Эритромицин наиболее изучен (является "золотым стандартом" макролидов), активен против S.pyogenes, S.pneumoniae и S.aureus, (метициллин-чувствительных штаммов). Он хорошо действует на возбудителя коклюша (Bordetella pertussis), палочку дифтерии (Corynebacterium diphtheriae), возбудителя эритразмы (Corynebacterium minutissimum), моракселлу (Moraxella catarrhalis), легионеллы (Legionella spp.), кампилобактерии (Campylobacter spp.), листерии (Listeria monocytogenes), хламидии (Chlamydia trachomatis), микоплазмы (Mycoplasma pneumoniae), уреаплазмы (Ureaplasma urealyticum). Умеренно активен против гемофильной палочки (Haemophilus influenzae), боррелий (Borrelia burgdorferi), возбудителей раневой инфекции при укусах животных (Pasteurella multocida, Eikenella corrodens) и некоторых анаэробов (включая Bacteroides fragilis).
Азитромицин обладает некоторым превосходством над другими препаратами по активности против Gr-отрицательных микробов (N.gonorrhoeae, M.catarrhalis, H.influenzae), а также C.jejuni и P.multocida.
Кларитромицин превосходит другие макролиды по действию на Gr-положительные кокки (S.aureus, S.pyogenes, S.agalactiae), а также L.pneumophila, H.pylori и C.trachomatis.
Все препараты обладают примерно равноценной активностью против пневмококка (16-членные макролиды - спирамицин и джосамицин - могут действовать на штаммы пневмококка, резистентные к пенициллину и эритромицину).
Макролиды практически не действуют на Gr-отрицательные бактерии семейства Enterobacteriaceae, Pseudomonas spp. и Acinetobacter spp. (не проникают через их клеточную оболочку), а также на метициллинрезистентные штаммы S.aureus (MRSA).
В отношении генитальных микоплазм (M.hominis) наиболее отчетливой микробиологической активностью обладает мидекамицин.
Практически все макролиды оказывают ингибирующее действие на некоторые простейшие: против T.gondii наибольший протозоастатический эффект имеют спирамицин, азитромицин, кларитромицин и рокситромицин; в отношении Cryptosporidium parvum активны спирамицин, азитромицин и рокситромицин.
Важной особенностью макролидов является их активность против атипичных микобактерий: кларитромицин, азитромицин и рокситромицин активны против внутриклеточного комплекса M.avium (частого возбудителя оппортунистических инфекций у больных со СПИДом), а кларитромицин наиболее активен против M.leprae.
Азитромицин, кларитромицин, рокситромицин и диритромицин превосходят эритромицин по активности против B.burgdorferi. Мидекамицин несколько сильнее, чем эритромицин, действует на C.diphtheriae.
Фармакокинетика
После приема внутрь эритромицин и олеандомицин частично разрушаются под действием соляной кислоты желудка. Повышенную устойчивость к кислоте имеют кишечнорастворимые лекарственные формы и некоторые эфиры, например эритромицина стеарат. Новые макролиды, особенно кларитромицин, характеризуются высокой кислотостабильностью.
Всасывание эритромицина при наличии пищи резко снижается, несколько меньшие изменения всасывания характерны для спирамицина и кларитромицина. Пища замедляет скорость абсорбции рокситромицина и азитромицина, не влияя на ее объем. С повышением дозы антибиотика его биодоступность увеличивается. Наиболее высокие сывороточные концентрации отмечаются при приеме рокситромицина, что можно связывать с его относительно низким накоплением в тканях. Самые низкие концентрации в крови характерны для азитромицина, что может создавать проблемы при инфекциях, сопровождающихся бактериемией.
Важным элементом фармакокинетики макролидов является наличие двух пиков концентрации в крови. Феномен второго пика обусловлен тем, что значительная часть препарата, первично депонированная в желчном пузыре, впоследствии поступает в кишечник и всасывается.
При внутривенном введении высокие концентрации макролидов в крови образуются очень быстро и превышают уровни, достигаемые при оральном приеме препаратов.
Достоинством макролидов является способность создавать очень высокие и стабильные концентрации в тканях, превышающие уровень препаратов в сыворотке крови в десятки раз (исключение составляет рокситромицин, концентрации которого в тканях меньше, чем в крови, из-за высокой степени связывания с белками плазмы). По способности проходить через различные гистогематические барьеры (за исключением гематоэнцефалического) макролиды превосходят b-лактамы и аминогликозиды. Макролиды накапливаются в миндалинах, среднем ухе, придаточных пазухах носа, легких, бронхолегочном секрете, плевральной и перитонеальной жидкости, лимфатических узлах, органах малого таза (включая предстательную железу). При воспалении проницаемость препаратов увеличивается (макролиды проникают внутрь фагоцитов и с ними транспортироваться в воспалительный очаг) и концентрации, создаваемые в этих органах, превышают их МПК для основных патогенов.
В отличие от многих других антибиотиков макролиды хорошо проникают внутрь клеток и создают высокие внутриклеточные концентрации, что имеет важное значение при лечении инфекций, вызванных внутриклеточными патогенами (Mycoplasma spp., Chlamydia spp., Legionella spp. и др.).
Макролиды метаболизируются в печени при участии цитохрома Р450, метаболиты выделяются преимущественно с желчью и далее с фекалиями.
По клинической эффективности так называемые “новые” макролиды существенно не отличаются от эритромицина. Их преимущества обусловлены удачным фармакокинетическим профилем: во-первых, большей продолжительностью действия, что обеспечивает возможность приема 1 - 2 раза в день и более высокую комплаентность (исполнительность пациентов при амбулаторном лечении), а во-вторых, лучшей переносимостью больными.
Побочные эффекты
Макролиды рассматриваются как одна из самых безопасных групп антибиотиков, очень редко вызывающих серьезные нежелательные реакции. Наиболее типичными для макролидов являются реакции со стороны верхних отделов желудочно-кишечного тракта в виде болей, тошноты и рвоты, которые чаще возникают при оральном приеме высоких доз препаратов, но могут наблюдаться и при внутривенном введении. Развитие диспептических расстройств наиболее характерно для эритромицина и олеандомицина, что связано с их стимулирующим (прокинетическим) действием на моторику ЖКТ: данные препараты являются агонистами мотилиновых рецепторов. Другие 14-членные макролиды (рокситромицин, кларитромицин), азалиды (азитромицин) и 16-членные препараты (спирамицин, джосамицин) реже вызывают диспептические явления. Нежелательные реакции со стороны нижних отделов кишечника (диарея) возникают редко.
Другой типичный для макролидов побочный эффектт - холестаз. Так, при длительном применении старых макролидов может развиться холестатический гепатит, сопровождающийся желтухой, приступообразными болями в животе, эозинофилией и высоким уровнем печеночных трансаминаз в сыворотке крови. В редких случаях при назначении высоких доз эритромицина и кларитромицина, особенно больным с нарушениями функции почек, наблюдаются обратимые ототоксические реакции (ухудшение слуха, звон в ушах).
При внутривенном введении макролидов могут отмечаться тромбофлебиты (факторы риска - быстрое введение и высокая концентрация растворов). Возможно развитие суперинфекции (Candida, Gr-отрицательные бактерии) в ЖКТ, однако дисбактериоз отмечается гораздо реже, чем при лечении b-лактамами. Аллергия к макролидам отмечается очень редко.