Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вообще, между зайцем и котом можно проследить некоторую параллель



Так, например. в китайской культуре на определенное совпадение представлений об этих животных указывает тот факт, что в китайском календаре с 12-летним цик­лом, где каждому из годов соответствует определенное животное (год дракона, год змеи), одному из годов соответствует одновременно двое животных — кот и заяц (или кролик).

В английской культуре бытует определение «мартовский заяц».

У нас же возникает параллель «мартовский кот».

В нашей культуре эту параллель подтверждает схожесть основной приметы о коте и зайце: если перебе­жит дорогу — к несчастью.

Про кота эта примета общеизвестна, про зай­ца на данную примету указывает в своем словаре Даль, а на ее достаточ­ную прежде распространенность хотя бы известный факт из биографии Пушкина, когда перебежавший дорогу заяц вынудил Александра Серге­евича, узнавшего о восстании декабристов и ехавшего из Михайловско­го в столицу, повернуть назад (см. ст.: А.Гор «Заяц» в журнале «Родина» за ноябрь 1994).

Что за качества отличают кота и зайца?Рядом признаков они схо­жи— как во внешнем облике, так и в способе существования.

Внеш­не — более-менее совпадают размеры, оба пушистые, вполне совпада­ют по окрасу — и у одного, и у другого в целом преобладают различные вари­анты серого и серо-коричневого цвета.

По способу существования основ­ная их схожесть — оба не коллективные животные.

Дальнейшее сравне­ние может идти в двух разных аспектах — как в области реальных ка­честв, так и в области мифологических. Применительно к коту в этом аспекте особой разницы нет, ибо он существует рядом. Его мифологические черты в значительной степенисовпадают с реальными.

Когда же мы рассматриваем зайца, то здесь кажутся более важными мифологические черты, так как с реальными зайцами урбанизированная часть населения нашей страны явно не сталкивается.

В формировании архетипа зайца принимают участие самые разные источники:

- прочитанные в детстве истории из жизни животных и сказ­ки,

- образ зайца в песнях (типичная — «трусишка зайка серенький под елочкой скакал...»),

- встихах (думаю, многим помнится некрасовский дед Мазай и его подвиг спасения заек),

- в мультфильмах.

В результате полу­чается добрый, трусоватый, но находчивый, постоянно попадающий в какие-то передряги, но удачно из них выпутывающийся (с помощью своей смекалки или добрых помощников) миляга-зверек, чем-то на­поминающий по характеру Иванушку-дурачка(может, это и помогло ему выдвинуться на ведущее место в тотемическом ряду?).

К этому еще стоит добавить отсутствие семьи (впрочем, у Иванушки-дурачка соб­ственная тоже появляется только в конце сказки, а в родительской его обычно братья не жалуют) и, говоря канцелярским языком, отсутствие трудовой деятельности.

Что касается кота, то, совпадая с зайцем в двух последних качествах (оба вида не живут в парах и не включены в целенаправленную дея­тельность (как, например, пчелы или муравьи) в остальных он зайца частично дополняет: как в реальных биологических характеристи­ках (заяц — травоядный, а кот — хищник), так и в вытекающих отсю­да навыках — кот гораздо смелее, решительнее и активней зайца.

При­чем эта активность, если ее характеризовать с антропоморфной точки зрения, бывает асоциальнакот не чурается воровства.

Возможно, это также явилось одной из причин его выдвижения, ибо в русских сказках воровство — один из самых распространенных способов до­бывания чего-либо.

Что касается лени, то она также зачастую прису­ща позитивным сказочным персонажам — типичным примером здесь может служить сказка о Емеле-дураке, который хотя и проводил вре­мя в лежании на печи и на всякое предложение пальцем пошевельнуть для какого-либо дела неизменно отвечал: «Я ленюсь», однако в резуль­тате вытащил волшебную щуку, и счастье ему привалило.

Вообще сча­стье в наших сказках неизменно сопутствует лентяю и вору — как уже было сказано.

Исследуя их, Е. Н. Трубецкойзаметил, что в русской сказ­ке сочувствие лени и воровству граничит с апофеозом лентяя и вора.

Что касается лени, то она также органично присуща коту(в гораздо большей степени, чем зайцу), то есть и здесь работает принцип допол­нительности.

Кроме того, указанный признак входит в число описан­ных ранее черт, присущих русскому национальному характеру.

Поэто­му связь кота с ленью также есть причина, наравне с воровством, по которой он стал тотемическим животным.

Таким образом, несомненно, что тотемические характеристики черт характеров кота и зайца связаны не только со сказочными героями, но и со спецификой нашего национального характера.

Ник­то не воспринимает нас как трудолюбивую нацию, да и все мы помним ответ, прозвучавший в начале XX века на вопрос, как дела в России: «Воруют».

Связанность тотемов с исторически сформировавшимся этничес­ким менталитетом можно проследить не только в русской культуре.

Например, в младших классах школы немецких детей разделяют на под­группы, типичные названия которых — пчелы и муравьи.

Если каче­ства этих насекомых интерпретировать в антропоморфном ключе, то получится совместный хорошо структурированный труд, тщательность в деятельности.

А какие качества вы бы назвали типичными для нем­цев?

Наверняка одним из первых был бы педантизм.

Кроме того, ник­то, я думаю, не станет оспаривать и утверждение, что работа немца на предприятии весьма отличается от работы русских.

Так, «Нигде в Европе, кажется, не найдем такой непривычки к ровному, умеренному и раз­меренному постоянному труду, как в России» (Ключевский В.О. исторические портреты. М., 1990. с.60).

Да и с организацией работы у нас дело обстоит не лучшим образом (о чем речь уже шла выше).

Следовательно, мы можем констатировать, что распространенные в современной российской культуре тотемические образы зайца и кота несут на себе черты того расширенного чувства свободы, которое яв­ляется характерной особенностью русского менталитета.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.