Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Институт признания и правопреемства в международном праве



Число государств - членов международного сообщества не является постоянным, оно увеличивается в связи с возник­новением новых государств.

Для того чтобы новые государства могли реализовать свою правосубъектность и осуществлять сотрудничество с другими государствами, необходимо признание со стороны последних.


Признание - односторонний акт государства, в котором оно констатирует появление на международной арене нового государства и выражает желание сотрудничать с ним. В меж­дународном праве нет специального соглашения, закрепляю­щего критерии признания и его юридические последствия.

Признание базируется на практике государств. Из прин­ципа сотрудничества государств, закрепленного в Деклара­ции ООН о принципах международного права 1970 г., вытекает, что государства должны признавать любое право­мерно возникшее государство, внешняя политика которого свидетельствует о приверженности принципам международно­го права.

Так, государства - члены Европейского Союза (междуна­родная межправительственная организация, в которую входят 25 европейских стран) в своем заявлении от 9 декабря 1991 г. выдвинули следующие критерии «для признания новых госу­дарств Восточной Европы и на территории бывшего Совет­ского Союза»:

• соблюдение положений Устава ООН и обязательств по
Хельсинкскому Заключительному акту Совещания по безопас­
ности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 1975 г. и Парижской
Хартии для новой Европы 1990 г., особенно касающихся вер­
ховенства закона, демократии и прав человека;

« гарантии прав этнических и национальных меньшинств в соответствии с обязательствами, принятыми в рамках ОБСЕ;

« уважение нерушимости границ, которые могут быть из­менены только мирными средствами и по взаимному согласию;

• принятие всех обязательств, касающихся разоружения и
нераспространения ядерного оружия.

Важным критерием для признания государства является правомерность его образования. Она основывается на Дек­ларации ООН о принципах международного права 1970 г., ко­торая гласит: «Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения не должны признаваться законными».

Совет Безопасности ООН принимал резолюции о коллек­тивном непризнании в отношении государств, возникших не-


правомерным путем. Например, резолюция 217 (1965 г.) отно­сительно непризнания африканского государства Южная Ро­дезия (в настоящее время - Зимбабве), образовавшегося в результате захвата власти белым меньшинством, лишившего по­литических и гражданских прав коренное негритянское населе­ние; резолюция 541 (1983 г.) о непризнании Северной Демократической Республики Турции, провозглашенной ту­рецкой общиной, находящейся в Северной части Республики Кипр.

Основным критерием для признания правительства при­шедшим к власти неконституционным путем является его эффективность, т.е. способность осуществлять власть на большей части территории государства либо на всей в ситуации, когда прежнее законное правительство находится в эмиграции.

Возникновение в международном праве новых государств вызывает необходимость урегулирования вопросов правопре­емства в отношении собственности государства-предшествен­ника, его долгов, архивов и международных обязательств.

Правопреемство государств - переход прав и обязанностей от государства-предшественника к государству-преемнику в отношении международной ответственности за территорию, являющуюся объектом правопреемства.

Правопреемство возникает при объединении нескольких государств в одно государство, при разделе государства и возникновении на его территории двух или более независимых государств, при отделении части территории от государства и возникновении на данной территории нового государства, при деколонизации, при передаче части территории от одного го­сударства к другому.

Объектами правопреемства являются международные обязательства, государственная собственность, государствен­ные внешние долги, государственные архивы государства-предшественника.

Правопреемство международных обязательств регулиру­ется Венской конвенцией о правопреемстве государств в отно­шении договоров 1978 г., вступившей в юридическую силу в 1996 г. Правопреемство иных объектов регулируется Венской конвенцией о правопреемстве государств в отношении госу-


дарственной собственности, государственных архивов и госу­дарственных долгов 1983 г.

Международные долги государства-предшественника со­гласно Венской конвенции 1983 г. переходят государству-пре­емнику во всех случаях возникновения новых государств, кроме образования государства в результате деколонизации. В последней ситуации переход государственного долга возмо­жен только на основе соглашения, заключаемого между государ­ством-предшественником и новым независимым государством.

Правопреемство внешнего государственного долга СССР союзными республиками было урегулировано рядом соглашений. До официального прекращения существования СССР 4 декабря 1991 г. был подписан Договор между союзными республиками о правопреемстве внешнего государственного долга и активов СССР (государственная собственность, инвестиции за рубежом, золотовалютные фонды, долги государств и международных организаций Советскому Союзу).

В 1993-1994 годах Российская Федерация как государ­ство - продолжатель СССР подписало двусторонние соглаше­ния с бывшими советскими республиками о признании ее единственным правопреемником внешнего государственного долга и активов СССР.

Правопреемство государственных архивов согласно Вен­ской конвенции базируется на принципе обязательной передачи архивов от государства-предшественника к государству-пре­емнику в случаях, если они необходимы для нормального уп­равления территорией, являющейся объектом правопреемства (административные архивы) или имеют исключительно отно­шение к такой территории (исторические архивы).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.