Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Правовые основы государственного кредита (государственный долг)



Для удовлетворения потребностей государства в финансо­вых ресурсах наряду с традиционными источниками (налога­ми, сборами и другими обязательными платежами) применяют­ся и другие способы получения государственных доходов -например, государственный кредит.

Кредит (лат. creditum) - ссуда в денежной или товарной форме.

Кредит может выступать в различных видах - как банков­ский, государственный, бюджетный, потребительский и др.

Государственный кредит как самостоятельный финансово-правовой институт представляет собой совокупность право­вых норм, регулирующих особую группу финансовых отношений, при которых заемщиком (должником) выступает государство, а кредиторами (заимодавцами) - юридические и физические лица, а также иностранные юридические и физи­ческие лица, другие государства.

Для государственного кредита характерны такие признаки, как возвратность, срочность, возмездность и добровольность.


Важнейшим признаком государственных кредитных отно­шений является возвратность денежных средств. Собранные государством на кредитной основе финансовые ресурсы юри­дических и физических лиц через определенное время должны быть возвращены собственнику. Эти финансовые ресурсы яв­ляются временными доходами и составляют государственный долг, который делится на внутренний государственный долг и внешний.

Отношения по внутреннему государственному долгу регу­лируются Законом Республики Беларусь от 27 мая 1993 г. «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь» '.

В соответствии со ст. 1 названного Закона под внутрен­ним государственным долгом понимается выраженная в форме государственных долговых обязательств задолженность Пра­вительства перед юридическими и физическими лицами.

Порядок, условия выпуска, размещения, обращения и об­служивания государственных долговых обязательств определя­ются Правительством либо по его поручению Министерством финансов. Эта деятельность относится к управлению государ­ственным долгом.

В состав внутреннего государственного долга Республики Беларусь не входят долги местных Советов депутатов. Поря­док управления местными долгами регулируется решениями местных Советов депутатов, а ежегодный предельный прирост или сокращение местных долгов устанавливаются законода­тельной властью по предложениям Президента Республики Беларусь.

Внутренний государственный долг может выступать в формах:

- государственных займов, осуществляемых посредством
выпуска государственных ценных бумаг от имени Прави­
тельства;

- кредитов Национального банка;

- других долговых обязательств, гарантированных Пра­
вительством Республики Беларусь.

1 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь 1993. № 19. Ст 213, 1996 № 32 Ст 581


Использование указанных форм продиктовано в первую очередь недостаточностью (дефицитом) бюджетных средств. В Законе от 4 июня 1993 г. «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» указы­вается, что источниками покрытия дефицита бюджета служат государственные долговые обязательства и местные займы, а также кредиты Национального банка; источники финансирова­ния дефицита республиканского бюджета утверждаются зако­ном о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год, местных бюджетов - решениями соответствующих Сове­тов депутатов (ст. 17 Закона).

Не менее важным признаком государственного кредита является его срочность, который тесно переплетается с при­знаком возвратности. Срочность заключается в том, что госу­дарство рано или поздно обязано вернуть денежные средства кредиторам. По срокам государственный кредит бывает крат­косрочным (до года) и долгосрочным (свыше одного года). Время возврата устанавливается самим государством.

Интересы кредиторов выражает признак платности (воз-мездность) государственного кредита (долга). Юридические и физические лица, ссужающие денежные средства государ­ству, получают от последнего доход, который может выра­жаться в различных формах (денежной, товарной).

Основной признак, отличающий государственный кредит от налогов, - добровольность вступления кредиторов в отно­шения по государственному кредиту. Юридические и физичес­кие лица добровольно приобретают облигации государственных займов и другие ценные бумаги государ­ства, в то время как отношения по уплате налогов носят обя­зательный характер и охраняются принудительной силой государства.

Отношения в области государственного кредита носят комплексный характер и регулируются нормами как финансо­вого, так и гражданского права.

Основной формой государственного кредита (внутреннего государственного долга) выступает государственный заем, посредством которого осуществляется дополнительная моби­лизация свободных денежных средств юридических и физичес-


ких лиц в бюджет, через выпуск облигаций и других ценных бумаг государства.

К основным видам государственных ценных бумаг относят­ся государственные краткосрочные облигации со сроком об­ращения до одного года (ГКО) и государственные долгосрочные облигации со сроком обращения один год и более

СДГО).

Порядок выпуска, размещения, обращения и погашения ГКО и ДГО, номинированных в белорусских рублях, опреде­ляется Основными условиями выпуска отдельных государ­ственных ценных бумаг Республики Беларусь, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 февраля 2003 г. № 173 '.

Выпуск ГКО и ДГО проводится в целях привлечения вре­менно свободных денежных средств физических и юридичес­ких лиц, в том числе иностранных, для финансирования дефи­цита республиканского бюджета.

Облигации эмитируются от имени Правительства Респуб­лики Беларусь Министерством финансов отдельными выпус­ками в бездокументарной форме. Выпуск и торговля произво­дится через компьютерную систему. Это позволяет уйти от проблем хранения, защиты и перемещения (перевозки), харак­терных для ценных бумаг на бумажной основе.

Национальный банк Республики Беларусь выполняет фун­кции центрального депозитария и осуществляет контроль за учетом находящихся в обращении облигаций.

Размещение ГКО и ДГО среди физических лиц осуществ­ляется в порядке, установленном Министерством финансов и Комитетом по ценным бумагам при Совете Министров Респуб­лики Беларусь по согласованию с Национальным банком.

Учет всех размещенных облигаций проводится на счетах депо в депозитариях, определенных Национальным банком по согласованию с Министерством финансов.

Национальный банк и инвесторы (юридические и физичес­кие лица) имеют право совершать сделки по купле-продаже

1 НРПА 2003 № 22. 5/11958.


облигаций на рынке ценных бумаг в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Министерство фи­нансов не имеет права участвовать в обращении облигаций.

Расчеты по погашению облигаций или выплате дохода по ним с депозитариями, осуществляющими учет облигаций, про­изводит Национальный банк в день наступления срока пога­шения облигаций или даты выплаты дохода. Депозитарии осу­ществляют расчеты с инвесторами в течение одного рабочего дня после поступления средств от Национального банка.

За нарушение установленных сроков расчетов по погаше­нию облигаций или выплате доходов по ним виновная сторона за каждый день просрочки уплачивает пеню в размере 0,1 % от суммы, подлежащей выплате.

Кроме ГКО и ДГО, номинированных в белорусских руб­лях, в Республике Беларусь предусматривается выпуск в обра­щение государственных облигаций, номинированных в иност­ранной валюте.

Так, постановлением Совета Министров Республики Бе­ларусь от 10 декабря 1999 г. № 1929 утверждены Основные условия выпуска, размещения и погашения государственных облигаций, номинированных в свободно конвертируемой ва­люте '. Данные облигации являются именными государствен­ными ценными бумагами и выпускаются в виде записей по сче­там. Их владельцами могут быть юридические лица -резиденты и нерезиденты Республики Беларусь. Государствен­ные облигации, номинированные в СКВ, выступают в виде долгосрочных и краткосрочных ценных бумаг с купонным или процентным доходом. Согласно Основным условиям они не могут обращаться на вторичном рынке.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 октября 1999 г. № 1627 утверждены Основные условия выпуска облигаций государственного выигрышного валютно­го займа Республики Беларусь 2. Размещаются они на добро­вольной основе среди граждан Республики Беларусь, лиц без

1 НРПА 2000. № 2. 5/2219; 2001. № 63. 5/6277; 2002. № 65. 5/10550,
№ 77. 5/10721.

2 НРПА. 1999. № 83. 5/1881.


гражданства и иностранных граждан, постоянно проживаю­щих на территории Республики Беларусь. Для расширения го­сударственного рынка ценных бумаг и вовлечения в него фи­зических лиц постановлением Правительства Республики Беларусь от 16 июля 2001 г. № 1053 предусмотрен выпуск облигаций государственного сберегательного займа Респуб­лики Беларусь. Указанным постановлением утверждены Ос­новные условия выпуска облигаций государственного сбере­гательного займа Республики Беларусь '. Данный вид ценных бумаг используется в целях привлечения временно свободных денежных средств физических лиц для финансирования дефи­цита республиканского бюджета. Облигации сберегательного займа являются государственными ценными бумагами на предъявителя и выпускаются в виде отпечатанных на бумаге бланков установленной Министерством финансов формы.

Предъявителям облигаций предоставляется право на по­лучение их номинальной стоимости и процентного дохода в соответствии с условиями выпуска облигаций, которые вып­лачиваются при их погашении.

Условия выпуска облигаций государственного выигрыш­ного валютного займа, государственного сберегательного займа (объем эмиссии, дата выпуска, порядок и сроки погаше­ния облигаций, их номинальная стоимость, сроки размещения и обращения, размер процентного дохода, результаты тиражей выигрышей и другие условия) определяются Министерством финансов и публикуются в газете «Рэспублжа».

К государственным ценным бумагам, используемым для привлечения свободных денежных средств юридических лиц, относятся Также векселя Правительства Республики Бела­русь. Порядок выпуска, обращения и погашения векселей Правительства Республики Беларусь утвержден постановле­нием Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 1999 г. № 1931 \

Источником погашения государственных займов и выпла­ты доходов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно

1 НРПА. 2001. № 70. 5/6419.

2НРПА. 2000. № 3. 5/2221, № 61. 5/3457; 2003. № 57. 5/12472.


эти расходы выделяются в отдельную строку. Кроме того, зако­ном о бюджете Республики Беларусь на очередной год предус­матривается размер прироста внутреннего государственного долга Республики Беларусь, который в 2005 году не может пре­вышать 3 % от валового внутреннего продукта.

Отношения в области внешнего государственного долга регулируются Законом Республики Беларусь от 22 июня 1998 г. «О внешнем государственном долге Республики Бела­русь»1.

При внешнем государственном долге Республика Бела­русь выступает заемщиком, а кредиторами - другие государ­ства, международные организации, иностранные юридические и физические лица (нерезиденты Республики Беларусь).

Внешний государственный доле Республики Беларусь представляет собой общую сумму основного долга Республи­ки Беларусь и ее резидентов по внешним государственным займам на определенный момент времени.

Ежегодно законом о бюджете на очередной год устанав­ливается лимит внешнего государственного долга, представ­ляющий из себя максимально допустимую сумму внешнего государственного долга по состоянию на конец финансового (бюджетного) года, исчисленную в долларах США. На протя­жении 1995-2005 гг. лимит внешнего государственного долга устанавливается в размере 2 млрд. долларов США.

Внешние государственные займы привлекаются и исполь­зуются для: покрытия дефицита республиканского бюджета; по­полнения валютных резервов Республики Беларусь; реализации инвестиционных проектов и государственных программ в соот­ветствии с приоритетными направлениями развития экономики республики; решения острых социальных и экологических про­блем, ликвидации последствий стихийных бедствий; импорта сырья, энергоресурсов и других необходимых продуктов и това­ров в случае критического положения в обеспечении ими респуб­лики; поддержки экономических реформ.

Средства, полученные от размещения на внешних финан­совых рынках государственных ценных бумаг в качестве го-

1 Ведомости Верховного„Совета Республики Беларусь. 1999. № 25-26.


сударственных долговых обязательств, формирующих вне­шний государственный долг, могут использоваться только для покрытия дефицита республиканского бюджета и (или) попол­нения валютных резервов Республики Беларусь.

Республика Беларусь несет безусловные обязательства по погашению и обслуживанию внешнего государственного дол­га. Исполнение обязательств обеспечивается средствами рес­публиканского бюджета и иным находящимся в собственности республики имуществом.

Государство не отвечает по обязательствам резидентов Республики Беларусь, возникшим из внешних займов, полу­ченных без государственной гарантии.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.