Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Кроме того, все эти неопределенности прекрасно согласуются с отсутствием в русском языке жестко структурированного порядка расположения членов предложения



Г) Однако не только «мелкие» слова частицы поддерживают и уточняют специфику менталитета в тех рамках, которые задаются структурой предложения.

Например, весьма характерно в этом аспекте отношение к судьбе у русского народа.

А. Д.Шмелев замечает: «Важная роль, которую данное представление играет в русской картине мира, обусловливает высокую частоту употребления слова судьба в русской речи и русских текстах, значительно превышающую частоту употребления аналогов этого слова в западноевропейских языках» /Шмелев А. Д. Русская языковая модель… С. 210/.

Ссылаясь на проделанный несколькими исследователями анализ, она указывает, что на миллион английских слов приходится 33 употребления слова «fate» и22 – «destiny», тогда как русская «судьба» встречается 181раз. Уже эта цифра подтверждает мнение А.Вежбицкой, что «судьба является ключевым концептом русской культуры. У него вообще нет эквивалентов в английском языке» /Wierzbicka A. Duza (~ soul), toska (~ yearning), sud’ba (~ fate): tree key concepts in Russian language and Russian culture / Metody formalne w opisie jezykow slowianskich. Warszawa, 1990. P. 23/.

Обратившись к словарям, мы можем обнаружить некоторые изменения в применении этого слова.

Так, толковый словарь В. Даля, расшифровывая слово «судьба» как «то, что присуждено», указывает на две основные области применения этого слова:

1. Суд, судилище, расправа – «Пусть нас судьба разберет», «Что судьба скажет, хоть правосуд, хоть кривосуд, а так и быть»;

2. «Участь, жребий, доля, рок, часть, счастье, предопределение, неминучее в быту земном, пути провидения» - все то, что суждено - «Всякому своя судьба», «Судьба руки вяжет», «От судьбы не уйдешь», «такая судьба» и пр.

Кроме того, в словаре указаны и близкие слова, связанные со словом «судьба»:

1. Суженый (роковой) – все, что делается судьбою, по судьбе – «Не суженый кус изо рта валится», «Суженого не обойти, ни объехать»

Кроме того, так называют будущего супруга или супругу (суженый, суженая) – «Суженый, ряженый, приди ко мне ужинать», «Много женихов, да суженого нет».

2. Судьбы (ж. р., мн. ч.), суды (м. р., мн. ч.) – провиденье, определенье Божеское – «Судьбы Божьи неисповедимы», «воля судеб», «Не рок слепой, премудрыя судьбы!», «Божьими судьбами да вашими молитвами здравствуем».

В современном употреблении произошел, как я уже отмечала, ряд изменений.

Во-первых, значительные изменения произошли в словах, связанных со словом «судьба».

В частности, вышли из употребления «судьбы» (ж. р., мн. ч.); изменило свое звучание слово «сУженый» - в настоящий момент оно звучит как «суждЁнный» (с ударением, в отличие от старого варианта, на втором слоге) и стало употребляться не в значении подлежащего, как раньше, а в значении сказуемого со значением «предназначить (-чать) (нечто непредвиденное, …не зависящее от воли человека)»суждено судьбой», «нам не суждено больше встретиться»).

Два же прежних употребления слова «сУженый», указанных Далем, устарели и в речи не используются.

Далее, слово «судьба» не употребляется в первом из указанных Далем смыслах (как суд, судилище, расправа).

Однако в настоящий момент употребление самого слова «судьба» значительно расширилось.

По сравнению с прошлыми двумя вариантами мы обнаруживаем в современном словаре Ожегова и Шведовой целых 5!

Какие же значения имеет «судьба» в современном русском?

1.Стечение обстоятельств или ход жизненных событий, не зависящих от воли человека ( ср. у Даля все, что суждено) - «судьба столкнула старых друзей», «баловень судьбы», «удары судьбы», «превратности судьбы», «судьба улыбнулась кому-то» (обстоятельства сложились удачно), «игра судьбы»(непредвиденная случайность, неожиданный поворот в жизни), «ирония судьбы» (нелепая, странная случайность), «перст судьбы» (стечение обстоятельств, предопределивших какое-либо событие, факт) и т. п.

2.Доля, участь, жизненный путь – «счастливая судьба», «узнать о судьбе родных», «связать свою судьбу с кем-либо», «от своей судьбы не уйдешь», «искать свою судьбу» (пытаться найти счастье в личной жизни).

3. История существования, развития (кого-) чего-нибудь«у этой рукописи интересная судьба», «исторические судьбы народных песен», «театральная судьба пьес Чехова».

4. Будущее, то, что случится, произойдет, - «судьбы не угадаешь», «судьба детей в руках родителей» (то есть от них зависит будущее детей), «какова же дальнейшая судьба Арала?», «изложить свои взгляды на судьбу России».

5. Употребление в значении сказуемого, значение то же, что и уже рассмотренного «сужденный» - «видно, не судьба с ним увидеться».

А. Д. Шмелев, говоря о значимости этого слова в структуре нашей ментальности, в качестве причины указывает тот факт, что понятие «судьба» соединяет в себе две ключевые идеи русской языковой картины мира:

-идею непредсказуемости будущего и

- идею, в соответствии с которой человек не контролирует происходящие с ним события.

Причем эти идеи присутствуют в понятии «судьба» не одновременно, а сменяют друг друга, когда «решается судьба»: пока «судьба» еще не «решилась», будущее остается непредсказуемым, а человек может изменить свою «судьбу» и вообще может выступать как творец своей «судьбы».

Но как только «судьба решилась», человек уже не властен над ходом событий, которые теперь могут быть уже с той или иной степенью полноты предсказаны.

Такое представление о судьбе, по замечанию А.Д. Шмелева, «дает удобный способ примириться с непредсказуемостью жизни, с тем, что не все в ней зависит от человека, и с тем, что в ней может происходить то, чего мы вовсе не хотели бы».

Такие сентенции, как Такая уж у меня судьба; Не судьба была встретиться; Значит, не судьба представляют собою формулы «примирения с действительностью», столь характерные для русского дискурса».

Есть, правда, и другое толкование судьбы, восходящее к христианской традиции.

Это своего рода божественный замысел о человеке, следование которому не является фаталистическим предопределением, но может рассматриваться как нравственный долг.

Соответственно, отклонение от того, что «предначертано» судьбой, оказывается возможным, но трактуется как уклонение от выполнения долга.

Так, в четверостишии И. Губермана о том, как нелегко «свою судьбу – туманный текст – прочесть, нигде не переврав», отражено представление о судьбе как о предначертании, в соответствии с которым человек должен стараться жить.

Прервать текст судьбы здесь значит жить, отклоняясь от того, что предначертано судьбой.

Как видим, понятие «судьба» прекрасно вписывается в русский образ реальности, внося свой акцент в насыщенную неопределенностями нашу картину мира.

ВЫВОД: Таким образом, при анализе русской картины мира мы обнаруживаем высокую степень неопределенности.

Причем в категориях неопределенности носители русского языка склонны описывать и деятеля, и действие, и процесс его осуществления.

Кроме того, свои и чужие достижения носители русского языка склонны приписывать не упорному труду, настойчивости, а какой-либо внешней силе (например, судьбе) или стечению обстоятельств.

При восприятии мира в качестве нелогичного и бесструктурного образования такая достаточно большая сетка описания разного рода неопределенностей вполне закономерна.

Человек, воспринимающий мир именно таким образом, склонен бессознательно допускать иной исход события, иные мотивы поступков, иные причины, чем те, которые в данный момент кажутся наиболее вероятными, наиболее логичными.

И установка на такую картину мира задается, прежде всего, особенностью расстановки членов предложения, т.е. отсутствием жесткого порядка расположения слов. Такое расположение слов формирует специфическое, как мы уже говорили раньше, осмысления мира.

Мир воспринимается как образование без четко проработанной и всеобъемлющей структуры; как мир, подвластный случайным обстоятельствам, и поэтому в нем может случиться все.

При этом нелогичный, неструктурированный и, следовательно, непросчитываемый образ мира требует от носителей такого образа наличия в поведенческом сценарии ряда нелогичных, неконструктивных действий.

Задаваемая структурой предложения установка материализуется и в определенной грамматической специфике, и в лексической составляющей языка.

Можно предположить, что это – три уровня конкретизации национальной картины мира.

Первый– наиболее абстрагированный, задающий лишь наиболее обобщенную установку:

- свободный порядок расположения членов предложения предполагает тенденцию к неопределенности или,

- жесткой структуры расположения членов предложения, - к определенности.

На втором уровне (относящемся также к грамматическим категориям) происходит конкретизация степени выраженности той или иной тенденции, уточняется ее специфика.

Третий (лексика) проявляет конкретно-историческое воплощение данной установки.

 

 

Отсутствие структуры в предложении –




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.