Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Что же, собственно, позитивного в лени?



На самом деле ее можно рассматривать как своего рода нежела­ние совершать бессмысленные действия, тратить силы впустую.

На­пример, проявление именно этой установки мы видим у героев произ­ведения Л. Петрушевской «Уроки музыки»:

«И как тебе не лень десять раз переделывать задание — сделай один раз как следует»,

«Что вы все кричите? Я вот смотрю на вас и думаю: ну что кричат? Мне лень с вами в полемику вступать».

Или: «Неохота мне с ним заниматься: все равно без толку»).

Такого вида лень понимаемается как экономия усилий и, дей­ствительно, может рассматриваться как положительный фактор.

Вот, например, интересные замечания мы встречаем в «Вос­поминаниях» Н. Тимофеева-Ресовского, одного из выдающихся оте­чественных биологов, чьи открытия в целом и количество идей в частности поражали коллег:

«Я всегда в жизни одобрял достаточную леность, всегда сражался с дурацкой поговоркой немцев: "Morgen, nur nicht heute — sagen alle faullen Leute" ("Завтра, завтра, не сегодня — так ленивцы говорят", или: "Никогда не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня"). Я всю жизнь жил противоположными пого­ворками: "Никогда не делай сегодня того, что можешь сделать завтра" и "Зачем придумывать новое, когда еще не сделано старое?" Поэтому я могу похвастаться, что экономно и умно прожил жизнь, придумав все нужное для меня в жизни еще в 20-е годы в кольцовском институ­те, в хорошей и милой компании. Потом мне всерьез особенно думать нечего было. И это мне помогало, наоборот, при разработке нужных деталей»).

То, что в слове «лень» на первом месте стоит именно экономия уси­лий, отчетливо видно при его сравнении со словом «неохота» (здесь делается упор на предпочтении).

Например: «Но кто-то крик­нул: — В Дом кино! — / с энтузиазмом неофита, / и сразу сделался гал­деж / у вешалки (была суббота), / жена спросила: — Ты идешь? / — и муж ответил: — Неохота» (О. Чухонцев. «Однофамилец»).

Если бы герой ответил: «Лень», то это значило бы, что ему не хочется тратить усилия на то, чтобы куда-то идти.

А ответ «Неохота» прежде всего ука­зывает на недостаток у героя энтузиазма, желания идти в Дом кино — он предпочитает остаться дома.

Поэтому в контекстах, в которых идея выбора линии поведения важнее идеи экономии усилий, «неохота» не может быть заменена на «лень»: «Этап через три дня, мы с вами еще погуляем. Но, дорогой мой, с такой бородой можете сидеть дома. — Неохота здесь бриться» (А. Рыбаков. «Дети Арбата») .

Здесь замена «неохо­та» на «лень» невозможна, ибо речь в отрывке идет не о том, что герою неприятно затрачивать усилия на бритье, а о том, что он не считает, что в ссылке стоит вести нормальный образ жизни.

Лень помогает отрешиться от житейской суетыПриди, о Лень! Приди в мою пустыню. / Тебя зовут прохлада и покой» — А. С. Пуш­кин. «Сон»), отринуть соблазны богатства и карьерыФилософы, ле­нивцы, враги придворных уз» — К. Батюшков. «Мои пенаты»).

Отсю­да и раздвоение образа ленивого человека: он не обязательно тупова­то-сонный, он может быть и оживленно-жизнелюбивым:

«Работал я в конторе преотвратительно и до сих пор недоумеваю: за что держали меня там шесть лет, ленивого, смотревшего на работу с отвращением и по каждому поводу вступавшего не только с бухгалтером, но и с ди­ректором в длинные, ожесточенные споры и полемику. Вероятно, по­тому, что был я превеселым, радостно глядящим на широкий божий мир человеком, с готовностью откладывающим работу для смеха, шу­ток и ряда замысловатых анекдотов, что освежало окружающих, по­грязших в работе, скучных счетах и дрязгах» (А. Аверченко. «Авто­биография»).

В русской языковой картине мира обнаруживается попытка разграничить лень совершать физи­ческую работу от лени, например, учиться.

Если перво­му типу лени есть хоть какое-то оправ­дание, то второй тип лени ставит крест на творчестве, ибо неуч не мо­жет творить.

Но на поэтическом языке пушкинской,к примеру, поры слово "лень" означало наслаждение внешним бездействием при со­средоточенной деятельности чувств.

Из этой лени рождались поэти­ческие мечтания, отсюда выражение "вдохновенная лень" ( у Дельвига).

Юные лицейские стихотворцы воспевали ее в стихах и любили ей предаваться.

У Дельвига лень имела оттенок более физиологичес­кий, нежели у кого бы то ни было:

«Одутловатый, мешковатый, близорукий, Дельвиг часто впадал не только в поэтический тонкий сон, по­сылаемый Аполлоном, но и в сон самый обыкновенный, прозаичес­кий, с храпом» (В.Ходасевич).

В данном описании негативная характеристика дана герою не потому, что он ленился, а потому, что предавался не тому виду лени.

Таким образом, лень, удерживая человека от совершения бес­смысленных действий, позволяет направить свои силы в другое рус­ло—в творчество.

Чрезмерная же деятельная активность всегда выгля­дела в глазах русского человека неестественно и подозрительно.

Очень характерно в этом отношении русское выражение «не поленился» (сде­лать что-нибудь).

Мы говорим «не постеснялся»или «не постыдил­ся», когда вообще-то это делать стыдно, «не побоялся» — когда совер­шен смелый поступок.

То есть «не поленился» означает, что наиболее ЕСТЕСТВЕННЫМ считается не совершать действие, а его совершение вы­зывает удивление.

В том же направлении указывает и пословица «Охота пуще неволи» (недоумение в адрес че­ловека, который развил бурную деятельность).

«И как тебе не лень!» — весьма типичная реакция на чужие свершения.

Впрочем, надо сказать, что такое отношение к деятельности имеет позитивные коннотации и в Библии.

Ср, например,представления о суете сует, о птицах небесных, которые не жнут и не сеют, а необходимое имеют: «Оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их, и вот все суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем» (Экклезиаст, 2, 11).

Итак, лень в качестве присущей русскому менталитету специфи­ки отношения к деятельности не является сугубо отрицательной ха­рактеристикой, поскольку помогает человеку не растрачивать силы на соблаз­ны, избегать ненужной суеты, бессмысленных дел.

Возможно, что такую позицию (негативную, протестную, позицию ничегонеделанья) по отношению к деятельности русский человек склонен занимать в силу того, что деятельность является организующей и структурирую­щей процедурой,

А, как мы уже говорили, отсутствие жесткого порядка расположения членов предложения предрасполагает к формированию оп­позиционного отношения ко всему, что выступает в качестве внешней организующей силы.

 

С отсутствием жесткой структуры членов предложения связана и другая черта, которая иногда выступает в качестве сопутствующего элемента деятель­ности в России и прекрасно коррелирует с уже рассматривавшимся отношением к закону.

Эта форма деятельности достаточно детально разрабатывается русским фольклором — в пример можно привести большое количество текстов русских сказок.

Как утвержда­ют психологи, именно сказки являются моделями социального поведения.

Вот один из типичных сюжетов — сказка о семи Семионах.

«В одном месте у мужика было семь сынов, семь Семенов — все молодец молодца луч­ше, а такие лентяи неработицы, во всем свете поискать, — ничего не делали».

Спросил однажды этих молодцов царь, чего они умеют де­лать, — старший так прямо и отвечал: «Воровать, ваше царское вели­чество».

Прочие братья называли иные специальности, но самым из них полезным оказался старший: он украл царю невесту.

Однако царь-то стар был, «а вор Сенька был бравый детина, царевне приглянул­ся».

На вопрос, за кого она хочет замуж, она ответила: «За того, кто меня воровал».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.