Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие финансовой деятельности государства



Для выполнения своих функций и задач государство долж­но обладать реальными финансовыми ресурсами. Эти ресурсы государство получает в результате финансовой деятельности, ведя учет доходов и расходов в обществе и образуя различные денежные фонды.

Финансы - это не сами денежные средства, а совокупность экономических отношений в процессе создания, распределе­ния и использования фондов денежных средств. Они служат экономическим инструментом распределения валового обще­ственного продукта и национального дохода.

Финансовое право - это отрасль публичного права, нормы которого регулируют отношения в сфере формирования и использования централизованных финансов, т.е. госу­дарственных финансовых ресурсов.

По своему материальному содержанию финансовые сред­ства государства представляют различные фонды денежных средств. Они составляют одну из экономических категорий, а также являются средством контроля за производством и рас­пределением материальных благ, стимулирования развития государства и общества в нужном направлении в определен­ный период развития.

Существование финансов связано с товарно-денежными от­ношениями. Развитие этих отношений обусловлено обществен­ным разделением труда, наличием разных форм собственности и основанных на них форм хозяйствования, экономической обо­собленностью их субъектов, внешнеэкономическими связями.

Таким образом, финансовая деятельность государства -это специфическая деятельность государства в лице его орга-


нов по мобилизации денежных средств в доход государства и по распределению этих денег в соответствии с его функциями и задачами.

Финансовая деятельность государства состоит из двух со­ставных частей:

1) мобилизации (образования) или сбора денежных средств
в доход государства в различные фонды; и

2) распределения этих денежных средств для выполнения
государством своих функций и задач.

Каждая составная часть финансовой деятельности имеет свои цели и задачи, а также методы их осуществления.

Важнейшими задачами государства при мобилизации (образовании) денежных средств являются:

- учет возможностей и резерва денежных средств;

- учет и возможности налогоплательщиков;

- изыскание иных средств мобилизации денег;

- увеличение объема поступления этих денежных средств
в собственность государства.

В сборе (мобилизации) денежных средств участвуют в той или иной форме как юридические, так и физические лица, ко­торые создают материальные ценности или управляют этими ценностями.

Так, парламент устанавливает налоговую систему стра­ны, правительство через свои министерства и комитеты орга­низует исполнение бюджета; организации, предприятия, объединения и граждане уплачивают налоги. Таким образом, субъектом (участником) мобилизации денежных средств в до­ход государства выступает широкий круг юридических и фи­зических лиц.

Основными задачами при распределении денежных средств являются'.

- учет объектов использования денежных средств и их
нужд;

- определение размеров и сроков использования денеж­
ных средств;


- строгий учет и отчетность в использовании денежных
средств;

- обеспечение сохранности наличных денег;

- выявление результатов их использования.

Круг субъектов, в распоряжение или в собственность кото­рых выделяются денежные средства, весьма обширен. Это те же субъекты, которые выступают и при мобилизации денеж­ных средств. Специфическими субъектами при распределении денежных средств являются бюджетные учреждения, так как они не участвуют в мобилизации денежных средств в доход государства. Бюджетные учреждения тогда выступают субъектами мобилизации, если они занимаются хозяйственной деятельностью.

Основными задачами финансовой деятельности государ­ства являются:

- обеспечение образования общегосударственного фонда
денежных средств и его использования в целях выполнения
функций и задач государства;

- обеспечение планомерного распределения всего обще­
ственного продукта, распределения и перераспределения его
основной части - национального дохода Республики Бела­
русь, строго руководствуясь при этом требованиями экономи­
ческих законов;

- осуществление государственного контроля.
Существует два метода мобилизации денежных средств:

1) обязательный метод - это внесение денег соответствую­
щими субъектами финансовой деятельности в доход государства
в строго установленном размере и в строго установленные
сроки,

2) добровольный метод - государство получает денежные
средства во временное пользование или собственность от юри­
дических и физических лиц на добровольных началах (напри­
мер, займы, добровольное государственное страхование,
вклады в государственные финансово-кредитные учреждения,
наследование, дарение и др.).

При распределении денежных средств государство исполь­зует также два метода: финансирование и кредитование.


Государство или уполномоченный им орган выделяют деньги в распоряжение отдельных субъектов для выполнения ими своих функций на условиях безвозвратности, безвозмезд­ности, на определенный срок при строго целевом расходова­нии бюджетных средств. Так расходуется 90 % всех денежных средств государства. Этот метод называется еще бюджетным кредитованием.

Кредитование - это оказание специально на то уполномо­ченным государством органом временной финансовой помощи отдельным субъектам финансовой деятельности на условиях возвратности, возмездное™, на определенный срок и на стро­го определенные цели.

Финансовая деятельность государства протекает в двух формах - законодательной и исполнительно-распорядительной.

Законодательная форма создает правовую базу финансо­вой деятельности. В законодательной форме финансовую дея­тельность (и мобилизацию, и распределение) в Республике Беларусь осуществляют Национальное собрание и Президент.

Исполнительно-распорядительной формой финансовой деятельности является оперативная, текущая работа. Ею зани­маются прежде всего Совет Министров, соответствующие министерства и ведомства, а также исполнительно-распоряди­тельные органы на местах.

Финансовая деятельность государства основывается на следующих принципах.

1.Строго целевое расходование денежных средств. Оно
обеспечивается всей системой законодательства, и прежде все­
го - бюджетной классификацией.

2. Принцип режима экономии предусматривает рачитель­
ное и бережное расходование денежных средств.

3. Хозяйственный расчет требует использования денежных
средств с максимальной пользой для данного субъекта финан­
совой деятельности.

К этому принципу примыкает и такой принцип, как окупа­емость затрат, который остается только принципом, поскольку иногда государство или его уполномоченный орган вынужде­ны использовать денежные средства без окупаемости, т.е. без получения прибыли или дохода.


4. Принцип накопления, способный обеспечить непрерыв­
ность функционирования определенных субъектов финансо­
вой деятельности.

5. Строгий учет и отчетность как при мобилизации денежных
средств, так и при их расходовании. С этим принципом связано и
обеспечение строгой сохранности наличных денежных средств.

6. Тщательный подбор и расстановка счетных работников.

Сфера финансовой деятельности относитсяк ведению как республиканских, так и местных органов управления и само­управления. Имеется также область совместного их ведения.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.