1) устойчивая мотивация к достижению высокого мастерства; 2) отсутствие отклонений в состоянии здоровья, способных воспрепятствовать успешному спортивному совершенствованию; 3) психологическая и функциональная готовность к перенесению больших нагрузок; 4) резервы дальнейшей адаптации функциональных систем и механизмов, прироста двигательных качеств, совершенствования важнейших элементов техники, составляющих тактической и психологической подготовленности, определяющих результативность в конкретных дисциплинах плавания.
Основной отбор.Задача — оценка перспектив достижения пловцом результатов международного класса. Основные критерии: 1) степень мотивации к достижению вершин мастерства и отсутствие препятствий к этому по состоянию здоровья; 2) психологическая и функциональная подготовленность к перенесению тренировочных и соревновательных нагрузок, в том числе в различных сложных условиях — непривычном или неблагоприятном климате, смене часовых поясов, условиях средне-горья, психологически напряженной атмосферы ответственных со-
ревнований и др.; 3) способность к максимальной реализации достигнутой подготовленности в условиях жесткой конкуренции на главных соревнованиях и к достижению в таких соревнованиях личных рекордов; 4) способность к адекватному восприятию соревновательной ситуации, варьированию различными компонентами технической, физической, тактической и других видов подготовленности.
Заключительный отбор.Задача — оценка целесообразности продолжения пловцом занятий спортом и прогнозирование продолжительности сохранения им высокого мастерства. Основные критерии: 1) наличие соответствующей мотивации и отсутствие препятствующих сохранению мастерства отклонений в состоянии здоровья; 2) возраст спортсмена и его соответствие оптимальному для наивысших результатов в дисциплинах, избранных для специализации, а также продолжительность сохранения им высокого мастерства; 3) наличие необходимых для сохранения достигнутой подготовленности резервных возможностей организма; 4) благоприятствующее продолжению занятий спортом высших достижений социальное и материальное положение.
Щ 12 Первичный отбор и ориентация пловцов
глава12
Первичный отбор
И ориентация
Пловцов
Эффективность первичного отбора пловцов, как впрочем и всей их последующей многолетней подготовки во многом связана с привлечением к первой ступени отбора детей того возраста, в котором приступило к занятиям большинство сильнейших пловцов мира, т.е. 7 —9-летних. Тем же, кто предпочитает отбирать дошкольников, целесообразно учесть следующие обстоятельства. Во-первых, раннее прогнозирование спортивных способностей связано со снижением его достоверности. Во-вторых, напряженность современной подготовки пловцов нередко обусловливает раннее, зачастую^еще до достижения оптимального для высших результатов возраста, прекращение занятий плаванием теми, кто раньше к ним приступил. И, наконец, занятия с дошкольниками оправданы лишь в том случае, если они носят сугубо оздоровительную направленность.
Непременное условие качественного первичного отбора — проведение его после начального обучения детей плаванию, включающего 30 — 40 занятий. Соответствующая практика существенно повышает объективность оценки перспективности, поскольку при ее отсутствии можно принять поначалу лучше плавающего ребенка за более способного. Но особенно важно то, что обеспечивается массовое овладение детьми жизненно необходимым навыком.
Важнейший принцип первичного отбора — ориентация на качества и способности, обусловливающие достижение высоких результатов в оптимальном для этого возрасте, а не на признаки, имеющие временный, преходящий характер. Многие тренеры неоправданно большое значение уделяют быстроте овладения техникой плавания, т. е. признаку, имеющему явно преходящий характер или, что еще хуже, — результатам неспецифических для пловцов тестов — количеству подтягиваний в висе и отжиманий в упоре лежа, приседаний, показателям кистевой динамометрии и т. п. Результаты подобных неспецифических для пловцов тестов не являются критериями их перспективности.
Таким образом, эффективность первой ступени многолетнего отбора пловцов предполагает ориентацию на стабильные, то есть малоизменяемые в ходе возрастного развития и незначительно подверженные влиянию тренировки признаки. К таковым, в частности, относятся морфологические (табл. 12.1).
Именно с визуальной оценки морфотипа новичка и измерения его основных антропометрических показателей нередко начинают определять перспективность применительно к спортивному плаванию. При этом предпочтение отдают пропорционально сложенным, высоким детям, имеющим