Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЗАКЛЮЧЕНИЕ по кинофильму А.Тарковского



"Зеркало" ("Белый день")

Руководство IV Творческого объедине­ния, просмотрев новый вариант фильма "Зеркало" ("Белый день"), отмечает, что монтажные поправки и сокращения, сде­ланные по рекомендациям, высказанным художественным Советом объединения, пошли фильму на пользу.

Вместе с тем, проделанная работа не дала еще должного результата. Многие требования, высказанные объединением, а затем Бюро художественного Совета студии, к сожалению, остались нереализо­ванными. По-прежнему все еще нуждают­ся в прояснении и авторская мысль, и кон­струкция картины в целом, и ряд отдель­ных эпизодов.

Для завершения работы над фильмом руководство объединения считает необхо­димым проделать следующее:

1. Объединение рекомендует четко раз­граничить три основных пласта фильма -современная действительность, воспоми­нания, сны. В связи с тем, что одни и те же исполнители играют роли матери и жены, сына и отца, необходимо четко обозна­чить, кто в данный момент возникает наэкране.

2. По-прежнему вызывает возражения, эпизод с военруком. Задуман автором как героический, этот эпизод, однако, получился неточным по своему идейно-смы­словому звучанию, так как он не выража­ет пафос и атмосферу военных лет. Этот эпизод следовало бы либо заново пере­снять, либо редакционными изменениями - как текстовыми, так и монтажными -придать ему правильное звучание. Война в картине показана однобоко и не соответствует замыслу, сформулиро­ванному самим режиссером в сценарии, где сказано, что в фильме будет "разговор об Отечественной войне, о ее освободи­тельной миссии, о патриотизме советских людей". Рекомендуем группе претворить в жизнь этот режиссерский замысел. Дляэтой цели целесообразно было бы исполь­зовать дополнительный хроникально-до­кументальный материал времен Отечест­венной войны. Из эпизода фронтовой хро­ники, имеющегося в картине, следует ис­ключить натуралистические детали.

3. Фильму все еще не хватает широкого дыхания времени. Духовный мир героине достаточно сопряжен с большой жиз­нью страны. В этой связи нам представля­ется крайне важным восстановить хрони­кальный эпизод запуска стратостата, рас­ширить хронику испанских событий, пока­зать приезд в Советский Союз испанских детей и встречу их, а также первомайский парад 1939 года на Красной площади (это было запланировано в режиссерском сце­нарии).

4. В прояснении нуждается игровая сце­на с испанцами. Сейчас она невнятна, ее связь с основным содержанием фильма не понятна.

5. Нам представляется нужным завер­шить эпизод с сережками уходом героини, который выразит ее неприятие благопо­лучно-обывательского существования в военные годы.

6. По-прежнему вызывает недоумение кадр с парящей в воздухе героиней. Он расплывчат и неясен по смыслу своему. Этот кадр следовало бы исключить.

7. Появление автора в конце картины делает рассказанную в фильме историю жизни слишком частной. Этот план вызы­вает возражение не только по эстетиче­ским, но и по этическим соображениям.


О.КАРАЕВ, директор творческого объе­динения

А.АЛОВ, В.НАУМОВ, художественные руководители объединения

Б.КРЕМНЕВ, главный редактор объеди­нения

24 мая 1974 года

Трудно поверить, что подобные форму­лировки могли исходить от Александра Алова и Владимира Наумова, режиссеров не однажды битых-перебитых. О нехватке "широкого дыхания времени" как-то при­вычнее было слышать от демагогов кино-комитета. Впрочем, очень скоро настанет пора выслушать и их. 'Зеркало"стали го­товить к официальной сдаче Госкино.

* Суркова О. "Книга сопоставлений". М., "Киноцентр", 1991. ** Там же.

*** О Тарковском. М., "Прогресс", 1989. **** Суркова О. "Книга сопоставлений".

Еще в преддверии дегустации 'Зеркала"це­нителями прекрасного из Малого Гнездников­ского на "Мосфильме"порешили, что картину надо хотя бы для приличия слегка причесать по-советски. Тарковский представил надле­жащий документ.

ПЛАН ПОПРАВОК ПО КИНОКАРТИНЕ "ЗЕРКАЛО"

 

1. Будут введены надписи, уточняющие
строение сюжета и личности героев (кто мать,
кто Наталья).

2. С целью прояснения смысла картины бу­
дет частично изменен и в связи с этим переоз­
вучен авторский текст.

3. Будут произведены монтажные сокраще­
ния следующих эпизодов:

 

A)типография;
Б) I и II сны;

B)разговор автора с матерью по телефону;
Г) чтение письма Пушкина к Чаадаеву;

Д) приезд отца;

Е) сережки;

Ж) военная хроника;

3) военрук.

Для проведения этих работ необходимы 3 смены речевого озвучания и 3 смены переза­писи.

Сдача картины на 2-х пленках будет прове­дена в срок (24 мая с.г.).

Режиссер-постановщик А.ТАРКОВСКИЙ

Директор картины Э.ВАЙСБЕРГ

17 июня 1974 года А.Тарковский и Э. Вайсберг рапортовали начальству, что все реко­мендованные поправки выполнены и запроси­ли разрешение на монтаж негатива. Значит, полный вперед ?! Ох, если бы...

12 июля 1974 года состоялось обсуждение подправленного варианта фильма в генераль­ной дирекции "Мосфильма" с участием пред­ставителей Госкино. Первым слово взял дире­ктор студии Николай Сизов. По всей вероятно­сти к тому времени в небесной канцелярии стряслось нечто такое, что Николаю Трофимо­вичу, человеку принципиальному, выдержан­ному, коньюнктурно-несуетливому пришлось радикально переменить свое отношение к фильму. От былого благорасположения, кото­рое он не скрывал на предыдущем обсужде­нии картины, не осталось ни малейшего следа.

Возможно, ситуация с 'Зеркалом" так резко обострилась потому, что Тарковский показал вчерне смонтированную картину отборщику Каннского кинофестиваля, а тот, сразу же принялся хлопотать, чтобы заполучить ее в конкурс. Эта инициатива вряд ли могла прий­тись по душе комитетскому начальству. Но, скорее всего, главная причина обострения си­туации с 'Зеркалом" в другом. Об этом есть краткая, но красочная запись в режиссерском дневнике: "13 апреля. (...) Был скандал, когда мы показали материал Ермашу, поскольку он вообще ничего не понял".

По-видимому, главным итогом скандала ста­ло то, что от разгневанного госкиношного ру­ководства более всего досталось не столько самому Тарковскому, сколько директору "Мос­фильма". И потому на обсуждении он был не­обычайно суров.

ОБСУЖДЕНИЕ

кинокартины "Зеркало"

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.