Таким образом, без ошибок написали работу 47 учащихся (25%), на оценку «хорошо» — 78 учащихся (40%), «удовлетворительно» — 46 учащихся (25%), «неудовлетворительно» — 20 учащихся (10%).
Степень обученности (по формуле Симонова) по всем школам составила 61%, качество знаний — 66%.
Количественные показатели позволяют сделать вывод о том, что большинство учащихся коррекционно-развивающихся классов за первое полугодие 2-го класса вполне удовлетворительно усвоили предусмотренные программой знания по математике.
По содержанию
В задании на сравнение чисел допустили ошибки 46 детей (25%). Эти ученики не усвоили значения знаков «больше» — «меньше», смешивали их. Многие ошибки в этом задании можно объяснить невнимательностью, импульсивностью учащихся, т.к наряду с правильными ответами к концу работы вдруг появлялись нелепые записи типа: 60 = 6; 6 > 60.
У многих учеников вызвало затруднение решение задачи в овладениидействиями (ошиблись 87 уч-ся — 30%). Это объясняется тем, чтос данным материалом дети познакомились недавно, и в дальнейшем будет проводиться его закрепление. Некоторые ученики не научились производить краткую запись задачи, выполняли ее искаженно, пропуская числовые данные, анализируя содержание. В то же время значительная часть учащихся успешно справилась с задачей в два действия, они правильнозаписали решение и сформулировали ответ задачи (140 детей, 71%).
С решением примеров справились без ошибок 60% учащихся — 104 чел. Почти все второклассники правильно решили примеры действия с круглыми десятками.
Наибольшее же число ошибок допущено:
— при вычитании круглых десятков из двузначного числа —
53 ошибки;
— при сложении двузначного числа и круглых десятков — 34 ошибки;
при сложении двузначного числа и однозначного — 34 ошибки;
при вычитании однозначного числа из двузначного — 33 ошибки.
Причины затруднений в решении примеров:
- смешение десятков и единиц числа (53 + 40 = 39);
- замена арифметических действий на противоположные (47 - 7 = 54);
- вычитание (сложение) только единиц одного разряда — остальные забывают (45 + 26 = 60, 53 + 40 = 39);
Ошибки в решении примеров показывают недостаточную отработку на уроках математики приемов устных вычислений, даже в пределах первого десятка, что уже должно быть автоматизированным навыком.
Многие ошибки отражают и особенности детей, обучающихся в Классах КРО: неумение сосредоточиться на задании, поспешность действий с числами, импульсивность, неумение контролировать себя в ходе вычислений, что приводит к многочислен-
ошибкам, исправлениям и пропускам ошибок. Значительное число учащихся допускают ошибки при выполнении задания геометрического характера — 39 учеников: неправильное черчение и измерение отрезков, отсчет от края линейки вместо нуля. Считаем эти ошибки результатом недоработки учителей, которые уделяют недостаточное внимание геометрической математики, что предусмотрено программой по математике.
Нужно отметить, что дети, обучавшиеся по специальным программам, показали несколько лучшие результаты, чем те, кто работал по общеобразовательным программам варианта 1—4. Это показано в таблице 7.
Таблица 7
Результаты выполнения заданий учащимися сравниваемых групп (%)
Степень обученности Качество знаний
По классам КРО
По общеобраз. прогр.
73 69
57 61
Анализ ошибок учащихся обеих групп по содержанию показан в таблице 8.
Таблица 8
Количество уч-ся, допустивших ошибки в заданиях
По классам КРО
По общеобраз. прогр.
Сравнение чисел
Решение задачи
Решение примеров
Черчение отрезков
Таким образом, учащиеся вторых классов КРО, работающие по специально разработанным программам, лучше справились с самым трудным заданием — решением арифметической задачи в два действия, а также с упражнением геометрического характера. В то же время ученики классов, работающих по общеобразовательной программе, сделали меньше ошибок в решении примеров на сложение и вычитание в пределах 100 и при сравнении чисел.
Как видно из анализируемых работ, учителя недостаточно осуществляют дифференцированный подход при обучении детей: несколько учеников вместо решения хотя бы нескольких примеров просто переписали их — без ответов; некоторые ученики не поняли задания по геометрии и вместо отрезка чертили прямоугольник, ломаную линию или изображали 1 сантиметр; много ошибок встретилось при выполнении краткой записи задачи. При решении примеров почти не применяются графические опоры, действенно облегчающие выбор того или иного приема вычислений-