(из архива Госкино СССР) Прежде чем приступить к режиссерской разработке этого сценария, авторы хотят внести в него некоторые изменения с целью уточнить и обогатить идею будущего кинопроизведения и время действия для событий, в нем изложенных.
Будущий фильм по своему жанру намерен продолжить линию русской классической автобиографической повести в духе "Детства, отрочества и юности" Л. Толстого, "Детства Темы" Гаршина, "Детства Никиты" А.Толстого и тому подобное. Мне кажется, что разработка этого жанра в кино очень перспективна, ибо она внесет в рассказ свежую струю поэзии и искренности. Не говоря уже о традиционных основах такого фильма, обеспечивающих благородное звучание основной темы. Это первое.
Во-вторых, сама идея рассказать историю Матери простым, доходчивым языком, безусловно, демократична и способна собрать очень широкую зрительскую аудиторию. Я думаю, этот фильм может придать большое значение моральным и нравственным нормам, дорогим буквально каждому зрителю, который близко к сердцу примет дань сыновней благодарности своим матерям...
В-третьих, представляется интересным в некоторых хронологически выстроенных эпизодах нарисовать образ времени, который свяжет личную судьбу героини фильма с судьбой страны. Это и довоенный период, который связан в памяти Матери и автора с войной в Испании и с эвакуацией в Советский Союз испанских детей. Это и Великая Отечественная война, и ее победоносный конец. Это и сегодняшний день.
В четвертых, мне хотелось бы поделиться конструктивными идеями, которые определят и форму, и существо будущего кинопроизведения и смогут раскрыть его поэтически складывающийся образ.
Фильм будет развиваться в трех плоскостях.
1.Разговор Ведущего с Матерью, снятый хроникально.
В разговорах Ведущего с Матерью, который в литературном сценарии лишь обозначен рядом бессистемных вопросов, работа пойдет по двум путям. Один — это фиксация содержательных и глубоких размышлений о жизни, которые должны выглядеть как беседы, и где личность Ведущего будет иметь такое же значение, как и главный персонаж -Мать. Мне кажется, что для достижения особенно сильного эстетического впечатления в этих "беседах", несмотря на их хроникальный, сиюминутный характер, следует и в изобразительном, и в монтажном принципах построения стремиться к форме высокохудожественной... найти истинно художественную, тщательно отобранную ткань для киноматериала. Нет сомнения также в том, что из большого количества материала этих интервью в результате монтажа останется лишь небольшая, но важная его часть. То есть, материал этот будет тщательно отобран, профильтрован во имя создания единого целого и в смысле идейном, и в смысле формы. Таким образом, материал, который, на первый взгляд, должен навязывать авторам свое качество, превращается в гибкий и подчиненный общей эстетической категории отбора и становится управляемым: то есть, изменяющимся в зависимости от контекста и своих пропорций в структуре будущей картины.
Что касается игровых эпизодов, то будучи разыграны актерами по написанному сценарию, они должны выражать важнейшие мысли авторов, рассказывающих отдельные эпизоды человеческой биографии. Своеобразный диалог двух взглядов на одни и те же события (взгляд Автора и взгляд Матери) создаст своего рода выпуклость, стереоскопичность рассказа и поможет ярче выразить отношение к происходящему на экране.
Кинохроника же должна будет подчеркнуть связь рассказа с правдой времени, о котором говорится в том или другом эпизоде. Ее можно очень интересно использовать, вставляя в игровые эпизоды с целью расширить, углубить и выделить происходящее в игровой сцене или в сцене-интервью. Чтобы быть понятным, приведу пример. В разговоре с Ведущим, допустим, о войне во Вьетнаме, Мать не находит сразу ответа на конкретный вопрос об отношении к этой войне. И затянувшуюся паузу (которая, на первый взгляд, неудачна и неуместна) можно прервать трагическими кадрами вьетнамской кинохроники, посвященной бомбежкам мирных деревень. Смонтированная таким образом сцена станет глубокой и убедительной и превратится как бы в размышление Матери, ее немой протест. Здесь кадры хроники превратятся в мысли главного персонажа.
Мне кажется, что такая конструкция разговоров с Ведущим, кинохроники и игровых сцен породит чрезвычайно интересную форму, способную выразить лирико-поэтический пафос нашего фильма.
В завершение этой преамбулы к режиссерской разработке литературного сценария хочется сказать несколько слов об эпизодах, которые авторы хотят ввести в материал сценария.
1.Эпизод, посвященный довоенному периоду и рассказывающий о приезде в Советский Союз испанских детей. Его можно разбить на две части, и во второй познакомиться с испанцем, прожившим всю свою сознательную жизнь в Советском Союзе, который он не может не считать своей Родиной.
2.Было бы чрезвычайно интересно в одном из эпизодов, рассказывающем о военном времени (например, приезд отца на побывку с фронта) столкнуть военную хронику с игровым эпизодом "Утро на Куликовом поле". Имеется в виду рассказ о том, как после знаменитого сражения с татаро-монголами, те воины, которые остались в живых и были способны двигаться, собираются вокруг победоносного княжеского стяга. Воины стекаются со всех сторон к холму, на котором, преодолевая боль и слабость, стоит князь Димитрий, поддерживаемый под руки друзьями.
Этот эпизод мог бы многое раскрыть в сопоставлении с Великой Отечественной войной. Тут и освободительные традиции русского воинства, и тяжесть переломного момента в историческом аспекте, и смысл нечеловеческих усилий русского солдата в этой войне.
Я уже говорил также о небольших хроникальных эпизодах, которые подчеркнут и уточнят время действия и свяжут судьбу героя с жизнью страны. Сейчас еще трудно сказать, что это будут за сцены, но вполне возможно, что ими станут эпизоды, посвященные Великой Отечественной войне, ее концу, войне во Вьетнаме, приезду в СССР испанских детей и истории атомной бомбежки американцами двух японских городов в 1945 году.
Авторы хотели бы также сократить эпизод с военруком в начальной школе, который, несмотря на то, что основан на действительных событиях, выглядит несколько нарочито.
Во всяком случае, стремление авторов во время разработки и доработки литературного и режиссерского сценария создать единое, гармоничное произведение, посвященное жизни простого и благородного человека в период от довоенного времени до наших дней, который посвятил себя воспитанию детей, разделил со своей страной и тяготы ее судьбы, и ее победы, и радости.
11.9.1972 г.
Автор сценария и режиссер Андрей Тарковский
После четырехлетнего вылеживания сценарий "Белого дня" вновь попадает в объединение Алова и Наумова. Тарковский обещает несколько новых эпизодов, но принципиально в нем решительно ничего не меняется.
Обсуждение проходит 18 октября 1972 года. Те, кому в очередной раз предстоит всесторонне оценить целесообразность постановки, в щекотливом положении. О мотивах, по которым в 68-м пришлось забодать "Белый день", стараются, на всякий случай, не вспоминать. Основная тревога на сей раз - переусложненность.
ОБСУЖДЕНИЕ СЦЕНАРИЯ "БЕЛЫЙ ДЕНЬ" 18 октября 1972 года
(архив киностудии "Мосфильм") СКУЙБИНА:Мы возвращаемся к сценарию, который нам нравился, но по независящим от нас обстоятельствам работа была надолго остановлена. Комитет решил возобновить эту работу. К литературному сценарию Тарковский написал преамбулу, и она была послана в Комитет.
ТАРКОВСКИЙ:Этот фильм должен быть 3602 метра. Был разговор у Ермаша, где на это было дано согласие, но только будет одна серия. На этом этапе вроде все благополучно, но наступит время, когда будут доводить до одной серии. В этом деле непрофессиональный подход к картине. Фильм должен быть цветной, снятый на нормальный экран, на цветной пленке "Кодак". Должен состоять из трех частей. Игровые сцены, которые снимаются по закону игровых сцен. Актеры, много будет детей. И молодая актриса, которая будет играть мать. Это будет военная хроника (Хиросима, Нагасаки, связанная с появлением испанских детей). В монтаже это будет проходить по-разному. Речь пойдет о персонажах, которые существуют реально. Как хроника, снятая скрытой камерой. Эпизоды:
A) Ипподромы.
Б) И еще написанный эпизод с испанцами.
B) Похороны в разных местах (хоронят уз беки украинца) и снимать надо натурально. Это одно не похожее на другое, но объединя ет эти куски в единое состояние.
Г) Съемка скрытой камерой самой матери. Должна быть арендована квартира, стоящая на первом этаже. Часть квартиры замораживается и снимается скрытой камерой. Постепенное возникновение контакта с матерью немолодой женщиной. Нужны нравственные гарантии. И этот путь должна вести ведущая. Поэтому прошу дать мне эту декорацию, она нужна на протяжении всей картины. Существует такой же эпизод. Беседа с испанцами, которые приехали в 1937 году и не могут вернуться по двум причинам: 1.Трагедия уже не вернуться туда; 2,Трагедия жить здесь.
Нам не нужно подчеркивать хронику, а снимать принципами эстетического изображения.
Эпизоды будут различны: зима, лето. Здесь богатый материал для конструкции фильма, его организации. Эпизоды, в которых автор пытается вспомнить, требуют одного решения. Изобразительный и внутренний характер. Другой эпизод будет происходить в состоянии авторского воспоминания.
ХУЦИЕВ:Я очень рад за возобновление работы. Андрей очень внимательно должен отнестись к объему и ясности, и в данном случае такая почва есть. В картине заложена замысловатая форма, сложная тема. Она затрагивает мысли глубокие, но надо, чтобы она оставила впечатление, не перезагружая основную тему.
ЛАЗАРЕВ:В предостережениях Марлена есть резон. При сложности стыковки этих трех частей. Как разбиты и поставлены игровые эпизоды. Чем сложнее структура, тем.бо-лее жесткая ясная схема должна быть. Когда не идет поток сознания, а внутренне железно замкнут, - то это скучно. Если поток сознания будет решаться в натуралистическом виде, тогда этот поток рассыпется. Должна быть внутренняя драматургия: а) с матерью; б) с хроникальным материалом; в) и должна быть драматургия для всего фильма и сценария. Рабочие вопросы-интервью не только не помогают, а делают их мутными и неорганизованными. Есть вопросы тупые, бестактные, но цикл идущих вопросов должен быть на что-то направлен, внутренне нацелен.
Эти вопросы вызывают у меня недоумения. Они мне казались ленивыми.
Должен быть эпизод с точки зрения мальчика, а не матери. Даже при этом сплав будет сложным, что даже если это нарушить, исчезнет внутренняя драматургия. Надо ясно представить куски-интервью, возможно, вытянуть эти вопросы, так как должны быть совершенно ясные соединения.
Мне не понравилась бонна. Не случайно возникает цитата из Толстого. Должно быть некоторое укрепление и очищение материала.
Идея прекрасная - о матери и ребенке. Я бы подумал об этой внутренней чрезвычайно динамической, жесткой, целеустремленной цели, цели мыслительной. Это главная забота перед тем, как сделать картину.
МАЛЬЦЕВ:Я читал впервые и с огромным удовольствием. Это один из режиссеров, у которого есть концепция. Вся его картина не только по кинематографическому почерку интересна, но это сделано человеком, у которого есть своя концепция и философское отношение к жизни. Это не только попытка осмыслить мать, ребенка, но и время. И это чрезвычайно дорого. Вопросы могут быть и наивными, даже глупыми - мне эти вопросы нравятся. Я не знаю, как он это будет делать. Мне не очень понравился ведущий, может быть, ведущим сделать сына?!
ТАРКОВСКИЙ:Это совершенно безнадежно.
МАЛЬЦЕВ:При той замысловатости, о которой говорили, при трех концепциях (и весь сюжет внутренний и философский) есть некоторая опасность интеллектуальной скуки. Надо найти что-то такое, чтобы соединило в одно целое, в единое. Только образ? — нет, ответ? - нет. Должен быть брошен свет на это, где в конце картины соберется в одном фокусе, где произойдет это главное.
О мелочах: материал настолько прекрасен, органичен, что вам не нужно прибегать к искусству второго изображения. Это начинает иллюстрировать вас. Вам не нужен Достоевский, Микельанджело. У вас достаточно жизненный материал, который окружает вас.
И последнее - хотел бы внутренней ясности и выявления закономерности. Мне все это было близко, дорого. И это действительно о главном.
КАРАЕВ:Есть только несколько иронических замечаний.
1. Может быть, подумать о том, чтобы убрать куски с Достоевским, Микельанджело.
2.Производственно картина очень сложная:
а) очень много дробных объектов, сложных;
б) сложно по живому человеческому материалу, по актерам.
Необходимо определить стоимость материальных затрат.
АЛОВ:Предисловие очень серьезно и хорошо написано. Здесь в сценарии Мать как самое святое мерило, мера весов, через которое он определяет будущее истории. Образ матери всегда был носителем идеи и человеческой жизни, носитель добра и проверка через нее огромного комплекса.
В предисловии есть целый ряд важных вещей. Расширение вещи и попытка отразить и время, и патриотические мотивы, и поступательный образ истории.
Я не очень представляю Куликово поле. Не очень представляю, какой эмоциональный эффект даст то, что должно снимать мать. Попытка вывести в сопоставлении с историей. При всей сложности вещи жду интересной работы. Вернемся к разговору в режиссерском сценарии.
Сценарий на всякий случай одобрят и отвезут в Госкино. Тамошние ценители прекрасного в некоторой растерянности. Поскольку в однажды угробленном сценарии ничего по существу не изменилось, надо бы, по логике, угробить его и на сей раз. Но вроде бы к сомнительному начинанию благоволит сам министр. А посему официальный отзыв из стен Госкино не смертелен. Но написан явно сквозь зубы.
Генеральному директору киностудии "Мосфильм" тов.Сизову Н.Т.
Главному редактору киностудии "Мосфильм" тов.Беляеву B.C.
Госкино СССР рассмотрены представленные студией "предисловие" и сценарий "Белый день" А.Тарковского. Идея поставить фильм, создающий обобщенный образ Матери, несомненно интересна и заслуживает внимания. А.Тарковский в своем сценарии "Белый день" предлагает разработать тему на материале воспоминаний детства лирического героя фильма, приходящегося на предвоенный и военный периоды истории Советской страны.
Против этого возражений быть не может. Однако в своих конкретных художнических решениях сценарий еще нельзя считать драматургически собранным и правомерным во всех его компонентах.
В нем есть ряд эпизодов и сцен, имеющих самодовлеющее значение, к таким, в частности, относятся эпизоды с разрушением церкви, истории контуженного военрука в школе и его гибели. Излишне драматизирован и имеет определенный подтекст эпизод с ошибкой в корректуре, которую, как показалось матери лирического героя, она сделала в некоем чрезвычайно важном издании. Совершенно непонятно включение в этот сценарий эпизода Куликовской битвы.
Сценарий содержит ряд кадров, излишне детализирующих неустроенность быта героев. Вместе с тем, в нем явно не хватает материала, который бы ярко рисовал приметы эпохи, атмосферу жизни советских людей того времени, особенно в период войны.
Именно в силу этого сценарий проигрывает в главном — он не передает подъем духа народа в годы Великой Отечественной войны, героический труд в предвоенные годы. Без этого фильм, поставленный по предлагаемому сценарию, неизбежно будет посвящен трудностям бытия, а не отражением трудного, но героического времени.
Анкета, которую автор предлагает провести с матерью, состоит из непомерно большого количества вопросов, неясно, какие проблемы автор намерен акцентировать, то есть, какова главная мысль картины. Важно, чтобы автор из бесчисленного количества различных вопросов для "интервью" с Матерью в наши дни, долженствующего объединить истории-новеллы на материале детских воспоминаний и обобщить тему всего произведения — тему Матери, — отобрал те, которые необходимы для полного и широкого раскрытия этой темы.
Госкино СССР, учитывая настоятельную просьбу киностудии "Мосфильм" и режиссера А.Тарковского, и сложность реализации творческого замысла фильма, разрешает в виде исключения запустить сценарий "Белый день" в режиссерскую разработку. В ходе написания режиссерского сценария необходимо учесть замечания, изложенные в настоящем заключении, сократить материал с учетом того, что длина фильма (как это и было договорено) не должна превышать 2700 метров.
Учитывая, что на первом этапе подготовки режиссерского сценария главное внимание должно быть уделено литературной работе, Госкино СССР считает целесообразным не создавать на это время съемочную группу, зачислить на картину только автора сценария и режиссера-постановщика фильма А.Тарковского.
Включение постановки фильма в производственный план Госкино СССР осуществит после рассмотрения режиссерского сценария и лимита затрат на производство фильма.
В Баскаков
Б. Пав ленок
В.Сытин
Тарковский не успевает переварить госкиношную "телегу", как вслед летит еще одна эпистола. После восшествия на престол Ермаша в Комитете меняются один за другим начальственные фигуры. Появляется и новый главный редактор - Даль Орлов. От него Тарковский получает персональный при-
2 февраля 1973 г.
Генеральному директору киностудии "Мосфильм" тов.Сизову Н.Т.
Главная сценарная редакционная коллегия рассмотрела сценарий А.Мишарина и А.Тарковского "Белый день".
Авторы создали оригинальное по жанру и построению произведение, в котором воспоминания и представления лирического героя порождают особый внутренний мир фильма. Отношение ребенка в разном возрасте к окружающей жизни, постижение им событий прошедших лет, любовь к матери являются основным содержанием задуманного фильма.
В представленный вариант авторы внесли ряд поправок, согласно ранее высказанным рекомендациям Кинокомитета. Эти поправки способствовали более точному раскрытию смысла отдельных эпизодов.
По нашему мнению работа над рядом эпизодов сценария должна продолжаться. При этом особое внимание желательно обратить на два эпизода: "Куликово поле" и "Испанцы".
Изображение Куликовской битвы авторы сводят к физической картине поля после сражения. Перед этим в словесном ряду используется трактат Леонардо да Винчи, который последовательно разворачивает физическую картину боя глазами художника. Создается впечатление, что авторы увлечены желанием только пластически воспроизвести картину сражения в ее зрительной, цветовой, фактурной данности. Однако патриотический смысл этого сражения невольно оказывается скрытым. И зрительный, и словесный ряд подчеркивает тяжесть боя, его жестокость, однако, ни в чем, ни в каких элементах нет выделения героизма русских воинов, реального изображения их подвига во время битвы. Сражение подается скорее через призму сознания взрослого человека, чем юного героя. На наш взгляд, следует более подчеркнуть именно героический характер сражения, подвиг славянских воинов.
Эпизод "Испанцы" требует развития своей основной части - приезда испанских детей на теплоходе "Орджоникидзе". Пока авторы форсировали другую часть рассказа - разговор испанцев, выросших в СССР, о своем туристском путешествии в современную Испанию. В этом рассказе много волнения и грусти, однако общее ощущение эпизода трагическое. По нашему мнению, в сопоставлении кадров хроники и сцен игровых должно быть более приподнято оптимистическое звучание эпизода. Если события раскрываются через сознание юного героя (а не восприятие современного мужчины), то хочется увидеть больше радости и гордости за судьбу испанских эмигрантов, оказаться ближе к героической атмосфере конца 30-х годов.Обращаем также ваше внимание на одну особенность материала сценария в части интервью Ведущего с Матерью. Сейчас, исходя из ряда вопросов Ведущего, может сложиться впечатление о нем, как о довольно назойливом и бесцеремонном человеке. Стремление проникнуть в душу женщины, обнажить все движения ее души приводит иногда Ведущего к бестактным вопросам типа: "Поступались ли Вы когда-нибудь своей совестью?" "Вы никогда не желали смерти кому-нибудь из людей, кого Вы знали?" "Было ли в Вашей жизни нечто, чего Вы стыдитесь даже сейчас?"
Просим еще раз, внимательно проанализировать систему вопросов, чтобы не родилось побочного отрицательного впечатления о персонаже Ведущего.
С просьбой учесть данные замечания при разработке режиссерского сценария Главная сценарная редакционная коллегия утверждает сценарий А.Мишарина и А.Тарковского "Белый день".
Режиссерский сценарий просим представить в Главк для рассмотрения.
Главный редактор Главной сценарной редакционной коллегии Д.Орлов
Член Главной сценарной редакционной коллегии И.Садчиков
После такого заключения Тарковский, по-видимому, понимает, что если он не пойдет на какие-то существенные уступки или, по крайней мере, убедительно не изобразит их, то на этом все дело и закончится. В сценарий вносятся коррективы. И немалые.