С правовой точки зрения государственные расходы - это регламентированное правовыми нормами планомерное распределение и использование денежных средств из государственных централизованных и децентрализованных фондов для выполнения задач и функций государства.
Государственные расходы покрываются в основном из централизованных денежных фондов и осуществляются на основе действующего законодательства.
Основным источникам покрытия государственных, расходов служит бюджет Республики Беларусь.
Финансовые отношения в области бюджетных расходов, урегулированные нормами финансового права, являются правоотношениями. Данные правоотношения характеризуются неравенством сторон. Государство в одностороннем порядке устанавливает направления расходов, финансируемых из бюджета, нормы расходов, объекты финансирования и устанавливает ответственность за любые нарушения финансовой дисциплины.
Расходы из бюджета производятся в основном методом финансирования на принципах безвозвратности, безвозмездно-
733-
сти, целевого использования средств, соблюдения режима экономии, срочности (в рамках одного бюджетного года), осуществления постоянного контроля за использованием средств.
Для метода финансирования важнейшим признаком является целевое использование средств. Предприятия, объединения, хозяйственные организации и учреждения должны расходовать выделенные бюджетные ассигнования по целевому назначению.
Необоснованно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением законодательства Республики Беларусь средства бюджета, в том числе в виде займов и ссуд, по решению Министерства финансов или местного финансового органа подлежат возвращению в бюджет с взысканием в бесспорном порядке с юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность, а также индивидуальных предпринимателей, допустивших указанные нарушения, штрафа в двукратном размере этих средств.
Должностные лица предприятий, объединений и организаций, виновные в незаконном получении, использовании не по целевому назначению или с нарушением законодательства средств бюджета, в том числе полученных на возвратной основе, привлекаются к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
В новых экономических условиях допускается финансирование путем выделения бюджетных займов и ссуд.
Выдача бюджетных займов и ссуд предусмотрена Законом «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах».
Бюджетный заем - это денежные средства, выданные временно из республиканского или местных бюджетов для использования по целевому назначению с получением с заемщика процентов на сумму займа.
В отличие от займа бюджетная ссуда выдается безвозмездно, но так же, как и заем, - временно (возвратно) и для использования по целевому назначению.
Выдача и возврат бюджетных ссуд, бюджетных займов из республиканского бюджета установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 декабря 2004 г. № 1619', которым утверждено Положение. В нем определены условия и порядок предоставления и возврата бюджетных займов, бюджетных ссуд юридическим лицам Республики Беларусь (кроме бюджетных организаций, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций) и индивидуальным предпринимателям (именуемым в дальнейшем - претендентами), а также предоставления и возврата бюджетных ссуд облисполкомам и Минскому горисполкому.
Предоставление ссуд исполнительным комитетам производится в пределах текущего финансового (бюджетного) года на финансирование временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов областей и г. Минска. Решение о предоставлении ссуды соответствующему исполкому принимает Министерство финансов.
Предоставление бюджетных займов, ссуд претендентам осуществляется на определенный срок на следующие цели:
до одного года - на создание сезонных (временных) запасов товарно-материальных ценностей, если производство и (или) реализация товаров (работ, услуг) носят сезонный характер;
до пяти лет - под реализацию инвестиционных проектов, в том числе включенных в установленном порядке в Государственную инвестиционную программу.
На все другие цели бюджетные займы, ссуды выдаются претендентам на срок до трех лет.
Бюджетные займы, ссуды не предоставляются претендентам, имеющим задолженность по налогам, сборам (пошлинам), другим обязательным платежам в бюджет, государственные целевые бюджетные фонды, Фонд социальной защиты населения, по кредитам банков, в том числе выданным под гарантии Правительства Республики Беларусь, не выполнившим сво-
НРПА. 2005. № 1. 5/15330.
их обязательств по ранее выданным из республиканского и местных бюджетов займам, ссудам (в том числе пролонгированным), исполненным гарантиям Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, а также если целью получения займа, ссуды является погашение банковского кредита, ранее выданных из республиканского и местных бюджетов займа, ссуды, уплата платежей в республиканский и местные бюджеты, если иное не предусмотрено законодательством.
Решение о предоставлении претендентам бюджетного займа, ссуды принимает Совет Министров Республики Беларусь.
Помимо бюджета финансирование государственных расходов осуществляется также из государственных внебюджетных фондов. Например, финансовые затраты государства на социальные нужды покрываются преимущественно за счет средств Фонда социальный защиты населения.
Затраты государства покрываются также за счет прибыли государственных предприятий, части амортизационных отчислений, долгосрочных банковских ссуд и т.д. Понятие расходов государства шире, чем понятие расходов бюджета, поскольку последние составляют лишь часть общих расходов государства.
Расходы бюджетов каждого уровня определяются функциями соответствующего органа власти и задачами социально-экономического развития страны.
Государственные расходы осуществляются на основе действующего законодательства, и поэтому допускаются только такие расходы, которые предусмотрены нормативными правовыми актами.
Дополнительное финансирование может осуществляться за счет иных средств, выделяемых базовыми шефствующими предприятиями, попечительскими советами, спонсорами.
Бюджетные расходы производятся в соответствии с подразделениями бюджетной классификации, .которая является единой и используется при составлении, утверждении и исполне-
нии республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций.
Сметно-бюджетное финансирование представляет собой безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств из бюджетов различных уровней бюджетным учреждениям, действующим в отраслях непроизводственной сферы (оборона, органы государственного управления, социально-культурная сфера).
Учреждения и организации, состоящие на бюджетном финансировании, виды своих расходов и их конкретные направления отражают в смете.
Смета расходов является основным плановым документом, определяющим объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, выделяемых из бюджета на содержание учреждений и осуществление централизованных мероприятий.
Различают следующие виды смет: индивидуальные и общие сметы учреждений, сметы расходов на централизованные мероприятия, осуществляемые непосредственно управлениями и отделами исполкомов, сметы по внебюджетным средствам.
В современных условиях рыночных отношений важное значение в финансировании бюджетных учреждений и организаций занимают внебюджетные средства, т.е. источники доходов бюджетных учреждений, получаемые ими помимо бюджета.
Финансирование предприятий отличается от финансирования бюджетных учреждений прежде всего тем, что свои основные производственные и социальные расходы субъекты хозяйствования обеспечивают за счет собственных средств и перераспределяемых средств из централизованных денежных фондов вышестоящих органов на нужды подчиненных предприятий. В целях перераспределения денежных средств в министерствах и ведомствах создаются различные специальные фонды (инновационные, развития строительной науки и др.).
В случае недостатка собственных средств предприятия широко используют банковский кредит на условиях возвратности, возмездности, целевого расходования и материальной обеспеченности привлеченных денежных средств.
Кроме того, в финансировании предприятий может принимать участие и государство путем выделения из бюджета бюджетных займов и ссуд на возвратной основе, дотаций для полного или частичного покрытия убытков на невозвратной основе и субсидий в виде помощи и пособий Бюджетные ассигнования должны направляться на развитие приоритетных отраслей экономики.