Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Состояние звукового анализа



Известно, что звуковой анализ является «узловым образованием», связывающим разные формы речевой деятельности: звукопроизношение, чтение, письмо. Осознание звуковой структуры сло­ва-необходимая предпосылка обучения грамоте. Звуковой анализ предполагает умение дифференцировать звуки на слух и в произношении, выделять в многообразии звуков речи фонемы, характерные для данного языка. Кроме того, звуковой анализ предполагает установление точного места каждого звука в слове, вычленение звуков в той последовательности, в которой они находятся в слове. В ранее проведенных исследованиях было установлено, что процесс овладения звуковым анализом слов чрезвычайно труден для детей с задержкой психического развития, 1989; И.Ф. Марковская, 1982). По способности слышать а самостоятельно выделять звуки из слова дети указанной катего­рии и их успевающие в школьном обучении сверстники находят­ся на разных уровнях развития. Так, шестилетки с задержкой психического развития последовательно выделили звуки лишь из 2% предложенных им слов, а их нормально развивающиеся свер­стники проанализировали 28,9% слов (Р.Д. Тригер, 1993); 7-лет­ние дети с задержкой психического развития — 28,5% слов, их успевающие одноклассники — 81,4% слов (Р.Д. Тригер, 1989).

Как показали исследования М.Н. Фишман (1989 г.), разли­чия в актуальной и ближайшей зонах развития (терминология Л.С. Выготского) в области звукового анализа и синтеза этих детей обусловлены более поздним созреванием и началом функциони­рования отделов головного мозга, «ответственных» за речевой слух человека. Значительную негативную роль играет церебральная астения — повышенная истощаемость психической деятельности, проявляющаяся при умственном напряжении (Ю.Г. Демьянов, А.О. Дробинская.В.В. Ковалев, К.С.Лебединская, И.Ф. Марков­ская и др.), а также недостаточное развитие познавательной, ре­чевой и эмоционально-волевой сфер учеников с задержкой психи­ческого развития (Т.В. Егорова, Г.И. Жаренкова, Л.В. Кузнецо­ва, И.Ю. Кулагина, В.И. Лубовский, У.В. Ульенкова и др.).

Выявленные в исследованиях особенности элементарной ори­ентировки в языковой деятельности детей, отстающих в разви­тии, показали необходимость коррекционной направленности подготовки этих детей к обучению грамоте. Содержание работы описано выше. Для ее реализации в программе специальной школы предусмотрен подготовительный период.

Перед нами стояла задача изучения меры эффективности систе­мы подготовки детей с задержкой психического развития к обуче­нию чтению и письму. Напомним, что экспериментальным матери­алом служили «звуковые диктанты» 73-х учеников первых клас­сов. Экспериментальный набор состоял из 11 слов, различающихся слоговой структурой, а также количеством звуков.

На рис. 1 представлены цифровые данные о последовательном выделении звуков учениками первых классов системы коррекционно-развивающего обучения. К частично выполненным мы от­носили условно-графические схемы, в которых имелся пропуск одного звука. Отсутствие в схеме звукового состава обозначения более одного звука было отнесено к графе «Невыполнение».

Цифровые показатели свидетельствуют о том, что к концу периода подготовки к обучению грамоте для 89% учеников первых классов последовательное выделение звуков из одно- и двусложных слов не представляет трудности. Менее сформирован анализ трехсложных слов: без ошибок или с минимальным их числом звуковой анализ сделали 75,5% учеников. Не научились анализировать трехсложные слова 24,5% первоклассников.

Таким образом, при целенаправленно организованном коррекционно-развивающем обучении к концу подготовительного пери­ода большинство детей умеют качественно проводить звуковой анализ одно- и двусложных слов. Адекватно разработанная схема коррекционного обучения обеспечила в относительно короткий срок формирование умения последовательного выделения звуков в одно- и двусложных словах у детей с задержкой психи­ческого развития на том же уровне, что и у их нормально раз­вивающихся сверстников (77,3% и 81,4%). Качество их умений почти в 3 раза выше, чем у учеников, испытывающих трудности > в обучении, но находящихся в общеобразовательных классах — -71,1% и 28,9%.

Безошибочный анализ трехсложных слов в подготовительный период освоила половина первоклассников, обучающихся по 1епециальной программе. Однако вне специального обучения звуковой анализ трехсложных слов вообще не доступен этим детям. Более детальные сведения об умении учеников коррекционно-развивающих классов проводить звуковой анализ слов в зависимости от их слоговой структуры и от количества звуков в слове представлен на рис. 2.

Полученные данные свидетельствуют о том, что специальное

обучение обеспечивает развитие фонематического восприятия и формирование звукового анализа и синтеза у детей с задержкой

психического развития. С заданием по анализу одно- и двусложных слов к концу подготовки к обучению грамоте справились практически все ученики (рис. 2а, б). Лишь один ребенок допустил более одной ошибки.

Вместе с тем экспериментальный материал выявил и трудно­сти, испытываемые учащимися. Больше всего ошибок (16) допу­щено при звуковом анализе слова «школа». Оно состоит из 5 зву­ков, организованных в 2 слога, в одном из которых имеется сте­чение согласных. При анализе другого двусложного слова («туф­ли»), также состоящего из 5 звуков со стечением согласных, но ре в одном слоге, а на их границе, ошибку допустило в 2 раза меньше учеников (8). Следовательно, затруднения у детей вызывает не только количество звуков, входящих в слово, но и его слоговая структура.

Количественные данные свидетельствуют о том, что именно выделение согласных при их стечении вызывает трудности у некоторых школьников, например при анализе односложного Белова «торт» и двусложного «игра».

Сходные закономерности выявлены при звуковом анализе деть­ми трехсложных слов (рис. 2в). При анализе трехсложных слов, состоящих из 6—7 звуков, некоторые дети пропускали 2 и даже 3 звука. Цифровые данные показали, что к концу подготовитель­ного периода обучения 11-15% учеников не научились анализи­ровать звуковой состав трехсложных слов.

Наши сведения согласуются с данными других авторов, полу­ченными на другом экспериментальном материале. Исследователи интеллектуальной деятельности детей с задержкой психиче­ского развития неоднократно подчеркивали, что увеличение объема любого материала ухудшает продуктивность деятельности ребен-(А.О. Дробинская, Т.В. Егорова, Г.И. Жаренкова, В.И. Лубовский, Н.Г. Лутонян, В.Л. Подобед, Г.Б. Шаумаров и др.). Эта же закономерность выявилась и при последовательном 'вычленении звуков из слов.

Экспериментальные данные показ показали, что большинство уче­ников первых классов правильно характеризуют звуки, относя их к гласным и согласным. Смешение этих двух основных групп звуков русского языка отмечается лишь при анализе трехслож­ных слов. Неправильно охарактеризовано 2,6% звуков, входя­щих в эти слова. К концу подготовительного периода обучения большинство детей правильно выделяют и обозначают мягкие согласные в односложных, двусложных и трехсложных словах: соответственно — 97,5%, 87,7%, 91,8% слов.

Таким образом, аудит фонетико-фонематических знаний и /гений убедительно показал эффективность системы подготовки детей с задержкой психического развития к обучению грамоте. Лингвистами, психологами, педагогами доказано, что звуковой анализ представляет собой сложную и тонкую систему умственной деятельности. Его состояние свидетельствует не только об объеме знаний в определенной области, но и об уровне мыслительных операций (Р.Е. Левина, Д.Б. Эльконин, И.Я. Зимняя и э.). Успехи, достигнутые учениками в области последовательно­го вычленения звуков из слова, являются косвенным показате­лем общего развития детей исследуемой категории. Однако следует признать, что у небольшой их части сохраняются отклонения, характеризующие познавательную сферу при задержке раз-

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.