ша. Затем М. Гросс заявил журналистам, что он настолько быстро начал первую половину дистанции, что если бы кто-то из соперников догнал его на отметке 150м, он бы не смог бороться, так как силы его были на исходе.
Решительные действия приносили успех олимпийским чемпионам Д. Рихтеру, Й. Войте, П. Мора-лесу, Д. Панкратову, П. Хейнс, которые, обладая высокой дистанционной скоростью, старались максимально быстро проплыть первую половину дистанции, создавая отрыв от соперников, а затем удерживали преимущество.
Исход борьбы на спринтерских дистанциях нередко решает эффективный старт, при котором пловец получает такое преимущество, которого хватает для победы. К примеру, на матчевой встрече пловцов СССР и США в Остине в 1978 г. С. Спенн настолько превосходил всех в стартовых прыжках и поворотах, что это позволило ему победить в четырех видах программы и обновить мировые достижения для 25-метровых бассейнов на 100 м баттерфляем, 100 м брассом, 200 м комплексным плаванием, а также в комбинированной эстафете 4 х 100 м. Выигрывая уже на старте у соперников 1,5 —2 м, он сохранял преимущество до финиша.
Выдающимся мастерам комплексного плавания обычно удается победить преимущественно за счет одного —двух способов плавания. У олимпийских чемпионов — С. Фе-сенко таковыми были баттерфляй и вольный стиль, у А. Сидоренко —
брасс и плавание на спине, у А. Ба-уменна — вольный стиль и брасс, у Т. Дарньи — на спине и т. д.
Таким образом, выбор того или иного тактического варианта, его отработка и реализация в соревновательной деятельности обусловлены техническим мастерством спортсмена, его физической и психической подготовленностью, возможностями важнейших функциональных систем. Поэтому процесс тактической подготовки можно рассматривать как своего рода объединяющее начало по отношению к другим составляющим спортивного мастерства. При этом эффективным оказывается реализация следующих методических приемов:
• облегчение условий при освоении избранного варианта тактики — лидирование при помощи светового или звукового лидера, корректирующая информация о результатах преодоления отрезков, шаге и темпе движений и т. п.;
• усложнение реализации оптимального тактического плана — работа в условиях среднегорья, значительного и возрастающего утомления, создание звуковых и световых помех и т. п.;
• сохранение тактической схемы преодоления дистанции при существенной вариативности пространственно-временных и динамических характеристик движений — темпа, шага, мощности гребков и т. п.;
• неожиданное изменение тактического варианта по специальному сигналу или в связи с изменившейся соревновательной ситуацией.
часть
ОТБОР
И ОРИЕНТАЦИЯ ПЛОВЦОВ
В СИСТЕМЕ МНОГОЛЕТНЕЙ
ПОДГОТОВКИ
Современная мировая практика и научные исследования убедительно свидетельствуют о том, что наивысшие достижения в плавании доступны лишь особенно одаренным спортсменам, обладающим редкими морфологическими свойствами, вы-
сочайшим уровнем физических и психических способностей, а также технического и тактического мастерства. А поскольку мало кто обладает соответствующим комплексом задатков, проблема их поиска отличается сложностью и остротой.
Глава11
Общая
Характеристика
Этапов отбора
И ориентации
ПЛОВЦОВ
Отбор и ориентация пловцов, как впрочем и спортсменов любой иной специализации, не одномоментное событие, а практически непрерывный процесс, включающий пять основных этапов, связанных с определенными этапами многолетней спортивной подготовки (табл. 11.1). (
В разных "дисциплинах плавания благоприятный возраст для наивысших результатов, продолжительность многолетней подготовки и, естественно, каждого из ее этапов существенно отличаются. Соответствующие отличия отмечаются и в сроках различных этапов отбора. Например, в женском плавании весь период спортивной подготовки (от начала занятий до достижения высших результатов) обычно длится не более 10 лет и каждый очередной этап многолетней подготовки и этап отбора наступают с интервалом примерно в два года. В мужском плавании на короткие дистанции продолжительность подготовки, предшествующей наивысшему достижению спортсмена, обычно не менее 13—15 лет, в соответствии с чем до 3 — 4 лет возрас-
тает продолжительность этапов многолетней подготовки и периодичность этапов отбора.
На каждом этапе отбора должен осуществляться «отсев» пловцов, не способных к эффективному решению задач последующих этапов многолетней подготовки. К начальному обучению плаванию и первичному отбору допускаются все дети, не имеющие серьезных отклонений в состоянии здоровья и с достаточным уровнем физического развития. Опыт показывает, что таких детей около 80 %. После первичного отбора к последующей начальной подготовке целесообразно привлечь 10—12% наиболее способных детей. В результате следующего этапа — предварительного отбора — должно остаться 15 — 20%, прошедших начальную подготовку. После промежуточного отбора к специализированной базовой подготовке допускается 15 — 20% тех, кто был привлечен к предварительной базовой подготовке. После основного отбора должно остаться 10—12% прежнего контингента. В примерном соответствии с такой динамикой «отсева» находилась ор-