Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда была подписана Болонская декларация. На сегодняшний день процесс включает в себя 47 стран-участниц. Болонский процесс открыт для присоединения других стран. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года .
Одной из основных целей Болонского процесса является «содействие мобильности путём преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения». Для этого необходимо, чтобы уровни высшего образования во всех странах были максимально сходными, а выдаваемые по результатам обучения научные степени — наиболее прозрачными и легко сопоставимыми.
В 1998 году была подписана Сорбоннская декларация. Цель декларации заключается в создании общих положений по стандартизации Европейского пространства высшего образования, где мобильность следует поощрять как для студентов и выпускников, так и для повышения квалификации персонала.
Основные цели Болонского процесса: расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов.
Декларация содержит шесть ключевых положений:Принятие системы сопоставимых степеней.Введение двухциклового обучения: предварительного и выпускного. Внедрение европейской системы перезачёта зачётных единиц трудоёмкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Существенное развитие мобильности учащихся Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества. Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов.
Один раз в два года в рамках Болонской декларации проводятся конференции министров, на которых министры выражают свою волю посредством коммюнике. В Пражском коммюнике от 2001 года число стран-членов было увеличено до 33, и там же произошло расширение целей. обязательства обеспечить дальнейшее развитие национальных квалификационных структур. Тема общественного контроля процесса обучения.
Следующая конференция состоялась в Берлине в 2003 году; увеличило число стран. расширение целей, с точки зрения объединения связей Европейского пространства высшего образования в Европейское научное пространство, создание новых структур - Болонская группа, Болонский Совет и Секретариат.
В 2005 году состоялась конференция министров в Бергене. важность партнёрских связей, важность обеспечения более доступного высшего образования.
В Лондонском коммюнике 2007 года число участвующих стран было расширено до 46. Это коммюнике сосредоточено на оценке прогресса, поднимаются вопросы о мобильности, структурах степеней, необходимость дальнейшего сотрудничества.
В 2009 году конференция состоялась в бельгийском городе Лёвен, вопросы касались планов на следующее десятилетие, вопросы международной открытости, мобильности обучающихся, образования в целом, более глубокое реформирование. Если раньше Болонский процесс был под председательством страны, председательствующей в ЕС, то теперь процесс будет проходить под председательством двух стран: как страны, председательствующей в ЕС, так и не входящих в ЕС стран по очереди в алфавитном порядке.
Следующая конференция министров состоялась в марте 2010 года в Будапеште и Вене; конференция являлась юбилейной — десятилетие Болонского процесса. В честь юбилея состоялось официальное объявление о создании европейского пространства высшего образования.
Первый организационный Болонский форум проходил в Лёвене в 2009 году. В нём приняли участие 46 членов Болонского процесса. важность государственных инвестиций в высшее образование, несмотря на экономический кризис.
Второй организационный Болонский форум состоялся в Вене в марте 2010 года; в нём приняли участие 47 стран и восемь консультативных членов: как системы высшего образования и учреждения реагируют на растущие потребности и ожидания, обеспечение баланса между сотрудничеством и конкуренцией в международном высшем образовании.
Достоинства Болонского процесса: расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов. Присоединение России к Болонскому процессу даёт новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией. присоединение России к Болонскому процессу может привести к временной путанице с учебными программами. недостаточно полная информированность должностных лиц как о текущем положении дел в российском и европейском образовании, так и о целях Болонского процесса. Полноценное вхождение в Болонский процесс потребовало от нашей страны реформирования системы обучения в целом и высшего профессионального образования в частности. Реформа предусматривает, прежде всего, разработку образовательных программ, совместимых с европейскими. в декабре 2004 г. одобрены Правительством «Приоритетные направления развития образовательной системы РФ». В этом документе впервые декларировалась реализация в нашей стране в ближайшей перспективе основных принципов Болонского процесса. 15 февраля 2005 г. был утвержден «План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005-2010 годы», от 23 декабря 2005 г. была утверждена «Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы».
Но самым большим новшеством рамочный» характер стандартов нового поколения - дальнейшее расширение свободы вузов. ФГОС определяет в качестве базовой по набору дисциплин (модулей) лишь половину (50%) образовательной программы бакалавра. Содержательное наполнение второй программы становится прерогативой вуза.