Проблема признания международных межвузовских программ, по мнению экспертов, является ключевым элементом в дальнейшем сотрудничестве по разработке учебных программ и присуждению совместных ученых степеней. В 2004 г. были сформулированыследующие аспекты признания международных межвузовских программ:
♦признаются ли всеми вузами — участниками международной межвузовской программы все периоды обучения студента в вузах-партнерах?
♦признаются ли на национальном уровне ученые степени выпускников международных межвузовских программ?
♦признаются ли ученые степени выпускников международных межвузовских программ другими учреждениями стран-участниц?
♦признаются ли ученые степени выпускников международных межвузовских программ третьими странами?
В ответах на поставленные вопросы прослеживается ситуация, аналогичная той, которая существует в России:
♦на уровне двусторонних договоренностей между университетами периоды обучения признаются автоматически (или почти автоматически);
♦на национальном уровне дипломы и степени признаются только при получении национальных дипломов;
♦признание степеней в других странах связано с дополнительным согласованием и не всегда бывает успешным;
♦третьими странами ученые степени признаются только в каждом конкретном случае — при получении дипломов конкретных университетов и стран.
Из-за юридических трудностей в признании совместных степеней в практике сотрудничества стали более четко разграничивать вопросы, связанные собственно с самими совместными программами, и — присвоения дипломов по завершении этих программ. Так, в университетской практике наряду с присуждением совместного диплома, когда от лица стран — участниц программы выдается один диплом, широкое распространение получило присуждение двух дипломов. При этом один из них представляет собой признаваемую всеми национальную степень, другой — иногда только сертификат, подписанный всеми участниками университетского партнерства и поэтому не имеющий юридического признания на национальном уровне. Для устранения подобных проблем необходимо внести изменения в национальные законодательства.
Проблема финансирования программ
Самым сложным вопросом для распространения совместных или двойных дипломов является необходимость расширения базы их финансирования. Такие программы являются более затратными по сравнению с обычными, что обусловлено, в первую очередь, необходимостью финансирования международной мобильности и механизмов управления программами. Распространена практика, когда эти более высокие затраты покрываются самими участниками сети или даже студентами. Первый способ может снижать заинтересованность университетов в таких программах. Второй — приводит к усугублению неравенства среди студентов, которым такие программы будут доступны в различной степени.
Проблема правового обеспечения программ
Необходимо отметить, что развитие совместных программ российских и зарубежных вузов тормозится несовершенством правовой базы как в области образования, так и миграционного законодательства, вопросов пребывания иностранных граждан на территории РФ и др.
В области образования
1. Понятия «совместный диплом» в российском законодательстве просто нет. Справедливости ради надо отметить, что проблема совместных дипломов до сих пор является неразрешенной с юридической точки зрения в большинстве стран Европы. Но ведь вопросы приложения к диплому у нас даже на общенациональном уровне не отрегулированы! Необходима оптимизация практики выдачи «европейских приложений» к диплому о высшем образовании.Diploma Supplement) решаются высшими учебными заведениями самостоятельно». Такой порядок сохранится «до официального изменения формы российского диплома о высшем профессиональном образовании». До настоящего времени эта форма не изменена. В настоящее время в соответствии с письмом Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России[3] «вопросы выдачи общеевропейского положения к диплому (
Понятие «совместная программа» введено в «Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)»[4].
2. Что касается курсов, прослушанных в других вузах (в т.ч. за рубежом), то осуществляющие совместные программы российские вузы должны сами определять порядок их перезачета. В соответствии со ст. 46 Типового положения «в программах двухстороннего и многостороннего обмена могут перезачитываться дисциплины, изученные в другом вузе, в т.ч. в зарубежном, в порядке, определяемом вузом».
Однако вузы перезачитывают курсы студентам только в индивидуальном порядке. Иное крайне затруднительно, а скорее невозможно, с точки зрения российского законодательства. Даже если вузы согласуют курсы в рамках требований ГОС ВПО, то «включение» курсов одного вуза в программу другого[5] потребует заключения соглашения либо об использовании интеллектуальной собственности, либо о франшизе.
В первом случае речь идет о лицензионном соглашении. Однако эта сделка может быть рассмотрена и как сделка на предоставление образовательных услуг на территории РФ непосредственно зарубежным университетом. Во избежание возможности такого рассмотрения лицензионное соглашение следует заключать не с университетом, а непосредственно с преподавателями, читающими конкретные курсы. Но следует иметь в виду, что данная деятельность для российского вуза в таком случае подлежит налогообложению.
Введение же франчайзинговой совместной программы будет рассматриваться с точки зрения ГК РФ как «коммерческая концессия», т.к. именно это понятие в целом соответствует зарубежным законодательным определениям понятий «франчайзинг», «франшиза». Однако в ст. 11.1 Закона РФ «Об образовании» определено, что государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций. Любая российская образовательная организация, таким образом, не вправе выступать стороной в договоре коммерческой концессии, а также зарегистрировать данный договор.
3. Одной из серьезных проблем российского образования на мировом рынке является непризнание дипломов большинства российских вузов на международном уровне. Вступление России в Болонский процесс явилось, конечно, знаменательным шагом в сторону соотнесения российских стандартов с общеевропейскими. Российская Федерация подписала ряд международных конвенций о признании. Но всё это — рамочные соглашения, есть масса механизмов, тормозящих реальный процесс. Зарубежные страны — покупатели образовательных услуг не всегда прислушиваются к конвенциям. Несмотря на ратифицированную Россией в 2000 г. Лиссабонскую конвенцию 1997 г. о взаимном признании европейскими странами документов об образовании, многие зарубежные университеты до сих пор не признают российский аттестат зрелости как документ о полном среднем образовании, а западные работодатели смотрят на российские дипломы с еще большим скептицизмом.
Здесь есть два аспекта проблемы: де-юре и де-факто.
Де-юре существует Лиссабонская конвенция, которую ратифицировала и Россия. В этой конвенции дословно записана следующая формулировка: «Каждая страна, подписавшая данную конвенцию, признает документ об образовании любой другой страны, подписавшей данную конвенцию, если не будет доказана существенная разница в содержании программ обучения». Иными словами, если гражданин приезжает в страну, подписавшую конвенцию, там обязаны признать его документ об образовании. А если не признают, то не гражданин должен доказывать, что его диплом можно признать, а данная страна должна доказать, что нельзя. Эта конвенция подписана почти всеми странами Европы.
Таким образом, де-юре студенты и специалисты с российскими дипломами, приезжающие на Запад, обладают своего рода презумпцией компетентности. Но де-факто признать российский документ об образовании и принять человека на работу или учебу должна не страна, а конкретный вуз или работодатель. И здесь возникает много трудностей.
Де-факто так не происходит. Вопрос взаимного признания дипломов является одним из пяти самых важных вопросов международного образовательного сотрудничества и является краеугольным камнем построения и успешного функционирования международных образовательных программ. С целью создания юридических предпосылок для преодоления проблемы признания дипломов, ученых степеней и образовательных программ Совет Европы совместно с ЮНЕСКО разрабатывали новые конвенции в области образования, единые для всех стран-участников. В регион Европы, рамки которого определены ЮНЕСКО, входят 49 стран, включая США, Канаду и Израиль.
Россия также ратифицировала ряд конвенций, касающихся вопросов образования. Однако и в России есть специальная и довольно непростая система признания иностранных дипломов, что говорит о том, что наша система высшего образования еще не «встроилась» в общемировую. Для того чтобы иностранный диплом был действителен на территории РФ, необходимо пройти процедуру признания. Система признания документов иностранных государств об образовании функционирует только в индивидуальном порядке и не рассчитана на массовый прием студентов из зарубежных стран. При создании совместных международных программ настоящая система признания зарубежных степеней и дипломов, по всей видимости, не справится с объемом работы. В таком виде, как сейчас, она отпугивает иностранных студентов, которые не могут непосредственно на практике реализовать свой зарубежный диплом в России, а также свой российский диплом (или его российскую часть в совместной программе) у себя на родине или в других странах.