Важнейшим условием эффективности учебно-воспитательного процесса является предупреждение и преодоление тех трудностей, которые испытывают младшие школьники в учебе. Преодоление школьной неуспеваемости в настоящее время является одной из самых острых педагогических проблем. Число детей, испытывающих трудности в усвоении программы начальной общеобразовательной школы, неуклонно возрастает. Слабое соматическое и психоневрологическое здоровье современных детей, напряженный режим школьной жизни, постоянное усложнение учебных программ, нарастающий поток информации — все это создает серьезные трудности адаптации детей к школьным нагрузкам.
Закон РФ «Об образовании» предусматривает, что школа должна обеспечить возможность успешного обучения любого ребенка, каким бы «трудным» он ни был. В связи с этим возрастает значение анализа причин школьной неуспеваемости и поиска путей ее коррекции.
Профилактика школьной неуспеваемости и дезадаптации должна стать ведущим направлением педагогической стратегии, что предполагает активное внедрение в практику работы дошкольных и школьных учреждений системы педагогического диагностирования. Учителя должны знать закономерности психического развития младших школьников, владеть специальными знаниями в области коррекционной педагогики, а также обучения отдельным дисциплинам, и особенно — спецификой коррекционной работы с детьми, у которых диагностирована ЗПР. Только тогда можно преодолеть трудности, помочь учащимся адаптироваться к школе.
Среди учебных предметов, вызывающих повышенные трудности в усвоении, математика занимает ведущее место. Это обнаруживается уже в дошкольном возрасте, но особенно четко наблюдается в процессе обучения в начальной школе. Уже к моменту поступления в школу дети имеют разный уровень школьной зрелости из-за индивидуальных особенностей своего психофизического развития. Недостаточная сформированность готовности некоторых детей к обучению нередко усугубляется ослабленным здоровьем и характер математического материала, который необходимо анализировать и обобщать, делая определенные выводы, недостачное владение специфической математической памятью создают особые трудности в освоении математики младшими школьниками с ЗПР. Отсутствие многих элементарных математических представлений, существенные пробелы в дошкольном математическом развитии, недостаточный опыт действий с различными предметными множествами приводят к трудностям, в овладении данным учебным предметом уже в первый год обучения. Содержание учебного материала по отдельным разделам программы для многих детей оказывается непосильным, а медленный темп продвижения не позволяет им полностью усваивать программу в установленные сроки.
Неоднородность состава учащихся начальной общеобразовательной школы, разные возможности усвоения математических знаний требуют дифференцированного, индивидуального подхода к ним при обучении математике. Классы КРО, успешно функционирующие во многих регионах России с 1994 года, призваны оказать своевременную дифференцированную педагогическую помощь таким детям. Одним из важнейших принципов системы коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР является принцип индивидуализации обучения. В связи с этим возрастает значение анализа педагогических причин школьной неуспеваемости по математикепутей ее коррекции. Среди причин недостаточного усвоения знаний по математике на первый план выступают пробелы в дошкольной математической подготовке детей, недостаточный опыт действий с предметами. Особенности познавательной деятельности детей с ЗПР проявляются в виде несформированности важнейших мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, недостаточного объема словарного запаса, недоразвития мелкой моторики. В связи с этим необходима индивидуализация обучения — как на этапе объяснения нового материала и его закрепления, так и на этапе проверки усвоенных знаний.
Особенностью педагогической диагностики является определение общей математической обученности детей на определенных его ступенях: на момент поступления в школу — в 6 лет, в процессе обучения в 1-м и 2-м классах начальной школы. Обученность — это показатель успешности усвоения знаний, умений и навыков Учебной деятельности, готовности к продолжению образования. С позиции теории, обучаемость — это способность человека с определенными неблагоприятными факторами. Абстракт ленной скоростью и точностью воспринимать, запоминать и преобразовывать информацию (З.И. Калмыкова).
Цели педагогической диагностики состоят в изучении обучен, ности и обучаемости школьников, что позволяет, с одной стороны, оценивать результативность и качество обучения, а с другой — прогнозировать успешность обучения на последующих этапах. Цели педагогической диагностики состоят в изучении качества обучения, выявлении затруднений и ошибок, с одной стороны, а с другой — в разработке коррекционных мер для них преодоления. Педагогическая диагностика позволяет выявить определенные пробелы в формировании и развитии учебных умений детей.
Л.С. Выготский указывал, что обучение означает не механическое подражание ребенка действиям других лиц, а возможность в сотрудничестве подниматься на высшую ступень интеллектуального развития, возможность под руководством и с помощью обучения развить в себе способность самостоятельно решать аналогичные задачи. Таким образом, по Выготскому, оценку развития ребенка следует основывать на двух показателях: восприимчивости к помощи при выполнении трудного для его возраста задания и способности к последующему самостоятельному решению аналогичных задач. Эти два принципиальных требования предполагают введение в диагностическое задание определенных методических условий. Основное задание должно быть подобрано так, чтобы оно было не слишком легким, но и не слишком трудным, то есть находилось бы в «зоне трудности» для всех детей одной возрастной группы. При выполнении диагностического задания нужно проследить, насколько успешными станут действия ребенка, если учитель будет оказывать ему помощь. Другое условие, которое требуется предусмотреть, — это подбор дополнительного, аналогичного по способу выполнения задания для последующей самостоятельной работы ребенка.
Одной из форм педагогической диагностики причин трудностей в обучении математике является анализ письменных работ. Диагностические письменные работы проводятся учителем в начале каждого учебного года (в сентябре). Основными задачами этих работ являются выявление:
—степени овладения математическими знаниями и умениями на данном этапе обучения, степени усвоения требований про граммы на момент обследования;
—характера нарушений, специфических ошибок, степени их выраженности;
—уровня развития школьных навыков и основных психических функций.