Основой для создания учения об Ангелах является написанная в V веке книга Дионисия Ареопагита «О Небесной Иерархии», более известная в редакции VI века. Девять Ангельских чинов разбиты на три триады, каждая из которых имеет свою специальную особенность.
Первая триада:
- Серафимы
- Херувимы
- Престолы
… характеризуется непосредственной близостью к Богу;
Вторая триада:
- Cилы
- Господства
- Власти
… подчеркивает Божественную Основу Мироздания и мировладычества;
Третья триада:
- Начала
- Архангелы
- Ангелы
… характеризуется непосредственной близостью к человеку.
Дионисий суммировал то, что было накоплено до него. Серафимы, Херувимы, Силы и Ангелы упоминаются уже в Ветхом Завете; в Новом Завете появляются Господства, Начала, Престолы, Власти и Архангелы.
По классификации Григория Богослова (IV в.), Ангельская Иерархия состоит из Ангелов, Архангелов, Престолов, Господств, Начал, Сил, Сияний, Восхождений и Разумений.
По своему положению в Иерархии, чины располагаются следующим образом:
- Серафимы
- Херувимы
- Престолы
- Господства
- Силы
- Власти
- Начала
- Архангелы
- Ангелы
Традиционно Высший ранг приписывается Михаилу, Гавриилу и Рафаилу - трем Ангелам, поименно названным в библейских книгах; четвертым к ним обычно добавляют Уриила, встречающегося в неканонической 3-ей Книге Ездры. Распространено представление о том, что существует Семь высших Ангелов (связанное с магическими свойствами числа 7, попытки перечислить их поименно предпринимались со времен 1-ой Книги Еноха, однако, здесь существуют слишком большие расхождения).
Ограничимся перечислением «великолепной семерки», принятой в православной традиции, возглавляемой восьмым - Михаилом:
- Михаил
- Гавриил
- Рафаил
- Уриил
- Салафиил
- Иегудиил
- Варахиил
- Иеремиил.
Серафимы
Существа Любви, Света и Огня. Они занимают самое высокое положение в Иерархии чинов и служат Богу, заботясь о Его престоле. Серафимы выражают свою Любовь к Богу постоянным пением хвалебных псалмов.
Будучи ближайшими к Богу Созданиями, Серафимы также считаются «огненными», поскольку Они объяты пламенем вечной Любви.
Три чина Серафимов, Херувимов и Престолов никогда не принимают участия в человеческих конфликтах, но находятся с нами, когда мы мирно созерцаем Бога и испытываем постоянную Любовь в наших Сердцах. Они и порождают в людях Божественную Любовь.
У Иоанна Богослова на острове Патмос было видение Ангелов: Гавриила, Метатрона, Кемуила и Натаниила среди Серафимов.
Исайя - единственный пророк, упоминающий Серафимов, когда он рассказывает о своем видении огненных Ангелов над Престолом Господним: «У каждого было шесть крыльев: два закрывали лицо, два закрывали ноги, а два использовались для полета».
Еще одним упоминанием Серафимов можно считать книгу Чисел, где дается ссылка на «огненных змеев». Согласно «Второй книге Еноха» (Апокриф), у Серафимов шесть крыльев, четыре головы и лика.
Пророк Исаия описывает Их так: «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из Них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое и двумя закрывал ноги свои, а двумя летал. И взывали Они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его».
По классификации Псевдо-Дионисия, вместе с Херувимами и Престолами Серафимы относятся к первой триаде: «...святейшие Престолы, многоокие и многокрылые Чины, называемые на языке евреев Херувимами и Серафимами, находятся в большей и непосредственнейшей пред другими, близости к Богу...».
Что касается наименования Серафимов, оно ясно показывает непрестанное и всегдашнее их стремление к Божественному, их горячность и быстроту, их пылкую, постоянную, неослабную и неуклонную стремительность, также их способность действительно возводить низших в горнее, возбуждать и воспламенять их к подобному жару: оно также означает способность, опаляя и сжигая, тем самым очищать их - всегда открытую, неугасимую, постоянно одинаковую, Светообразную и просвещающую силу Их, прогоняющую и уничтожающую всякое омрачение.