Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ВЫБОР И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ АВИАЦИОННЫХ БАЗ



Пример из истории

Э. Квейд

Введение

Цель и методы анализа систем можно пояснить на примере из истории. Для этого мы выбрали весьма показательный пример проведенного в действительности анализа, который оказал значительное влияние на политическую стратегию США.

Эта работа по анализу систем была начата весной 1951 г. в рамках проекта РЭНД, называвшегося «Выбор и использование стратегических авиационных баз». Работа по существу была закончена через два года и краткий отчет сообщен стратегическому авиационному командованию и штабу военно-воздушных сил США в середине 1953 г. Руководителем проекта был А. Дж. Вольштеттер. Полный отчет[13] опубликован в апреле 1954 г. Этот отчет, первоначально совершенно секретный, в настоящее время уже рассекречен военно-воздушными силами.

Как сообщал журнал «Лайф», ВВС подсчитали, что этот анализ помог сэкономить США приблизительно миллиард долларов. Такое сообщение нуждается в двух замечаниях. Мы, научные работники, по своему характеру осторожнее журналистов в отношении вопросов причинности, особенно в такой сложной организации, какой являются военно-воздушные силы. Истинные причины явлений выявить очень трудно. Но ясно, что вскоре после того, как первые предварительные итоги работы были сообщены ВВС США, в практической деятельности ВВС наметились изменения, которые походили на внедрение рекомендаций, выработанных в результате проведенного исследования. Однако если причина здесь указана правильно, то сумма сэкономленных денег слишком скромная, так как в ней учтена только экономия от затрат на сооружение заокеанских баз и не учтена экономия, связанная с затратами на сооружение гораздо более крупных систем. Но важнее экономии денег было то, что эти изменения привели к еще большему усилению стратегических возможностей США. В данной главе приводятся иллюстрации и выдержки из текста этого отчета.

Изложение материала дается не в том плане, как это было сделано в отчете, представленном ВВС США в то время, и не так, как в письменном варианте этого доклада. Те отчеты были подготовлены для подкрепления выводов, а здесь мы хотим показать методы работы. Вместо того чтобы попытаться дать резюме полного отчета, мы намерены рассмотреть это исследование более пространной указать на некоторые его характерные черты, а также дать примеры используемой в нем аргументации. Цель материала данной главы следующая:

- показать, как была сформулирована проблема и как развертывались работы по анализу;

- указать элементы анализа (альтернативы, цели, издержки, критерии, модель) и показать их взаимосвязь, чтобы читатель мог познакомиться с языком и структурой анализа систем;

- пояснить некоторые примеры компромисса с действительностью в серьезных вопросах, который необходим при построении модели сложного вида деятельности;

- показать, как путем анализа случайности и чувствительности к изменениям удалось преодолеть неопределенность.

Другими словами, в этом материале даются конкретные примеры абстрактных идей, с которыми вас познакомили в предыдущей главе и которые будут рассмотрены в последующих главах.

Между прочим, на этом примере можно увидеть также, на что именно уходят многие часы, которые обычно должны тратиться на исследование системы. Судя по нашему подчеркиванию в лекциях понятий и идей, можно вынести ложное впечатление о том, что если в начале работ должным образом оценить и принять во внимание некоторые основные принципы, то остальное в исследовании придет само собой. Однако на практике все это много сложнее и требует тонкого подхода. Прежде чем продвинуться в самом анализе, необходимо затратить немало труда на поиски фактов, характеризующих данную ситуацию. Так как в большинстве случаев анализ систем есть нечто большее, чем руководство к ясному мышлению, то необхо­димо добиться реалистического определения количественной стороны вопроса. Объем вычислений зависит от характера проблемы, но в большинстве случаев усилия, которые необходимо затратить на этот аспект анализа, и трудности, встречаемые при установлении фактов, требуют огромного количества человеко-часов. О том, какая работа необходима для проведения крупного сложного исследования, говорят 426 страниц полного отчета о работе плюс многочисленные ссылки на работы, подкрепляющие выводы отчета.

Когда начиналось исследование, не прошло еще и пяти лет с момента организации стратегического авиационного командования США, и оно переживало трудности переходного периода и роста. Стратегическая бомбардировочная авиация состояла из самолетов В-29, В-36 и В-50. Хотя прототип самолета В-47 тогда проходил летные испытания, бомбардировщики этого типа не могли поступить на вооружение до 1953 г., а самолет В-52 все еще был в стадии проектирования.

Постановка задачи

Работа по анализу была начата по просьбе ВВС США о том, чтобы РЭНД провела исследование проблемы выбора авиационных баз на других континентах. На сооружение авиационных баз конгресс США разрешил израсходовать в 1952 бюджетном году примерно 3,5 млрд. долл., около половины которых планировалось истратить на сооружение баз за океаном.

Однако в скором времени предварительное исследование этого вопроса показало, что основная проблема заключалась не в том, как приобрести, построить и эксплуатировать авиационные базы на территории других стран, а в том, где и каким образом базировать стратегические военно-воздушные силы и как действовать этими силами во взаимодействии с избранной системой баз. Стало ясно, что вопрос выбора баз может решающим образом повлиять на состав и ударную мощь стратегической авиации, а также на общую сумму затрат на нее. Таким образом, было неблагоразумно рассматривать вопрос о базах только в зависимости от экономии на их стоимости. Необходимо было учитывать, как сказывается решение о базах на общей стоимости всей стратегической авиации, как, например, оно скажется на затратах в связи с увеличением дальности действия бомбардировщиков, которые не могут достигать цели без дозаправки топливом, или на маршрутах, по которым должны летать самолеты над территорией противника, на потерях, которые они могут иметь от огня ПВО противника во время полета по этим маршрутам, а также на трудностях, которые могут возникнуть при восстановлении баз после нападения на них противника.

На выбор баз оказывали также влияние типы и количество самолетов, состоящих на вооружении стратегической авиации. Казалось невозможным, чтобы какое-либо исследование могло серьезно повлиять на структуру стратегической авиации, ибо она определяется в основном уровнем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области вооружения, международной обстановкой и позицией конгресса - т.е. величинами, обладающими большой неопределенностью. Поэтому более полезной казалась субоптимизация проблемы, т.е. отработка рекомендаций по базированию авиационных частей, на создание которых можно было надеяться, а не отработка идеальной системы базирования для некой теоретически оптимальной авиации, на приобретение самолетов для которой было мало шансов. Поэтому для ограничения проблемы было решено исходить из структуры военно-воздушных сил, планируемой на период с 1956 по 1961 г,

Исходные положения

Цель работ заключалась в том, чтобы найти решение, по возможности близкое к оптимальному, но если бы это оказалось слишком трудным, то показать, как можно добиться значительных усовершенствований в планируемой тогда системе. Одно из рабочих правил анализа систем состоит в том, что улучшение существующей системы всегда возможно. Предварительное рассмотрение показало, что и данный случай не представляет исключения.

Было очевидно, что при данном сочетании типов баз и вооружения величина стоимости уничтожения определенного количества целей или при данном уровне затрат абсолютное количество целей, которые можно будет уничтожить, будут существенно зависеть от выявления конкретных целей и их живучести.

Следовательно,

1) на протяжении всего исследования преследовалась цель установить явные различия в относительной стоимости и эффективности альтернативных систем баз, и особенно такие различия, которые имеют шансы сохраняться, несмотря на любое вероятное разрешение этих неопределенностей;

2) при анализе относительных различий было решено искать, скорее, ответ не на вопрос, насколько одна система лучше другой, а на вопрос, какие системы имеют явное преимущество;

3) сравнения должны были делаться с учетом некоторых явных неопределенностей. Например, решено было:

а) испытывать системы для широкого интервала оборонительных и наступательных возможностей противника;

б) рассматривать как одно исследование определение того, какие системы меньше всего зависят от некоторого знания уровня возможностей противника

в) проверять системы по критериям, отличным от тех, которые используются при оценке систем;

г) проверять характеристики систем в разнообразных условиях, в том числе при потере баз по политическим причинам.

Альтернативы

Исходной точкой для анализа была система баз, предусматриваемая тогда для использования в 1956 г. В этой системе все средние бомбардировщики, составлявшие большую часть ВВС США, и некоторые тяжелые бомбардировщики базировались в Соединенных Штатах в мирное время, но перебрасывались за океан и действовали оттуда во время войны. Другие тяжелые бомбардировщики оставались на базах в Соединенных Штатах после начала войны и использовали базы за океаном только для сосредоточения.

Другие сравниваемые системы делились на четыре большие группы (рис. 3.1):

1) бомбардировщики, базируемые на передовых заокеанских действующих авиабазах в военное время;

2) бомбардировщики, базируемые на промежуточных заокеанских действующих авиабазах в военное время;

3) базируемые в Соединенных Штатах межконтинентальные бомбардировщики, дозаправляемые топливом в воздухе;

4) базируемые в Соединенных Штатах межконтинентальные бомбардировщики, заправляемые на земле в районах сосредоточения вне континентальной части США.

Следует отметить некоторые особенности. Во-первых, все анализируемые системы, планируемые для использования в период 1956-1961 гг. (не только системы по использованию межконтинентальных бомбардировщиков с дозаправкой топливом в воздухе), предусматривали использование самолетов-заправщиков, как в обычных условиях проведения операций, так и в непредвиденных обстоятельствах. (В большинстве случаев самолеты-заправщики базировались в одном районе с бомбардировщиками, но изучались и другие варианты.) Во-вторых, все системы, а не только системы использования межконтинентальных бомбардировщиков, предусматривали использование баз в континентальной части США в мирное время. В-третьих, все эти системы были смешанного типа, с использованием многих элементов.

Система с вынесенными за океан базами напоминала систему, принятую ранее для стратегических ВВС и включавшую в себя: самолеты-заправщики, районы сосредоточения и авиабазы, как на территории США, так и за океаном.

Решающие факторы

Приближенный анализ показал, что решение задачи размещения баз определялось: стоимостью увеличения радиуса действия бомбардировщика; схемой ПВО противника; боевыми потерями бомбардировщиков; стоимостью тылового обеспечения, уязвимостью баз и вероятными потерями бомбардировщиков на земле. Стоимость системы, являющаяся функцией этих факторов, была названа стоимостью места размещения, в отличие от стоимости сооружения, зависящей от местных условий, например климатических. Под этим последним термином можно рассматривать изменения в издержках: 1) па проведение операций, обусловленных погодой; 2) на строительство, зависящее от климатических условий, характера местности, наличия местной строительной промышленности и местных строи­тельных материалов, а также наличия сооружений и оборудования базы; 3) на подвоз материальных средств в зависимости от наличия местных конечно-разгрузочных пунктов, а также в зависимости от заготовки предметов снабжения из местных источников; 4) на оборону баз в зависимости от характера местности и от существования средств обороны, таких, как английские и американские системы ПВО.

План проведения анализа

Хотя разница в затратах из-за влияния местных условий могла быть существенной (при проведении данного исследования были тщательно изучены дополнительные издержки при базировании авиации в Арктике), она не поддавалась представлению в функциональной форме. Кроме того, четыре критических фактора размещения баз представляли дилемму. Соображения политики (как внутренней, так и международной), службы тыла, а также уязвимости баз требовали удаления наших баз от противника на предельное расстояние. Высокие издержки, связанные с увеличением дальности действия бомбардировщиков, и преимущества, которые могла дать траектория маневрирующего полета для обеспечения живучести бомбардировщика, были доводами в пользу близкого базирования авиации по отношению к ее целям. По этим причинам исследование началось с попытки количественно проанализировать, до какой степени изменения в критических расстояниях места размещения баз влияли на стоимость систем и их эффективность в каждом из четырех вариантов систем базирования. Затем результаты этого анализа были применены к конкретной геометрии целей и районов запасных баз с учетом издержек, зависящих от местных условий. Хотя и признавалось, что пригодность базы должна быть связана с типом бомбардировщика, выполняющего данную задачу, однако из-за необходимости ограничения анализа никаких исследований в отношении выбора типов бомбардировщиков не проводилось. Были приняты бомбардировщики, планируемые на 1956 г. Исследовались системы баз и стратегия применения.

Предварительное изучение показывало, что последний из приведенных ранее вариантов (действующие авиабазы на территории США для бомбардировочной авиации, увеличение дальности действия которой обеспечивается путем дозаправки на базах вне континентальной части США) окажется предпочтительным. Поэтому в анализе применялся особый подход: при проведении сравнений предпринимались усилия, не позволявшие делать допущения или оценки, которые оказали бы «поддержку» этой конкретной системе.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.