Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие государственных доходов. Налоговое право



Государственные доходы представляют собой различные денежные средства, поступающие в процессе распределения и перераспределения национального дохода в собственность го­сударства или во временное пользование и используемые им для выполнения своих задач и функций.

Государственные доходы классифицируются по самым различным признакам. В зависимости от порядка формирова­ния и использования государственных доходов различают де­централизованные и централизованные доходы.

Децентрализованные доходы - доходы предприятий и организаций государственной собственности, которые остают­ся и используются ими в соответствии со своими финансовыми планами.

К централизованным доходам относятся доходы бюдже­тов. Эти доходы призваны обеспечить финансирование госу­дарственными органами своих задач.

Понятие «государственные доходы» шире понятия «дохо­ды бюджетов». Основу государственных доходов составляют доходы бюджетов.

Доходы бюджетов подразделяются на группы: « по социально-экономическому признаку (в зависимости от вида источника поступления) - поступления от государ­ственных организаций, предпринимателей, колхозно-коопера­тивных и личных доходов.

Поступления от государственных субъектов выражаются в ряде налогов, сборов и иных поступлений в виде доходов от имущества и угодий: лесной доход, госпошлина, доход рыб­ных угодий и др. С хозяйствующих субъектов главным обра-


зом взимаются различного рода налоги, сборы и пошлины. Личные доходы граждан дают бюджету различные виды нало­гов и сборов, добровольных взносов и пожертвований;

« по методу изъятия - на налоговые и неналоговые. На­логовыми являются те доходы, которые установлены законо­дательным путем в виде обязательных, безвозмездных и безвозвратных платежей, мобилизуемых в доход государства в строго установленном размере и в заранее намеченные сро­ки. Они составляют во всех цивилизованных развитых стра­нах в среднем 80-85 % всех источников дохода бюджетов.

Неналоговые доходы бюджетов состоят из поступлений от использования имущества, являющегося государственным до­стоянием (земля, недра, леса, приватизация, государственная собственность), и иных поступлений, в том числе доброволь­ных взносов юридических и физических лиц, государственной пошлины, поступлений в виде штрафных санкций.

К неналоговым доходам относятся также денежные сред­ства, поступающие в бюджет на возвратной и возмездной ос­нове посредством государственного кредита (заем, лотереи, денежные вклады), государственного страхования (страховые взносы временно используются государством).

В связи с переходом к рыночным отношениям и приватиза­цией государственной собственности все большее значение приобретают налоговые методы обеспечения доходной части бюджетов. Налог становится основным источником пополне­ния доходной части бюджета Республики Беларусь и в настоя­щее время составляет более 90 % всех доходов бюджета.

Устанавливая в Конституции Республики Беларусь основ­ные начала налогообложения, законодатель определяет усло­вия последующего налогового нормотворчества, ограничивая возможные налоговые притязания самого государства. Так, в ст. 133 Конституции закреплено, что доходы бюджета форми­руются за счет налогов, определяемых законом. Из смысла ст. 3 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь следует, что налоговые правоотношения могут устанавли­ваться только специальным налоговым законодательством, если иное не установлено в самом Налоговом кодексе или Президентом Республики Беларусь.


Налог - это обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме от­чуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйствен­ного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты (п. 1 ст. 6 НК).

Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с орга­низаций и физических лиц, как правило, в виде одного из усло­вий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значи­мых специальных разрешений (лицензий), либо в связи с пере­мещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь (п. 2 ст. 6 НК).

Особое место занимает государственная пошлина,которая взимается за предоставляемые от имени государства юриди­ческим и физическим лицам услуги юридического характера.

Следует выделить шесть общих элементов налога:

1) субъектом налога может быть юридическое или физи­
ческое лицо, обязанное на основе закона вносить в доход го­
сударства денежные средства в строго установленном размере
и сроки;

2) объектом налога является все то, на что в законном по­
рядке направлено налоговое обложение. Перечень таких
объектов определяется только законодательным путем;

3) единицей обложения является величина, с которой соиз­
меряется объект налога;

4) ставка (норма) налога - величина, которая взимается в
виде налога с одной единицы обложения;

5) оклад налога - это величина налога, которую субъект
должен внести в силу закона в доход государства. Оклад на­
лога определяется на основе величины объекта и ставки нало­
га, установленного для данного объекта;

6) ответственность наступает в случае невнесения налогов
в срок или в неполном объеме.


В соответствии с действующим законодательством все на­логи, сборы и пошлины объединены в налоговую систему Рес­публики Беларусь.

По субъектам налоговые платежи подразделяются на на­логи с юридических лиц и налоги с физических лиц. Однако имеются налоги, являющиеся общими как для юридических, так и для физических лиц. Это - платежи за землю, налог с владельцев недвижимости и др.

По характеру использования налоговые платежи могут быть общего значения и целевые.

К целевым налогам относятся в соответствии с законом чернобыльский налог, сборы и пошлина.

По форме возложения налогового бремени они выступают как прямые и как косвенные.

Прямые налоги обращены непосредственно к налогопла­тельщику - его доходам, имуществу. Юридический и факти­ческий плательщик в этом случае совпадают.

Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавки к от­пускной цене и не связаны с доходами или имуществом факти­ческого плательщика. Закон возлагает внесение налога на продавца, фактически же бремя уплаты налога возложено на покупателя. Такими налогами являются акцизы, НДС и тамо­женная пошлина. Косвенные налоги носят характер неспра­ведливых платежей.

В зависимости от территориального уровня налоги делят­ся на общегосударственные (общереспубликанские) и местные.

Налоговое право - это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по уста­новлению, порядку исчисления и взимания в доход госу­дарства налоговых платежей.

Главным источником налогового права является Консти­туция Республики Беларусь и принимаемые в ее развитие зако­ны Республики Беларусь. Вопросы установления местных налогов и сборов закон относит к компетенции местных Сове­тов депутатов.


Основным содержанием налоговых правоотношений яв­ляется одностороннее обязательство плательщика своевремен­но внести в доход государства установленную законом сумму денежных средств. Налоговые правоотношения могут существо­вать при наличии соответствующих законодательных актов.

Важнейшей особенностью налоговых правоотношений является также то, что они возникают и существуют только между государством (или по его уполномочию государствен­ным органом) и налогоплательщиком, т.е. одной из сторон этих правоотношений всегда выступает государство.

В соответствии с Общей частью Налогового кодекса на­логовая система включает:

- республиканские налоги, сборы (пошлины) (ст. 8 НК);

- местные налоги и сборы.;

- налоги, сборы (пошлины), подпадающие под особые ре­
жимы налогообложения (ст. 10 НК).

Существенную роль в обеспечении бюджетов доходами играют налог на добавленную стоимость и акцизы, которые покрывают более 40 % всех источников бюджетов.

Налог на добавленную стоимость (НДС) введен Законом от 19 декабря 1991 г. в редакции от 16 ноября 1999 г. «О нало­ге на добавленную стоимость» ' с 1 января 1992 г.

Акцизы были введены Законом от 19 декабря 1991 г. в редакции от 30 декабря 1997 г. «Об акцизах» 2. Они являются косвенными налогами, поскольку включаются в отпускную цену товара и поэтому оплачиваются покупателем.

Подакцизные товары и ставки к ним устанавливаются Президентом или по его поручению Советом Министров Рес­публики Беларусь ежегодно.

Важнейшими прямыми налогами являются налог на при­быль и налог на доходы.

1 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. № 3. Ст. 51; Ведо­
мости Национального собрания Республики Беларусь 1999. № 34—35. Ст. 515;
НРПА. 2000. № 47. 2/149, № 59. 2/178; 2001. № 4. 2/228; 2002. № 8. 2/835, № 87.
2/883; 2003. № 3. 2/9151; 2004. № 4. 2/1009, № 189. 2/1087.

2 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. № 3.
Ст. 53; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь.
1998. № 4. Ст. 22, 1999. № 21. Ст. 340. № 30. Ст. 440; НРПА. 2000. № 2.
2/113; № 13. 2/142; 2002. № 8. 2/835; 2003. № 79. 2/967; 2004. № 4. 2/1009.


Субъектом этих налогов являются только юридические лица. Поэтому предусмотрено два объекта, облагаемых нало­гом, - доходы и прибыль. Доходом выступают дивиденды и приравненные к ним доходы, а также доходы от игорного биз­неса. Ставка налога на доходы установлена в размере 15 % от суммы дивидендов.

Облагаемая прибыль от реализации продукции (работ, ус­луг) определяется как разница между выручкой От реализации и себестоимостью данного вида продукции.

Основная ставка налога на прибыль составляет 30 % от полученной прибыли.

Налог на недвижимость установлен Законом от 23 декаб­ря 1991 г. «О налоге на недвижимость» '.

Субъектами данного налога являются юридические и фи­зические лица независимо от форм собственности, кроме юри­дических лиц, финансируемых из бюджета.

Объектом налогообложения является стоимость основных производственных и непроизводственных фондов, являющих­ся собственностью или находящихся во владении юридических лиц; объекты незавершенного строительства, а также сто­имость принадлежащих физическим лицам зданий.

Ставки налога дифференцированы в зависимости от форм собственности.

Льготы подразделяются по субъекту и объекту:

- по объекту: освобождаются от налогообложения объек­
ты социально-культурного назначения, жилой фонд и др.;

- по субъекту: освобождаются пенсионеры, инвалиды I и
II группы и иные нетрудоспособные граждане, жители сель­
ских населенных пунктов и др.

Юридические лица самостоятельно ежеквартально исчис­ляют налог исходя из остаточной стоимости фондов с нарастаю­щим итогом с начала года. Физические лица налог исчисляют исходя из оценки объектов, порядок и сроки уплаты которой оп­ределяет Правительство Республики Беларусь на начало года.

' Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. № 3. Ст. 59, № 12. Ст. 206; 1993. № 3. Ст. 27; 1994. № 3. Ст. 24, № 17. Ст. 279; 1995. № 6. Ст. 57, № 17. Ст. 189; 1996. № 9. Ст. 118. № 23. Ст. 414; НРПА. 2000. № 13. 2/142; 2001. № 4. 2/228; 2002. № 8. 2/835, № 87. 2/883; 2003. № 3. 2/915; 2004. № 4. 2/1009, № 111. 2/1052, № 189. 2/1087.


Платежи за землю установлены Законом от 18 декабря 1991 г. «О платежах за землю» ' и состоят из двух платежей -земельного налога и арендной платы.

Субъектами налога являются юридические и физические лица независимо от форм собственности.

Объектом налогообложения является земельный участок, который в установленном порядке предоставлен во владение, пользование или в собственность, а также в аренду.

Законодатель устанавливает пять категорий земель по их целевому назначению. Это земли:

- сельскохозяйственного назначения;

- населенных пунктов;

- промышленности, транспорта, связи, Министерства обо­
роны и иного назначения;

- лесного фонда;

- водного фонда.

Ставки налога установлены в виде четырех приложений к Закону «О платежах за землю».

Плата за арендуемые земельные участки не должна превы­шать ставки за соответствующие категории земель. По всем категориям земель местным Советам предоставлено право по­вышать или понижать ставки земельного налога в зависимос­ти от качества земель и других параметров.

По платежам за землю установлено три категории льгот: льготы по взиманию платы за землю; льготы по земельному налогу - объекту; льготы по субъектам.

Подоходный налог с граждан регулируется Законом от 21 декабря 1991 г. в редакции Закона от 9 марта 1999 г. «О подоходном налоге с физических лиц»2. Это основополагаю-

1 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. № 3.
Ст. 49, № 12. Ст. 206; 1993. № 3. Ст. 29, № 26. Ст. 317; 1994. № 3. Ст. 24;
1994. № 17. Ст. 279; 1996. № 7. Ст. 90; Ведомости Национальною со­
брания Республики Беларусь. 1998. № 3. Ст. 17; 1999. № 25. Ст. 430;
НРПА. 2000. № 13. 2/142; 2001. № 4. 2/228; 2002. № 8. 2/835, № 87. 2/883;
2003. № 8. 2/931; 2004. № 4. 2/1009, № 77. 2/1052, № 189. 2/1087.

2 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. № 5.
Ст. 79; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1999.
№ 16-17. Ст. 322; НРПА. 2000. № 7. 2/134, № 64. 2/179; 2001. № 63. 2/786;
2002. № 8. 2/835; № 87. 2/883.


щий налог, взимаемый с физических лиц. На его долю приходится около 90 % всех поступлений в бюджеты за счет физических лиц.

По этому налогу имеется ряд категорий плательщиков.

По подоходному налогу имеется ряд льгот, в основном по субъекту налогообложения, когда субъекты в определенном размере или полностью освобождаются от налогообложения.

Законодатель предусмотрел два порядка исчисления и взи­мания подоходного налога:

первый (основной) порядок заключается в том, что подо­ходный налог исчисляется и удерживается работодателями, производящими оплату труда;

второй порядок установлен для второй и третьей катего­рий плательщиков - путем самостоятельного исчисления и внесения налога.

Особое место в налоговой системе занимает налог за пользование природными ресурсами (экологический налог). Он установлен Законом от 23 декабря 1991 г. «Налог за пользование природными ресурсами (экологический налог)» '. Особенность его заключается в том, что он не полностью но­сит налоговый характер, так как взимается за пользование природными ресурсами, т.е. здесь не в полной мере проявляет­ся принцип безвозмездности.

Указанное относится и ко второму налогу, установленно­му в соответствии с данным Законом, - за выбросы (сбросы) в окружающую среду загрязняющих веществ. (С 1997 г. к этой категории налогов отнесен и налог на объемы переработки нефти и нефтепродуктов.)

Особое место в системе доходов государства занимает гос­пошлина, которая не относится ни к налогам, ни к сборам.

Государственная пошлина взимается с юридических и фи­зических лиц за оказываемые от имени государства услуги юридического характера. За ее невнесение не наступает ника-

1 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. № 3. Ст. 57, 1994. № 3. Ст. 24; 1995. № 24-24. Ст. 335; 1996. № 24-25. Ст. 335; 1996. № 7. Ст. 86; Ведомости Национального собрания Рес­публики Беларусь. 1998. № 3. Ст. 17, № 7. Ст. 89; НРПА. 2000. № 13. 2/142; 2001. № 4. 2/228; 2002. № 87. 2/883; 2003. № 3. 2/915; 2004. № 4. 2/1009, № 189. 2/1087.


кой ответственности. Просто субъект госпошлины не получит определенной правовой услуги.

Введение местных налогов и сборов было предусмотрено Законом от 20 февраля 1991 г. «О местном управлении и само­управлении в Республике Беларусь». Однако конкретные виды налогов и их точные параметры не были предусмотрены. И фак­тически все местные Советы - от сельского и поселкового до областного - вводили налоги и сборы по своему усмотрению.

В связи с этим Верховный Совет Республики Беларусь при­нял постановление от 29 июня 1993 г. «О временном Порядке применения местных налогов и сборов», где был очерчен круг объектов и субъектов, по которым местные Советы могли ус­танавливать налоги и сборы. Таким образом, был установлен исчерпывающий перечень местных налогов и сборов. (В 1997 г. указанное постановление было отменено.)

В настоящее время порядок введения местных налогов и сборов устанавливается законом о бюджете Республики Бела­русь на текущий год. Местные Советы имеют право вводить на своей территории налог на продажу, сборы за услуги и с пользователей и другие. По сравнению с вышеуказанным по­становлением Верховного Совета такой порядок введения местных налогов и сборов предоставляет местным органам большую самостоятельность по вопросам налогообложения.

Ответственность за нарушение налогового законодательства

К нарушителям налогового законодательства могут быть применены различные меры ответственности. Юридическая ответственность за нарушения налогового законодательства выступает в трех видах: финансовой (экономической), адми­нистративной и уголовной.

В настоящее время финансовая (экономическая) ответствен­ность за нарушение налогового законодательства установлена Указом Президента Республики Беларусь от 22 января 2004 г. № 36 «О дополнительных мерах по регулированию налоговых отношений» '; административная - названным Указом и Ко-

НРПА. 2004 № 18. 1/5269.


дексом Республики Беларусь об административных правона­рушениях от 6 декабря 1984 г.; уголовная - Уголовным кодек­сом Республики Беларусь от 9 июля 1999 г.

Уплата налогов в срок и в полном объеме - конституцион­ная обязанность юридических и физических лиц.

При несоблюдении сроков уплаты или при сокрытии (за­нижении) прибыли или дохода налогоплательщик становится нарушителем налогового законодательства - недоимщиком. Государство в лице его уполномоченных органов принуди­тельно взыскивает неуплаченные налоги и сборы (в судебном или бесспорном порядке) и привлекает недоимщика к одному из видов ответственности - финансовой, административной или уголовной. И при судебном, и при бесспорном порядке взыскание недоимки обращается на доходы недоимщика, а в случае отсутствия доходов - на имущество этого лица.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.