Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Государственный вневедомственный финансовый контроль



осуществляется специально уполномоченными органами от имени государства на объектах, не находящихся в подчинении контролирующего органа. В систему специальных контроли­рующих органов, осуществляющих данный вид, входят:

- Комитет государственного контроля, его департамент
финансовых расследований и территориальные органы;

- Министерство по налогам и сборам и его органы на местах;

- Министерство финансов и его органы на местах;

- Национальный банк и банки второго уровня;

- органы управления государственными внебюджетными
фондами;

- таможенные органы.

Комитет государственного контроля является органом, создание которого предусмотрено Конституцией Республики Беларусь (ст. 129-131).

Компетенция, организация и порядок деятельности Комитета государственного контроля определены в Законе от 9 февраля 2000 г. «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» '.

Контрольные полномочия Комитета государственного контроля и его территориальных органов распространяются на государственные органы, банки, страховые организации, иные юридические лица, индивидуальных предпринимателей.

Методами работы Комитета государственного контроля являются ревизии и проверки.

По результатам проведенных контрольных мероприятий Комитет государственного контроля направляет материалы проверок (ревизий) в государственные органы для рассмотре­ния и принятия по ним необходимых мер.

Комитету государственного контроля и его территориаль­ным органам предоставлены полномочия по применению эко­номических санкций и мер административного воздействия (ст. 18-21 указанного Закона).

Важная роль в контроле за соблюдением законодатель­ства о налогах и предпринимательстве принадлежит Мини-

1 НРПА. 2000. № 18. 2/144; 2004. № 189. 2/1089. 704


стерству по налогам и сборам, в структуру которого входят департамент по контролю за производством и оборотом алко­гольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий Мини­стерства по налогам и сборам, управления, отделы, а также инспекции по областям и г. Минску, районам, городам, райо­нам в городах.

Полномочия государственных налоговых органов и их дол­жностных лиц в области финансового контроля установлены Об­щей частью Налогового кодекса Республики Беларусь, Законом от 2 февраля 1994 г. «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь» ' и постановлением Совета Министров Рес­публики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 15922, утвердившим Положение о Министерстве по налогам и сборам.

Министерство финансов Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь. Значитель­ное место в деятельности Минфина занимают контрольные полно­мочия, закрепленные в Положении о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1585 3.

Финансовый контроль возложен на департаменты, глав­ные управления, отделы и другие подразделения Минфина, а также на специально созданное в его структуре Главное конт­рольно-ревизионное управление (ГКРУ).

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 декабря 1993 г. № 846 4 создана система органов госу­дарственного казначейства, в которую вошли Главное госу­дарственное казначейство Минфина и территориальные органы государственного казначейства.

1 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1994. № 7. Ст. 94; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1997. № 28. Ст. 485; НРПА. 2003. № 8. 2/932; 2/933.

2НРПА. 2001. № 106. 5/9345; 2003. № 32. 5/12118; 2004. № 142. 5/14786.

3НРПА. 2001. № 105. 5/9328, № 117. 5/9544; 2002 № 143. 5/11674; 2003. № 26. 5/12024, № 128 5/13369; 2004. № 53. 5/13967.

4 Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь. 1993. № 35.
23 Зак 2388 705


Система органов государственного казначейства осуществ­ляет контроль за исполнением бюджета Республики Беларусь.

Несмотря на то что банковская система Республики Бела­русь не относится к специальным контролирующим органам, однако контрольно-надзорные полномочия Национального банка Республики Беларусь и иных банков занимают достаточ­но большой удельный вес в деятельности банковской системы.

Согласно ст. 34 Банковского кодекса Национальный банк осуществляет регулирование деятельности банков и небанков­ских кредитно-финансовых организаций и надзор за нею, про­водит постоянный контроль за соблюдением ими банковского законодательства.

Для выполнения указанной функции Национальный банк устанавливает экономические нормативы и осуществляет надзор за их выполнением, проводит проверки деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, направляет для исполнения предписания об устранении выяв­ленных нарушений и применяет предусмотренные законода­тельством Республики Беларусь санкции к нарушителям.

Контрольно-надзорные полномочия Национального банка Республики Беларусь распространяются на коммерческие бан­ки и небанковские кредитно-финансовые организации.

На органы управления государственными внебюджетны­ми фондами также возложена функция контроля. Фонд соци­альной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь осуществляет контроль за пра­вильным расходованием средств, своевременным и полным поступлением в Фонд страховых взносов и согласно действу­ющему законодательству принимает соответствующие меры к страхователям, нарушающим порядок уплаты этих взносов.

Контроль за своевременной уплатой плательщиками нало­га на добавленную стоимость, акцизов, таможенной пошлины и других видов таможенных платежей при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь осуществляют таможенные органы.

Ведомственный финансовый контроль проводится силами самого ведомства. В министерствах, государственных комите-


тах и других центральных органах управления образуются самостоятельные контрольно-ревизионные подразделения (уп­равления, отделы).

Контроль проводится на предприятиях, в организациях и учреждениях, находящихся в административной (ведомствен­ной) подчиненности от контролирующего органа, в целях обеспечения соблюдения подведомственными предприятиями, объединениями, организациями и учреждениями требований законодательства в области производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, сохранности и эффективности ис­пользования переданного предприятиям на правах владения, пользования и распоряжения имущества, целевого и эффектив­ного использования средств, выделяемых из государственного бюджета, по всем направлениям и видам расходов.

Правовую базу данного вида контроля составляют: Указ Пре­зидента Республики Беларусь от 25 мая 2000 г. № 293 «О мерах по усилению ведомственного контроля в Республике Беларусь» ' и по­становление Совета Министров от 9 января 2002 г. № 22 «О неко­торых вопросах осуществления ведомственного контроля» 2, которым утверждено Положение о ведомственном контроле за фи­нансово-хозяйственной деятельностью организаций.

Внутрихозяйственный контроль представляет собой про­верку производственной и хозяйственной деятельности пред­приятия в целом, отдельных его структурных подразделений, осуществляемой бухгалтерией, финансовым отделом и некото­рыми другими экономическими службами самого хозяйствую­щего субъекта

Основным звеном в системе внутрихозяйственного контро­ля является главный бухгалтер. Его полномочия в области финансового контроля урегулированы в Законе Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. в редакции от 25 июня 2001 г. «О бухгалтерском учете и отчетности» 3.

Независимый финансовый контроль - это контроль, осуще­ствляемый независимой организацией от своего имени на объек­тах, не находящихся в подчинении контролирующего органа.

1 НРПА. 2000. № 52. 1/1312; 2002. № 15. 1/3449; 2004. № 26. 1/5311.

2 НРПА. 2002. № 8. 5/9753.

3 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1994. № 34.
Ст. 566; НРПА. 2001. № 63. 2/785, 2004. № 77. 2/1027.


Независимый финансовый контроль является новым видом контроля, который появился в связи с развитием в республике рыночных отношений, международных экономических связей, ук­реплением разнообразных форм собственности, банковского и страхового дела. Осуществляется он системой аудита и регулиру­ется Законом Республики Беларусь от 8 ноября 1994 г. в редак­ции от 18 декабря 2002 г. «Об аудиторской деятельности» '.

Аудиторская деятельность (аудит) - предпринимательс­кая деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других до­кументов организаций, их обособленных подразделений, ин­дивидуальных предпринимателей (аудируемые лица), а при необходимости и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (фи­нансовой) отчетности и соответствии совершенных финансо­вых (хозяйственных) операций законодательству.

Под формой финансового контроля понимают отдельные стороны проявления содержания и организации контрольных действий. В зависимости от времени совершения контрольных действий выделяют три основные формы финансового контро­ля - предварительный, текущий и последующий.

Основными методами финансового контроля являются ревизия и проверка. Все вопросы, касающиеся проведения ре­визий и проверок, регулируются Указом Президента Респуб­лики Беларусь от 15 ноября 1999 г. № 673 «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка при­менения экономических санкций» 2, утвердившим Порядок организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяй­ственной деятельности и применения экономических санкций.

Проверка (ревизия) проводится на основании предписания руководителя контролирующего органа или его заместителя. На проведение каждой проверки (ревизии) выдается предписа-


2 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1994. № 35. Ст. 573; НРПА. 2003. № 2. 2/913.

1/788; 2001. № 117. 1/3286; 2003. № 127. 1/5083;

1 НРПА. 1999. № 89 2004. № 86. 1/5546.


пие, в котором указываются: наименование контролирующего органа, проводящего проверку, и субъекта предпринимательс­кой деятельности, в отношении которого проводится проверка (ревизия); фамилия, имя, отчество проверяющего, его долж­ность (состав ревизионной группы), тема проверки (ревизии) и срок ее проведения.

Срок проведения проверки (ревизии) определяется в при­казе (распоряжении) о ее проведении исходя из объема работы с учетом конкретных задач и особенностей проверяемого субъекта. Общий срок проведения проверки (ревизии) не дол­жен превышать 30 рабочих дней. Этот срок может быть прод­лен руководителем органа, назначившего ревизию, или его заместителем.

По результатам ревизии (проверки) финансово-хозяй­ственной деятельности, а также в случае выявления серьезных нарушений законодательства составляют акт. Результаты ре­визий, в ходе которых не установлено нарушений, оформля­ются справкой.

Наличие большого количества контролирующих органов потребовало со стороны государства принятия мер, направ­ленных на координацию их деятельности при проведении про­верок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности организаций. С этой целью Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. № 673 образован Совет по ко­ординации контрольной деятельности и утверждено Положе­ние об этом Совете.


Глава 42

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.