Перечисленные особенности профессиональной деятельности современного педагога позволяют выделить основные группы задач,ориентированные на становлениебазовой (общепрофессиональной) компетентности учителя, которые особенно значимы для современного этапа модернизации образования:
1 группа задач - видеть ученика в предмете, выстраивать его индивидуальный образовательный маршрут;
2 группа задач - создавать условия для достижения учеником цели образования - формирование ключевых компетенций учащихся;
3 группа задач - устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса;
4 группа задач – создавать и использовать образовательную среду;
5 группа задач – проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.
Данный список открыт и может быть дополнен другими группами задач, однако эти явно обозначены в современной школе.
Задача, по мнению психологов, составляет основное структурное звено всякой деятельности. Иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности человека. Задача в процессе образовательной деятельности выступает и в качестве способа организации и управления образовательной деятельностью обучаемого.
Способность решать проблемы и жизненно важные задачи разного уровня сложности носит интегративный характер и формируется как в процессе образовательной деятельности, так и любой другой деятельности, в которой человек, приобщаясь к культуре, меняется сам, меняет свои отношения с другими людьми, с культурой, и тем самым оказывается способным к решению все более сложных жизненных задач. Для освоения этого умения необходимо осуществить ряд взаимосвязанных шагов. Во-первых, осознать задачу как личностно-значимую. Во-вторых, выбрать способ деятельности и применить его в конкретной ситуации для решения осознанной задачи. В-третьих, использовать определенное образовательное пространство, включающее учебные и внеучебные источники информации.
Какие же задачи должны предъявляться будущему учителю, для того чтобы он был готов проектировать личностно-ориентированный образовательный процесс, направленный на формирование компетентности учеников?
Для ответа на поставленный вопрос конкретизируем выделенные группы задач, ориентированных на становление базовой компетентности учителя. Это позволит конструировать педагогические задачи, в процессе решения которых будут проявляться базовые и ключевые компетенции учителя.
Так к первой группе задач - видеть ученика в предмете, выстраивать его индивидуальный образовательный маршрут могут быть отнесены следующие задачи:
- уметь осуществлять педагогическую диагностику развития ребенка как личности и ученика, оценивать его индивидуальный опыт, который позволяет осваивать ребенку образовательную программу (учение, общение, творческая и социальная активность);
- уметь анализировать систему взаимоотношений ребенка в классе, видеть динамику изменения этих взаимоотношений;
- уметь диагностировать творческую и социальную активность ребенка, его учебную самостоятельность;
- уметь отслеживать результативность (успешность) освоения ребенком ОП, выявлять его достижения и проблемы (затруднения).
Вторая группа задач - создание условий для достижения учеником цели образования включает в себя следующие задачи:
- уметь отбирать содержание учебного материала и технологии (приемы, способы), позволяющие позитивно мотивировать ученика к конкретной учебной деятельности на основе проведенной диагностики (напр., выполнять учебные задания, участвовать в групповой работе, принимая на себя различные роли, участвовать в проектировочной деятельности, реализовывать социально значимые проекты и т.д.);
- уметь ставить цели, отбирать содержание учебного материала и адекватные здоровьесберегающие технологии, позволяющие развивать учебную самостоятельность, творческую и поисковую активность ребенка с учётом диагностики, оптимизации учебной нагрузки, сохранения физического и психического здоровья;
- уметь выбирать и обосновывать выбор форм и способов рефлексивного, безотметочного оценивания, которые обеспечат обучение детей самооцениванию и взаимооцениванию; использование содержательной (качественной) оценки освоения ОП учеником со стороны учителя (достижения и проблемы);
- уметь организовать сообщество детей и взрослых для овладения ребенком опытом межкультурного взаимодействия при решении им определенных задач (учебных, коммуникативных, социальных, бытовых и т.д.);
- уметь строить учебный процесс вокруг комплексных тем;
Третья группа задач - взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса:
- уметь использовать формы и технологии взаимодействия с коллегами (учителя, психолог, социальный педагог, педагог дополнительного образования и др.) для решения определенной профессиональной задачи: разработки ОП; построения учебного процесса вокруг комплексных тем; сохранения преемственности между ступенями, организации методической работы, осуществления ОЭР и др.;
- уметь проектировать и использовать различные формы и технологии взаимодействия с родителями в соответствии с образовательной ситуацией (родительское собрание, включение родителей в решение учебно-воспитательных задач, решение бытовых проблем и др.);
- уметь взаимодействовать с администрацией ОУ для решения профессиональных задач;
- уметь взаимодействовать с общественными организациями (Попечительский Совет, органы защиты детей, Фонды и др.);
- уметь устанавливать партнерские взаимоотношения с возможными организаторами социальных проб подростков.
Четвертая группа задач – создавать и использовать образовательную среду – включает в себя задачи:
- уметь организовывать и использовать различные образовательные среды внутри ОУ (коммуникативная, правовая, информационная, языковая (родного и иностранного языка и др.) для решения конкретной педагогической задачи (развитие учебной самостоятельности, обучение, самооцениванию и взаимооцениванию, развитие творческой, поисковой активности);
- уметь отобрать объекты образовательной среды и использовать их для решения конкретных педагогических задач (организация экскурсии в музей, на природу, культпоход в театр, работу с детской периодической печатью, работу в Internet, организация образовательного туризма и др.).
Пятая группа включает следующие задачи:
- уметь определять сферу профессиональных интересов, выявлять проблемы (затруднения) в осуществляемой профессиональной деятельности и определять способы их решения;
- уметь опираться на ключевые компетентности при решении задач профессионального роста (способы работы с разными источниками информации, соблюдение социально-правовых норм, использование разных языков для решения задачи).