фекции в организме, поскольку дети с прямыми противопоказаниями должны быть выявлены еще в ходе первичного отбора. Существенное внимание следует уделить и выявлению специфических для пловцов заболеваний верхних дыхательных путей и органов слуха, травматических заболеваний суставных сумок, связок и сухожилий плечевого и коленного суставов. Следует еще раз оценить биологический возраст пловцов, уточнив выявленный в ходе первичного отбора тип биологического созревания. Целесообразность этого иллюстрирует различие матурации (зрелости) разных мор-фофункциональных показателей у пловцов с нормальным типом созревания, акселератов и ретардантов (рис. 13.4, 13.5).
В целом же на рассматриваемом этапе необходимо очень тщательное комплексное медицинское обследование, так как по свидетельству авторитетных в данном вопросе специалистов (Иорданская, 1980), около 40% юных спортсменов не имеют перспективы достижения высоких результатов в связи с состоянием здоровья.
Важнейшее положение предварительного отбора - необходи-
мость ориентироваться не столько на абсолютные показатели уровня различных качеств и способностей, сколько на темпы их прироста, прогностическая значимость которых в два раза выше (Сирис и соавт., 1983). В свою очередь прогресс юного пловца должен оцениваться с учетом темпов его биологического созревания и особенностей подготовки. Естественно, предпочтение следует отдать тем, кто добился значительного прироста подготовленности при невысоком темпе биологического созревания, разносторонней и «щадящей» подготовке.
На рассматриваемом этапе, конечно, необходима оценка прироста уровня общей и вспомогательной подготовленности, а не специальной и результатов преодоления соревновательных дистанций. Многолетние наблюдения тренеров и специальные исследования показали, что дети с самыми низкими соответствующими результатами на этапе начальной подготовки нередко уже на этапе предварительной базовой оказываются сильнейшими.
В заключение приведем соот ветствующую рассмотренным
ГЛАВА 13 Предварительный и промежуточный отбор пловцов
принципам примерную программу оценки перспективности пловцов на втором этапе их многолетнего отбора (см. табл. 13.1).
Эффективная организация предварительного и последующих ступеней отбора во многом связана с осознанием того факта, что тренеру, пусть даже самому квалифицированному, самостоятельно сложно всесторонне оценить перспективность учеников. Для этого необходимы участие врачей и биологов, современная аппаратура и специалисты, умеющие с ней работать, что предполагает проведение обследований пловцов не только в обычных условиях тренировки, но и в лабораторных условиях.