стоимости исследований и разработок

 

/. Разработка системы

1) Предварительные исследования и проектирование.

2} Разработка технического проекта; исследовательские и опытно-конструкторские работы, проводимые силами подрядчика, включая испытание опытных образцов подсистем и их сочетаний. При разработке баллистических ракет в эту категорию войдет стоимость проектирования и постройки всех подсистем в комплексе с системами обеспечения и наземными средствами для пуска контрольных поверок и управления. При этом может понадобиться провести продувку в аэродинамических трубах, а также испытания технических средств на прочность, соответствие окружающим условиям и надежность.

3) Опытное производство: макеты, опытные образцы и образцы для специальных испытаний, а также специальные инструменты и станки, необходимые главным образом для разработки опытных образцов и их испытаний в процессе разработки.

//. Испытания и оценки

1) Постройка опытных образцов: полный комплект системы, созданный специально для испытаний; запасные части, а также соответствующая доля нового промышленного оборудования и устройств, необходимых для расширения производства.

2) Стендовые испытания.

3) Летные испытания; сюда входит стоимость горючего и топлива, обработки и анализа информации, составления отчетов.

4) Испытательное оборудование: пусковые установки, контрольно-поверочные вышки, средства обслуживания, полигонные навигационные и вычислительные системы, специальные инструменты и запасные части.

5) Сооружения: проектирование и постройка испытательных станций.

///. Прочие расходы

1) Ремонтно-складское обслуживание и тыловое обеспечение.

2) Прочие расходы.

IV. Исследования и прочие виды деятельности, не связанные непосредственно с данной системой оружия (учитываются при общем анализе стоимости вооруженных сил в целом).

 

Здесь полезно сделать несколько замечаний.

Сама природа исследований и разработок делает чрезвычайно трудной задачу оценки их стоимости. Цель исследований и разработок состоит в создании системы с недостижимыми ранее характеристиками или таким сочетанием свойств, которого ранее нельзя было иметь в одной системе. Состав подобных систем и даже возможность успешного завершения их разработки не ясны. Конструкция, методы производства, необходимые затраты рабочей силы, материалов и производственные мощности невозможно определить точно в начале работ по проекту. Наличие таких неопределенностей подчеркивает необходимость анализа, который позволил бы определить не одно значение, а диапазон их стоимости.

В табл. 15.7 показаны основные статьи расходов, которые корпорация РЭНД относит к стоимости исследований и разработок. Эта структура расходов дана применительно к системе, включающей в себя аэрокосмический аппарат, однако она может быть использована также для оценки стоимости разработки электронной системы управления войсками или других вспомогательных систем вооруженных сил. Главная особенность этой таблицы заключается в том, что в ней проведено различие между прямыми расходами на системы (категории I, II и III) и косвенными (несистемными) расходами (категория IV). Определение объема косвенных затрат производится в процессе анализа стоимости вида сил.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.