Учитель называет несколько свойств, качеств или действий, характерных для данного предмета или явления. Дети должны угадать этот предмет. Затем они уже не только называют предмет, но и указывают его свойства или рассказывают, какие действия он производит. Например, учитель говорит: «Воет, дует, срывает, поднимает...». Дети отвечают: «Ветер». Да-
лее учитель предлагает детям выбрать подходящее слово для характеристики ветра в этот день.
Формированию умения строить связное устное высказывание способствует правильно организованное составление коллективных устных рассказов на любую тему. Часто этот вид работы применяется при обобщении наблюдений за сезон или определенный период времени года: например, составляются рассказы на темы «Золотая осень», «Пора листопада», «Поздняя осень, ила предзимье».
В процессе составления коллективного рассказа перед каждым учеником стоит задача дать свой, отличающийся от других, ответ на вопрос учителя. Учитель обычно предлагает уточнить, дополнить предшествующий ответ, сказать о том же выразительнее, красивее, полнее, построить свой ответ правильнее, по-другому. В результате дети начинают осознанно подходить к построению собственного высказывания, понимают, что одну и ту же мысль можно выразить разными словами.
В ходе работы над рассказом о проведенных наблюдениях, о практической деятельности или по картинке необходимо последовательно и систематически формировать у детей умение оценивать собственные высказывания и ответы одноклассников, что способствует развитию у них осознанного стремления рассказывать об увиденном как можно точнее, полнее, логичнее.
На первых порах оценивает высказывания учащихся учитель. Он отмечает наиболее точные, полные, удачные предложения, сравнивает ответы двух учащихся и отмечает, какой из ответов лучше, поясняет, почему отмеченный ответ лучше, предлагает исправить неудачный ответ, распространив предложение, подобрав эпитеты, синонимы, антонимы и т.п. Другие учащиеся класса используют наиболее удачные ответы своих товарищей как образец.
К ответам детей следует относиться бережно, выслушивать каждого до конца. Даже в неполных и неточных ответах нужно найти что-то положительное и дать ребенку почувствовать, что его усилия были не напрасными. Это явится стимулом для появления у детей уверенности в своих силах.
При оценке рассказов, составленных учащимися, полезно предложить всем высказать свои замечания: соблюдал ли рассказчик правильную последовательность, интересный ли получился рассказ или почему рассказ было трудно слушать (много пауз, повторов, вводных слов и др.). Учитель предлагает сравнить два рассказа, объяснить, чей рассказ лучше.
При проведении уроков, обобщающих наблюдения детей за природой, полезно использовать сюжетные картины, что способствует систематизации знаний, развитию наблюдательности учащихся, а также формированию связной речи. Примером использования картин на обобщающем уроке могут служить серии последовательных картин, рассматривая которые ученик устанавливает последовательность событий и приходит к определенным умозаключениям. Высказывая суждения, используя свой опыт, учащиеся стремятся полнее и точнее раскрыть связи, причины событий, изображенных на картинках.
Активизации мыслительной деятельности детей способствует использование проблемно-поисковых методов обучения, примером которых может служить решение логических задач.
Речевая логическая задача — это рассказ-загадка (в данном случае о сезонных явлениях в природе), ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности природы. Решая логические задачи, дети должны использовать разные приемы умственной деятельности (сравнение, сопоставление, построение умозаключения). Это стимулирует развитие самостоятельности мышления, гибкости ума.
Логические задачи можно использовать как в процессе экскурсий и развивающих прогулок с целью поддержания познавательного интереса у детей к природе, для развития у них умения замечать происшедшие изменения, так и в беседе, обобщающей наблюдения детей.
Содержание задач и заданий, предлагаемых учащимся, необходимо постоянно усложнять. Это благоприятно скажется и на речевом развитии детей: от односложных ответов (отгадка, определение) дети должны переходить к подробным, развернутым (описание, рассказ), с использованием различных видов простых и сложных предложений.
В соответствии с содержанием и целями проводимых с детьми наблюдений, экскурсий, прогулок учитель может сам составить логические задачи, используя книги и рассказы писателей-натуралистов.
Пример № 1. «СНЕГОВИК»
Вышли дети на прогулку. Слепили снеговика. Полюбовались на него. Какой большой, красивый! Вместо носа — сучок. Вместо глаз — угольки, а на голове — ведро! Вышли дети на следующий день гулять — не узнали снеговика: не так прямо стоит, меньше ростом стал, и нос на боку. А когда уходили с прогулки, еще больше удивились: от снеговика только небольшая кучка снега осталась, а сверху сучок.
Вопросы детям:
—Что случилось со снеговиком?
—Почему снеговик растаял?
—В какое время суток весеннее солнышко пригревает сильнее?
Пример № 2. «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КОРАБЛИКИ»
Пришла я на пруд, сколько разноцветных корабликов сегодня на пруду: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас поплывет. Много еще прилетит их сегодня, и завтра, и послезавтра. А потом кораблики больше не будут прилетать и пруд замерзнет.
Вопрос детям:
— Расскажите, что это за кораблики плавают на пруду, в какое время года можно увидеть такие кораблики.
Пример № 3. «КТО ОБЕДАЛ В ПТИЧЬЕЙ СТОЛОВОЙ?» (Рассказ дежурного)
Положил я в птичью кормушку хлебные крошки и ветки сушеной рябины. Прилетели маленькие серенькие птички, хлеб склевали, а рябину не трогают. Смотрю, сели на кормушку другие птички. Грудка у них красная, хвост, концы крыльев и голова, темно-синие, на крыльях по белой полоске. Ягод на ветке не осталось.