Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Компетенция органов государственного управления



В системе государственного управления особая роль при­надлежит Президенту Республики Беларусь. Согласно ст. 79 Конституции Республики Беларусь Президент Республики Бе­ларусь - Глава государства.

Президент не является главой исполнительной власти, однако ему принадлежит широкий круг полномочий как га­ранту Конституции Республики Беларусь, прав и свобод граж­дан в обеспечении реализации основных направлений внутренней и внешней политики, охране суверенитета Респуб­лики Беларусь, ее национальной безопасности, политической и экономической стабильности. За ним сохраняется ряд полно­мочий по осуществлению исполнительной власти (более под­робно - см. раздел «Конституционное право»).

« Администрация Президента Республики Беларусь явля­ется конституционным органом государственного управления, обеспечивающим деятельность Президента Республики Бела­русь в области государственной кадровой политики и идеоло­гии, осуществляющим подготовку, выполнение и контроль за исполнением решений Президента Республики Беларусь (более подробно - см. раздел «Конституционное право»).

« Исполнительную власть в Республике Беларусь осуще­ствляет Правительство - Совет Министров Республики Бела­русь - центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Рес­публики Беларусь. Срок полномочий Правительства 5 лет. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избран­ным Президентом Республики Беларусь.

Правительство Республики Беларусь - коллегиальный орган. В состав Совета Министров Республики Беларусь вхо­дят по должности Премьер-министр Республики Беларусь, за­местители Премьер-министра Республики Беларусь, Глава Администрации Президента Республики Беларусь, Председа­тель Комитета государственного контроля, Председатель Правления Национального банка, Председатель Президиума


Национальной академии наук Беларуси, министры, председа­тель Комитета государственной безопасности, председатели государственных комитетов пограничных войск, по авиации, таможенного комитета, председатель Правления Белорусско­го республиканского союза потребительских обществ.

Для оперативного решения вопросов, которые входят в компетенцию Совета Министров, в качестве его постоянного органа действует Президиум Совета Министров.

Совет Министров как орган исполнительной власти при­зван осуществлять многообразные функции и наделен широкими полномочиями во всех сферах жизни государства (экономичес­кой, социально-экономической, административно-политичес­кой). Они закреплены в Законе Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь».

Исполнительная власть реализуется также посредством руководства Советом Министров системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления. Со­вет Министров в целях осуществления такого рода функций принимает меры по обеспечению реализации в полном объеме подчиненными ему республиканскими органами государствен­ного управления предоставленных им прав и полномочий; утверждает в установленном порядке положения о республи­канских органах государственного управления, если иное не предусмотрено актами Президента Республики Беларусь, ут­верждает состав коллегий министерств и других республикан­ских органов государственного управления, если иное не предусмотрено актами Президента Республики Беларусь; отменяет акты республиканских органов государственного управления, подчиненных Совету Министров, если они проти­воречат Конституции Республики Беларусь, законам Респуб­лики Беларусь, актам Президента, постановлениям Совета Министров, распоряжениям Премьер-министра Республики Беларусь, не соответствуют общегосударственным интересам или не имеют достаточного финансового или юридического обоснования, за исключением решений, которые могут быть отменены только Президентом Республики Беларусь.

Содержание, формы воздействия Совета Министров на подчиненные ему органы определяются в весьма общем виде.


Совет Министров руководит этими государственными органами, координирует, направляет и контролирует их работу.

Указом Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 г. № 516 «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Бела­русь» определяется необходимость в повышении статуса Ми­нистра как руководителя основной структуры в системе государственного отраслевого (функционального) управле­ния, его роли в проведении государственной политики в соот­ветствующей отрасли (сфере деятельности).

- Министерства, государственные комитеты, комитеты
при Совете Министров

В систему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчинен­ных Правительству Республики Беларусь, входят:

- министерства Республики Беларусь;

- Комитет государственной безопасности, Государствен­
ный военно-промышленный комитет, Государственный коми­
тет пограничных войск, Государственный комитет по авиации,
Государственный комитет по науке и технологиям, Государ­
ственный таможенный комитет;

- комитеты при Совете Министров Республики Беларусь:
по архивам и делопроизводству, по делам религий и нацио­
нальностей, по земельным ресурсам, геодезии и картографии,
по материальным резервам, по стандартизации, метрологии и
сертификации, по ценным бумагам и др.

Министерство, Государственный комитет - республи­канские органы государственного управления (функциональ­ный или отраслевой), проводящие государственную политику, осуществляющие регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) и координирующие деятельность в этой отрасли (сфере) других республиканских органов госу­дарственного управления Республики Беларусь.

Комитет при Совете Министров Республики Беларусь -республиканский орган государственного управления, реали­зующий функцию государственного регулирования в конкрет­ной сфере деятельности.


Для министерств, государственных комитетов, комитетов при Совете Министров как подсистем государственного уп­равления, исполнительной и распорядительной деятельности свойственны признаки, отличающие их от других государ­ственных органов:

- они представляют собой республиканские (центральные)
органы исполнительной власти, распространяющие свои пол­
номочия в целом на территорию Республики Беларусь;

- образуются Президентом Республики Беларусь;

- в своей деятельности подчиняются Совету Министров,
а министерства и государственные комитеты по отдельным
вопросам деятельности, предусмотренным законодательством,
могут подчиняться Президенту Республики Беларусь.

Наконец, республиканские органы государственного уп­равления обладают специфическими признаками, позволяю­щими отличать их конкретную разновидность в зависимости от содержания. В юридической литературе (как и ранее) исхо­дят из деления органов управления на отраслевые и функцио­нальные.

» Надведомственные (межведомственные) органы госу­дарственного управления представляют по существу разно­видность общего управления. Они призваны обеспечить проведение единой государственной политики в масштабах страны всеми находящимися в их подчинении государственны­ми органами управления, учреждениями, предприятиями и дру­гими субъектами (вне зависимости от форм и видов собственности) по реализации той или иной функции (планиро­вание, материально-техническое снабжение, обеспечение науч­но-технического прогресса, организация и оплата труда и др.).

Межведомственные органы вправе осуществлять: регули­рование, издавая в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, обязательные для исполнения всеми министер­ствами и другими субъектами; координацию их деятельности; оказание организационно-методической помощи; контроль за деятельностью государственных органов при осуществлении ими соответствующих функций.


Обеспечение межведомственного управления изначально осуществлялось государственными комитетами (исключение составляло лишь Министерство финансов). В настоящее время оно осуществляется, по существу, всеми республиканскими органами управления. Однако министерства стали основой его организационно-правовой формы.

* Можно выделить органы управления специальной деятель­ности (функции). К ним могут быть отнесены комитеты при Со­вете Министров: по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по ценным бумагам.

Структура министерств, государственных комитетов, коми­тетов при Совете Министров определяется Советом Министров. Он вправе создавать департаменты, в том числе призванные осуществлять специальные (исполнительные, контрольные и регулирующие) функции в определенных сферах ведения, от­несенные к компетенции соответствующего министерства. Од­нако департаменты не обладают правами юридического лица, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

В систему государственных органов управления входят так­же объединения (учреждения), подчиненные Совету Министров Эти объединения (учреждения) рассматриваются в качестве хозяйствующих субъектов. В то же время они осуществляют управление, координацию в отношении входящих в их систе­му организаций (предприятий, учреждений).

Республиканские органы государственного управления наделены компетенцией: общей для всех их форм, особенной, характерной для их отдельных форм (видов), а также конкрет­ной, которая свойственна для отдельного министерства, госу­дарственного комитета, комитета при Совете Министров.

Компетенция республиканских органов государственного управления зависит от содержания руководимой области дея­тельности. Расширение рыночных отношений, утверждение эко­номических методов управления повлекли сокращение функций и полномочий министерств по руководству промышленностью, сельским хозяйством и другими отраслями экономики.

Министерства, государственные комитеты несут ответ­ственность за состояние дел в таких отраслях в «пределах их


компетенции». В то же время в сферах административно-поли­тического строительства сохраняется централизованное уп­равление.

Особенности компетенции каждого из республиканских органов государственного управления определяются индиви­дуальными положениями о них, а также иными законодатель­ными актами.

Отрасли, сферы деятельности возглавляются министрами, председателями государственных комитетов, комитетов при Совете Министров Республики Беларусь.

* Местное управление - это форма организации и деятель­
ности местных исполнительных и распорядительных органов
для решения вопросов местного значения исходя из общегосу­
дарственных интересов и интересов населения, проживающе­
го на соответствующей территории.

Исполнительным и распорядительным органом на терри­тории области (города Минска), района, города, поселка, сельского совета является исполнительный комитет, а на тер­ритории района в городе - местная районная администрация.

(Подробно система местного управления рассмотрена в гл. 11 учебника).

Администрация организаций (предприятий и учрежде­
ний) -
это орган, осуществляющий непосредственное управ­
ление этими субъектами. В ее состав включаются директор
(управляющий), его заместители, начальники управлений, от­
делов, специалисты и др.

» Государственные служащие - субъекты административ­но-правовых отношений, в которые они вступают в результа­те занятия должности в государственном аппарате путем назначения, избрания или утверждения.

Государственные служащие служат государству, выполня­ют его волю, выраженную в предписаниях - законах и других нормативных правовых актах; проводят в жизнь государ­ственную политику, реализуют на практике государственные функции, представляют государство в его многообразных вза­имоотношениях, решают государственные задачи в экономи­ческой, социальной и административно-политической сферах.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.