Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Финансовая система Республики Беларусь



Под финансовой системой Республики Беларусь понимается совокупность финансовых институтов, с помощью кото­рых государство осуществляет мобилизацию и распреде­ление денежных средств, и совокупность государственных органов и учреждений, которые в пределах своей ком­петенции осуществляют финансовую деятельность.

Финансовые институты - это экономические категории, каждая из которых представляет систему определенных эконо­мических отношений. К ним относятся бюджетная система и бюджетный процесс, различные внебюджетные фонды, госу­дарственные доходы, кредит, государственное страхование.

Центральное место в финансовой системе занимает бюд­жет и бюджетный процесс. В соответствии с Законом Респуб­лики Беларусь от 4 июня 1993 г. в редакции Закона от 15 июля 1998 г. «О бюджетной системе Республики Беларусь и госу­дарственных внебюджетных фондах» ', финансовая система состоит из двух звеньев: республиканского бюджета и местных бюджетов.

Неотъемлемой частью бюджетной системы является бюд­жетный процесс, в ходе которого составляются, рассматрива­ются, утверждаются и исполняются бюджеты.

1 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. № 20 Ст. 240; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998 № 34. Ст. 476, 1999. № 1. Ст. 1. № 34-35. Ст. 520; НРПА. 2002. № 80. 2/868, № 87. 2/883.


Внебюджетные фонды - это новое звено финансовой сис­темы Республики Беларусь. Указанные фонды имеют строго целевое назначение. К ним относится, например, Фонд соци­альной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

В соответствии с новой редакцией Закона «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» с 1998 г. установлен новый вид бюджетов - консолиди­рованные бюджеты. Ими являются: консолидированный бюджет Республики Беларусь, который объединяет республиканский бюджет, бюджеты областей и бюджет г. Минска, консолидиро­ванный бюджет области - областной, районные и городские (го­родов областного подчинения) бюджеты, консолидированный бюджет района - районный и сельские, поселковые бюджеты.

Государственные доходы - это все денежные средства, которые поступают как непосредственно в собственность го­сударства, так и во временное пользование.

Ведущее место в системе государственных доходов зани­мают обязательные платежи, которые прежде всего поступа­ют в бюджет и другие внебюджетные фонды государства. Это -налоги, сборы, различного рода пошлины.

Во временное пользование государства денежные средства поступают посредством кредита (государственного и банков­ского), государственного страхования, путем эмиссии денег.

Государственный кредит основан на добровольности пла­тежей. Государство получает кредит, т.е. деньги взаймы, от юридических и физических лиц, а также от других государств. В результате образуется государственный долг - внутренний и внешний.

Государственный кредит осуществляется прежде всего че­рез размещение различных государственных займов, других ценных бумаг и денежно-вещевых лотерей, проводимых по решению Правительства через Министерство финансов Рес­публики Беларусь.

С некоторой долей условности к системе финансовых ин­ститутов можно отнести и банковский кредит. Он заключается в установлении денежных отношений между банками, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны. Роль государства при этом сводится к осуществле-


нию финансового контроля за строго целевым использованием кредита и своевременным его возвращением. За свою кредит­ную (производственную) деятельность банки уплачивают на­логи и другие обязательные платежи.

Методом мобилизации государством денежных средств служат платежи по обязательному и добровольному государ­ственному страхованию (личному и имущественному). Эти взносы временно используются государством как дополни­тельный источник доходов в бюджет.

В сложных экономических условиях одним из возможных методов мобилизации денежных средств может служить и эмиссия денег.

Однако сами по себе финансовые институты не могут осу­ществлять финансовую деятельность. Это - пассивный элемент финансовой системы. С помощью финансовых институтов со­здаются надлежащие условия, приемы, цели, методы финансо­вой деятельности.

Активным элементом финансовой системы Республики Бе­ларусь являются органы и учреждения, с помощью которых реализуется финансовая деятельность. Необходимо иметь в виду, что в осуществлении финансовой деятельности принима­ют участие все без исключения органы и учреждения государ­ства и иные субъекты.

Однако в финансовую систему должны включаться те органы и учреждения, для которых финансовая деятельность является основной. Поэтому к субъектам финансовой системы следует относить только те органы и учреждения, основой де­ятельности которых является финансовая деятельность.

Систему финансовых органов Республики Беларусь воз­главляет Министерство финансов Республики Беларусь и его органы на местах.

К субъектам финансовой системы относятся Министерство по налогам и сборам и его налоговые инспекции на местах, департамент финансовых расследований Комитета государ­ственного контроля Республики Беларусь. В состав финансо­вой системы входят Национальный банк Республики Беларусь и ОАО «Сберегательный банк «Беларусбанк», а также управ­ления госкредита и госстраха, республиканская казна и мест­ные казначейства.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.