Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Соревнования и соревновательная деятельность пловцов




 


ТАБЛИЦА 8.4 Работоспособность пловцов и реакции их функциональных сис­тем в обычных условиях и с применением соревновательного метода


 

Упражнение Условия работы Количество повторений за 10 мин Силовая выносливость, усл. ед. ЧСС в конце упражнения, средние данные за 1 мин Лактат, ммоль-л"'
Выполнение Обычные 10,5
движении, имитирующих гребок на С примене­нием соревно- 13,0
специальном тренажере вательного метода        
(10 повторений          
по 1 мин)          

 


со значительно более глубокими сдвигами в функциональной и пси­хической сферах спортсмена как перед стартом, так и, особенно, после него. Например, перед глав­ным стартом уровень эмоциональ­ного возбуждения на 25 — 30%, а частота сокращений сердца — на 15 — 20% выше, чем перед подгото­вительным или контрольным. Пос­ле заплыва на короткую дистанцию показатель лактата крови выше на 40 — 60 %, а продолжительность вос­становительных процессов по пока­зателям, отражающим возможнос­ти систем энергообеспечения, уве­личивается в 1,7 — 2,2 раза.

Создание соревновательного микроклимата при выполнении тренировочных упражнений на су­ше и в воде способствует приросту работоспособности спортсменов и более глубокой мобилизации функ­циональных резервов их организма (табл. 8.4). Создание соревнова­тельных условий, при соответству­ющей мотивации, может способ­ствовать сокращению времени ре­акции на стартовый сигнал, увели­чению силы толчка при выполне­нии старта и поворота, сокраще­нию времени выполнения старта и поворота, повышению уровня, про­являемой при работе на силовых


тренажерах или с отягощениями максимальной силы — на 10—15%, улучшению результата на 50-мет­ровой дистанции.

Чем выше уровень соревнова­ний, конкуренция в них, внимание со стороны болельщиков, средств массовой информации, тем более высокие спортивные результаты демонстрируют участники. И это несмотря на то что в условиях кон­трольных соревнований можно из­бежать многих факторов, казалось бы, создающих помехи для эффек­тивной соревновательной деятель­ности. Однако во второстепенных соревнованиях отсутствует один из решающих факторов, способствую­щих высшим достижениям, — пре­дельная мобилизация психических возможностей спортсмена. Ведь хо­рошо известно, что результат лю­бых усилий, любой деятельности человека, особенно связанной с эк­стремальными ситуациями, зависит не только от совершенства его умений и навыков, уровня физи­ческих качеств, но и от характера, силы устремлений, решимости дей­ствий, мобилизации воли. Причем чем выше класс пловца, тем боль­шую роль для достижения успеха играют его психические возмож­ности.


ГЛАВА 9 Структура соревновательной деятельности пловцов


глава9

Структура

Соревновательной

Деятельности

Пловцов


9.1. КОМПОНЕНТЫ СОРЕВНО­ВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В последние десятилетия преиму­щественно описательные представ­ления о структуре соревнователь­ной деятельности и подготовлен­ности пловцов дополнились объем­ным количественным материалом. Наличие достаточно четких пред­ставлений об основных компонен­тах соревновательной деятельности в плавании, роли каждого из них для достижения высоких спортив­ных результатов, взаимосвязи раз­личных компонентов позволяет в значительной мере систематизиро­вать и упорядочить весь процесс подготовки пловцов.

Корректное рассмотрение струк­туры соревновательной деятельнос­ти и подготовленности требует четкого различения следующих су­бординационных уровней: 1) сорев­новательная деятельность как интег­ральная характеристика подготов­ленности спортсмена; 2) основные компоненты соревновательной дея­тельности (старт, уровень дистанци­онной скорости, поворот, финиш и др.); 3) интегральные качества, опре­деляющие эффективность действий пловца при выполнении основных составляющих соревновательной де­ятельности (например, по отноше­нию к уровню дистанционной ско­рости такими качествами являются специальная выносливость и ско­ростные способности); 4) основные функциональные параметры и ха­рактеристики, определяющие уро­вень развития интегральных качеств


(например, по отношению к специ­альной выносливости такими харак­теристиками являются показатели мощности и емкости систем энерго­обеспечения, экономичности рабо­ты, устойчивости и подвижности в деятельности основных функцио­нальных систем и т. п.); 5) частные показатели, определяющие уровень основных функциональных пара­метров и характеристик (к примеру, по отношению к МПК — интеграль­ной характеристике аэробной про­изводительности — такими показа­телями являются процент красных мышечных волокон, объем сердца, минутный объем кровообращения — МОК, хмаксимальная вентиляция легких — МВЛ, емкость капилляр­ной сети, активность аэробных фер­ментов и т. п.).

Такой подход позволяет упоря­дочить процесс управления, тесно увязав структуру соревновательной деятельности с системой совершен­ствования всех сторон подготовлен­ности спортсмена — технической, физической, тактической, психоло­гической.

Изучению структуры соревнова­тельной деятельности пловцов вы­сокого класса с использованием современных видеокомпьютерных систем в последние десятилетия уделяется большое внимание в раз­личных странах с развитым спор­тивным плаванием. Первые серьез­ные работы в этом направлении бы­ли проведены в ГДР в 70-х гг. (Pfeifer и др.), в конце 70-х — нача­ле 80-х — в СССР (Абсалямов, Лип-ский), в конце 80-х — начале 90-х —



 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.