Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ



И НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ И УЧАЩИХСЯ 1-2-х КЛАССОВ

ПО МАТЕМАТИКЕ

Г.М. Капустина

Важнейшим условием эффективности учебно-воспитательного процесса является предупреждение и преодоление тех трудностей, которые испытывают младшие школьники в учебе. Преодоление школьной неуспеваемости в настоящее время является одной из самых острых педагогических проблем. Число детей, испытыва­ющих трудности в усвоении программы начальной общеобразова­тельной школы, неуклонно возрастает. Слабое соматическое и психоневрологическое здоровье современных детей, напряженный режим школьной жизни, постоянное усложнение учебных про­грамм, нарастающий поток информации — все это создает серь­езные трудности адаптации детей к школьным нагрузкам.

Закон РФ «Об образовании» предусматривает, что школа дол­жна обеспечить возможность успешного обучения любого ребен­ка, каким бы «трудным» он ни был. В связи с этим возрастает значение анализа причин школьной неуспеваемости и поиска путей ее коррекции.

Профилактика школьной неуспеваемости и дезадаптации дол­жна стать ведущим направлением педагогической стратегии, что предполагает активное внедрение в практику работы дошколь­ных и школьных учреждений системы педагогического диагнос­тирования. Учителя должны знать закономерности психического развития младших школьников, владеть специальными знания­ми в области коррекционной педагогики, а также обучения от­дельным дисциплинам, и особенно — спецификой коррекцион­ной работы с детьми, у которых диагностирована ЗПР. Только тогда можно преодолеть трудности, помочь учащимся адаптиро­ваться к школе.

Среди учебных предметов, вызывающих повышенные трудно­сти в усвоении, математика занимает ведущее место. Это обнару­живается уже в дошкольном возрасте, но особенно четко наблю­дается в процессе обучения в начальной школе. Уже к моменту поступления в школу дети имеют разный уровень школьной зрелости из-за индивидуальных особенностей своего психофизи­ческого развития. Недостаточная сформированность готовности некоторых детей к обучению нередко усугубляется ослабленным здоровьем и характер математического материала, который необходимо анализировать и обобщать, делая определенные выводы, недостачное владение специфической математической памятью созда­ют особые трудности в освоении математики младшими школьниками с ЗПР. Отсутствие многих элементарных математических представле­ний, существенные пробелы в дошкольном математическом раз­витии, недостаточный опыт действий с различными предметны­ми множествами приводят к трудностям, в овладении данным учебным предметом уже в первый год обучения. Содержание учебного материала по отдельным разделам программы для мно­гих детей оказывается непосильным, а медленный темп продви­жения не позволяет им полностью усваивать программу в уста­новленные сроки.

Неоднородность состава учащихся начальной общеобразователь­ной школы, разные возможности усвоения математических зна­ний требуют дифференцированного, индивидуального подхода к ним при обучении математике. Классы КРО, успешно функцио­нирующие во многих регионах России с 1994 года, призваны оказать своевременную дифференцированную педагогическую помощь таким детям. Одним из важнейших принципов системы коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР является принцип индивидуа­лизации обучения. В связи с этим возрастает значение анализа педагогических причин школьной неуспеваемости по математикепутей ее коррекции. Среди причин недостаточного усвоения знаний по математике на первый план выступают пробелы в дошкольной математической подготовке детей, недостаточный опыт действий с предметами. Особенности познавательной дея­тельности детей с ЗПР проявляются в виде несформированности важнейших мыслительных операций: анализа, синтеза, сравне­ния, обобщения, недостаточного объема словарного запаса, недо­развития мелкой моторики. В связи с этим необходима индиви­дуализация обучения — как на этапе объяснения нового матери­ала и его закрепления, так и на этапе проверки усвоенных знаний.

Особенностью педагогической диагностики является определе­ние общей математической обученности детей на определенных его ступенях: на момент поступления в школу — в 6 лет, в процессе обучения в 1-м и 2-м классах начальной школы. Обученность — это показатель успешности усвоения знаний, умений и навыков Учебной деятельности, готовности к продолжению образования. С позиции теории, обучаемость — это способность человека с определенными неблагоприятными факторами. Абстракт ленной скоростью и точностью воспринимать, запоминать и пре­образовывать информацию (З.И. Калмыкова).

Цели педагогической диагностики состоят в изучении обучен, ности и обучаемости школьников, что позволяет, с одной стороны, оценивать результативность и качество обучения, а с другой — прогнозировать успешность обучения на последующих эта­пах. Цели педагогической диагностики состоят в изучении качества обучения, выявлении затруднений и ошибок, с одной стороны, а с другой — в разработке коррекционных мер для них преодоления. Педагогическая диагностика позволяет выявить опре­деленные пробелы в формировании и развитии учебных умений детей.

Л.С. Выготский указывал, что обучение означает не механи­ческое подражание ребенка действиям других лиц, а возможность в сотрудничестве подниматься на высшую ступень интеллекту­ального развития, возможность под руководством и с помощью обучения развить в себе способность самостоятельно решать аналогичные задачи. Таким образом, по Выготскому, оценку развития ребенка следует основывать на двух показателях: вос­приимчивости к помощи при выполнении трудного для его воз­раста задания и способности к последующему самостоятельному решению аналогичных задач. Эти два принципиальных требова­ния предполагают введение в диагностическое задание определен­ных методических условий. Основное задание должно быть подо­брано так, чтобы оно было не слишком легким, но и не слиш­ком трудным, то есть находилось бы в «зоне трудности» для всех детей одной возрастной группы. При выполнении диагностического задания нужно проследить, насколько успешными станут действия ребенка, если учитель будет оказывать ему помощь. Другое условие, которое требуется предусмотреть, — это подбор дополнительного, аналогичного по способу выполнения задания для последующей самостоятельной работы ребенка.

Одной из форм педагогической диагностики причин трудно­стей в обучении математике является анализ письменных работ. Диагностические письменные работы проводятся учителем в на­чале каждого учебного года (в сентябре). Основными задачами этих работ являются выявление:

—степени овладения математическими знаниями и умениями
на данном этапе обучения, степени усвоения требований про­
граммы на момент обследования;

—характера нарушений, специфических ошибок, степени их
выраженности;

—уровня развития школьных навыков и основных психических функций.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.