На протяжении 1990-х годов политика Москвы в отношении стран СНГ прагматизмом отличалась. Ей были присущи крайняя противоречивость.Временами Россия воспринимала страны СНГ как квазигосударства. На протяжении всего срока нахождения на посту президента России (1991-1999 гг.) Б. Ельцин уделял СНГ значительное внимание. В России всегда было достаточно много политических деятелей, скептически рассматривавших возможность успешного развития СНГ. Экономисты считали, что России «не по карману» содержание СНГ. первое, что сделал В.Путин после инаугурации, - ликвидировал Министерство по делам СНГ. Еще один важный фактор – усиление жесткости российской экономической дипломатии в отношении стран СНГ. Москва будет строить отношения на двухсторонней основе исходя из собственных интересов. Фактически, своими действиями в 2000–2001гг. В.Путин дал понять, что Россия больше не является заложником СНГ.
Главные внешнеполитические документы, определяющие цели и основные задачи развития отношений России с СНГ - Концепция национальной безопасности Российской Федерации, Концепция внешней политики Российской Федерации,Стратегический курс России с государствами - участниками Содружества Независимых Государств (14 сентября 1995 г.), Основные направления развития отношений России с государствами - участниками СНГ (19 декабря 1999 г.),
В соответствии с этими документами приоритетное направление внешней политики России - «обеспечение соответствия многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами - участниками Содружества Независимых Государств задачам национальной безопасности страны». Россия признает возможность многоуровневой и разноскоростной интеграции.Примером интеграции является Таможенный союз (с 2001 г. - Евразийское экономическое сообщество) и Договор о коллективной безопасности (с 2003 г. - Организация Договора о коллективной безопасности). Приоритетными являются совместные усилия по урегулированию конфликтов в странах СНГ.Первостепенная задача - укрепление Союзного государства Беларуси и России как высшей на данном этапе формы интеграции двух суверенных стран. Приоритеты российской внешней политики на этом направлении: - обеспечение стабильности на пространстве Содружества; - содействие становлению государств СНГ как политических и экономических союзников России; - создание действенных совместных механизмов реагирования на возникающие угрозы и вызовы;
- нахождение с учетом взаимных интересов путей решения общих проблем; - ускорение процесса унификации нормативно-правовой базы, в первую очередь экономической; - расширение производственной кооперации и формирование финансовопромышленных групп; - усиление присутствия российского капитала на рынках СНГ; - расширение всестороннего сотрудничества субъектов Российской Федерации; - защита прав и интересов соотечественников в странах СНГ; - выработка общих подходов государств СНГ к международным проблемам.
Большую роль в обеспечении координации работы играют правительственные комиссии - по вопросам СНГ и по делам соотечественников за рубежом, а также межправительственные комиссии двустороннего сотрудничества с государствами- участниками СНГ.
31 августа 1994 г. - Постановление Правительства РФ № 1064 «Основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом». выходцы из России относятся к трем различным категориям: 1) граждане России, 2) граждане государства проживания (меньшинства) и 3) лица без гражданства (апатриды). Россия должна содействовать их добровольной интеграции в политическую, социальную и экономическую жизнь новых независимых государств.
ставили в 1997 г. триединую задачу государственной политики: сохранение национальной самобытности, воспроизводство российской самоидентификации и развитие связей с Россией. Однако все идеи не могли быть реализованы в полной мере. В 1999 г. был обнародован Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». Посредством свободного выбора соотечественники могут стать гражданами России. Конгресс соотечественников, состоявшийся в октябре 2001 г. в Москве.
В настоящее время продолжается переориентация внешнеторговых потоков России и других стран - членов Содружества на рынки дальнего зарубежья. события последнего времени показывают лишь усиление дезинтеграционных процессов между странами Содружества.Не последнюю роль в этом процессе играют расширение НАТО. Ряд экспертов убеждены, что существенные различия в уровнях социально-экономического развития представляют труднопреодолимое препятствие для интеграции. Исторический опыт 1990-х годов - несомненно, самых трудных в развитии стран СНГ - показал, что они нужны друг другу. Разумеется, в СНГ ещё будут потери. Отдаление от Содружества некоторых государств едва ли обратимо. Однако большинство членов СНГ, скорее всего, станут на путь усиления взаимного сотрудничества - при условии соответствующей политики России.
Благодаря устойчивому спросу на российскую продукцию машиностроения удалось увеличить объемы поставок машин и оборудования в государства Содружества за последние пять лет почти вдвое. Наряду с этим государства Содружества формируют практически половину объема российского экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья.Важной составляющей торгово-экономических отношений России со странами СНГ и показателем эффективности интеграционных процессов является инвестиционное сотрудничество. По итогам 2008 года отмечен довольно значительный прирост объема инвестиций России в сектор нефинансовых предприятий стран СНГ, что в основном было связано с прямыми вложениями в реальный сектор экономики. Общий объем накопленных российских инвестиций в странах СНГ на конец 2008 года превысил 4 млрд. долл. США, более половины из которых (57,6%) составляют прямые капиталовложения. Существенный рост накопленных инвестиций был связан с расширением объемов взаимной торговли, инвестиционного и потребительского спроса государств-участников СНГ.Интеграция на пространстве Содружества носит разноскоростной и разноуровневый характер. Это значит, что у каждой страны в соответствии с ее национальными интересами и степенью готовности есть возможность выбрать любой вариант дальнейшего участия в интеграционных процессах. Можно ограничиться лишь использованием очевидных преимуществ режима свободной торговли или принять участие в формировании таможенного союза и единого экономического пространства в рамках Евразийского экономического сообщества. А это уже означает более высокую ступень интеграции и дополнительные преимущества для бизнеса.В рамках таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, который начнет функционировать с января 2010 года, будет обеспечено свободное перемещение товаров на территории России, Белоруссии и Казахстана без применения каких-либо мер регулирования и без таможенного оформления. Это касается как товаров, произведенных в наших странах, так и товаров третьих стран, прошедших таможенную очистку в одном из государств союза. Отсутствие в рамках таможенного союза барьеров для торговли и инвестиций – это явный стимул для предпринимателей всех государств-участников. В условиях нестабильной мировой экономической конъюнктуры региональный таможенный союз – это гарантированный рынок сбыта товаров и услуг для каждой страны-партнера, позволяющий компенсировать глобальное снижение спроса на мировых рынках.
Американский фактор.Регион СНГ занимает ключевое место в определении стратегической значимости Евразии и является зоной традиционных приоритетов России, где интересы РФ на фоне геополитического соперничества сталкиваются с интересами ведущих игроков мировой политики, в частности, с США. «Стратегической целью России является формирование углубленных и сбалансированных отношений со странами Евразии, гарантирующих ее долгосрочную стабильность».1 Россия заинтересована в развитии отношений с ведущими индустриально и социально развитыми странами Запада, но перспективы возрождения и дальнейшая судьба России в XXI веке в большей степени зависит от ее стратегического партнерства со странами СНГ. В силу грядущих процессов трансформации международных отношений и сложившейся региональной архитектуры в Евразии США активно проводят линию на сохранение своего влияния в регионе СНГ через консолидацию двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами региона в контексте безопасности и экономического развития. Это происходит в сочетании с продвижением собственных позиций и интересов Америки. Действенными механизмами реализации политики США в СНГ являются блок НАТО и энергетические проекты, направленные на обеспечение долгосрочных целей стран Запада. Проблемы безопасности и экономического развития в регионе по-прежнему сложные, несмотря на перспективный характер интеграционных процессов на пространстве бывшего СССР. Интеграция в СНГ не охватьшает весь регион и протекает со значительными трудностями в силу повышенного уровня конфликтности, экономических, социальных и политических проблем, которые не преодолены за годы независимости государств Содружества.
У определённой части американских экспертов по международным отношениям сильны настроения возврата к политическому и идеологическому противостоянию с Россией. В настоящее время Россию, США (и их союзников) разделяют не только разные взгляды на многие проблемы безопасности и мирового развития. В США по-прежнему существуют серьезные сомнения в том, что Россия осуществляет модернизацию и действительно строит современное и эффективное демократическое государство, способное успешно взаимодействовать с остальными развитыми странами для решения общемировых проблем. Рост разногласий между Москвой и Вашингтоном может не только оказать влияние на ход и содержание двусторонних отношений, но и привести к существенному ослаблению сплоченности между ведущими мировыми державами. В этой связи шансы Соединённых Штатов на успешное решение глобальных проблем будут сильно уменьшены. Последние годы развития российско-американских отношений показали, что остается вероятность возникновения разногласий и соперничества. В этих условиях важнейшей задачей американской политики объявляется продвижение американских интересов, не учитывающих позицию России. Любые действия России на региональном уровне (отношения с постсоветскими странами, с КНР, Индией, Ираном, другими странами) и на глобальном уровне (энергетика, борьба с терроризмом) рассматриваются в Вашингтоне как нацеленные на противодействие США. После событий 11 сентября 2001 г., когда США оказались в состоянии долгосрочной войны с международным терроризмом и нуждались в максимальной поддержке России и ведущих мировых держав, противоречия в российско-американских отношениях не перестали находиться в центре внимания руководителей обоих государств. Традиционный набор претензий друг к другу оставался прежним. Претензии США к России нашли свое отражение в развитии демократии в стране, ситуации в Чечне, «имперской» внешней политике РФ, противодействии усилиям США в борьбе с недемократическими режимами. Проблемы приостановки расширения НАТО на Восток, уважения интересов РФ на постсоветском пространстве и в других регионах обсуждаются Москвой и Вашингтоном в атмосфере напряженности.
Серьезные расхождения между Российской Федерацией и США, возникшие в 2003-2005 гг. в связи с «цветными революциями» в ряде постсоветских стран, энергетической политикой РФ, а также в связи с обострением административно-территориальных конфликтов в Грузии и Молдавии, активизацией российской политики в Евразии, начали принимать более открытый и сложный характер. Серьезным вызовом безопасности и стабильности в зоне СНГ остается неурегулированность локальных и региональных конфликтов, блокирование коммуникаций в Закавказье, наркотрафик, терроризм и экстремизм. Прогресс в ходе двусторонних и многосторонних переговоров в рамках СНГ, а также позитивный диалог Россия - США по разрешению существенных проблем региона с учетом интересов всех заинтересованных сторон мог бы открыть путь к созданию постоянно действующего диалогового механизма по вопросам безопасности и сотрудничества на пространстве бывшего СССР. Существует взаимная заинтересованность в согласовании национальных интересов у России и США. Одновременно есть и противоречия интересов. В этой связи преодоление разногласий в решении ключевых проблем современности должно стать приоритетным направлением во внешней политике РФ и США. Российско-американские отношения важны и для обоих партнеров, и на региональном и на глобальном уровне.