Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Попытки экономической реинтеграции в рамках СНГ в первой половине 90-х гг



Республики были взаимосвязаны. Общее образовательное пространство, язык общения, экономические стандарты.

Март 92 – соглашение о принципах таможенной политики (все кроме Украины) – создание таможенного союза. Июль 92 – учрежден экономический суд СНГ для решения хозяйственных споров. Ни одно решение не воплотили, т.к. все страны стремились сохранить у себя благополучие, а для этого надо отделиться и отгородиться. Украина выбрала путь постепенных реформ. Некоторые страны вообще сохранили полусоветскую систему.

Октябрь 92 – 8 стран СНГ (кроме Азербайджана, Грузии, Таджикистана, Туркмении) заключили соглашение о единой денежной системе и согласовании денежно-кредитной политики – сохранялся советский рубль. Но он не был подкрепленный, раздували денежную массу, инфляция, отказались. В 93 – республики стали переходить на собственные валюты (перв. – Киргизия) Сент. 93 – Армения, Белоруссия, Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан подписали соглашение о практических мерах создания рублевой зоны нового типа – привязка национальной валюты к рублю. Но не удалось.

4 сент 93 – договор об экономическом союзе. Сначала 9 государств, потом Туркменистан и Грузия вошли как полноправные члены, Украина – ассоциированный член. Апр 94 – соглашение о создании зоны свободной торговли, Окт 94 – соглашение о создании межгосударственного экономического комитета, договор о платежном союзе. 93- учрежден межгосударственный банк. Соглашения подписывались, но не исполнялись. Экономический кризис.

Инициатива Назарбаева в марте 94 о создании евразийского союза с обязательным исполнением всех принимаемых решений. Хотел ввести принцип наднациональности. Из этой инициативы практически ничего не вышло. Для стран СНГ было важно закрепление своего суверенитета. Реинтегрировать постсоветское пространство невозможно.

Февраль 96 – на саммите СНГ появляется концепция о разноскоростной интеграции. Объединяться должны те, кто могут и хотят, никого не ждать.

Союз Белоруссии и России - межгосударственное интеграционное объединение, обладающее международной правосубъектностью врамках предоставленных ему полномочий, образованное РФ и Республикой Беларусь (РБ) 2 апреля 1997 г.Первоначальное выделение в рамках Содружества Независимых, Государств глубоко интегрированнойполитически и экономически общности двух.государств произошло 2 апреля 1996 г., когда был заключен Договор об образовании Сообщества Беларусии России. При этом стороны опирались как на объективное единство их исторической судьбы, так и на волюнародов к дальнейшему сближению, выраженную в итогах майского (1 Wo) референдума в Беларуси и воктябрьских (1995) решениях палат ФС. Органы Сообщества (Высший Совет, Исполнительный Комитет,Парламентское Собрание)предприняли усилия по объединению социально-экономических потенциаловдвух государств, функционированию единого таможенного пространства. Было начато созданиемежгосударственных структур с едиными органами управления, в том числе - Таможенный комитет,Пограничная служба. Гидрометеорологический комитет Сообщества.В январе-марте 1997 г. совместная рабочая группа разработала проект Договора о СБР. Однако врезультате серьезного политического противодействия согласованный и парафированный документ былразделен на проект небольшого Договора (подписан 2 апреля 1997 г.) и проект Устава Союза. Уточненныйпереговорными группами по результатам всенародного обсуждения Устав был подписан в Москве 23 мая1997 г. ФЗ РФ от 10 июня 1997 г. № 89-ФЗ "О ратификации Договора о Союзе Беларуси и Устава СоюзаБеларуси и России" был принят ГД и одобрен СФ.Договором и Уставом определены задачи Союза: а) обеспечение прав граждан государств-участниковСоюза;б) обеспечение равенства прав граждан Союза в получении всех видов образования и медицинской помощи,трудоустройстве, оплате труда и других областях:в) принятие правовых актов Союза: создание правовой системы Союза: согласование действий в процессеразвития законодательства государств-участников: г) создание и регулирование общего рынка в областиэнергетики, транспорта и связи:д)обеспечение свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, рабочейсилы в пределах границ Союза; е) проведение единой таможенной политики, включая обеспечение единствауправления таможенным делом: ж) обеспечение благоприятных условий для 4:>ункционирования единогонаучного, технологического и информационного пространства, проведения согласованной структурнойполитики,реализация совместных научных и технологических программ; з) обеспечение единого подхода вправовом регулировании интеллектуальной собственности;и) координация деятельности в сфере валютного регулирования; к) введение единых стандартов, правилбухгалтерского учета: ведение единой статистики:л) разработка, утверждение и исполнение бюджета Союза: м) использование имущества Союза: н) контрольза исполнением принятых решений, включая исполнение бюджета Союза; о) введение символики Союза.

Кроме того, государства-участники Союза условились принимать согласованные решения по следующимвопросам: а) разработка и осуществление совместных программ в экономической, социальной,экологической и культурной областях: б) организация взаимодействия государств-участников Союза вобласти внешней политики по вопросам, представляющим взаимный интерес;в) координация внешнеэкономической политики, в том числе в отношении товаров и услуг, перемещаемыхчерез таможенную границу Союза, включая лицензирование, регулирование цен и иные меры нетарифногорегулирования, установление ставок ввозных и вывозных пошлин и размеров иных таможенных платежей(включая акцизы), других налогов, связанных с внешнеэкономической деятельностью, а такжесогласованного механизма их применения:г) обеспечение коллективной безопасности:д) взаимодействие в обеспечении территориальной неприкосновенности и охраны: е) обеспечение борьбы сорганизованной преступностью,коррупцией,терроризмом и другими видами преступлений: ж) формированиесогласованных правовых основ экономического, социально.культурного развития, унификация правовогорежима создания и деятельности юридических лиц; з)выработка единых подходов при определении мерсоциальной защиты, охраны труда, социального страхования, пенсионного обеспечения: и) унификацияденежно-кредитных, бюджетных и валютных систем. финансовых рынков, согласование основантимонопольного, налогового и инвестиционного законодательства;к) координация деятельности в области охраны окружающей среды, гидрометеорологии, обеспеченияэкологической безопасности, ликвидации последствий стихийных бедствий и аварий, прежде всего аварии наЧернобыльской АЭС.

Высшим органом СБР является Высший Совет, в который входят главы государств, главы правительств,руководители палат парламентов государств.участников Союза, а также председатель ИсполнительногоКомитета Союза с правом совещательного голоса. Парламентское Собрание является представительныморганом Союза и состоит из депутаций по 36 депутатов каждая, делегируемых, соответственно ФС РФ иНациональным собранием РБ. Исполнительный Комитет является постоянно действующим органом Союза,формируемым Высшим Советом; в него входит равное число представителей государств-участников,персональный состав которых утверждается главой соответствующего государства. ПредседательИсполнительного Комитета и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должностиВысшим Советом, Действуют также отраслевые органы - Таможенный комитет. Пограничный комитет.Комитет по вопросам безопасности, Комитет по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природнойсреды.Каждый гражданин РФ и каждый гражданин РБ является одновременно гражданином Союза. ГражданеСоюза наделены дополнительно правами и исполняют обязанности, которые связаны с гражданствомСоюза, в частности правом: а) на свободное передвижение и постоянное проживание в пределах территорииРФ и РБ: б) на защиту на территории третьей страны, где нет представительства государства.участника,гражданином которого он является, со стороны дипломатических представительств или консульскихучреждений другого государства-участника на тех же условиях, что и граждане этого государства: в) научастие в управлении делами Союза; г) на владение, пользование и распоряжение имуществом натерритории другого государства-участника Союза на тех же условиях, что и граждане этого государства.Гражданин Союза, постоянно проживающий в другом государстве-участнике Союза, имеет право избирать ибыть избранным в органы местного самоуправления на территории этого государства.

В СБР создаются правовые условия экономической интеграции. Реализуются совместные программы (подизелеавтомобилестроению, по созданию сверхбольших интегральных схем, по развитию таможеннойинфраструктуры, по обустройству внешних границ СБР, повышению рентабельности производства ипереработки льна на основе ресур-сосберегающих технологий и др.). В РФ и РБ осуществляетсяунификация таможенного, налогового, бюджетного, валютного, трудового законодательства. Создаютсяправовые условия для развития совместных финансовопромышленных групп.Союз открыт для присоединения к нему других государств, являющихся субъектами международного права,разделяющих цели и принципы Союза и принимающих на себя в полном объеме обязательства,вытекающие из его Договора и Устава. Присоединение осуществляется с согласия государств-участников.

 

«Таможенная пятерка» и Евразийское экономическое сообщество.

6 янв. 95. – соглашение о тамож союзе между Россией и Белоруссией. 26 янв 95 – присоед. Казахстан. Предусматривает отмену всех ограничений во взаимной торговле, таможенного контроля, гармонизация законодательства. 96 – присоед Киргизия, 98 – Таджикистан. «таможенная пятерка» - предтеча евразэс. 96 – упразднен таможенный контроль на границе России и Белоруссии, упрощен контроль на российско-казахской. Конец 96 – интеграционный комитет – главный орган союза. К 98 – унифицированы таможенные ставки России и Белоруссии, наполовину рос-каз. Кризис 98 многое перечеркнул. Новый старт дал приход путина.

10 окт 2000 – договор о созд евроазиатского экономического сообщества ( ЕврАзЭС, страны «пятерки»). Высший орган – межгос совет на уровне глав государств или правительств. Интеграционный комитет – принимает решения квалифицированным большинством ( 40% голосов Россия). Межпарлам. Ассамблея. Суд. Комиссия постоянных представителей. Секретариат. Цели евразэс -завершение формирования зоны своб. Торг и переход к тамож союзу и единому экономическому пространству.

Однако экономики стран участниц слишком разные. 2 уровня стран – Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия и Таджикистан. В нач 2006 – а евразэс вступил Узбекистан, но в 2008 приостановил участие. Является членом, но не участвует. 2007- выход на уровень таможенного союза. Только Россия, Белоруссия и Казахстан. Новый таможенный кодекс с 1 июла 2010 для России и Казахстана и с 6 июля для Белоруссии. Апр. 2011 – решение о присоединении к тамож союзу приняла Киргизия, но еще окончательно не вступила.думают Таджикистан.

Инициативы по созданию Единого экономического пространства России, Украины, Белоруссии и Казахстана. Проект создания единого экономического пространства появился 23 февраля 2003г. Россия, Казахстан, Белоруссия, Украина. Сент.2003 – соглашение о создании подписано, создание торговля, налоговой и финансовой политики. Обусловлено экономическим ростом после кризиса. Украина была заинтересована в сбыте товаров и дешевых энерго-ресурсах, не заинтересована в наднациональности, но заинтерес. в создании зоны свободной торговли без изъятия ограничений, получить российский рынок, энергоносители, но не идти на развитие наднациональности, в чем заинтересована Россия. Оранжевая революция – после прихода ющенко еще были нацелены на сотрудничество. Но потом появились разногласия.

Сер 2006 – в рамках ЕврАзЭС принято решение о создании ЕЭП, на базе евразэс но без Украины. Создание таможенного союза оживило инициативы создания еэп. Намерены создать к 1 янв. 2012. До прихода януковича и после вновь оживились разговоры об участии Украины. Но сейчас она уже опять не заинтересована. Россия утратила свое влияние. Большее значение отдается сотрудничеству с Европой.

ЕврАзЭС -созданная с целью формирования общих внешних таможенных границ входящих в неё государств, выработки единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка. 2001 г. Беларусь, Кз, Кирг, РФ, Тадж. Евразийское экономическое сообщество (ЕЭП) было образовано на основе созданного в 1995 году, но так и не заработавшего таможенного союза некоторых стран СНГ.

10 октября 2000 года в Астане (Республика Казахстан) главами государств (Беларусь, Казахстан, Россия, Таджикистан, Киргизия) был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (вступил в силу 30 мая 2001 года). В сентябре 2005 года премьер-министры стран ЕврАзЭС подписали в Душанбе базовый документ по формированию топливо-энергетического баланса государств сообщества. 7 сентября 2005 года решение объединить Организацию «Центрально-Азиатское сотрудничество» с ЕврАзЭС. В августе 2006 года на Межгосударственном совете ЕврАзЭс было принято принципиальное решение о создании Таможенного союза в составе лишь трёх государств, готовых к этому, — Беларуси, России и Казахстана.

Центральноазиатское сотрудничество.сейчас уже не действует около 5 лет. Первое субрегиональное объединение на постсоветском пространстве – 30 апр. 94г. – Казахстан, Киргизия, Узбекистан – договор о создании единого экономического пространства. Март 98 – присоед Таджикистан. 98 – название центр-аз. экономическое сообщество ( до этого центр-аз. союз)

Причины: общие черты культ-цивилизационного развития, вопросы политического плана (границы не отражали характер расселение народов => этнические меньшинства), экономические вопросы (водопользование, самый населенный – Узбекистан – требует больше воды. Аральское море.) (электроснабжение – станции в Киргизии и Казахстане, потребители в узбек. И таджик.)

На первых порах экономическое взаимодействие оживилось, но цели выполнить не удалось. Не создали даже зону свободной торговли. Торговля даже сокращалась. Деиндустриализация – закрытие производств.

Страны соперничали. Осуществляли реформы разными темпами и в разных направлениях. В казах. и киргиз. внедрялись рыночные институты. Сложности в политическом взаимодействии. Борьба за региональное лидерство. В 2000 углубилось сотрудничество по вопросам безопасности и полит. проблемам. Стала пересекаться с ОДКБ, ШОС, ЕВРАЗЭС. Май 1994 – присоед. России. 2006 – Узбекистан вступил в евразэс и ОДКБ => центр-аз. сотр. Стало дублировать одкб и евразэс, поэтому не имеет смысла.

ГУАМ. 96 год – вена: Азербайджан, Грузия, Молдавия, Украина – необходимость более тесного сотрудничества. 97 – страсбург. Те же государства – соглашение о создании ГУАМ. 99 – саммит стран-участниц в Вашингтоне. Присоединился узбекистан. 2003 – Узбекистан приостановил участие, в 2005 вышел.

Причины и цели: политические. Ставят под сомнение доминирование России, дистанцироваться от нее, в экономической интеграции перспектив практически нет. Торговля незначительна. Создание транспортного коридора в обход России. ТРАСЕКА – транспортный коридор Европа –Кавказ – Азия. Транспортировка энергоресурсов. Ряд нефтепроводов построен, паромная переправа, планируется газопровод. ГУАМ финансируется западом. Май 2006 – переименовать в «организацию за демократию и экономическое развитие» (ОДЭР) с секретариатом в Киеве.

ШОС – один из инструментов политики РФ в регионе. Важная роль в сфере безопасности. ШОС берет начало с 1996 – была образована шанхайская 5ка: РФ, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан. Первые соглашения – об укреплении доверия в районе границ 1996. 1997 – соглашение о сокращении ВС в районе границ. Т.е. снижение напряженности в пограничных вопросах, ознакомление друг друга с военными планами, сообщение об учениях, сокращение риска нападения и пограничных инцидентов. Стал складываться форум по региональной безопасности, были угрозы талибов и местных радикалов. С 1999 –созданы рабочие группы. 2003 – создан антитеррористич центр. 2001 – встреча в Шанхае 6 гос-в (+ Узбекистан). Преобразование в ШОС. След 3 года – институционализация, приняты документы (Хартия ШОС 2003). 2003 – программа многостороннего экономич сотрудничества на 30 лет. Направление развития ШОС – расширение. Пока только ассоциированные члены.

Векторы интеграционных процессов Украины разнообразные. Ее геополитическое положение, уровень развития экономики и статус внеблокового государства отражается на интеграционных процессах.Первый вектор - содружество Независимых Государств (СНГ) - организация, в основание которой в 1991 г. причастна Украина. Договор об учреждении СНГ предусматривал сотрудничество в таких сферах, как внешняя политика, экономическая и финансовая политика, политика в области безопасности и обороны. Однако интеграционные процессы в СНГ идут трудно и противоречиво через неодинаковое осмысления целей организации разными странами-членами. Так, Украина не принимает участия в оборонных структурах СНГ, поскольку это противоречило бы ее статуса. Экономическая интеграция также тормозится взаимным непониманием. Несмотря на то, что в 1993 г. государства-члены подписали Соглашения о создании Экономического союза, на самом деле и сегодня интеграция в СНГ отвечает лишь уровню зоны преференциальной торговли. Украина настаивает на принятии конкретных мер, которые способствовали бы созданию зоны свободной торговли в территориальном пространстве СНГ экран техно для ванны .Несмотря на трудности, которыми сопровождается сотрудничество членов СНГ в его пределах, эта организация имеет для Украины большое значение. Для нас экономическое пространство СНГ является потенциально широким рынком сбыта наших товаров и источник поставки необходимого сырья (особенно энергоносителей), машин и оборудования, товаров широкого потребления. На страны СНГ приходится более 40% внешнего товарооборота Украины. Сохранилось еще немало производственных связей между предприятиями Украины и бывших республик СССР. Хоть и очень медленно, но осуществляются продвижения к образованию экономического пространства в рамках СНГ. Большинство стран имеет безвизовый режим, что облегчает свободное передвижение рабочей силы. Налаживаются на новой рыночной основе производственные и коммерческие связи между предприятиями стран-членов, развивается сотрудничество в кредитно-финансовой сфере.

Второй вектор интеграции - организация черноморского экономического сотрудничества - была также основана при непосредственном участии Украины 25 июня 1992 г. в Стамбуле. Она состоит из 11 государств: Азербайджана, Албании, Болгарии, Армении, Греции, Грузии, Молдовы, России, Румынии, Турции и Украины. В качестве наблюдателей в работе ОЧЭС принимают участие следующие страны: Австрия, Египетского, Израиль, Италия, Польша, Словакия и Тунис. Статус наблюдателя предоставляется государствам на двухлетний срок, который может быть возобновлен, а международным организациям - на неограниченное время. Общей целью создания ОЧЭС было объединение стран для создания общего рынка, осуществления совместных капиталовложений, развития совместных транспортных и коммуникационных систем и др. Исходя из этой общей цели, можно выделить такие основные цели создания ОЧЭС, которые были зафиксированы в Декларации о ОЧЭС:• превращение Черного моря в территорию мира, стабильности и процветания благодаря развитию дружественных и добрососедских отношений;• развитие экономического сотрудничества между странами-членами на основе принципов Хельсинкского заключительного акта и решений, содержащихся в документах ОБСЄ;• улучшение условий для предпринимательской деятельности и стимулирование индивидуальных и коллективных инициатив предприятий и фирм;• содействие экономическому сотрудничеству с учетом специфических условий, интересов и проблем стран-участниц;• развитие всеобъемлющего многостороннего и двустороннего черноморского экономического сотрудничества;• оптимальное использование всех возможностей для расширения и диверсификации сотрудничества.

Еще один вектор - это создание ГУУАМ. В 2001 году юридически оформлено статус ГУУАМ как международной организации. Эта аббревиатура происходит от начальных букв названий государств, которые составляют ГУУАМ: Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова. Украина в этой организации является государством с самым большим экономическим потенциалом. Одной из целей ГУУАМ является содействие транспортировки газа из Центральной Азии и азербайджанской нефти на Запад, возрождения «Великого шелкового пути». Некоторые наблюдатели видят в создании ГУУАМ попытку найти альтернативу СНГ, в которой управляющая роль принадлежит России. Однако, как президенты стран-членов ГУУАМ, так и президент России определяют, что членство в ГУУАМ не становится в противоречие с обязанностями этих стран по СНГ.

Стратегической целью Украины является вступление в Европейский Союз. Привлечение к европейскому сообществу открыло бы для Украины большие возможности по ускорению экономического развития и повышения благосостояния нашей страны. Наше желание стать членом ЕС до сих пор не реализовалось через несоответствие экономического механизма Украины нормам и требованиям Европейского Союза. Однако, Украина шаг за шагом продвигается к Западной Европы, ища возможности согласования общих интересов. Отношения с ЕС основаны на конкретных соглашениях и программах партнеров. В 1994 г. было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Украиной (вступило в силу в 1998 году). Основными целями Соглашения являются: развитие тесных политических отношений путем постоянного диалога по политическим вопросам; содействие торговле и инвестициям, гармоничным экономическим отношениям; обеспечения основ для взаимовыгодного экономического, социального, финансового, научно-технического и культурного сотрудничества; поддержка Украины в ее усилиях укреплять демократию и завершению перехода к рыночной экономике. В 1999 г. была принята «Общая стратегия Европейского Союза в отношении Украины», в котором особый упор делается на содействие демократическим преобразованиям в Украине. В «Стратегии» подчеркивается также, что стратегическое партнерство между ЕС и Украиной, которое основывается на общих ценностях и интересах, является фактором укрепления мира, стабильности и процветания в Европе. Одним из наиболее эффективных направлений сотрудничества Украины с ЕС программа TACIS - Техническая помощь странам СНГ. Это - очень разветвленная программа поддержки реформ в странах СНГ, в том числе и в Украине. На экономические реформы в Украине выделено расходы для 32 проектов; среди них - проекты по реструктуризации сельского хозяйства, содействие развитию финансовых рынков в Украине и другие. TACIS передает ноу-хау, которым владеют государственные и частные организации, что позволяет сочетать опыт с профессиональными знаниями и навыками на местах. Ноу-хау предоставляется в форме консультативного содействия по вопросам управления, направления групп экспертов. Со своей стороны, Украина разработала национальную программу интеграции в ЕС. В 1998 г. вышел Указ Президента об утверждении Стратегии интеграции Украины в Европейский Союз». В «Стратегии» предполагается 17 направлений, которые необходимо реализовать в три этапа: первый приходится на 2000 год; второй - на 2001-2003 годы; третий - 2004-2007 годы. 2013 – соглашение об ассоциации.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.