Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

П.Несколько методических и терминологических замечаний



В трудах Б.Д.Грекова, посвященных Киевской Руси, была раскрыта роль крупного землевладения как экономической основы феодального процесса.2 Этот взгляд разделяют многие новейшие исследователи.3 Однако А.Я.Гуревич усомнился в его справедливости. Он пишет: «Генезис феодализма заключа-

89, 1972; А.А.Зимин. Холопы Древней Руси. «История СССР», 1965, № 6; Его же. Феодальная государственность и Русская Правда. «Исторические записки», 76, 1965.

1 Л.В.Черепнин. Русь. Спорные вопросы истории феодальной земель­ной собственности. В кн.: А.П.Новосельцев (и др.). Пути развития феода­лизма. М., 1972.

2 См.: Б.Д.Греков. Киевская Русь. М., 1953, стр. 258 - 261.

3 См.: А.И.Неусыхин. Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Западной Европе VI — VIII вв. М., 1956, стр. 23; Н.Е.Носов. О двух тенденциях развития феодального земле­владения в Северо-Восточной Руси в XV — XVI вв. В кн.: Проблемы кре­стьянского землевладения и внутренней политики России. Л., 1972, стр. 44; Б.Ф.Поршнев. Феодализм и народные массы. М., 1964, стр. 33 — 43; С.Д.Сказкин. Очерки по истории западно-европейского крестьянства. М., 1968, стр. 93-114; З.В.Удальцова. К вопросу о генезисе феодализма в Ви­зантии. В кн.: Византийские очерки. М., 1971.


ется — если взять наиболее кардинальную линию этого про­цесса — не в складывании крупного поместья (роль которого в системе феодальной эксплуатации не приходится оспаривать), а в таком изменении положения крестьянства, при котором оно становится объектом эксплуатации со стороны господ­ствующего класса, какую бы специфическую форму эта по­следняя не принимала: вотчинной эксплуатации или государ­ственной, ренты продуктами или барщины, сопровождалась ли она "закрепощением" крестьян или только лишением их пол­ноправия».1 В другой работе А.Я.Гуревич пошел дальше: в своих теоретических построениях крупному землевладению автор отвел еще меньше места, поставив во главу угла упроче­ние власти над населением, соединенной с различными побо­рами, выколачиваемыми из подвластного люда господствую­щим классом.2 Даже в прекарной сделке А.Я.Гуревич счел наиболее существенным «акт личного подчинения крестьяни­на; распространение же на его землю права собственности сеньора — следствие признания личной зависимости».3 Свои наблюдения А.Я.Гуревич распространяет и на Русь.4 Но он яв­но недоучитывает значение земли в ранних обществах.

А.Я.Гуревич отталкивается от доклассового общества, где «человек не относился к земле как к чему-то внешнему и по­стороннему ему самому. Земля была условием его существо­вания, но о каких-либо исключительных правах на определен­ные пространства земли еще не могло быть и речи, во всяком случае до тех пор, пока приходили в столкновение два коллек­тива (племени, поселения), претендовавшие на одну и ту же землю».5 О каком этапе доклассового общества идет речь,

1А.Я.Гуревич. Свободное крестьянство феодальной Норвегии. М.. 1967, стр. 27.

2А.Я.Гуревич. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе. М.,

1970, стр. 11,41,45, 57, 183-184.

3Там же, стр. 42.

4Там же, стр. 56.

5 Там же, стр. 28.




 


А.Я.Гуревич не уточняет. А следовало бы, так как на протяже­нии первичной формации отношение к земле менялось. Суще­ственно и то, о какой земле мы станем говорить: о необрабо­танной или же об окультуренной. Ведь это очень важно.1

Эпоха варварства была наполнена и межплеменными вой­нами, вызывавшимися то нарушением границ, то притязанием разных племен на какую-нибудь территорию. А.Я.Гуревич прав, когда говорит о минимальных возможностях письмен­ных и археологических источников, с помощью которых ис­следователь реконструирует поземельные отношения варва­ров. Тем удивительнее, что он не воспользовался материалами этнографической науки. А именно они свидетельствуют о су­ществовании в бесклассовом обществе права собственности племени на свою землю, о наличии широких ничейных полос, пролегавших между племенами. (Это ли не доказательство, что уже в ту пору люди относились к земле «как к чему-то внешнему»?). Переселения племен тоже сопровождались борьбой за земли. «Среди условий, — замечает А.Л.Погодин, — которые могли вызывать переселение не только германских, но и славянских народов... на первое место должны быть вы­двинуты вещественные причины, заставлявшие племена бро­сать в паническом ужасе свои насиженные места и отправ­ляться в поисках удачи. Кажется, теперь общепризнано, что главной из этих естественных причин был недостаток земли, годной для земледелия». 2 Но, сорвавшись с обжитых земель, варвары не всегда отказывались от них и не забывали о своих владельческих правах на покинутые края.3

1См.: А.Л.Шапиро. О природе феодальной собственности на землю. «Вопросы истории», 1969, № 12, стр. 65.

2 А.Л.Погодин. Из истории славянских передвижений. СПб., 1901, стр. 114.

3 Прокопий Кесарийский. История войн римлян с персами, вандалами и готами. Перевод с греческого С.Дестуниса. «Записки историко-филологического факультета Петербургского университета», ч. XXVIII. СПб., 1891, стр. 153-154.


феодальная рента есть прежде всего земельная рента. Паяное положение остается непоколебленным даже после красочных примеров внеземельного характера феода, приво-имых А.Я.Гуревичем, включая и тот пикантный эпизод, ко­гда в качестве лена выступает ... публичный дом.2 Последнее только доказывает ту очевидную истину (в справедливости которой, надеемся, не сомневается и сам А.Я.Гуревич), что отношения в упомянутом доме не являются феодальными производственными отношениями, а доходы, собираемые вла­дельцем его, — неоплаченным прибавочным трудом.

Нет слов, в таких странах, как Англия, Норвегия, Русь, пожалования некоторым лицам права сбора кормлений и по­датей имели существенное значение в последующем росте феодализма. Но ведь и А.Я.Гуревич признает, что феодальное освоение пожалованных территорий происходило позже.3 Это освоение, по нашему глубокому убеждению, было ничем иным, как утверждением права собственности на подведомст­венную территорию. Значит, и тут мы приходим к старой про­блеме: формированию крупного землевладения. Выходит, своеобразие становления феодализма в указанных странах за­ключается в специфике способов складывания крупного зем­левладения, без которого феодальные отношения становятся

1 К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 25, ч. II, стр. 367.

2 А.Я.Гуревич. Проблемы генезиса..., стр. 55.

3 Там же, стр. 45.

4 А.Я.Гуревич сколько ни старается, все же не может уйти от этой ко­ренной проблемы. Об английском бокленде он, например, говорит как о профилирующей форме крупного землевладения (Проблемы генезиса..., стр.45). Но тут же, противореча сам себе, заявляет, что пожалование в бок-ленд заключалось в передаче права сбора доходов, а не земельного владе­ния (Там же). Второе положение справедливо, хотя и не ново. (См.: Д-М.Петрушевский. Очерки из истории английского государства и общест­ва в средние века. М., 1937, стр.47-48). А.И.Неусыхин (Дофеодальный пе-риод как переходная стадия развития от родо-племенного строя к раннефе-одальному. В кн.: Проблемы истории докапиталистических обществ, кн. 1. М., 1968, стр.606) тоже отличает бокленд от феодального землевладения.




 


неуловимыми и нам, действительно, не понять, где кончается простое подданство и начинается феодальный строй. Власть над людьми — еще не феодализм. Он появляется тогда, когда эта власть соединяется с крупным землевладением, являю­щимся экономической основой феодализма.1

В своих суждениях А.Я.Гуревич не одинок. Сходный с ним образ мыслей заметен не только у специалистов по запад­ному средневековью,2 но и у историков, изучающих раннюю русскую историю. Так, согласно Л.В.Даниловой, «зачатки крупного землевладения вряд ли возможно относить ко вре­мени ранее второй половины XI в., а классовое общество и го­сударство, эксплуатирующее массу населения через дань, раз­личные налоги и повинности возникли за несколько столетий до этого».3 Другой автор, Ю.А.Кизилов, подобно АЛ.Гуре-вичу, акцент переносит в плоскость политики, доказывая, буд­то «предпосылкой феодального подчинения устойчивых за­друг, или вервей, являлась не экспроприация непосредствен­ного производителя, а их подчинение власти государственного «связующего единства» с последующим прикреплением к земле». Не совсем ясно, в каком соответствии с феодализмом находятся эти два порядка явлений. Можем ли мы усматривать феодализм в подчинении населения государственной власти без прикрепления к земле? Если — да, то нетрудно любой контроль публичной власти над людьми подогнать под феодализм. Если же необходимо сочетание подчинения с прикреплением, то о феодализме в России мы сможем говорить лишь с конца XVI в.

Гораздо последовательнее поступают те историки, кото-

1 АЛ.Шапиро. О природе феодальной собственности ..., стр. 58 — 66.

2 См., напр.: Н.Ф.Колесницкий. К вопросу о раннеклассовых общест­венных структурах. В кн.: Проблемы истории докапиталистических об­ществ, кн. I. M., 1968, стр. 635 - 636.

3 Л.В.Данилова. Дискуссионные проблемы теории докапиталистиче-1 ских обществ. Там же, стр. 43 (прим.).

4 Ю.А.Кизилов. Предпосылки перехода восточного славянства к фео- \ дализму. «Вопросы истории», 1969, № 3, стр. 98.


пытаются изобразить первых Рюриковичей в качестве ховньгх собственников территории княжеств, где им при­ходилось управлять.1 Но с этой концепцией трудно согласить­ся Авторы ее не учитывают того факта, что развитие публич­ной власти на Руси шло не только в форме княжеской, но и вечевой. Нередко вече оказывалось сильнее князя, о чем знаем из летописей, описывающих политические события XI-XII вв. Как-то не вяжется мысль о верховной земельной собственно­сти князя с многочисленными случаями, когда вече указывало путь незадачливому правителю, иначе — сгоняло его со стола.

Мы убеждены, что генезис феодализма есть проблема, тесно связанная с возникновением и ростом крупного земле­владения, покоящегося на частном праве.

Самые ранние свидетельства существования частного зем­левладения на Руси историки справедливо усматривали в из­вестиях о княжеских селах, которые донесла до нас Повесть временных лет. Эти разрозненные и скудные упоминания при­вели Н.Н.Воронина, специально занимавшегося историей рус­ского сельского поселения в эпоху феодализма, к выводу: «.. .в X в. село выступает на страницах летописи как княжеское за­городное именье, с княжеской челядью и двором».2 В другом месте еще белее определенно говорится о селе, «которое уже на ранних ступенях феодализма является поселением, принад­лежащим феодалу; он ведет здесь свое господское хозяйство силами не только рабов, челяди, но и руками других категорий

1 Л.В.Черепнин. Основные этапы развития феодальной собственности на Руси.(до XVII в.). "Вопросы истории", 1953, № 4, стр. 48; Его же. Обще­ственно-политические отношения в Древней Руси и Русская Правда. В кн.: А.П.Новосельцев (и др.). Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965, стр. 146; Л.В.Черепнин. Русь. Спорные вопросы исто­рии феодальной земельной собственности в IX — XV вв. В кн.: А.П.Новосельцев (и др.). Пути развития феодализма. М., 1972; О.М.Рапов. К вопросу о земельной ренте в Древней Руси в домонгольский период. «Вестник Московского университета. История», 1968, № I.

2Н.Н.Воронин. К истории сельского поселения феодальной Руси. По­гост, свобода, село, деревня. Л., 1935, стр. 42.




 


феодально зависимых земледельцев». С.В.Бахрушин, возра­жая Н.Н.Воронину, указывал, что такое определение недоста­точно широко, ибо «селу феодальному предшествует село смерда-общинника (т.е. участок земли с дворовой усадьбой), возникшее еще на территории общинника и существовавшее рядом с погостом, который объединял окрестные села».2 Ав­тор, по мнению С.В.Бахрушина, упростил свою задачу.3 Н.Н.Воронин не посчитался с критикой рецензента и впослед­ствии высказывался о селе как о новом виде поселения — ре­зультате «окняжения и обояривания земли свободных общин и закабаления общинников».' Оно «представляет собой значи­тельный владельческий поселок, где господская усадьба с ее жилым домом и службами окружена хижинами зависимых крестьян и рабов».5

Аналогичный взгляд развивал и В.В.Седов. «Термин "село",— утверждал он, — впервые появляется в письменных источниках в X в. Обозначает он загородное княжеское име­ние с княжеским двором и челядью. В XI — XIII вв. селами на­зывались поселения, жители которых находились в различной степени феодальной зависимости. Это прежде всего поселе­ния, входившие в состав княжеских доменов».6 В XI —XII вв. «селами назывались не только поселения, входившие в состав


княжеских владений, но и поселения, зависимые от монасты­рей я рядовых феодалов».

Вряд ли можно согласиться с Н.Н.Ворониным и В В.Седовым уже потому, что слово «село» по происхожде­нию общеславянское, его мы находим в болгарском, польском, сербском, чешском, белорусском, украинском языках.2 Следо­вательно, оно возникло раньше, чем полагают вышеупомяну­тые авторы. И в источниках термин «село» фигурирует ранее Х в., в недатированной части летописи «...браци не бываху в них, но игрища межю селы, схожахуся на игрища, на пласанье и на вся бесовьская песни...» 3 В нашем отрывке село — основ­ной вид поселения восточных славян задолго, до образования Древнерусского государства. Но это значение не исчерпывает всего содержания термина «село», нередко он употребляется иначе, когда, например, нужно противопоставить городские поселения сельским: «...яко же бысть во царство Доментиано-во. Некий волхв, именем Аполоний Тиянин, знаем беаше, ше-ствуа и творя всюду и в градех и в селах бесовьскаа чюдеса».4 После крещения киевлян Владимир «нача ставити по градом церкви и попы, и люди на крещенье приводити по всем градом и селом». Или: «...и рать велика бяше от половець и отвсюду; взяша 3 грады: Песочен, Переволоку, Прилук, и многа села


1 Там же стр. 43.

2 С.В.Бахрушин. Рецензия на книгу Н.Н.Воронина «К истории сель­ского поселения феодальной Руси». «Историк-марксисит», 1936, кн. 6, стр. 193.

3 Там же. (Точка зрения Н.Н.Воронина казалась неприемлемой и Б.А.Романову, замечания которого в связи с этим увидели свет, к сожале­нию, лишь недавно. См.: Б.А.Романов. Изыскания о русском сельском по­селении эпохи феодализма. В кн.: Вопросы экономики и классовых отно­шений в русском государстве XII— XVII вв. М.-Л., 1960, стр. 380 — 381).

4 История культуры Древней Руси, т. I. М.-Л., 1948, стр. 186.

5 Там же, стр. 186.

6 В.В.Седов. Сельские поселения центральных районов Смоленской

земли (VIII - XV вв.). М., I960, стр. 31.


1Там же (Точку зрения Н.Н.Воронина и В.В.Седова воспринял М.Г.Рабинович. «Древнейшие русские письменные источники, — говорит он, — упоминают села — владения феодалов, нередко находившиеся вблизи городов. В XIII — XV вв. села оставались владельческими поселениями, где был двор феодала и дворы зависимых от него людей. — Очерки русской

культуры XIII — XV веков. Ч. I. Материальная культура. Изд-во МГУ, б/г, стр. 233).

2Н.М.Шанский (и др.). Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1961, стр. 299; F.Miklosich. Etimologisches Worterbuch der Slawischen Sprachen. Wein, 1886, s. 289; M.Vasmer. Russisches Etimo­logisches Worterbuch. Heidelberg, 1955, s. 606. 3ПВЛ,ч. I, стр. 15. 4Там же, стр. 30. 5Там же, стр. 81.




 


воеваша по обема стронома».1

Большой интерес представляют наблюдения лингвистов над этимологией слова «село». Устанавливается, что оно того же корня, как и глагол «сидеть».2 Не случайно, в чешском и верхнелужицком языках sedlak обозначает крестьянина.3 От­сюда, вероятно, селиться — все равно что садиться на землю, освоить ее под жилье или для хозяйственных нужд, а село — либо жилой комплекс, либо освоенный участок земли с раз­личными хозяйственными сооружениями. Последнее находит убедительное подтверждение в словосочетании «село земли», распространенное, как свидетельствуют Н.Н.Воронин и Г.Е.Кочин, в северных документах XIV — XV вв.4 Столь же симптоматично соединение слов «село» и «сидеть» (орфогра­фически измененное древнерусское «съдеть»), наблюдаемое в некоторых памятниках: «Дал я святей Богородицы и Лявлю по себе и по своему сыну Ивану и по своей жене Опросеньи село в Лявли в век, где Повоша седел».5 А вот другой случай: «...Никита Хов даеть село свое на Выбуте, Кукасово сиденье, сыну Марку... а что село ево в Смолинах Махново сиденье... а клеть на огороде и село Кустово сиденье в монастырь Иоанна Предтечи...» Иногда такому сочетанию подвергается и «село земли»: «Се розделишася Василь з братом своим с Маковеям живот и отчину отца своего Прокофья по половинам. И дос-ташась Василю 3 села земли: Июдино седенье, да Созоново

Там же, стр. 141.

2 F.Miklosich. Ibid., s. 289; M.Vasmer. Ibid., s. 606.

3 F.Miklosich. Ibid.

4 Н.Н.Воронин. К истории сельского поселения феодальной Руси, стр. 41; Г.Е.Кочин. Сельское хозяйство на Руси в период образования центра­лизованного государства. Конец XIII — начало XVI вв. M.-JL, 1965, стр. 108. (См.также: Л.М.Марасинова. Новые псковские грамоты XIV — XV веков. Изд. МГУ, 1966, стр. 140; Н.С.Бондарчук. Лексика северодвинских грамот XIV — XV вв. Автореф. канд. дисс. М., 1955, стр. 19).

5 Грамоты В.Н. и П., стр. 267.

6 Там же, стр. 329.


еденье, да Михалкино седенье. А Маковею достались против того 3 села земли: Василево седенье, да Елизарово седенье, да Онаньино седенье».

Село — участок возделываемой земли с хозяйственными постройками — нельзя считать особенностью XIV — XV столе­тий. Киевская Русь тоже хорошо знакома с ним. Об этом мож­но справиться в Патерике, в той его части, где рассказывается об отроческих подвигах будущей звезды древнерусского мнишества Феодосия: «В то тремя отець его конець житию приат, сущу же того да блаженному Феодосию 13 лет. И оттоле начат на труды подвижнее быти, яко-же исходити ему с рабы своими на село делати со всякым прилежаниемь».2 Ясно, что село, куда ходил трудиться наравне с рабами Феодосии, — ка­кой-то нежилой сельскохозяйственный комплекс, в котором нетрудно угадать участок земли с необходимыми строениями, обрабатываемый подневольным трудом. Аналогичное впечат­ление производит и другой эпизод, описанный в Патерике. Вели однажды связанных татей в город на суд и расправу. Случилось им «миновати мимо единое село монастырьское, и един от злодей тех связанных, покивав главою на село то, гла-голаше, яко некогда в единую нощь приходихом к селу тому, разбой хотяще творити и поимати вся бывшая, — и видихом град высок зело, яко не мощи намь приближитися к нему. Си бо бе благой Бог оградил невидимо вся та съдрожания молит­вами праведного и преподобного сего мужа» (Феодосия. — И.Ф.).3 Отбросив чудеса, усомнившись даже целиком в досто­верности рассказа, мы тем не менее должны оценить тот факт, что агиограф мыслил село без людского надзора как нечто вполне реальное. Что речь у него идет именно о таком селе, можно заключить, взяв в соображение особенность построе­ния рассказа: сначала разбойников излавливают стерегущие

1Там же, стр. 310. 2Патерик Киевского Печерского монастыря. СПб., 1911, стр. 17.

3Там же, стр. 48.




 


«дому своего», потом следует описание монастырского села, которое стережет сам Бог молитвами преподобного Феодосия. Налицо как бы скрытое противопоставление: с одной стороны, дом охраняемый, с другой, — безнадзорное село. Этим дости­галась максимальная сила воздействия чуда на воображение читателя.

Возвращаясь к селам живущим, т.е. населенным, следова­ло бы сказать об их различии по численности обывателей: встречаются сравнительно крупные с относительно большим населением и миниатюрные с малой семьей. Первые подразу­мевал летописец, когда сообщал о русских пленниках, гони­мых половцами в свои вежи, которые «со слезами отвещеваху друг другу, глаголюще: аще бех сего города, а другие, — из се­го села».1 Вряд ли название села говорило бы что-нибудь, если бы оно относилось к малому сельцу, в лучшем случае извест­ному в округе. Калибр вторых определен Владимиром Моно­махом в его известной речи у Долобского озера в 1093 году, обращенной к «несмысленым», государственным недоумкам. В устах Мономаха смердий комплект села — это сам смерд с женой и детьми.

Надо думать, что большие села выступали в качестве по­селений свободных крестьян-общинников, восходя к весьма архаическим временам эпохи первобытнообщинного строя. Малые же села — скорее новообразование, связанное с возник­новением и формированием зависимого люда в Древней Руси.

1 Полное собрание русских летописей, т. П. Ипатьевская летопись. М., 1962, стб. 216 (Далее - ПСРЛ, т. II). (Наличие в Древней Руси больших сельских поселений подтверждается археологически. См.: В.В.Седов. Сельские поселения ... стр. 23).

2 ПВЛ, ч. I, стр. 183.

3 Аналогичную картину в раннесредневековой Хорватии наблюдает Ю.В.Бромлей. Там, наряду с крупными селами общинников, существовали мелкие села земельных собственников с живущими в них зависимыми людьми. — Ю.В.Бромлей. Становление феодализма в Хорватии. М., 1964. стр. 105 - 107.


Вскрывая смысл термина село, Г.Е.Кочин писал: «В южной и юго-западной Руси этим словом обозначались вооб­ще все сельские поселения — поселки с усадьбами крупных землевладельцев и селения земледельческие. Так было в Древней Руси в X—XIII вв., так осталось и в последующее время».1 Изученный материал позволяет взглянуть на дело несколько конкретнее: первоначально, когда не было городов,2 слово «село» именовало поселение вообще; позднее оно стало обозначать лишь сельское поселение, которое могло быть большим и малым по величине. Как правило, в первом случае это были жилые массивы свободных крестьян-общинников, во втором — зависимых людей. Такие малые села возникли, естественно, гораздо позже.3 Но термин «село» в Киевской Руси применялся и для обозначения осво-

1 Г.Е.Кочин. Сельское хозяйство на Руси ..., стр. 107.

2 Разумеются города в социально-экономическом значении, а не укре­пленные сооружения.

3 Целиком относить малые села к поселениям зависимого населения, безусловно, нельзя. Археологические данные говорят нам о тенденции к уменьшению размеров сельских поселений, наблюдаемой в рамках дли­тельного времени. «С VIII-Х до XV вв. происходит постепенное уменьше­ние размеров сельских поселений,— пишет В.В.Седов.— Все поселения IX-Х вв. довольно крупные, площадь самого маленького селища около 6,5 тыс.кв.м, самого большого — 40 тыс. кв. м. В XI —XIII вв. появляются поселения небольшие, площадью от 2 до 5 тыс.кв.м, хотя по-прежнему много крупных селищ. В третий период, в XIV — XV вв. особо крупные поселения исчезают (самое большое имеет площадь в 20 тыс.кв.м), а коли­чественно преобладают небольшие селища». — В.В.Седов. Сельские посе­ления..., стр. 23. По наблюдениям А.В.Успенской и М.В.Фехнер, в северо­западной и северо-восточной Руси X — XIII вв. одной из отличительных черт сельских поселений были незначительные размеры деревень. — А.В.Успенская, М.В.Фехнер. Поселения Древней Руси. В кн.: Очерки по истории русской деревни X — XIII вв. М., 1956, стр. 18. Однако в эти на­блюдения должна быть внесена поправка, поскольку В.В.Седов, как мы

Убедились, зарегистрировал для XI — XIII вв. большое количество крупных селищ.




 


енного участка земли — прототипа «села земли» в документах; XIV-XV вв.1

Исследование частного землевладения должно непременно учитывать терминологическую сложность слова «село». К со­жалению, историки мало уделяли этому внимания, в их по­строениях село толкуется однозначно, что, конечно, неправо­мерно.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.