Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Организация наблюдений в природе и развитие связной речи учащихся



Программа по ознакомлению с окружающим миром и разви­тию речи содержит темы, изучение которых неразрывно связано с проведением учащимися непосредственных наблюдений в приро­де: «Сезонные изменения в природе и труде», «Растения» и «Животные» — это составляющие раздела «Родная природа».

Умение наблюдать вырабатывается у детей первоначально в процессе анализа и сравнения объектов во время экскурсий, раз­вивающих прогулок, демонстрации изучаемых предметов на уро­ках.

В обучении наблюдению — умению видеть и выделять части, элементы, признаки наблюдаемого объекта, замечать изменения, происходящие с отдельными объектами и явлениями, — огром­ную роль играет речь учителя, т.к. без помощи взрослого сам ре­бенок не увидит того главного, что характерно для данного объек­та или явления. Именно учитель с помощью вопросов и указаний руководит рассматриванием и обследованием в определенной пос­ледовательности воспринимаемых предметов.

Во время экскурсий необходимо акцентировать внимание де­тей на новых для них словах, ставить вопросы так, чтобы, отве­чая, дети употребляли новые слова или знакомые слова в новом для них значении. Уточняя высказывания детей, учитель должен следить за использованием разнообразных определений, обознача­ющих признаки предметов или явлений, а также за правильнос­тью грамматического оформления их речи.

В процессе экскурсии важно организовать рассматривание объек­та или явления так, чтобы у каждого учащегося эта деятельность вызывала интерес и стимулировала познавательную активность.

В связи с этим учителю необходимо хорошо продумать органи­зацию практической деятельности детей на экскурсии.

Для активизации познавательной деятельности учащихся по­лезно использовать в процессе экскурсии дидактические игры. Так, при изучении темы «Растения» можно провести игры «Подбери листок».

Дети испытывают затруднения в понимании того, что определяя относительную величину предметов можно лишь путем их доставления.

Позднее дети учатся сравнивать предметы одновременно по двум признакам: по величине и цвету. В этот же период дается представление о высоте, длине и ширине предметов. Знания и представления детей о величине предметов уточняются, расширяются и углубляются во время последующих занятий. При обучении детей полезно широко использовать разные виды продуктивной деятельности, в том числе аппликации. Освоение формы успешно осуществляется в процессе вырезания деталей для аппликации. Во время выполнения практических действий с разнообраз­ными формами у детей накапливаются такие пространственные представления, как «верх — низ», «середина», «право — лево», впереди — сзади» и др.

Большое внимание следует уделить формированию прочной дифференцировки правой и левой руки, направлениям движения слева право и наоборот, сверху — вниз и т.п. Словесное обозначение листок», «Найди дерево или кустарник по описанию» и многие другие.

Во время экскурсии к цветнику при изучении темы «Растения» можно рекомендовать учителю организовать дидактическую игру «Садовник». Учитель-«садовник» дает описание дерева, кустарни­ка или цветка, дети должны узнать растение по описанию, подой­ти к нему и выполнить разнообразные поручения «садовника»: сосчитать, например, сколько у цветка лепестков, назвать цвет и оттенки лепестков, понюхать и рассказать, какой у цветка запах, рассмотреть стебель растения, определить его длину, толщину и т.п. Данная игра позволяет не только уточнить знания детей об отли­чительных признаках изучаемых растений. Выполняя задания учителя, дети должны припомнить, какими словами называл учи­тель те или иные признаки при описании растения. Игровой инте­рес можно усилить введением элементов соревнования: «Кто боль­ше?», «Кто быстрее?» и т.д.

Сочетание непосредственных наблюдений с выполнением прак­тических работ вызывает у учащихся познавательный интерес, что является основой развития их любознательности.

Знания, полученные учащимися в ходе наблюдений во время экскурсий и целенаправленных прогулок, углубляются и обобща­ются на последующих уроках. Такие уроки, помимо фронтальной беседы учителя с учащимися, должны включать в себя коллек­тивное и индивидуальное составление устных рассказов по плану, данному учителем, по опорным словам, по картинке и др., что позволяет закрепить знания, полученные в процессе экскурсий, на новом, более высоком уровне развития познавательной деятельно­сти детей. Особое место в таком уроке занимают рассказы уча­щихся о самостоятельных наблюдениях.

Для того чтобы развивать познавательную деятельность уча­щихся, необходимо предъявлять постоянно возрастающие требо­вания к их умению наблюдать, увеличивая долю самостоятель­ности в ведении наблюдений, повышая требования к доказатель­ности и обоснованности ответов.

На обучающих уроках особое внимание надо уделять методике проведения беседы по вопросам. Формулировкой вопросов надо заинтересовать даже крайне пассивных детей. Поэтому среди трудных вопросов должны встречаться и легкие. Такое чередова­ние вопросов заставит быть внимательными всех учащихся. С самого начала обучения детей необходимо приучать обосно­вывать свой ответ (обычно учитель просит доказать или объяс­нить, почему ученик так думает). Дети приобретают навык со­вместного обдумывания, когда учитель, оценивая ответ одного ученика, спрашивает, как думают другие. Такую работу полезно проводить с картинками. Учитель предлагает из ряда картинок (первоначально из трех, изображающих разные периоды какого-либо времени года) выбрать ту, которая соответствует периоду, наблюдаемому в природе, а ученик должен обосновать свой вы­бор. Такая ситуация, когда от ученика требуется обоснование, доказательство, помогает активизировать мыслительные процес­сы, расширяет опыт ученика в установлении причинно-следствен­ных и временных связей, благоприятно влияет на усвоение слож­ных синтаксических конструкций.

С целью активизации познавательной деятельности учащихся, развития самостоятельности их мышления полезно включать в урок дидактические игры. Учитель опирается на игру как веду­щую деятельность ребенка с ЗПР, однако насыщает игру дидак­тическими правилами так, чтобы у ребенка возникала необходи­мость умственного напряжения. Примером может служить хоро­шо известная игра «Когда это бывает», основной дидактической целью, которой является систематизация знаний детей о сезонных изменениях в природе. Дети должны распределить по временам года картинки, изображающие сезонные явления в природе и в труде людей. Выполнение заданий сопровождается пояснением ученика, почему он относит ту или иную картинку к данному времени года.

На первых этапах обучения речь детей бедна и однообразна. Они употребляют неточные выражения, часто дополняют свой рассказ мимикой, жестами, обращают внимание на несуществен­ные детали. В то же время в высказывании ощущается недоска­занность. Имея знания, необходимые для ответа, дети часто не могут сформулировать свою мысль, найти подходящие слова.

Специально организованные наблюдения учащихся природе, работа по обобщению наблюдений должны стать под­готовительным этапом к их письменным работам на соответству­ющие темы.

Хорошо известно, что форма вопроса определяет и структуру ответа. В процессе беседы учащиеся практически могут и должны усваивать и использовать в речи различные типы предложений. Характер и формулировку вопросов необходимо постоянно услож­нять и привлекать внимание учащихся к форме вопроса и пра­вильного ответа. Они должны уяснить, что в ответе часто не только опускается часть слова из вопроса, но изменяется форма слов.

Следя за ответами учащихся, важно не допускать использова­ние ими лишних слов. К оценке правильности ответа, как по содержанию, так и по грамматическому оформлению следует постепенно привлекать всех учащихся класса.

Систематическая работа над оформлением высказываний уча­щихся, требование обоснованности ответов позволяют достичь значительных результатов в развитии их устной речи, в обога­щении ее сложными синтаксическими конструкциями (сложносо­чиненными и сложноподчиненными предложениями).

Чрезвычайно важно приучать детей к точности в употребле­нии слов при ответе, в использовании выразительных средств языка, что, в свою очередь, обеспечивает закрепление знаний, полученных на уроках чтения. Приемы работы над словом раз­нообразны. В отдельных случаях учителя предлагают всему классу подобрать подходящее слово, наиболее точно выражающее свой­ство или действие предмета. Самые развитые учащиеся угадыва­ют слово, которое нужно учителю, и на этом работа заканчива­ется. Между тем ученики, речь которых нуждается главным образом в обогащении новыми, более точными словами, продол­жают оставаться в неведении относительно того, какое слово в Данном случае является подходящим, почему учитель его считают наиболее удачным.

Примеры упражнений, которые помогают расширить словарный

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.