Юж Азия = Индия, Пакистан, Бангладеш, Непал, Шри-Ланка, Бутан и Мальдивские острова.
Для южно-азиатского региона характерно этно-национальное и религиозное многообразие, причем одни и те же этно-конфессиональные группы входят в состав различных государственных образований. Такое соотношение этно-религиозных сил увеличивает опасность сепаратизма и религиозного экстремизма и создает условия для негативного воздействия внутренних конфликтов на межгосударственные отношения в регионе. Продолжается война на Шри-Ланке Страны Южной Азии сталкиваются со сложными вопросами социально-экономического характера, прежде всего проблемами обеспечения быстро растущего населения. Интеграционные процессы в Южной Азии не получили значительного развития. Пока сотрудничество затрагивает такие сферы, как коммуникации, метеорология, охрана окружающей среды, борьба с нар котиками и терроризмом. Одна из главных причин низкого уровня интеграции в Южной Азии — комплекс проблем политических, прежде всего конфронтационные отношения между Индией и Пакистаном.
Доминирование Индии вызывает у соседей недоверие к ней, порождает ощущение угрозы их безопасности. Это приводит к активизации их попыток укрепить свое положение на региональной и м/н арене путем опоры на великие державы. Напр.: Шри-Ланка обращалась с просьбой принять ее в АСЕАН. Правящие круги Индии рассматривают проблему обеспечения безопасности страны в рамках всего Южноазиатского региона. Отсюда стремление защитить и упорядочить доминирующие позиции. Страна выступает против привлечения внешних сил к решению региональных проблем. Соседи Индии, напротив, обычно не видят угрозы безопасности извне. Наиболее стабильные отношения складываются с Непалом и Бутаном. Самые резкие колебания присущи индийско-бангладешским отношениям. Индия стремится стабилизировать обстановку в регионе, выступают за нормализацию внутриполитического положения в странах.
проблемы взаимоотношений в Ю.А., связанные с религиозной гетерогенностью (в трех странах преобладает мусульманское население, в двух √ индуистское и в двух - буддистские) при наличии религиозных меньшинств и росте фундаментализма практически во всех странах. Противоречие м/у желанием получить эконом выгоды и страхом перед Индией вынуждает ее соседей маневрировать.
В 1985г. была образована первая региональная организация Южной Азии √ Ассоциация регионального сотрудничества стран Ю.А. (СААРК), ее деятельность принесла мало реальных результатов. Индия категорически отвергла идею превращения СААРК в военно-полит организацию и смогла добиться согласия соседних стран на то, чтобы СААРК занималась исключительно вопросами экономического, технического и культурного сотрудничества. В СААРК отсутствует консенсус по проблемам внерегиональных, внутри региональных источников угрозы региональной безопасности.
Все сильнее проявляется стремление стран Ю.А. развивать внутрирегиональные экономические связи. На 9м форуме СААРК (май 1997г. в Мале) началось обсуждение возможности создания к 2005г. зоны свободной торговли в Ю.А.
Пакистан находится на стыке с мусульманским регионом - дополнительные военные возможности, усиление позиций в противостоянии с Индией. Пакистан отказывается от признания своего подчиненного Индии положения и от прекращения военно-политических контактов с внешними силами. Внешне самое острое противоречие связано с вопросом о принадлежности Кашмира. Влияет тут и культурно-цивилизационный фактор - в Индии индуизм, а в Пакистане ислам. М/у Индией и Пакистаном с давних в ремен периодически вспыхивают вооруженные конфликты (1947г, 1965г, 1971г.). Пакистан остается единственным потенциальным соперником Индии в Ю.А.
Потенциал Индии несравненно выше. Одна из основных проблем региональной безопасности - развитие ядерных программ в обоих гос. Обе страны не подписали Договор о нераспространении ядерного оружия. В 1974г. Пакистан предложил объявить Ю. а. зоной, свободной от ядерного оружии. Индия против. Испытание трех ядерных устройств в Индии 11 мая 1998г., а затем 26 мая взрыв Пакистаном пяти ядерных устройств вызвали озабоченность всех стран мира.
Нежелание США и КНР оказывать Пакистану содействие в его противостоянии с Индией было одним из факторов, содействовавших усилению крена Пакистана в сторону исламского мира. США и Китай фактически признали доминирование Индии в Ю.А. и ее стабилизирующую роль в региональной системе. Индия начала прорабатывать возможности сближения с Китаем, Яп, ЕС, странами Юго-Восточной Азии. Пока существуют многие ограничители всестороннего развития отношений Индии с Китаем. Беспокойство Индии вызывают продолжающиеся китайско-пакистанское военное сотрудничество.
Окончание «холодной войны» не внесло каких-либо позитивных перемен. Острые меж- и внутригосударственные проблемы, спорные вопросы оставались нерешенными, вооруженные столкновения продолжались. В Индии и Пакистане большого размаха и остроты достигли столкновения на религиозной основе, причем в Пакистане они происходят внутри одной конфессии — ислама, между приверженцами суннизма и шиизма. Страны Южной Азии сталкиваются со сложными вопросами социально-экономического характера. Тяжелым бременем на экономику стран Южной Азии ложится гонка вооружений. Вмешательство внешних сил в индо-пакистанские отношения, в особенности в период «холодной войны» увеличивала пропасть между Индией и Пакистаном. после заметного ухудшения индо-пакистанских отношений сразу же после ядерных испытаний началось восстановление переговорного процесса. Индия предложила Пакистану подписать пакт о неприменении первым ядерного оружия, а Пакистан выступил с идеей заключения пакта о ненападении. Важное значение имела встреча глав правительств двух стран — А.Б. Ваджпаи и Наваз Шарифа — 20—21 февраля 1998 г. в пакистанском городе Лахоре, куда индийский премьер-министр прибыл на автобусе, открыв регулярное наземное сообщение между Индией и Пакистаном.
Начиная с мая и практически в течение всего лета 1999 г. в северной части индийского штата Джамму и Кашмир, в секторе Каргил, через который проходит стратегическая дорога Пунч — Сринагар — Лех, происходили вооруженные столкновения между индийскими воинскими подразделениями и исламскими боевиками, захватившими здесь некоторые высокогорные районы. Нарушение линии фактического контроля в Кашмире расценивалось в Индии как прямая агрессия со стороны Пакистана. Был прерван и отброшен назад переговорный процесс.