VI ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО СЦЕНАРИЮ "БЕЛЫЙ ДЕНЬ"
(новый вариант)
В соответствии с замечаниями по литературному сценарию "Белый день" А.Мишарина и А.Тарковского, изложенными в заключении Госкомитета, в сценарий внесен целый ряд изменений и поправок, а именно: Переделан эпизод "Военрук". Он повторял и сюжетно и по характеру смыслового и эмоционального решения некоторые уже известные читателю и зрителю произведения. Теперь изменен не только финал – граната оказалась без запала, военрук не погибает, но и смысл эпизода. Школьник Асафьев становится, в сущности, главным действующим лицом этого эпизода. Поступок военрука, готового пожертвовать своей жизнью, выводит этого, по-видимому, испытавшего нечеловеческое горе мальчика из состояния нравственного оцепенения. Главная мысль этого эпизода: доброта, самоотверженность всегда находят отклик в душе человеческой, даже если эта душа оледенела от горя и несчастий.
1. Сняты акценты со сцен, усугубляющих тему одиночества и неустроенности, ради чего исключены два больших эпизода - "Разрушение церкви в 1938 году" и "Возвращение издеревни по ночному лесу", что значительнооблегчает ткань повествования и выравнивает драматургию и идейный характер сценария в целом.
2. В эпизоде "В типографии" авторами проделана редакторская работа, цель которой устранить атмосферу тяжести и сосредоточить внимание на таких качествах характера Героини, как честное отношение к своему труду, обеспокоенность за общее дело. Эпизод рассказывает в этом варианте о работе матери, о принадлежности ее к рабочим людям.
3. В новый эпизод "Куликовская битва" авторами введены мотивы, подчеркивающие еесодержание - те традиции освободительной борьбы с иноземными захватчиками, которые оживали в дни Великой Отечественнойвойны, через призму которых дети в ту пору воспринимали происходящее.
4. В сценарии появился еще один новый эпизод — "Испанцы". Он не только вносит в сценарий атмосферу крупных политических событий предвоенного времени, расширяет его исторический кругозор, но и поэтически выражает мысль о том, что наша страна становится для многих людей, вынужденных из-за политических преследований покинуть отчий край, подлинной родиной.
5. Отредактированы вопросы матери в части "Интервью", выброшено их большое количество с целью отбора главных во имя создания верного характера героини. Тем не менее, работа по редактированию этой части сценария будет вестись непрерывно, как авторами, так и объединением вплоть до монтажаотобранных как вопросов, так и ответов на них.
6. В фильм будет включена большая частьисторико-хроникального материала. Объединение обращает внимание авторов на то, чтобы при отборе хроникальных материалов ониучитывали необходимость внести в фильм дыхание жизни страны, отголоски крупныхсобытий, происходивших в изображаемые вфильме годы.
Сценарно-редакционная коллегия VI творческого объединения считает возможным запустить данный вариант литературного сценария "Белый день" в режиссерскую разработку. Учитывая решающую роль для идейного звучания фильма включения в него хроникально-документальных материалов, отображающих жизнь страны на разных ее этапах, объединение считает необходимым, чтобы это нашло свое отражение уже в режиссерском сценарии.
В связи с расширением будущего фильма за счет появления хроники, объединение обеспокоено метражом фильма и просит разрешить его в размере 3200 метров.
УТВЕРЖДЕНО:
О.КАРАЕВ, директор творческого объединения
Н.СКУЙБИНА, и.о. главного редактора
А.АЛОВ, В.НАУМОВ, художественные руководители объединения
Самая большая и, на мой взгляд, непоправимая потеря в ряду перечисленных — исключение из повествования эпизода "Разрушение церкви". Именно в нем концентрированно и обобщенно раскрывалась трагическая советская история. Эпизод производил мощное эмоциональное впечатление, поскольку акт вандализма был увиден детскими глазами. Но жертвоприношение в Малом Гнездниковском оценили, Тарковский запустился в режиссерскую разработку.
В апреле 1973 года Андрей Тарковский заканчивает работу над режиссерским сценарием. Обсуждение его на худсовете "Мосфильмовского" объединения прошло нервозно, на повышенных тонах. О "шекспировских масштабах", о том, что эта штука посильнее "Фауста" Гете, - то есть, о чем так сладко толковали на обсуждениях шестилетней давности — уже никто не заикался. Сложность положения обсуждающих заключалась в том, что, грубо говоря, Тарковский предлагал им "кота в мешке". В сценарии намеренно резервировалось слишком много свободного места для авторского маневрирования. По ходу съемок замысел мог измениться не только в существенных деталях, но и вообще все поставить с ног на голову. Но эта ставка на радикальную импровизационность, программно заявляемая Тарковским с самого начала, не столько привлекала, сколько настораживала. Тем более, что уже и по режиссерскому сценарию стало видно, что свободой маневра автор может воспользоваться на съемках самым непредсказуемым образом. Достаточно сказать, что по ходу самого обсуждения Тарковский просто ошарашил всех неожиданным сообщением: он сам намерен сниматься в своем фильме в роли "автора".
Впрочем, не берусь пересказывать сложный, извилистый ход состоявшегося обсуждения, тем более, что сохранилась его стенограмма.