Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Какие профессиональные задачи решает педагог при реализации функций профессиональной деятельности?



Перечисленные особенности профессиональной деятельности современного педагога позволяют выделить основные группы задач,ориентированные на становлениебазовой (общепрофессиональной) компетентности учителя, которые особенно значимы для современного этапа модернизации образования:

1 группа задач - видеть ученика в предмете, выстраивать его индивидуальный образовательный маршрут;

2 группа задач - создавать условия для достижения учеником цели образования - формирование ключевых компетенций учащихся;

3 группа задач - устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса;

4 группа задач – создавать и использовать образовательную среду;

5 группа задач – проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.

Данный список открыт и может быть дополнен другими группами задач, однако эти явно обозначены в современной школе.

Задача, по мнению психологов, составляет основное структурное звено всякой деятельности. Иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности человека. Задача в процессе образовательной деятельности выступает и в качестве способа организации и управления образовательной деятельностью обучаемого.

Способность решать проблемы и жизненно важные задачи разного уровня сложности носит интегративный характер и формируется как в процессе образовательной деятельности, так и любой другой деятельности, в которой человек, приобщаясь к культуре, меняется сам, меняет свои отношения с другими людьми, с культурой, и тем самым оказывается способным к решению все более сложных жизненных задач. Для освоения этого умения необходимо осуществить ряд взаимосвязанных шагов. Во-первых, осознать задачу как личностно-значимую. Во-вторых, выбрать способ деятельности и применить его в конкретной ситуации для решения осознанной задачи. В-третьих, использовать определенное образовательное пространство, включающее учебные и внеучебные источники информации.

Какие же задачи должны предъявляться будущему учителю, для того чтобы он был готов проектировать личностно-ориентированный образовательный процесс, направленный на формирование компетентности учеников?

Для ответа на поставленный вопрос конкретизируем выделенные группы задач, ориентированных на становление базовой компетентности учителя. Это позволит конструировать педагогические задачи, в процессе решения которых будут проявляться базовые и ключевые компетенции учителя.

Так к первой группе задач - видеть ученика в предмете, выстраивать его индивидуальный образовательный маршрут могут быть отнесены следующие задачи:

- уметь осуществлять педагогическую диагностику развития ребенка как личности и ученика, оценивать его индивидуальный опыт, который позволяет осваивать ребенку образовательную программу (учение, общение, творческая и социальная активность);

- уметь анализировать систему взаимоотношений ребенка в классе, видеть динамику изменения этих взаимоотношений;

- уметь диагностировать творческую и социальную активность ребенка, его учебную самостоятельность;

- уметь отслеживать результативность (успешность) освоения ребенком ОП, выявлять его достижения и проблемы (затруднения).

Вторая группа задач - создание условий для достижения учеником цели образования включает в себя следующие задачи:

- уметь отбирать содержание учебного материала и технологии (приемы, способы), позволяющие позитивно мотивировать ученика к конкретной учебной деятельности на основе проведенной диагностики (напр., выполнять учебные задания, участвовать в групповой работе, принимая на себя различные роли, участвовать в проектировочной деятельности, реализовывать социально значимые проекты и т.д.);

- уметь ставить цели, отбирать содержание учебного материала и адекватные здоровьесберегающие технологии, позволяющие развивать учебную самостоятельность, творческую и поисковую активность ребенка с учётом диагностики, оптимизации учебной нагрузки, сохранения физического и психического здоровья;

- уметь выбирать и обосновывать выбор форм и способов рефлексивного, безотметочного оценивания, которые обеспечат обучение детей самооцениванию и взаимооцениванию; использование содержательной (качественной) оценки освоения ОП учеником со стороны учителя (достижения и проблемы);

- уметь организовать сообщество детей и взрослых для овладения ребенком опытом межкультурного взаимодействия при решении им определенных задач (учебных, коммуникативных, социальных, бытовых и т.д.);

- уметь строить учебный процесс вокруг комплексных тем;

- уметь организовывать социальные пробы подростков.

Третья группа задач - взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса:

- уметь использовать формы и технологии взаимодействия с коллегами (учителя, психолог, социальный педагог, педагог дополнительного образования и др.) для решения определенной профессиональной задачи: разработки ОП; построения учебного процесса вокруг комплексных тем; сохранения преемственности между ступенями, организации методической работы, осуществления ОЭР и др.;

- уметь проектировать и использовать различные формы и технологии взаимодействия с родителями в соответствии с образовательной ситуацией (родительское собрание, включение родителей в решение учебно-воспитательных задач, решение бытовых проблем и др.);

- уметь взаимодействовать с администрацией ОУ для решения профессиональных задач;

- уметь взаимодействовать с общественными организациями (Попечительский Совет, органы защиты детей, Фонды и др.);

- уметь устанавливать партнерские взаимоотношения с возможными организаторами социальных проб подростков.

Четвертая группа задач – создавать и использовать образовательную среду – включает в себя задачи:

- уметь организовывать и использовать различные образовательные среды внутри ОУ (коммуникативная, правовая, информационная, языковая (родного и иностранного языка и др.) для решения конкретной педагогической задачи (развитие учебной самостоятельности, обучение, самооцениванию и взаимооцениванию, развитие творческой, поисковой активности);

- уметь отобрать объекты образовательной среды и использовать их для решения конкретных педагогических задач (организация экскурсии в музей, на природу, культпоход в театр, работу с детской периодической печатью, работу в Internet, организация образовательного туризма и др.).

Пятая группа включает следующие задачи:

- уметь определять сферу профессиональных интересов, выявлять проблемы (затруднения) в осуществляемой профессиональной деятельности и определять способы их решения;

- уметь опираться на ключевые компетентности при решении задач профессионального роста (способы работы с разными источниками информации, соблюдение социально-правовых норм, использование разных языков для решения задачи).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.