Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СНГ во внешней политике России



На протяжении 1990-х годов политика Москвы в отношении стран СНГ прагматизмом отличалась. Ей были присущи крайняя противоречивость.Временами Россия воспринимала страны СНГ как квазигосударства. На протяжении всего срока нахождения на посту президента России (1991-1999 гг.) Б. Ельцин уделял СНГ значительное внимание. В России всегда было достаточно много политических деятелей, скептически рассматривавших возможность успешного развития СНГ. Экономисты считали, что России «не по карману» содержание СНГ. первое, что сделал В.Путин после инаугурации, - ликвидировал Министерство по делам СНГ. Еще один важный фактор – усиление жесткости российской экономической дипломатии в отношении стран СНГ. Москва будет строить отношения на двухсторонней основе исходя из собственных интересов. Фактически, своими действиями в 2000–2001гг. В.Путин дал понять, что Россия больше не является заложником СНГ.

Главные внешнеполитические документы, определяющие цели и основные задачи развития отношений России с СНГ - Концепция национальной безопасности Российской Федерации, Концепция внешней политики Российской Федерации,Стратегический курс России с государствами - участниками Содружества Независимых Государств (14 сентября 1995 г.), Основные направления развития отношений России с государствами - участниками СНГ (19 декабря 1999 г.),

В соответствии с этими документами приоритетное направление внешней политики России - «обеспечение соответствия многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами - участниками Содружества Независимых Государств задачам национальной безопасности страны». Россия признает возможность многоуровневой и разноскоростной интеграции.Примером интеграции является Таможенный союз (с 2001 г. - Евразийское экономическое сообщество) и Договор о коллективной безопасности (с 2003 г. - Организация Договора о коллективной безопасности).
Приоритетными являются совместные усилия по урегулированию конфликтов в странах СНГ.Первостепенная задача - укрепление Союзного государства Беларуси и России как высшей на данном этапе формы интеграции двух суверенных стран.
Приоритеты российской внешней политики на этом направлении:
- обеспечение стабильности на пространстве Содружества;
- содействие становлению государств СНГ как политических и экономических союзников России;
- создание действенных совместных механизмов реагирования на возникающие угрозы и вызовы;

- нахождение с учетом взаимных интересов путей решения общих проблем;
- ускорение процесса унификации нормативно-правовой базы, в первую очередь экономической;
- расширение производственной кооперации и формирование финансово­промышленных групп;
- усиление присутствия российского капитала на рынках СНГ;
- расширение всестороннего сотрудничества субъектов Российской Федерации;
- защита прав и интересов соотечественников в странах СНГ;
- выработка общих подходов государств СНГ к международным проблемам.

Большую роль в обеспечении координации работы играют правительственные комиссии - по вопросам СНГ и по делам соотечественников за рубежом, а также межправительственные комиссии двустороннего сотрудничества с государствами- участниками СНГ.

31 августа 1994 г. - Постановление Правительства РФ № 1064 «Основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом». выходцы из России относятся к трем различным категориям: 1) граждане России, 2) граждане государства проживания (меньшинства) и 3) лица без гражданства (апатриды). Россия должна содействовать их добровольной интеграции в политическую, социальную и экономическую жизнь новых независимых государств.

ставили в 1997 г. триединую задачу государственной политики: сохранение национальной самобытности, воспроизводство российской самоидентификации и развитие связей с Россией. Однако все идеи не могли быть реализованы в полной мере. В 1999 г. был обнародован Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». Посредством свободного выбора соотечественники могут стать гражданами России. Конгресс соотечественников, состоявшийся в октябре 2001 г. в Москве.

В настоящее время продолжается переориентация внешнеторговых потоков России и других стран - членов Содружества на рынки дальнего зарубежья. события последнего времени показывают лишь усиление дезинтеграционных процессов между странами Содружества.Не последнюю роль в этом процессе играют расширение НАТО. Ряд экспертов убеждены, что существенные различия в уровнях социально-экономического развития представляют труднопреодолимое препятствие для интеграции. Исторический опыт 1990-х годов - несомненно, самых трудных в развитии стран СНГ - показал, что они нужны друг другу. Разумеется, в СНГ ещё будут потери. Отдаление от Содружества некоторых государств едва ли обратимо. Однако большинство членов СНГ, скорее всего, станут на путь усиления взаимного сотрудничества - при условии соответствующей политики России.

Благодаря устойчивому спросу на российскую продукцию машиностроения удалось увеличить объемы поставок машин и оборудования в государства Содружества за последние пять лет почти вдвое. Наряду с этим государства Содружества формируют практически половину объема российского экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья.Важной составляющей торгово-экономических отношений России со странами СНГ и показателем эффективности интеграционных процессов является инвестиционное сотрудничество. По итогам 2008 года отмечен довольно значительный прирост объема инвестиций России в сектор нефинансовых предприятий стран СНГ, что в основном было связано с прямыми вложениями в реальный сектор экономики. Общий объем накопленных российских инвестиций в странах СНГ на конец 2008 года превысил 4 млрд. долл. США, более половины из которых (57,6%) составляют прямые капиталовложения. Существенный рост накопленных инвестиций был связан с расширением объемов взаимной торговли, инвестиционного и потребительского спроса государств-участников СНГ.Интеграция на пространстве Содружества носит разноскоростной и разноуровневый характер. Это значит, что у каждой страны в соответствии с ее национальными интересами и степенью готовности есть возможность выбрать любой вариант дальнейшего участия в интеграционных процессах. Можно ограничиться лишь использованием очевидных преимуществ режима свободной торговли или принять участие в формировании таможенного союза и единого экономического пространства в рамках Евразийского экономического сообщества. А это уже означает более высокую ступень интеграции и дополнительные преимущества для бизнеса.В рамках таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, который начнет функционировать с января 2010 года, будет обеспечено свободное перемещение товаров на территории России, Белоруссии и Казахстана без применения каких-либо мер регулирования и без таможенного оформления. Это касается как товаров, произведенных в наших странах, так и товаров третьих стран, прошедших таможенную очистку в одном из государств союза. Отсутствие в рамках таможенного союза барьеров для торговли и инвестиций – это явный стимул для предпринимателей всех государств-участников. В условиях нестабильной мировой экономической конъюнктуры региональный таможенный союз – это гарантированный рынок сбыта товаров и услуг для каждой страны-партнера, позволяющий компенсировать глобальное снижение спроса на мировых рынках.

Американский фактор.Регион СНГ занимает ключевое место в определении стратегической значимости Евразии и является зоной традиционных приоритетов России, где интересы РФ на фоне геополитического соперничества сталкиваются с интересами ведущих игроков мировой политики, в частности, с США. «Стратегической целью России является формирование углубленных и сбалансированных отношений со странами Евразии, гарантирующих ее долгосрочную стабильность».1 Россия заинтересована в развитии отношений с ведущими индустриально и социально развитыми странами Запада, но перспективы возрождения и дальнейшая судьба России в XXI веке в большей степени зависит от ее стратегического партнерства со странами СНГ. В силу грядущих процессов трансформации международных отношений и сложившейся региональной архитектуры в Евразии США активно проводят линию на сохранение своего влияния в регионе СНГ через консолидацию двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами региона в контексте безопасности и экономического развития. Это происходит в сочетании с продвижением собственных позиций и интересов Америки. Действенными механизмами реализации политики США в СНГ являются блок НАТО и энергетические проекты, направленные на обеспечение долгосрочных целей стран Запада. Проблемы безопасности и экономического развития в регионе по-прежнему сложные, несмотря на перспективный характер интеграционных процессов на пространстве бывшего СССР. Интеграция в СНГ не охватьшает весь регион и протекает со значительными трудностями в силу повышенного уровня конфликтности, экономических, социальных и политических проблем, которые не преодолены за годы независимости государств Содружества.

У определённой части американских экспертов по международным отношениям сильны настроения возврата к политическому и идеологическому противостоянию с Россией. В настоящее время Россию, США (и их союзников) разделяют не только разные взгляды на многие проблемы безопасности и мирового развития. В США по-прежнему существуют серьезные сомнения в том, что Россия осуществляет модернизацию и действительно строит современное и эффективное демократическое государство, способное успешно взаимодействовать с остальными развитыми странами для решения общемировых проблем. Рост разногласий между Москвой и Вашингтоном может не только оказать влияние на ход и содержание двусторонних отношений, но и привести к существенному ослаблению сплоченности между ведущими мировыми державами. В этой связи шансы Соединённых Штатов на успешное решение глобальных проблем будут сильно уменьшены. Последние годы развития российско-американских отношений показали, что остается вероятность возникновения разногласий и соперничества. В этих условиях важнейшей задачей американской политики объявляется продвижение американских интересов, не учитывающих позицию России. Любые действия России на региональном уровне (отношения с постсоветскими странами, с КНР, Индией, Ираном, другими странами) и на глобальном уровне (энергетика, борьба с терроризмом) рассматриваются в Вашингтоне как нацеленные на противодействие США. После событий 11 сентября 2001 г., когда США оказались в состоянии долгосрочной войны с международным терроризмом и нуждались в максимальной поддержке России и ведущих мировых держав, противоречия в российско-американских отношениях не перестали находиться в центре внимания руководителей обоих государств. Традиционный набор претензий друг к другу оставался прежним. Претензии США к России нашли свое отражение в развитии демократии в стране, ситуации в Чечне, «имперской» внешней политике РФ, противодействии усилиям США в борьбе с недемократическими режимами. Проблемы приостановки расширения НАТО на Восток, уважения интересов РФ на постсоветском пространстве и в других регионах обсуждаются Москвой и Вашингтоном в атмосфере напряженности.

Серьезные расхождения между Российской Федерацией и США, возникшие в 2003-2005 гг. в связи с «цветными революциями» в ряде постсоветских стран, энергетической политикой РФ, а также в связи с обострением административно-территориальных конфликтов в Грузии и Молдавии, активизацией российской политики в Евразии, начали принимать более открытый и сложный характер. Серьезным вызовом безопасности и стабильности в зоне СНГ остается неурегулированность локальных и региональных конфликтов, блокирование коммуникаций в Закавказье, наркотрафик, терроризм и экстремизм. Прогресс в ходе двусторонних и многосторонних переговоров в рамках СНГ, а также позитивный диалог Россия - США по разрешению существенных проблем региона с учетом интересов всех заинтересованных сторон мог бы открыть путь к созданию постоянно действующего диалогового механизма по вопросам безопасности и сотрудничества на пространстве бывшего СССР. Существует взаимная заинтересованность в согласовании национальных интересов у России и США. Одновременно есть и противоречия интересов. В этой связи преодоление разногласий в решении ключевых проблем современности должно стать приоритетным направлением во внешней политике РФ и США. Российско-американские отношения важны и для обоих партнеров, и на региональном и на глобальном уровне.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.