Для выполнения своих функций и задач государство должно обладать реальными финансовыми ресурсами. Эти ресурсы государство получает в результате финансовой деятельности, ведя учет доходов и расходов в обществе и образуя различные денежные фонды.
Финансы - это не сами денежные средства, а совокупность экономических отношений в процессе создания, распределения и использования фондов денежных средств. Они служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода.
Финансовое право - это отрасль публичного права, нормы которого регулируют отношения в сфере формирования и использования централизованных финансов, т.е. государственных финансовых ресурсов.
По своему материальному содержанию финансовые средства государства представляют различные фонды денежных средств. Они составляют одну из экономических категорий, а также являются средством контроля за производством и распределением материальных благ, стимулирования развития государства и общества в нужном направлении в определенный период развития.
Существование финансов связано с товарно-денежными отношениями. Развитие этих отношений обусловлено общественным разделением труда, наличием разных форм собственности и основанных на них форм хозяйствования, экономической обособленностью их субъектов, внешнеэкономическими связями.
Таким образом, финансовая деятельность государства -это специфическая деятельность государства в лице его орга-
нов по мобилизации денежных средств в доход государства и по распределению этих денег в соответствии с его функциями и задачами.
Финансовая деятельность государства состоит из двух составных частей:
1) мобилизации (образования) или сбора денежных средств в доход государства в различные фонды; и
2) распределения этих денежных средств для выполнения государством своих функций и задач.
Каждая составная часть финансовой деятельности имеет свои цели и задачи, а также методы их осуществления.
Важнейшими задачами государства при мобилизации (образовании) денежных средств являются:
- учет возможностей и резерва денежных средств;
- учет и возможности налогоплательщиков;
- изыскание иных средств мобилизации денег;
- увеличение объема поступления этих денежных средств в собственность государства.
В сборе (мобилизации) денежных средств участвуют в той или иной форме как юридические, так и физические лица, которые создают материальные ценности или управляют этими ценностями.
Так, парламент устанавливает налоговую систему страны, правительство через свои министерства и комитеты организует исполнение бюджета; организации, предприятия, объединения и граждане уплачивают налоги. Таким образом, субъектом (участником) мобилизации денежных средств в доход государства выступает широкий круг юридических и физических лиц.
Основными задачами при распределении денежных средств являются'.
- учет объектов использования денежных средств и их нужд;
- определение размеров и сроков использования денеж ных средств;
- строгий учет и отчетность в использовании денежных средств;
- обеспечение сохранности наличных денег;
- выявление результатов их использования.
Круг субъектов, в распоряжение или в собственность которых выделяются денежные средства, весьма обширен. Это те же субъекты, которые выступают и при мобилизации денежных средств. Специфическими субъектами при распределении денежных средств являются бюджетные учреждения, так как они не участвуют в мобилизации денежных средств в доход государства. Бюджетные учреждения тогда выступают субъектами мобилизации, если они занимаются хозяйственной деятельностью.
Основными задачами финансовой деятельности государства являются:
- обеспечение образования общегосударственного фонда денежных средств и его использования в целях выполнения функций и задач государства;
- обеспечение планомерного распределения всего обще ственного продукта, распределения и перераспределения его основной части - национального дохода Республики Бела русь, строго руководствуясь при этом требованиями экономи ческих законов;
- осуществление государственного контроля. Существует два метода мобилизации денежных средств:
1) обязательный метод - это внесение денег соответствую щими субъектами финансовой деятельности в доход государства в строго установленном размере и в строго установленные сроки,
2) добровольный метод - государство получает денежные средства во временное пользование или собственность от юри дических и физических лиц на добровольных началах (напри мер, займы, добровольное государственное страхование, вклады в государственные финансово-кредитные учреждения, наследование, дарение и др.).
При распределении денежных средств государство использует также два метода: финансирование и кредитование.
Государство или уполномоченный им орган выделяют деньги в распоряжение отдельных субъектов для выполнения ими своих функций на условиях безвозвратности, безвозмездности, на определенный срок при строго целевом расходовании бюджетных средств. Так расходуется 90 % всех денежных средств государства. Этот метод называется еще бюджетным кредитованием.
Кредитование - это оказание специально на то уполномоченным государством органом временной финансовой помощи отдельным субъектам финансовой деятельности на условиях возвратности, возмездное™, на определенный срок и на строго определенные цели.
Финансовая деятельность государства протекает в двух формах - законодательной и исполнительно-распорядительной.
Законодательная форма создает правовую базу финансовой деятельности. В законодательной форме финансовую деятельность (и мобилизацию, и распределение) в Республике Беларусь осуществляют Национальное собрание и Президент.
Исполнительно-распорядительной формой финансовой деятельности является оперативная, текущая работа. Ею занимаются прежде всего Совет Министров, соответствующие министерства и ведомства, а также исполнительно-распорядительные органы на местах.
Финансовая деятельность государства основывается на следующих принципах.
1.Строго целевое расходование денежных средств. Оно обеспечивается всей системой законодательства, и прежде все го - бюджетной классификацией.
2. Принцип режима экономии предусматривает рачитель ное и бережное расходование денежных средств.
3. Хозяйственный расчет требует использования денежных средств с максимальной пользой для данного субъекта финан совой деятельности.
К этому принципу примыкает и такой принцип, как окупаемость затрат, который остается только принципом, поскольку иногда государство или его уполномоченный орган вынуждены использовать денежные средства без окупаемости, т.е. без получения прибыли или дохода.
4. Принцип накопления, способный обеспечить непрерыв ность функционирования определенных субъектов финансо вой деятельности.
5. Строгий учет и отчетность как при мобилизации денежных средств, так и при их расходовании. С этим принципом связано и обеспечение строгой сохранности наличных денежных средств.
6. Тщательный подбор и расстановка счетных работников.
Сфера финансовой деятельности относитсяк ведению как республиканских, так и местных органов управления и самоуправления. Имеется также область совместного их ведения.